Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТОЧНЫЙ ВЗГЛЯД и ЗАКЛЮЧЕНЬЕ – ОБРАЗ ТВОРЧЕСКОГО ЗРЕНЬЯ...



2018-07-06 343 Обсуждений (0)
ТОЧНЫЙ ВЗГЛЯД и ЗАКЛЮЧЕНЬЕ – ОБРАЗ ТВОРЧЕСКОГО ЗРЕНЬЯ... 0.00 из 5.00 0 оценок




 

...и заключительная зрительная практика, уточнительно-умиротворительная, включающая в себя все прочие – ненаглядная наглядность ко всему сказанному – созерцание Мира, точнее его Образа, как это делали когда-то древние провидцы...

Знал ли о ней Бейтс? Не знаю...

Говоря о "совершенном зрении", Бейтс связывал его с "совершенной памятью", а "совершенную память" с памятью чёрной точки. Вот несколько точно-памятных мест из его книги:

«Когда ум способен вспоминать в совершенстве любое явление, связанное с чувствами, он всегда совершенно расслаблен. Зрение нормальное, если глаза открыты; а когда они закрыты и прикрыты ладонями рук так, чтобы полностью исключить свет, то можно видеть совершенно черное поле — то есть, не видеть совсем ничего. Если вы можете вспомнить тиканье часов или какой-то аромат или же какой-нибудь вкус совершенно, то ваш ум при этом будет находиться в полном покое и вы увидите совершенную черноту, когда ваши глаза закрыты и прикрыты ладонями рук. Если ваша память чувства прикосновения полностью соответствует реальности, то вы не увидите ничего, кроме черного, когда ваши глаза будут полностью изолированы от света. Если вы можете вспомнить музыкальный отрывок совершенно, когда ваши глаза закрыты и прикрыты ладонями рук, то вы не увидите ничего, кроме черноты. Но в случае какого-либо из этих явлений непросто проверить правильность воспоминания. То же относится и к цветам, отличным от черного. Все другие цвета, включая белый, изменяются, в зависимости от интенсивности падающего на них света, и редко видимы так же совершенно, как может их видеть нормальный глаз. Но когда зрение нормальное, черное всегда такое же черное как в тусклом, так и в ярком свете. Оно также точно такое же черное вдали, как и вблизи, а участки черного цвета небольшой площади — такие же черные, как и крупные участки, и, на самом деле, выглядят чернее их. Более того, черный цвет из всех цветов вспоминается быстрее и легче всего. Нет ничего чернее, чем чернила для печати, и их можно встретить практически везде. Поэтому с помощью памяти черного цвета можно точно измерить чью-либо степень релаксации. Если цвет вспоминается совершенно, то человек полностью расслаблен. Если вспоминается почти совершенно, то релаксация почти совершенна. Если он не может быть вспомнен совсем, то человек немного расслаблен или не расслаблен вовсе.

Эти факты могут быть легко продемонстрированы с помощью симультативной ретиноскопии... Когда у пациента глаза имеют разное зрение, то было обнаружено то, что эта разница может быть точно измерена по времени, в течение которого может вспоминаться черная точка при взгляде на проверочную таблицу Снеллена, когда оба глаза открыты и когда оба глаза закрыты. Пациент с нормальным зрением в правом глазу и наполовину нормальным зрением в левом глазу мог, глядя на проверочную таблицу двумя открытыми глазами, помнить точку непрерывно в течение двадцати секунд. Но при закрытом глазе с нормальным зрением точка вспоминалась только в течение десяти секунд. Пациент с наполовину нормальным зрением в правом глазу и зрением в четверть нормы в левом мог помнить точку в течение двенадцати секунд, когда оба его глаза были открыты, и только шесть секунд, когда глаз, который видел лучше, был закрыт. Третий пациент с нормальным зрением в правом глазу и зрением в одну десятую в левом, мог помнить точку в течение двадцати секунд, когда оба глаза были закрыты, и только две секунды при закрытом глазе с более хорошим зрением. Другими словами, если правый глаз видит лучше левого, то память лучше, когда правый глаз открыт, чем тогда, когда только левый глаз открыт, то есть разница точно прямо пропорциональна разнице в зрении правого и левого глаза.

