Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нетерпимость как глобальная проблема



2018-07-06 554 Обсуждений (0)
Нетерпимость как глобальная проблема 0.00 из 5.00 0 оценок




Нетерпимость и экстремизм и основанное на них насилие представляют собой серьезную угрозу для мирной жизни человеческих сообществ и международной стабильности в целом. Наиболее распространенными проявлениями этого вызова являются этносепаратистские конфликты, дискриминация меньшинств, агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, деятельность расистских организаций и акты расового насилия, религиозный экстремизм, нетерпимость политических движений и идеологий. Нетерпимость – глобальная проблема современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между людьми и культурами. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития. Нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению прав человека.

Многовековые усилия по утверждению цивилизованных взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и социально-политическом отношении людьми, общностями и государствами привели к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер, получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах, международных договорах и декларациях. Одним из таких принципов является толерантность (терпимость) – не только труднодостижимый и в то же время неизменный идеал выдающихся и совестливых мыслителей, но и приемлемая и желаемая норма морали для всех людей.

Толерантность (терпимость) заключает в себе уважение и признание других мнений и мировоззрений и отказ от унижения и насилия по отношению к ним. Терпимость – это свойство открытости и свободного мышления. Терпимость не позволяет существующим в каждом обществе явлениям состязательности и доминирования проявиться в насильственных формах. Содержание и границы толерантности различаются в зависимости от культурной традиции, состояния общества и многих других факторов. Другими словами, терпимость к инаковости есть приобретаемая и культивируемая личностная установка и коллективная позиция как реакция и условие существования сложных обществ. Это есть показатель зрелости и жизненности человеческих коллективов, государственных и политических образований.

Толерантность – не есть панацея от всех человеческих пороков и социальных болезней, ибо ей постоянно противостоит нетерпимость, в том числе в ее агрессивных формах. Терпимость – это не вседозволенность и всепрощение; она должна заключать в себе активное действие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости. Толерантность может сохранять и защищать себя путем подавления крайних форм нетерпимости.

Как установка, толерантность носит характер индивидуального выбора; она приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие, толерантность – это активная позиция самоограничения и добровольного согласия на взаимное уважение и сосуществование разных субъектов общества. Толерантность не гарантируется интеллектуальностью человека. Нетерпимость, особенно в ее изощренных и доктринальных формах, часто является результатом усилий интеллектуалов. Они же обеспечивают эмоциональную и политическую мобилизацию, производя риторику ненависти и поставляя аргументы для разных форм нетерпимости, включая насилие.

Таким образом, толерантность — это постоянное усилие, направленное на конструирование и осуществление определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность – это поощрение обществом, в частности, через образование и средства массовой информации, личностных стратегий, культивирующих установку на согласие и сотрудничество.

 

 

Мировой опыт противодействия

Экстремизму

Многие страны, особенно с демократическим общественным устройством, на протяжении длительного времени ведут борьбу против расовой дискриминации, против проявлений вражды на почве расизма, религиозной и этнической нетерпимости. Эти действия направлены не только на защиту той или иной категории населения, и не на создание каких-либо групповых привилегий. Цель этой деятельности состоит, прежде всего, в сохранении демократического общественного устройства, основанного на равенстве прав человека и гражданина. Средством борьбы против расизма и ксенофобии является в первую очередь борьба против всего, что может угрожать сохранению демократической системы, а именно – против возрождения идеологии пренебрежения человеческой личностью и превосходства одного народа над другим, отрицания фундаментального принципа равенства всех людей. Во многих странах мира приняты законы и выработаны общественные механизмы противодействия этой угрозе. Далеко не везде и не всегда они приносят быстрые и позитивные результаты, но в целом этот опыт очень важен, и он может быть использован в России.

Не подлежит сомнению рост в ряде европейских стран неофашистских, расистских и ксенофобских проявлений наряду с насилием со стороны мигрантских меньшинств и религиозных экстремистов. Тем не менее, действующие в Германии, Великобритании, Франции и в других странах законы против экстремизма, расизма и антисемитизма четко устанавливают различия между убеждениями, свобода выражения которых находится под защитой, в том числе и свобода выражения мнений в СМИ, и провоцированием расовой ненависти, преступлениями против человечности, которые подлежат наказанию. Преступления расового и ксенофобского характера строго связываются с наказанием отдельных лиц, но закон и общество также противодействуют формированию экстремистской идеологии, созданию сетевых сообществ, организаций и политических сил, для которых насильственные действия являются одним из способов самовыражения и которые поэтому представляют опасность для общества.

В США, где исторически существует расизм, сохраняются антисемитизм и этническая дискриминация, в то же самое время представляют интерес опыт государственно-общественного мониторинга экстремистских проявлений, система профессиональной экспертизы и корректного обсуждения проблем в СМИ, механизмы утверждения общеамериканской идентичности и гражданской солидарности среди многорасового и многокультурного населения. Опыт толерантного существования многокультурных и многоконфессиональных обществ имеется в странах Азии. В Индии, где происходят вспышки масштабного насилия на почве межрелигиозной розни и имеются очаги вооруженного сепаратизма, многие конфликты преодолеваются через общинные миротворческие процедуры наряду с эффективной деятельностью полиции.

Как открытое общество мы не можем игнорировать как позитивный международный опыт, так и внешние негативные воздействия, проявляющиеся в провоцировании, копировании и даже спонсировании экстремизма в России. Подход к проблемам ксенофобии, межгрупповой вражды и насилия на основе изоляционизма, исключительности и даже мессианизма – далеко не самый перспективный. Он может породить лишь новые формы нетерпимости и новые аргументы в ее пользу. Изоляционизм и замалчивание проблемы, равно как и поспешное зачисление России в категорию стран с режимом типа режима Муссолини, наносят ущерб внешнему образу нашей страны и они должны быть отвергнуты.

 

 

Оценка ситуации



2018-07-06 554 Обсуждений (0)
Нетерпимость как глобальная проблема 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нетерпимость как глобальная проблема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)