Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологическая слабость конвенции и политизированность доктрины меньшинств



2018-07-06 442 Обсуждений (0)
Методологическая слабость конвенции и политизированность доктрины меньшинств 0.00 из 5.00 0 оценок




Сама доктрина меньшинств с момента ее рождения в начале ХХ в. была политизированной, а с научной точки зрения – уязвимой. Рождение и существование теории и политико-правовой практики меньшинств было связано с проблемой существования различных форм неравенства людей, основанных на этнических, религиозных, расовых и языковых различиях. Таким образом, фактор неравенства и приниженного статуса, а также групповая принадлежность стали отличительной маркой проблемы меньшинств, в отличие от схожих проблем прав человека или социальных доктрин. И все же в сфере правовой протекции проблема меньшинств всегда воспринималась как проблема человека-личности, связанная с принадлежноcтью к группе, а не как проблема группы как таковой.

Именно поэтому аналогичная и более ранняя декларация ООН в своем названии имела формулу "о правах личностей, принадлежащих к языковым, расовым, этническим (национальным), религиозным меньшинствам", а не о правах меньшинств как таковых. Европейская Рамочная конвенция нарушила это важный принцип и предложила мыслить меньшинства в категории группового права – одного из самых спорных и трудно исполнимых концептов. Кроме того, добавленные в свое время в перечень "национальные" меньшинства (как восточно-европейский аналог общепринятой категории "этнические меньшинства") вдруг стали единственными субъектами конвенции, что имеет серьезные политические и другие цели и последствия, о чем речь пойдет ниже.

Ситуацию несколько спасает само понятие "рамочности", но международный опыт подсказывает, что и рамочный международно-правовой документ может превратиться в орудие жесткого давления на государства-участники и на других действующих субъектов права. Ссылки на неисполнение тех или иных международных конвенций, даже если они изжили себя или изначально были глупыми, служат целям современного геополитического соперничества и тому, чтобы отыграться за счет более слабого или чтобы ослабить сильного.

Главный недостаток европейской конвенции – это дальнейшее закрепление несостоятельной идеологии и обыденного представления о существовании групп меньшинств как коллективных тел, как своего рода реестров компаний со списками персонала и акционеров. Более того, инспектирующие соблюдение конвенции настаивают на необходимости иметь в стране список меньшинств и сокрушаются, когда такого списка нет. В частности, в докладе по России говорится: "Консультативная Комиссия отмечает, что Российская Федерация не установила список национальных меньшинств, и страна не имеет твердой позиции, какие именно группы должны попадать под действие конвенции, или какое определение национального меньшинства должно использоваться". Комиссию и стоящую за ней идеологию больше устраивает ситуация, когда сугубо по политическим причинам автохтонное (в худшем случае – старожильческое) население государства фактически насильственно категоризуется как меньшинство, как это было поспешно и достаточно иезуитски сделано в ряде постсоветских государств сразу после распада СССР при горячей поддержке западно-евро­пейского сообщества.

Никто и никогда в ОБСЕ или в Совете Европы не поддержал бы идею и решение считать меньшинствами шотландцев и ирландцев в Великобритании или шведов в Финляндии, ибо данные группы рассматриваются как равнообщинные сообщества в рамках существующих британской и финской наций и считаются частью так называемого "основного населения" (core population), а не "национальными меньшинствами", если пользоваться языком самой Рамочной конвенции. Зато на Украине, в Латвии и Казахстане, где этнические русские составляли на момент распада СССР не менее трети населения, а более широкая категория русскоязычного населения (язык, кстати, должен также считаться основой для выделения групп защиты) вообще составляла большинство населения, общими усилиями при некомпетенции и расстерянности местных акторов все это население было зачислено в "национальные меньшинства" (видимо, как "сколок" от "русской нации").