 

...Чем меньше площадь поверхности черного цвета, которую пациент способен вспомнить, тем больше степень его релаксации. Но некоторые пациенты находят, что поначалу проще помнить что-либо большей площади, например, одну из букв на проверочной таблице Снеллена, с одной частью чернее всего остального. Они могут начать с большой «С», а затем продолжить с буквами меньшего размера и, наконец, дойти до заветной точки. Потом обнаруживается, что эта маленькая точка вспоминается легче, чем те участки, размер которых больше ее, и что ее чернота наиболее интенсивна. Вместо точки некоторые пациенты находят более простым помнить двоеточие с одной точкой чернее другой или набор точек, среди которых одна чернее всех остальных, или точку над i или j. Другие также предпочитают запятую точке. Вначале большинство пациентов обнаруживает, что им помогает сознательное перемещение внимания от одного из этих черных участков к другому или от одной части такого участка к другой его части, а также осознавать качание или пульсацию, которую вызывает такое перемещение. Но когда память становится совершенной, становится возможным удерживать один объект непрерывно, не осуществляя сознательных перемещений при этом, а качание осознается только тогда, когда человек намеренно хочет его заметить.»

С помощью янтр-мандал можно натренировать память точки и цветов - сделать цвета привычными, 'своими' - усовершенствовать, разнообразить 'свой' мир, уподобить его миру 'внешнему', который кажется несовершенным из-за внутреннего убожества. Раздражает, напрягает то, что вы не можете принять, признать – оно кажется 'внешним', 'чужим', 'враждебным'...

«Хотя, как правило, черный — самый лучший цвет, который проще всего вспомнить, некоторых пациентов он утомляет или вызывает депрессию, и они предпочитают вспоминать белый или какой-то другой цвет. Какой-то знакомый объект или что-то, с чем связаны приятные ассоциации, часто вспоминать легче, чем то, что не вызывает особого интереса. Одна пациентка была вылечена с помощью памяти желтого лютика, а другая могла вспоминать опал на своем кольце, когда не могла вспомнить точку. Что бы ни нашел пациент более простым для воспоминания, это будет самым лучшим, что можно вспомнить, потому что память никогда не может быть совершенной, если только она не дается легко.»

 

Разница между 'внешним' и 'внутренним' постепенно стирается. Сознание проясняется, образуется. Усвоенные образы питают его, воображают, выражают, источают – мир вытекает из точки, совершается...

«Когда память точки становится привычной, то она не только не обременяет, но и очень хорошо помогает осуществлять другие умственные процессы. Ум, когда он помнит одну вещь лучше, чем все остальное, обладает центральной фиксацией, и это увеличивает эффективность его функционирования, так же, как увеличивается эффективность работы глаза при центральной фиксации. Другими словами, ум достигает наивысшей эффективности, когда он находится в покое и никогда не будет отдыхать, если только не будет помнить что-то одно лучше, чем все остальное. Когда ум находится в таком состоянии, что точка помнится совершенно, то и память других объектов становится лучше.

Девочка из высшей школы сообщила, что когда она была не в состоянии вспомнить ответ на вопрос во время экзамена, она вспоминала точку, и ответ приходил к ней. Когда я не могу вспомнить имени пациента, я вспоминаю точку, и, заметьте, я вспоминаю его! Один музыкант, который имел совершенное зрение и мог помнить точку совершенно, имел совершенную музыкальную память, а музыкант с несовершенным зрением, который не мог вспомнить точку, ничего не мог играть без нот. Он приобрел этот навык только после того, как его зрение и зрительная память стали нормальными. В некоторых исключительных случаях усилие увидеть буквы на проверочной таблице Снеллена было настолько сильным, что пациенты говорили, что они не только не могут вспомнить точку, когда смотрят на буквы, но и что они даже не могут вспомнить собственного имени.

Пациенты могут измерять точность своей памяти точки, не только сравнивая ее со зрением, но и при помощи следующих тестов:

Когда память точки совершенна, она мгновенна. Если для того, чтобы вспомнить, требуется несколько секунд и дольше, то такая память никогда не совершенна.

Совершенная память не только мгновенна, но и непрерывна.

Когда точка помнится совершенно, совершенное зрение приходит мгновенно. Если хорошее зрение получено только через секунду-другую, то всегда может быть продемонстрировано, то что память точки несовершенна так же, как и зрение.

Память точки — это проверка релаксации. Она является признаком того, что глаза и ум пациента находятся в покое. Ее можно сравнить с манометром двигателя, который ничего общего не имеет с машинным оборудованием, но имеет огромную важность, давая информацию о способности механизма выполнять работу, для которой он предназначен. Когда точка черная, то человек знает, что двигатель глаза находится в хорошем рабочем состоянии. Когда точка тускнеет или исчезает, то он знает, что глаз не в порядке, и так до тех пор, пока не подействует лечение. Затем точка уже не нужна, как и любые другие вспомогательные техники для зрения, точно так же как инженеру больше не нужен манометр, когда двигатель работает нормально. Один пациент, добившийся телескопического и микроскопического зрения с помощью методов, представленных в этой книге, сказал, отвечая на вопрос от кого-то очень сильно интересовавшегося и изучавшего лечение аномалий рефракции без очков, что ему не только ничего не пришлось делать, чтобы предотвратить рецидив, но что он даже забыл, каким образом он излечился. Ответ был неудовлетворительным для задавшего вопрос, но я ссылаюсь на этот случай для того, чтобы проиллюстрировать тот факт, что когда пациент излечен, ему больше ничего не нужно сознательно делать для того, чтобы оставаться излеченным. Хотя лечение всегда может быть продолжено с улучшением, так как даже супернормальное зрение может быть улучшено...».

 

 

...теперь приведу магичное йогично-тантричное описание этой точно-образованной зрительной 'иллюзии' - древний взгляд, который продолжает завораживать. Возможно, его пленником был и Бейтс... Заторможусь на нём, чтоб хоть как-то прояснить то, что вы увидите, если решитесь взглянуть, предостеречь от страхов, которые неизбежны при столкновении с чем-то незнакомо-символичном... чтоб созерцанье это было содержательным, осознанно-осмысленным, а взгляд проникновенно-точным... К методике Бейтса следующий далее текст прямо не относится, научно не проверен, не подтверждён... Поэтому, если вы особо мнительны, суеверны - дальше лучше не читайте, не глядите, не внимайте; без Чувства Юмора эти страхи неизбежны...

Разделы "Человеческая физиология и Янтры", "Грамматика Янтры" и "Значение цветов" взяты из книги индийского исследователя Джохари Хариша "Инструменты для Тантры" (подробней, о значении каждой разновидности янтры смотрите там); "Общие сведения" и описание медитации - с просторов интернета...

...следом за текстом, в Приложении - моя подборка янтр и мандал и прочих центрифужных созерцалок-воображалок... завершает этот причудливый парад зрительная царица - Проверочная таблица.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯНТРАХ

 

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты - Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда — это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре — точка Бинду, представляющая основу и источник Вселенной.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Заметим, что геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Даже на самых известных изображениях можно легко заметить очевидные неточности и несовпадения. Это говорит о том, что до сих пор нет чёткого и математически выверенного алгоритма построения, хотя желающих создать это изображение собственными силами сегодня очень велико.

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ЯНТРЫ

 

Самой сильной янтрой является черная точка на белом фоне. Если человек удовлетворяется такой точкой, ему уже не нужны никакие пояснения или определения. Основной человеческой потребностью является уравновешенность. Все наши достижения в области знания суть результат работы уравновешенного разума. Чтобы достичь сосредоточенности на чем-то одном, необходимо заниматься определенными практиками и развивать привычку оставаться уравновешенным. Из-за своих связей с органами чувств разум становится разнородным и ограничивающим. Такое неустойчивое состояние разума прекращается, когда органы чувств заняты чем-то одним. То же самое происходит и во время джапы (повторения мантры): многократное повторение одного звука лишает разум возможности предаваться фантазиям и блуждать по дебрям желаний, и тогда разум становится тихим, так как неизменный образ или звук ничуть его не занимает. Врачи выяснили, что получаемое одним глазом изображение передается в мозг посредством почти миллиона нервных волокон, соединенных в пучок зрительного нерва. Зрительные нервы частично пересекаются в хиазме (перекресте зрительных нервов). Левый зрительный центр в коре головного мозга в результате этого пересечения соединяется с левыми половинками сетчатки обоих глаз и потому воспринимает правую половину поля зрения. Соответственно, правый зрительный центр в коре получает левую половину видимого изображения. Каждый зрительный центр, то есть каждое полушарие, получают сигналы от обоих глаз и соответствуют двум сторонам наблюдаемого мира. По этой причине симметричные геометрические элементы становятся лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре. Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности. К сожалению, большинство связанных со зрением экспериментов проводится на животных, так что не существует никаких данных, позволяющих в больших подробностях понять влияние янтр на зрительную часть коры головного мозга. Однако ученые заметили, что клетки сетчатки активнее всего реагируют на круглое пятно определенного размера в определенной части поля зрения. Размер пятна чрезвычайно важен, так как поле восприятия каждой клетки является разделенным и имеет два центра: возбуждающий и подавляющий. Пятно, в точности совпадающее с возбуждающим центром, оказывает намного более сильное воздействие, чем даже более крупное пятно, вторгающееся в подавляющий центр. Клетки-ганглии сетчатки, снабжающие сигналами зрительную часть коры головного мозга, обладают круговой симметрией. Они очень хорошо реагируют на круговые узоры, круглые пятна, точки, поскольку их поле восприятия круглое. Мандалы(представляющие весь Космос) и янтры(представляющие конкретное божество), таким образом, соответствуют внутренней структуре сетчатки. Их строение соответствует интуитивным знаниям мудрецов Тантры о природе ума, его взаимоотношениях с тонкими каналами энергии (Нади) и потребности человека в символах. Они являются результатом такой потребности и с помощью своего архетипического языка трансформируют человеческую психическую энергию, делая нашу жизнь осмысленной, радостной и достойной называться жизнью.

 

Практикующие Тантру сочетают янтры с мантрами, чтобы одновременно привести в действие и зрительное (правое), и вербальное (левое) полушария мозга. В обычном состоянии полушария действуют поочередно и независимо, так как обладают различной функциональной специализацией. В сочетании со звуком (мантрой) геометрический узор тантрической янтры способен в равной мере задействовать оба полушария. Практикующие развивают свое умение мыслить образами, которые становятся средствами перехода к абстрактной сосредоточенности. Сосредоточенность на неподвластных времени объектах укрепляет связь между творцом и сотворенным, абстрактным и конкретным.

...Совмещение этих двух средств помогает садхаку (ученику) выходить за рамки обычной системы отсчета и достигать высших состояний осознанности, в которых индивидуальное бытие и универсальное бытие суть одно. Проблема двойственности разрешается, а оба полушария остаются спокойными. Недавно было обнаружено, что жители Запада склонны больше пользоваться левым полушарием и недостаточно хорошо владеют правым, что вызывает у некоторых людей потерю воображения и снижает их веру в возвышенные идеалы. Для восстановления равновесия таким людям необходимо образование, связанное с правым полушарием: искусство, танцы, музыка. Занимаясь черчением и раскрашиванием геометрических рисунков, основанных на математически совершенных знаниях мудрецов Востока, западные люди могут одновременно приводить в действие оба полушария, стать более спокойными, обрести веру и жить в состоянии постоянной осознанности.

 

ГРАММАТИКА ЯНТРЫ

 

Обсудим смысл геометрических элементов, из которых состоят янтры. Обычно янтра складывается из внешнего квадрата с четырьмя выступами в форме буквы Т, кругов, лепестков лотоса и внутреннего треугольника. Иногда встречаются два накладывающихся друг на друга треугольника, образующие шестиконечную звезду; кроме того, треугольники могут совмещаться в виде пирамиды. Внутри всех этих геометрических фигур размещается точка или звук.

