Общие принципы и подходы
Есть общие принципы и установки, которыми следует руководствоваться в работе по преодолению нетерпимости, ксенофобии и насилия в российском обществе: § в России издавна проживают представители разных национальностей и разных религиозных убеждений, которые пользуются одинаковыми гражданскими правами и свободами, в том числе правом сохранять и развивать собственную культуру, исповедовать религию или быть вне религии; § межэтническое согласие и сотрудничество являются нормой и глубокой традицией населения страны, обеспечивают существование и развитие страны и российского народа; § все культуры равноценны и нет природного неравенства представителей разных рас, национальностей и религий; неравенство и дискриминация порождаются социальными и политическими условиями, а нетерпимость и конфликты являются следствием неправильного воспитания, идеологического воздействия и политической мобилизации; § граждане России имеют гораздо больше общих историко-культурных ценностей и общественно-политических установок, чем различий на основе религии и этнической принадлежности, а вместе они составляют единый российский народ; § напряженность и конфликты возникают там, где неблагоприятная социально-экономическая обстановка соединяется с плохим управлением, и где политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного благополучия; § нетерпимость и негативные стереотипы бытуют среди разных категорий людей, и они могут носить устойчивый и массовый характер, но есть пути и меры, которые позволяют не допускать или устранять эти явления; § образование в духе культурной и религиозной терпимости является основополагающим средством утверждения в обществе культуры мира и согласия; § государство обладает всеми средствами обеспечивать межэтническое согласие, и только оно имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявлениям насилия; § общественно-политическое устройство Российской Федерации, в том числе ее Конституция и другие законы, обеспечивают возможности для этнокультурного самоопределения и развития, а также для обеспечения свободы совести граждан; § в утверждении благоприятного общественного климата важную роль играют средства массовой информации, профессиональная культура и литература, но через них же могут насаждаться и распространяться предубеждения иненависть, а также призывы, которые могут приводить к конфликтам и насилию; § нетерпимость, рознь и конфликты не носят необратимый характер, и они могут устраняться и разрешаться целенаправленными усилиями, включая меры информационно-просветительского характера, общественного воздействия и правового преследования. Руководствуясь этими принципами, многое могут сделать различные государственные институты, общественные организации и отдельные люди. На основе этих оценок и принципов Общественная палата преложила следующие рекомендации (ниже приводится текст рекомендаций Общественной палаты, одобренный 14 апреля 2006 г.). Рекомендации По линии органов государственной власти и местного самоуправления: – последовательно обеспечивать конституционные права, гарантирующие равенство граждан любой расы и национальности, а также свободу вероисповедания; – подвергнуть экспертизе действующие, а также разработать и принять федеральные и региональные законы и другие правовые акты в сферах этнокультурной и миграционной политики, противодействия экстремизму; – обеспечить эффективную правоприменительную практику по части предупреждения и наказания преступлений, связанных с разжиганием национальной и религиозной вражды и розни; – организовать подготовку государственных служащих, в том числе работников органов правопорядка, в области культуры межэтнических отношений, обучать их методам борьбы с проявлениями групповой напряженности и конфликтов, специфике работы среди населения со сложным этническим и религиозным составом; – утверждать общероссийские гражданские и историко-культурные ценности, поддерживать российский патриотизм и демонстрировать многокультурную природу российского государства и российского народа как гражданской нации; – осуществлять государственные программы этнокультурного развития регионов, поддержки малых культур и языков и защиты меньшинств наряду с программами развития русского языка и общероссийской культуры на всей территории страны; – последовательно и повсеместно пресекать проповедь нетерпимости и насилия и подвергать правовому преследованию тех, кто осуществляет акты насилия по этническому или религиозному принципу; – создать государственно-общественные системы мониторинга среды межэтнических отношений и профилактики экстремизма, активизировать деятельность в этом направлении комиссий и институтов уполномоченных по правам человека и по развитию гражданского общества; – обновить федеральное законодательство и ведомственные нормы в области миграции, осуществлять защиту прав мигрантов, способствовать интеграции мигрантов в российское общество, снижать риски, связанные с миграцией. В сфере образования и воспитания: – утверждать в школьной и вузовской системах образования концепцию многокультурности и многоукладности российской жизни; – организовать курсы по народоведению и по истории традиционных религий России, а также преподавание истории межкультурных взаимодействий и сотрудничества; – проводить подготовку школьных учителей и вузовских преподавателей на предмет знаний и установок в вопросах толерантности и межэтнического диалога; – налаживать воспитательную и просветительскую работу с детьми и родителями о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия, в том числе в отношениях с детьми и подростками; – реагировать на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика; – пресекать деятельность и запрещать символику экстремистских групп и организаций в школах и вузах; – индивидуально работать с теми, кто вовлечен в деятельность подобных групп или разделяет подобные взгляды; – расширять для школьников и студентов экскурсионно-туристическую деятельность для углубления их знаний о стране и ее народах; – развивать художественную самодеятельность на основе различных народных традиций и культурного