Местные этнонационалисты (украинские, латышские, казахские и другие), их европейские партнеры и другие геостратеги, демонтировавшие "советскую империю" и панически боявшиеся русского фактора как такового, предпочли вывести русских и русскоязычных из понятия "основного населения" и опустить их в категорию меньшинств или даже неграждан (фактически половину населения Латвии нельзя было назвать меньшинством и легче, хотя и абсурдно, было просто лишить его даже возможности считаться меньшинством). Ирония в том, что даже после 12 лет насильно навязанного статуса меньшинства, огромных усилий по защите людей в рамках этого статуса, уже сформировавшегося интереса быть меньшинством как клиентом внешней защиты и поддержки со стороны России и международных защитных структур, русские не являются, не ведут себя и не воспринимаются самим населением как меньшинство. Чаще сами казахи, украинцы или латыши ощущают и ведут себя в "своих" странах как бывшие советские меньшинства, что выражается в продолжающемся пестовании прошлых травм, подчеркивании своей малочисленности или культурно-языковой уязвимости, в поиске большого внешнего врага, в болезненном восприятии критики и т. п. С точки зрения социально-культурной антропологии, а не демографических калькуляций, русские не являются меньшинствами в вышеупомянутых странах и все меньше таковыми становятся. Их наиболее вероятная и спасительная для самих независимых государств перспектива – это утверждение государственной доктрины народов-партнеров и отстаивание статуса равнообщинных государств. Кроме Казахстана (более высокая рождаемость среди казахов и высокий уровень эмиграции русских), демографическая ситуация также на стороне этой тенденции.

Рамочная конвенция намеренно (или по научной и политической наивности) держит данную категорию постсоветского населения в статусе меньшинств, дабы не допустить реинкарнации СССР и максимально дистанциировать новые государства от России. Нелогичность и консервативность европейской политики меньшинств (именно поэтому она используется только в восточном направлении!) особенно наглядно проявляется в том, что язык президентов и парламентов, и даже язык бизнеса и язык улицы в значительной мере остаются языком объявленного меньшинства. Сохраняющееся по узко-нацио­налистическим и одновременно по геополитическим причинам непризнание официального статуса основного языка значительной части или даже большинства населения наносит огромный вред прежде всего самим постсоветским государствам. Это все равно, что во многих странах Азии и Африки лишить английский, французский или голландский языки статуса государственного языка и объявить его языком меньшинств. Более демодернизирующую стратегию придумать было бы трудно. Однако именно такая саморазрушительная линия осуществляется через идеологию и политику меньшинств в постсоветских странах. В будущем Казахстану, Киргизии, Молдове, Украине, Латвии, Эстонии еще придется иметь дело с накопленными обидами и настроением реванша, которые будут исходить от казахстанцев, латвийцев и других жителей этих стран русского и другого "некоренного" этнического происхождения. Ныне они еще не способны отстоять свои статус и интересы, пребывая под "надежной защитой" в изоляционной камере "национального меньшинства".

В равной мере плохую услугу оказывают этой части постсоветского населения и российская политика и наука, увлеченная "диаспоризацией" нового зарубежья. Статус меньшинства для русских в Украине, Латвии и Казахстане является абсурдом, но не в меньшей степени абсурдно называть их диаспорой. Повторяю еще раз: единственная адекватная с международно-правовой и социально-культурной точки зрения категоризация русского и более широко – русскоязычного населения в постсоветских странах – это отнесение его к основному населению страны своего давнего проживания, своего гражданства и своей лояльности. Такая идентичность характерна для большинства представителей данной категории населения, хотя многие активисты или жертвы грубой дискриминации и насилия вынуждены обращаться за защитой в европейскую контору жалоб под названием "комиссариат по делам меньшинств", в российские органы власти или к крайним русским националистам.

Кстати, Россия может оказывать в этих случаях покровительство и поддержку таким людям и группам без обязательной категоризации их как "соотечественников" или "диаспоры". Поддержка русского языка и культуры – это уже почти негласное международное обязательство России как главного производителя одной из четырех–пяти мировых языковых культурных систем. Хотя обучать русскому языку, поддерживать и развивать русский язык – язык своих налогоплательщиков – это, прежде всего, обязанность тех государств, которые получают с русскоязычных свои налоги.

Знать и понимать эту подоплеку ныне, казалось бы, базовых международных норм и деклараций относительно политики меньшинств необходимо, чтобы эффективно взаимодействовать по данным вопросам, чтобы кое-чему учиться у наших европейских партнеров и кое-чему учить их и переучиваться самим. Какова в этом контексте ситуация в Российской Федерации?

 

 

Меньшинства как ситуация:



2018-07-06 442 Обсуждений (0)
Методологическая слабость конвенции и политизированность доктрины меньшинств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологическая слабость конвенции и политизированность доктрины меньшинств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)