Как уже отмечалось, строение янтры соответствует внутренней структуре сетчатки — это означает, что янтры возникли благодаря интуитивному пониманию законов оптики. Именно это соответствие между формой и размерами янтры с одной стороны и механизмом зрения с другой обеспечивает то, что янтры имеют универсальный характер и выглядят архетипическими формами во всех уголках света. Было обнаружено, что линия, проходящая под прямым углом к горизонтальной линии, почти никогда не вызывает никакого отклика. Глаза видят ее, но не реагируют каким-либо особым образом, как происходит в случае точки, круга или треугольника. Таким образом, окружающий янтру квадрат не преследует некую особую цель и служит исключительно цели сужения поля зрения. Концентрические круги во внутренней части воздействуют на клетки моторного центра. Геометрические формы внутри ряда кругов симметричны и потому вызывают к появлению сходные образы в правом и левом полях зрения, а также сводят взгляд в центральную точку — центр сосредоточения.

Янтры состоят из симметричных элементов и поэтому способны оказывать воздействие на возбуждающие клетки. Не менее важную роль, чем размер точки, играет и толщина линий янтры. Если толщина линий превышает оптимальную, реакция ганглиев слабеет. Очень тонкие линии также плохо регистрируются зрением. Одинаковая толщина всех линий вызывает единообразную реакцию. Если толщина линий изменяется беспорядочно, то есть не постепенно, янтра вызывает беспорядочные реакции. Постепенное уменьшение толщины линий янтры более эффективно. Использование одной и той же толщины линий полезно во всех случаях, кроме тех композиций, в центре которых находится точка. В этом случае рекомендуется изменять толщину, утончая линии в центральной части, что вызывает единообразную реакцию; кроме того, тонкие линии в центре делают его более мощным. Все зависит от индивидуального восприятия. Тот, кто вычерчивает янтру, должен самостоятельно определить наиболее подходящую для него самого толщину линий. У каждого человека своя сила зрения и размеры поля зрения.

Во время медитации важным фактором является расстояние янтры от глаз медитирующего. Оно непосредственно связано с областью восприятия клеток сетчатки, так как расстояние от центра взгляда изменяет реакцию этих клеток; такие изменения сугубо индивидуальны. Обычно считается, что оптимальное расстояние для пристального сосредоточения на предмете — янтре — совпадает с удобным расстоянием между глазами и книгой при чтении. Неподвижный сосредоточенный взгляд называется на санскрите тратака. Поскольку объект, или источник воздействия, находится извне, такой способ созерцания называют вахийя-тратака, то есть немигающий взгляд вовне.

 

Точка: бинду

Точка, которую тантристы называют бинду, представляет собой самую могущественную янтру, однако нельзя сказать, что янтра является просто точкой на плоскости, используемой в качестве центра сосредоточенности взгляда. Точка занимает в янтре очень важное положение — она является центром всей схемы. Таким образом, общий рисунок как бы исходит из этой центральной точки. Точка олицетворяет единство, источник, принцип проявленности и порождения.

Точки бывают двух типов: точка без размера и точка, обладающая совсем незначительным, но ощутимым размером. У истинной точки нет размеров, однако для того, чтобы получить точку в конкретном виде, ей приходится придавать небольшой или достаточно заметный размер. Хотя в теории точка не имеет размеров, на практике она всегда обладает размерами, пусть даже незначительными. Такая точка становится первым шагом в зрительном наблюдении абстрактного, лишенного формы. Таким образом, становится понятным, что бинду представляет собой точечный источник происхождения любого символа — сама по себе она является изначальным и основополагающим символом наполненного энергией сознания, которое воплощается в действительность в процессе последовательных изменений. Как сказано в Упанишадах, "Будучи недвижимым деятелем, Единым, кроющимся за всеми событиями в космосе, Бог есть неподвижная точка, вокруг которой обращается все сущее". Эта точка, неподвижная в любви и покое, является ядром той космической янтры, какую представляет собой феноменальный мир — сочетание узоров, развивающихся в вечном танце изначальной природы. Эта точка является тем источником, откуда возникает все сущее и куда оно исчезает. Это символ Высшего Сознания. Проявляясь, оно порождает мир имен и форм, превращает эти явления в единый поток и становится его связующей, объединяющей силой. Медитация, или сосредоточение, на этой точке оказывается объединяющей силой, связью, Тантрой и подводит разум к абстрактному сосредоточению, которое используется в качестве средства самоосознания.