наследия, а также создание современных мультимедийных продуктов о культурном многообразии России; – специалистам и государственным органам образования разрабатывать школьные методические рекомендации, создавать специальные курсы для учителей и родителей с целью патриотического воспитания школьников, внушения им негативного отношения к насилию. В сфере средств массовой информации, издательского дела и индустрии массовых развлечений: – создать поощрительную систему грантов, способствующую расширению тематики, рассчитанной на более полное и адекватное отражение культурной мозаики России, проблем межэтнических отношений и межконфессионального диалога; – осуществлять регулярный мониторинг печатных и электронных СМИ, интернет-изданий и литературы, а также продуктов индустрии массовых развлечений на предмет выявления попыток разжигания расовой, этнической и религиозной вражды и ненависти и призывов к насилию; – разработать Хартию российских журналистов о принципах освещения проблемы преодоления экстремизма; – не допускать к теле-радиоэфиру и к периодическим печатным изданиям лиц, проповедующих расовую, этническую и религиозную вражду и ненависть и призывающих к насилию, а также широкую трансляцию их прямых высказываний и призывов; – не упоминать без крайней необходимости этническую принадлежность персонажей журналистских материалов; – включить в систему журналистского обучения курс изучения культуры и традиций народов России и мира; – оказывать всемерную поддержку средствам массовой информации, адресованным детям и молодежи и ставящим своей целью воспитание в духе толерантности и патриотизма. По линии общественных организаций и других институтов гражданского общества: – политическим партиям и движениям желательно иметь в своих программах сформулированные на основе конституционности и морально-нравственных норм принципы и позиции по вопросам толерантности и противодействия экстремизму в российском обществе; – политическим партиям и движениям предлагается выработать критерии и требования, исключающие пребывание в рядах, а тем более – участие в выборах и занятие руководящих должностей лицами, разделяющими или поддерживающими экстремистские взгляды и деятельность; – создавать новые и поддерживать действующие неправительственные организации и объединения, которые занимаются миротворческой деятельностью, гражданским служением делу мира и согласия, постконфликтной реконструкцией в пострадавших районах; – религиозным обществам и организациям расширить свою деятельность по предотвращению насилия и конфликтов в обществе, среди пострадавших от насилия или подвергающихся дискриминации, а также среди тех, кто подвержен ксенофобии и ультрарадикальным идеологиям; – создавать общинные, районные, городские комиссии или комитеты, которые следили бы за чистотой среды межэтнических отношений и своевременно реагировали на неблагополучные ситуации; – привлекать общинных лидеров, старейшин, религиозных лидеров, авторитетных граждан к процессам выхода из конфликтов, в том числе и к переговорам в качестве представителей народной дипломатии, а также в качестве наблюдателей и гарантов соблюдения и выполнения достигнутых соглашений. В области мониторинга и научных исследований: – наладить подготовку специалистов и осуществление научных исследований по проблемам мира и толерантности, насилия и конфликтов, в том числе в рамках таких дисциплин, как социальная психология, этнология, социология, политология и история; – создать центры и исследовательские группы междисциплинарного характера, а также наладить издание журналов, серийных публикаций и методической литературы по проблемам толерантности, рассчитанных как на специалистов, так и на более широкую аудиторию; – показывать несостоятельность и общественный вред, а также преступный характер идеологий, программ и действий, которые заключают в себе ненависть и вражду к людям других рас, национальностей и вероисповеданий; – научным работникам создавать исследовательские группы и структуры для осуществления мониторинга общественного мнения, межэтнических отношений, деятельности политических, общественных и религиозных организаций с целью выявления кризисных ситуаций и выработки прикладных рекомендаций по их решению; – больше использовать печать, радио и телевидение для изложения современных положений науки о роли и значении культурных традиций и межкультурного диалога.
Заключение В демократических обществах могут быть самые разные проявления нетерпимости, и задача государства и общества – не допускать их крайних, в том числе насильственных форм, которые подрывают общественный порядок и основы государственности. С противниками мира и сторонниками насилия следует бороться не только методами публичных кампаний осуждения, но и другими, не менее эффективными методами: отказом в публичности, судебными преследованиями, просвещением. Работа по предотвращению экстремизма, налаживанию общегражданского согласия и предотвращению конфликтов требует самоотдачи и добрых человеческих качеств, но она может быть результативной, если делается сообща и при поддержке государства. Сильная власть и благополучная жизнь являются важнейшим условием мира и согласия в обществе, ибо порядок и благополучие дают больше возможности избежать нетерпимости, насилия и конфликтов. Следует учитывать, что конфликты между представителями элит бывают чаще и сильнее, чем между простыми людьми. Поэтому работа с элитами и ответственность элит, включая научное, образовательное и журналистское сообщества, являются ключевыми. Что касается населения в целом, то основное внимание должно быть обращено на его мужскую молодежную часть, которая легче всего рекрутируется в экстремизм и является фактически единственными исполнителями актов насилия. Проблема ксенофобии и экстремизма в России не обусловлена какими-либо непреодолимыми обстоятельствами. Общие усилия общества и государства позволят изменить ситуацию к лучшему, и мы обязаны сделать это.
В. Тишков 12. Этническая ситуация и конфликты в странах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 2006. В печати.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |