Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование величины нагрузки на занятиях с теоретической направленностью



2018-07-06 361 Обсуждений (0)
Исследование величины нагрузки на занятиях с теоретической направленностью 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Следующие исследования проводились с целью сравнения инновационной технологии с традиционной. Предметом исследований стала величина внутренней нагрузки на уроках, так как споры представителей разных направлений в преподавании физкультуры (образовательной, например, и оздоровительной) идут вокруг возможности снижения двигательного компонента урока.

О величине внутренней нагрузки мы судили по степени снижения физической работоспособности в процессе занятий. Физическая работоспособность рассчитывалась по тесту Руффье, в основе которого лежит подсчёт величины пульса в покое, после нагрузки (30 приседаний за 30 секунд) и после отдыха продолжительностью в 1 минуту.

Физическая работоспособность выявлялась в начале занятия и после его окончания. В конце каждого занятия давался восстановительный бег и отдых в течение пяти минут (во время которого обсуждались результаты урока). В общей сложности на тестирование уходило 6 минут.

На занятиях, проводимым исследовательским методом выявлялись эффективные элементы видов бега и метаний, барьерного бега. В результате исследовательских занятий выявлялись наиболее эффективные элементы, которые на других занятиях отрабатывались в специальных упражнениях. В нашем исследовании первые обозначаются как занятия с проведением исследования, а вторые – без исследования.

Результаты величины нагрузки на уроках, проводимых различными методами, представлены на рисунке 22.

 

Рис. 22. Снижение работоспособности на уроках, проводимых различными методами.

 

В среднем на уроках исследовательским методом (7 занятий) работоспособность снизилась на 62,1 %, а на уроках, проводимых традиционным методом (7 занятий) – на 51,9 %. t-критериальный анализ Стьюдента показал, что разница в величине нагрузки на уроках, проводимых разными методами статистически не значима (t=0,65, p>0,05).

Выше были представлены данные величин нагрузок на уроках, проводимых разными методами. Но на этих уроках решались разные задачи, использовался разный учебный материал. Естественно, что уроки, посвящённые обучению технике бега, по остроте воздействия будут отличаться от уроков, задачей которых ставится обучение технике метания мяча. Поэтому далее объектами сравнения стали величины нагрузок на уроках, в которых использовался один и тот же учебный материал.

Результаты величины нагрузки на занятиях, в которых использовался беговой материал, представлены на рисунке 23.

 

Рис. 23. Освоение техники бега с исследованием на уроке и без исследования.

 

В среднем на уроках исследовательским методом снижение работоспособности произошло на 75,6%, традиционным методом – на 26,7 %.

Данные величины внутренней нагрузки на занятиях, в которых осваивалась техника прыжка в длину с места, представлены на рисунке 24.

Рис. 24. Освоение техники прыжка в длину с места с исследованием на уроке и без исследования.

 

При применении исследовательского метода на уроке снижение работоспособности произошло на 66,2 %, а без применения его на 40 %.

Данные величины внутренней нагрузки на занятиях, в которых осваивалась техника метание мяча представлены на рисунке 25.

 

Рис. 25 Освоение техники метания мяча с исследованием на уроке и без исследования.

 

В среднем при применении исследования на уроке работоспособность снизилась на 32,6 %, без исследования – на 20,7 %.

Следующие данные представляют величину нагрузки на уроках, проводимых исследовательским методом учителями с разным опытом работы (исследовательской).

В исследовании приняли участие преподаватель вуза и студенты, проводящие методические уроки (студенты-заочники, работающие учителями в школах). Материал на уроках был одинаковый: техника бега (2 занятия) и техника метания мяча (2 занятия) (рис. 26).

Рис. 26. Величина нагрузки на уроках, проводимых исследовательским методом учителями с разным опытом работы.

 

У опытного преподавателя в среднем снижение работоспособности произошло на 85,5 %, в то время как у начинающего исследователя на 28 %. Причём на двух уроках снижение работоспособности произошло всего на 11 % - это очень низкий показатель.

Это свидетельство того, что не сам по себе исследовательский метод (или занятие теорией в реальной физкультурной деятельности) может приводить к снижению воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а организация работы на таких уроках.

В современном образовательном процессе всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский). Изменения коснулись и сферы физической культуры, но новые методы обучения большей частью относятся к проведению аудиторных занятий [243, 244]. Инновации в физической культуре и спорте вводятся лишь в организационный компонент занятий: вынесение уроков за рамки расписания, введение третьего теоретического часа, оставляя за кадром другие направления в образовании (развитие личности, интеллекта школьников). Какой быть школьной физкультуре, до сих пор нет единого мнения. В преподавании расставляются различные акценты: оздоровительные, развивающие двигательные качества, межпредметные, образовательные [198]. Главным аргументом противников образовательной физической культуры является низкая, с их точки зрения, плотность урока и, вследствие этого, недостаточный оздоровительный, развивающий (речь идёт о развитии физических качеств) эффект. Поэтому работа и была посвящена выявлению величины нагрузки на занятиях по спортивным дисциплинам, проводимых исследовательским методом.

Величина внутренней нагрузки на занятиях, проводимых исследовательским методом, в среднем достигает 62,1 % (что значительно превышает рекомендуемый оздоровительный уровень в 15-20 %). Внутренняя нагрузка на занятиях без проведения исследований достигает 51,9 %. Разница в величине нагрузки на уроках, проводимых разными методами статистически не значима (t=0,65, p>0,05).

Величина нагрузки на исследовательских уроках зависит от опыта работы в режиме поисковой активности.

Данные о величине внутренней нагрузки на уроках по инновационной технологии, посвящённые формированию самооценки двигательного действия, и традиционной представлены в приложении 6.

В среднем на уроках, целью которых было формирование самооценки техники (8 занятий) работоспособность снизилась на 58,4 %, а на уроках, проводимых традиционным методом (10 занятий) – на 43,2 %. t-критериальный анализ Стьюдента показал, что разница в величине нагрузки на уроках, проводимых разными методами статистически не значима (t=1,03; p>0,05).

Величина нагрузки на уроках с тренировочной направленностью исследовалась на гуманитарном факультете ПГТУ (преподаватель Р.Ф.. Кусякова). Поскольку большинство на факультете представляют студентки, то для сравнения мы отобрали величину нагрузки у студенток факультета физической культуры (рис. 27).

Рис. 27. Освоение техники бега с различными задачами на уроке (сформировать самооценку и развить двигательные качества).

 

На уроках, целью которых было формирование самооценки двигательных действий, снижение работоспособности студенток произошло на 77 %, а при тренировочной направленности – на 36,4 %.

Продуктивная ориентация личности, продуктивное мышление, компетентность – понятия одного ряда и характеризуют возможности человека создавать, творить. Именно на формирование этих качеств личности и умений направлены действия, реализующие направления модернизации содержания российского образования. Результатом такого образования должен стать человек компетентный, человек, который может создавать эффективный продукт. То есть это субъект деятельности: собственной деятельности. Поэтому понятен основной подход в преподавании учебных дисциплин – это деятельностный подход.

Обучение, основанное на компетентностном подходе, направлено на формирование субъекта деятельности. Субъектность предполагает умение ставить цели, подбирать средства для её достижения, действовать, осуществляя контроль, получать результат и оценивать его. А самоконтроль и самооценка - наиболее значимые компоненты субъектности.

Уже начали появляться работы, посвящённые деятельностному подходу в преподавании физической культуры. Но, так как они применяются в русле образовательной физической культуры, то очень часто со стороны представителей других направлений (оздоровительного, тренировочного, развивающего физические качества), в их адрес идёт критика, основой которой служит утверждение, что такая физкультура будет носить «разговорный характер» и это отрицательно скажется на двигательном компоненте урока.

Мы предлагаем заниматься теорией на практических занятиях в рамках компетентностного подхода. Тогда целью занятий становится формирование субъекта физкультурной деятельности, который может действовать и контролировать свои действия.

Наше исследование показало, что работа над формированием самооценки двигательного действия приводит к лучшему усвоению знаний без потери двигательного компонента. Величина нагрузки на уроках, целью которых являлось формирование самооценки, находится на развивающем уровне и не уступает величине нагрузки на уроках, проводимых традиционным методом и даже с тренирующей направленностью.


 



2018-07-06 361 Обсуждений (0)
Исследование величины нагрузки на занятиях с теоретической направленностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование величины нагрузки на занятиях с теоретической направленностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (361)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)