Слово бинду означает также семя-сперму, или мужскую энергию. Точка олицетворяет статичную энергию, а также единение мужского и женского начал. Бинду несет в себе огромный метафизический смысл и становится общей точкой, связывающей практикующего с Божественным: она превращает не проявленное в проявленное, и благодаря этому практикующий способен установить связь с не проявленным.

 

Круг

 

Круг представляет собой расширение точки. Точка — самая сжатая форма энергии, а круг означает распространение этой силы. Испуская радиус желания, точка очерчивает вокруг себя окружность и расширяется. Такое расширение представляет собой распространение в пространстве, увеличивающее область влияния точки, но, помимо того, оно запирает в себе точку как индивидуальную единицу, отделяя личностное сознание от космического.

Если точка является статичной, то круг динамичен; он олицетворяет циклическую силу. Точка пребывает вне пространства, так как она лишена размеров и является исходной формой всех других форм. Круг обладает внутренним пространством, непосредственно определяющимся его радиусом. Это радиус желания, приводящий статичную точку в динамичное движение вокруг самой себя и создающей расстояние между находящейся в центре круга точкой и его окружностью — расширением той же точки. Так не имевшая размера точка приобретает форму. Эта форма является началом всех форм и содержит в себе все формы.

Точка представляет собой качественное внутреннее содержание количественной внешней формы — круга. В количественном выражении этот круг превращается в ноль. Ноль содержит в себе сущность всех форм, представленных в нумерологии числами от 1 до 9. Каждый цикл, достигая девятки, возвращается к завершающему нулю, с которого начнется новая последовательность чисел. Таким образом, числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 образуют арифметическую последовательность, в которой единое становится все более многообразным, однако возникающий после девятки ноль становится началом новой перестановки чисел. Число 10 является сочетанием единицы и ноля, и в новой последовательности чисел единица начнет соединяться с цифрами от 1 до 9 — возникнет ряд 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19. Теперь числа вновь достигают того момента, когда должен начаться новый ряд, первой цифрой которого станет двойка. Этот процесс бесконечен.

По этой причине круг олицетворяет весь феноменальный мир (санскр. брахманд). Он символизирует бесконечность — безначальное начало и бесконечный конец. Кроме того, он означает всеохватывающее пространство. В понятиях элементов круг соответствует воде. В символизме астрологии круг с точкой в центре обозначает Солнце.

 

Треугольник

 

Треугольник является простейшей фигурой после точки и круга. Он состоит из трех отрезков — это наименьшее число линий, необходимое для создания фигуры, или формы. В процессе развития первым получившим форму элементом был огонь, и треугольник символизирует огненный элемент.

Отрезок обладает особыми свойствами: он является кратчайшим расстоянием между точками. Горизонтальная линия, образующая основание треугольника, означает бездеятельность и устойчивость. Вертикальные отрезки олицетворяют движение; если они перпендикулярны горизонтальным, то оказывают на зрение самое слабое воздействие. Глаз реагирует на наклонные отрезки сильнее, чем на перпендикуляры. Поскольку треугольник состоит из двух наклонных отрезков с общей вершиной и одного горизонтального отрезка в основании, он является динамичной и приковывающей взгляд фигурой.

Прямоугольные треугольники в форме грани пирамиды обладают большей устойчивостью, чем равносторонние, которые олицетворяют динамичное движение, направленное вверх. Обе формы издавна использовались в архитектуре; было обнаружено, что при правильной ориентации на магнитный полюс пирамиды способны в течение долгого времени сохранять различные объекты, предотвращая их разложение. Пирамиды древних египтян и ацтеков представляют собой чудеса зодчества, и даже ученые наших дней продолжают удивляться уравновешенности этих сооружений, являющих собой нечто большее, нежели просто жилища.

