Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Демография, переписи и политика



2018-07-06 424 Обсуждений (0)
Демография, переписи и политика 0.00 из 5.00 0 оценок




Проведение первых, после советской переписи 1989 г., переписей населения в новых государствах имело исключительное политическое и народно-хозяйственное значение. Перепись является важнейшим актом, легитимно устанавливающим сам факт наличия населения у того или иного государства. Поскольку без населения не может быть государства, переписи для новых образований имеют особое значение, не меньшее, чем конституции, армии, или охраняемые границы. Переписи охватывают население в пределах государственных территорий, поэтому переписать их жителей означает дополнительно оформить демографическую и территориальную основы государства. Это важно в случае спорных территорий или территорий, где власть центрального правительства полностью или в значительной мере утрачена или оспаривается. Вот, кстати, почему проведение российской переписи в Чеченской республике имело особое значение, ибо подсчет населения России без учета населения Чечни косвенно означал бы отторжение этой территории и ее населения от остальной страны.

Наконец, для постсоветских государств, базирующихся на доктрине этнического национализма (провозглашенных от имени самоопределившихся этнонаций – азербайджанцев, белорусов, латышей, украинцев, эстонцев и т. п.) было важно в переписях затвердить статус демографического большинства за представителями одной из этнических общностей, наделенной статусом "коренной" или "титульной", и принизить значимость других компонентов населения и его этнокультурное разнообразие. Переписи имели и другое значение для организации экономики и социальной жизни. Как отметил В. В. Путин на заседании Государственной комиссии по проведению переписи в апреле 2002 г., "перепись даст нам самый полный и самый подробный слепок с российского общества".

Еще в 1995 г. всеми национальными статистическими службами новых независимых государств было принято решение об одновременном проведении очередных переписей населения в 1999 г. на единой методологической основе. Статкомитет СНГ даже разработал такие методологические основы, и при нем действовал Координационный совет по содействию проведению переписей населения в странах Содружества. Были подготовлены модельные закон о переписи, вопросник (программа), основные организационно-мето­дологические положения по проведению переписи населения. До конца 2002 г. сплошные переписи населения провели Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Грузия, Украина, Россия, а также три государства Балтии. Предварительные краткие итоги уже известны, и они позволяют сделать некоторые важные выводы о движении населения на территории бывшего СССР после 1989 г.

Совокупное население постсоветских государств осталось фактически неизменным – 288 млн. человек, т. е. всего на два миллиона больше, чем составляло население СССР в 1989 г. Однако различия между странами очень большие. На очень большой рост населения указывают оценочные данные по Узбекистану, но, как обычно бывает, оценка выше реальной численности (исключением стала Россия, где последние 10 лет статистики и эксперты не замечали или не умели сосчитать миллионы нерегистрируемых мигрантов). В ряде государств (особенно в Армении, Грузии, на Украине) население уменьшилось очень заметно в силу снижения рождаемости, роста смертности и активной эмиграции в другие регионы мира. Только государства Средней Азии и Казахстан, а также Азербайджан и Молдавия сохранили и даже увеличили численность своего населения, несмотря на интенсивную эмиграцию из этих стран, преимущественно в Россию. Скорее всего, эта общая тенденция будет сохраняться, а именно – демографический потенциал среднеазиатского региона (мусульманского постсоветского мира, если сюда добавить Азербайджан) будет расти, демографический потенциал, условно говоря, православно-славянского мира (если добавить сюда Армению и Грузию) будет сохраняться примерно на том же уровне, а демографический потенциал балтийских стран будет сокращаться.

Сохранение этой тенденции связано не только с естественным движением населения, но и с миграционными потоками между странами бывшего СССР. Эти потоки имеют одну долговременную направленность: идет миграция в Россию из других стран, кроме стран Балтии, и сокращается миграция из России в другие страны бывшего СССР. Кстати, именно за счет последнего фактора, а не роста миграции в Россию (в период 1979–89 гг. миграция в РСФСР из других союзных республик была выше, чем в последующий период), Россия имела столь высокое положительное сальдо в миграционном обмене в рамках бывшего СССР. Наличные ресурсы, позитивные социально-экономические изменения и благоприятный фон политической и культурной жизни в России сохранят и даже усилят ее притягательность для граждан бывшего СССР и в будущем. Именно это составит основной источник роста населения или его сохранения на нынешнем уровне, несмотря на неблагоприятные показатели естественного движения населения (высокая смертность и низкая рождаемость).

Однако реализация этой важнейшей тенденции во многом зависит от ряда экономических и политических обстоятельств, прежде всего – от характера миграционной политики России. Если экономическая ситуация и политическая стабильность России скорее увеличивают, чем уменьшают ее миграционную привлекательность, то в области миграционной политики и общественного отношения к миграции 2002 г. был одним из самых неблагоприятных. Существенно скорректированы в сторону ужесточения условия временной трудовой и постоянной миграции в Россию, а также порядок приобретения российского гражданства. Принятый в июне 2002 г. Закон о гражданстве Российской Федерации и одобренная Концепция государственной миграционной политики были продиктованы не только соображениями более четкого регулирования миграционных потоков в интересах национальной безопасности и более цивилизованного использования труда мигрантов в России, но и другими обстоятельствами. Эти документы и стоящий за ними курс были вызваны и более тривиальными причинами. Прежде всего – бытовой ксенофобией и низкой квалификацией управленцев и экспертов, особенно в рядах президентской администрации и правительственных служб. Поощряемые политиками и частью СМИ антимигрантские и ксенофобские настроения укрепились и среди части российского общества, создавая иллюзию "настроений масс". Отсюда родилась безумная идея некоторых ключевых политтехнологов укрепить рейтинг президента и осуществить консолидацию общества через конструирование новой "большой угрозы" в виде массовых потоков неконтролируемой иммиграции. Необходимость этого оправдывалась спадом патриотизма после отражения "чеченской агрессии против России" и на фоне медленного урегулирования ситуации в Чечне.

2002 год принес много проблем сотням тысяч людей, не имеющих нового российского гражданства (старое советское у многих есть), но живущих и работающих в России. Возросло отчуждение от нашей страны жителей других стран бывшего СССР, а также ухудшилось отношение к русским в тех странах, куда депортируют мигрантов, или выходцев из которых подвергают унижению и насилию в России (прежде всего в Азербайджане и Таджикистане). Экономика, торговля и сервис пострадали, а в выигрыше те страны, куда теперь предпочитают уезжать на заработки молдаване, армяне, украинцы и другие, ценные работники и потенциальные граждане. Цена обещанного порядка на границе и на городских рынках на порядок ниже нанесенного ущерба.

Послание президента Путина указывает на необходимость исправить совершенные ошибки в государственной политике по вопросам гражданства и миграции. Но джинн ксенофобии и антимиграционизма уже вырвался на более широкий простор и овладел общественными настроениями. Поставить его под контроль и изменить отношение российского общества и политической элиты в сторону осознания пользы и поощрения миграции будет очень трудно, но необходимо. Тот факт, что в 2002 г. миграционный приток был одним из самых низких, говорит о неудовлетворительной работе миграционных служб: более объективного критерия оценки деятельности в этой сфере быть не может.

 

 



2018-07-06 424 Обсуждений (0)
Демография, переписи и политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Демография, переписи и политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)