Треугольники могут быть обращены вершиной вверх и вниз. Обращенные вершиной вверх треугольники привлекают внимание к высшему и уводят мысли от этого мира; они олицетворяют мужскую энергию. Треугольники, обращенные вершиной вниз, уводят взгляд к нижней части и символизируют женскую энергию. Равносторонние треугольники олицетворяют равновесие. Треугольник в круге, который, в свою очередь, вписан в квадрат, — основная и простейшая визуальная схема в янтре. Обращенный вершиной вверх треугольник означает Марс, огненную планету.

 

Квадрат

 

Квадрат символизирует самое практичное использование пространства. В квадрате ограниченная кругом площадь приобретает самую практичную форму. Квадрат олицетворяет материалистический подход, устойчивость, твердость и косность. Интересно отметить, что квадрат состоит из четырех отрезков: двух вертикальных и двух горизонтальных. Поскольку горизонтальные линии означают устойчивость и бездеятельность, а вертикальные — движение, то квадрат представляет собой сочетание двух таких пар и потому обладает уравновешенным, хотя и весьма прозаическим характером. Врачи, занимавшиеся вопросами функционирования зрения, обнаружили, что вертикальные линии не оказывают заметного воздействия на глаза. Глаз и мозг не обращают на них такого внимания, какое они уделяют наклонным линиям. Это свойство делает квадрат чрезвычайно важным для создателей янтр. Вписанные в квадрат символы проявляются динамично, поскольку сам квадрат не привлекает внимания и не оказывает на зрение такого воздействия, как треугольник. Благодаря этому квадрат стал очень распространенной основой схем янтры. В рисунке янтры он остается нейтральным хранителем формы, так как образует общий фон рисунка, ограничивает поле зрения и очерчивает пространство янтры. Квадрат считается вместилищем, основанием янтры, а также исполняет роль постамента.

Использование квадрата в архитектуре стало целым новым направлением для современных строителей. Квадрат чрезвычайно важен во всем, что связано с приземленной осознанностью, так как он олицетворяет собой сам элемент земли, а его четыре стороны означают стороны света. Квадрат, заключенный в квадрат круг, вписанный в круг треугольник и помещенная в треугольник точка представляют собой самый могущественный из основных узоров янтры — его можно увидеть в тара-янтре.

В янтре каждая сторона квадрата дополняется Т-образными выступами. Эти фигуры указывают на четыре стороны света; их называют "створками дверей". Эти двери могут быть и открытыми, и закрытыми. Разные садхаки могут изображать одну и ту же янтру с открытыми или закрытыми дверьми. Двери создают движение внутри квадрата — он становится восьмиугольным, начинает указывать на восемь сторон света и получает название бхупур.

Расположение сторон света в янтре не такое, как на географических картах. В янтре восток находится вверху, запад — внизу, юг — справа, а север — слева.

Если квадрат расположить так, чтобы его вершины были направлены вверх, вниз и в стороны, он становится динамичным.

Иногда в янтре можно увидеть два накладывающихся друг на друга квадрата. В сарватобхадра-мандале используется квадрат, балансирующий на одной вершине.

 

 

Шестиконечная звезда

 

Шестиконечная звезда, которую на Западе называют "звездой Давида", представляет собой сочетание двух треугольников: один обращен вершиной вверх, а другой — вниз. Обращенный вершиной вверх треугольник символизирует элемент огня, или мужскую энергию, тогда как второй треугольник олицетворяет элемент воды, или женскую энергию. Наложение этих треугольников превращается в симметричную фигуру, обозначающую равновесие двух энергий. Эта звезда очень часто встречается в янтрах; во многих из них шестиконечная звезда, вписанная в обрамленный лепестками лотоса круг, является центральной фигурой. Иногда в такую звезду помещается треугольник — так, например, выглядит центральный элемент ганеша-янтры.

 

Лепестки лотоса

 

В янтре лепестки лотоса возникают обычно внутри круга, который, в свою очередь, вписан в квадрат — бхупур. Эти лепестки лотоса называют чандра-мандалой, а внешний круг — суръя-мандалой.

Слово чандра означает «луна», слово суръя — «солнце», а мандала представляет собой круг, олицетворяющий Космос. Когда суръя-мандала изображается с лепестками лотоса, их число неизменно равно двенадцати, что символизирует двенадцать знаков Зодиака, двенадцать месяцев и двенадцать различных состояний, или изменений, которые претерпевает Солнце в течение года.

Чандра-мандала изображается с шестнадцатью лепестками, так как Луна обладает шестнадцатью кала (слово кала отличается от кала, означающего «время»: в первом случае долгим является второй слог, а в последнем — первый). Кала является синонимом слова «луч» в том смысле, в каком мы говорим: "луч света", однако в данном случае это слово означает скрытую энергию. Считается, что солнце обладает двенадцатью кала, а луна — шестнадцатью. По этой причине суръя-мандала рисуется с двенадцатью лепестками, а чандра-мандала — с шестнадцатью.

Если число лепестков отлично от двенадцати или шестнадцати, эти символы олицетворяют проявленную реальность, состоящую из восьми аспектов. Эта проявленная энергия представляет собой весь феноменальный мир; ее восемью аспектами являются пять элементов — акаша, воздух, огонь, вода и земля, — а также разум, высшее понимание и самоосознание. Лотос символизирует чистоту. Его корни уходят в ил, однако на цветках не остается никаких пятен грязи. Индивидуальное сознание также вырастает из загрязняющей сансары, однако, будучи очищенным, отрешается от окружающего мира и становится неподвластным грязи желаний и привязанностей. Феноменальный мир наполнен илом алчности, соперничества и искушений, которые пачкают сознание. Иногда изображаемое в янтре число лепестков лотоса достигает двадцати четырех — в этом случае они олицетворяют двадцать четыре элемента.

 

Концентрические круги

 

Концентрические круги внутри или снаружи треугольника символизируют три гуны: саттву, раджас и тамас [гуны - составные качества Творческой Силы (Пракрити), действующие в космическом, индивидуально-психологическом и этическом планах: саттва (гармония, уравновешенность, святость), раджас (источник движения и страдания), тамас (препятствие движению, безразличие, алчность)]. Когда эти круги располагаются с внешней стороны от лепестков лотоса, они означают три части времени: прошлое, настоящее и будущее. Эти три аспекта времени объединяются в понятии 'кала' (Время).

 

Перестановка этих основных элементов и сочетание с разнообразными мантрами позволяет получать нескончаемое количество новых янтр. Применение новой мантры, создает совершенно иную янтру.

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ

 

Различные цвета — это различные частоты световых волн; они оказывают прямое влияние на химические процессы в нашем организме. При медитации на каком-либо цвете воздействие на практикующего оказывает и дополняющий цвет.

Существует три основных цвета и три дополняющих: КРАСНЫЙ (основной) порождает ЗЕЛЕНЫЙ (дополняющий); СИНИЙ (основной) порождает ОРАНЖЕВЫЙ (дополняющий); ЖЕЛТЫЙ (основной) порождает ФИОЛЕТОВЫЙ (дополняющий).

 

КРАСНЫЙ цвет: горячий, наполняющий жизненными силами, положительно заряженная магнитная энергия; стимулирует надпочечники.

ОРАНЖЕВЫЙ цвет: теплота, доброжелательность, положительно заряженная магнитная энергия; стимулирует половые железы.

ЖЕЛТЫЙ цвет: горячий, положительно заряженная магнитная энергия; стимулирует мозг и нервную систему, вызывает оптимизм и тягу к знаниям. Эти три цвета являются щелочными и вяжущими.

ЗЕЛЕНЫЙ цвет: прохлада, бодрость, нейтральность; снимает утомление глаз, оказывает оздоровительное воздействие на хим



2018-07-06 343 Обсуждений (0)
ТОЧНЫЙ ВЗГЛЯД и ЗАКЛЮЧЕНЬЕ – ОБРАЗ ТВОРЧЕСКОГО ЗРЕНЬЯ... 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТОЧНЫЙ ВЗГЛЯД и ЗАКЛЮЧЕНЬЕ – ОБРАЗ ТВОРЧЕСКОГО ЗРЕНЬЯ...

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)