Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БИТВА ПРИ ТАЛАВЕРЕ, 1809 ГОД



2018-07-06 961 Обсуждений (0)
БИТВА ПРИ ТАЛАВЕРЕ, 1809 ГОД 0.00 из 5.00 0 оценок





Предыстория

В Октябре 1808 года сэр Джон Мур принял командование объединённой англо-португальской армией. Он смело повёл 23 000 человек в Испанию, но вскоре был вынужден спешно отступать, преследуемый противником. Его стратегическое положение было нехорошим, испанские союзники разгромлены и продемонстрировали ненадёжность, а он оказался перед лицом французской армии силой 200 000 человек с самим Наполеоном во главе! Благодаря данным разведки он смог создать угрозу изолированному французскому контингенту в Салдане, но узнав о том, что Наполеон предугадал его намерения, начал своё эпическое отступление к порту Корунья. В Январе 1809 года Мур развернул свои силы и атаковал преследующих французов. Он сумел вывести свою армию, но это стоило ему жизни. Сэр Джон был настоящим воином Альбиона, так что его гибель стала потерей для Англии и опосредованно для Союзников.

Вышвырнув англичан, французы вторглись в Португалию, сдерживаемые только проблемами снабжения. 22 Апреля 1809 года англичане вернулись, а Уэлсли встал по главе англо-португальской армии. В Мае союзники провели блестящую кампанию, вынудив армию маршала Сульта уйти из Оронто с потерей артиллерии и обозов. В начале Июля, Уэлсли двинулся в Испанию и вступил в контакт с 33-х тысячной армией генерала Куэстыи до 20-го числа армии маневрировали, чтобы 1-й корпус маршала Клода Виктора отступил и перестал угрожать рубежам Португалии. Виктор своевременно отступил сперва к Алмаразу, а после к Талавере. Уэлсли стал полагать, что у него появилась возможность занять Мадрид, прежде чем армии французов сумеют его прикрыть.

Союзники вошли в контакт с маршалом Виктором у города Талавера 23 Июля, но упустили возможность разгромить его из-за отказа испанцев сражаться в воскресенье, что позволило ему отступить. Куэста решил начать преследование, в то время как Уэлсли остался в Талавера-де-ла-Рейна примерно в 75 миля к юго-западу от испанской столицы. Куэсте пришлось приостановить своё преследование, когда он сам оказался перехвачен Виктором, подкреплённым 4-м корпусом генерала Себастиани и резервом под командованием короля Жозефа при Торрихосе. Оказавшись в меньшинстве, испанцы отошли на соединение с британцами, теперь уже преследуемые французами. Шанс занятия Мадрида союзниками был упущен.

По прибытии к Талавере, испанцам предложили занять позицию на правом крыле (непосредственно вокруг Талаверы), Уэлсли сомневался, что они смогут выстоять в чистом поле. Талавера была окружена оливковыми рощами и каменными стенами, что делало её удобной оборонительной позицией. Испанцы, которые не развернулись в Талавере также заняли сильную позицию вдоль утопленной дороги, прикрытую каменными стенами. Британцы встали слева от союзников, заняв позиции вдоль невысокой гряды и холма, известного как Серро-де-Медельин. Для усиления центра линии, был возведён редут около Пахар де Вергара.

Уэлсли планировал то, что у него и его солдат получалось лучше всего, сражаться от обороны. Он был вполне доволен положением своих войск, занимавших возвышенность и имевших возможность укрыться от обстрела со стороны французов. Он также надеялся, что союзники выстоят на своей укреплённой позиции. На фронте британцев, 1-я дивизия удерживала Медельин, 2-я дивизия располагалась слева от неё, а 4-я дивизия поддерживала редут. Во второй линии, находился кавалерийский резерв под командованием Фейна и Коттона, в то время как 3-я дивизия прикрывала стык с испанцами у реки Альберче.

Французы, проведя разведку, оценили позицию испанцев как сильную, развернули большую часть из своих 46 000 человек против Уэлсли, полагая сначала нанести поражение британцам, а потом двинуться против испанцев. Первый корпус Виктора расположился на правом фланге против позиций британцев и португальцев, в то время как корпус Себастиани держал центр. Слева кавалерия Милхауда располагалась напротив практически всей испанской армии. 30 орудий разместили напротив Медельина на Серро-де-Каскаяль, в то время как Латур-Мобур и мадридский гарнизон оставались в резерве. Внушительно!

 

Битва

Битва при Талавере началась во второй половине дня 27-го Июля и поначалу развивалась не особо успешно для союзников первоначально действия начались при Каза де Салинас, развалинах дома в миле к западу от реки Альберче. До прибытия испанцев, дивизии Шелбрука и Маккензи находились на восточном берегу реки, чтобы обеспечит переправу испанцев. Армия Куэсты прибыла ещё вечером 26-го числа, но реку не переходили до 27-го. Британцы отошли как только испанцы оказались в безопасности. Маккензи было приказано действовать в арьергарде, пока осуществлялись эти манёвры, в то время как Уэлсли использовал Каза-де-Салинас для наблюдения за происходящим. Несмотря на выставленные пикеты, дивизия Лаписа из 1-го корпуса Виктора, смогла незамеченной перейти Альберче и застать Маккензи врасплох. Три батальона были разгромлены, потеряно 500 человек и Уэлсли чуть не попал в плен. Ситуация была выправлена действиями 45-го Нотингемпширского и стрелками 60-го Королевского Американского полков, что позволило Уэлсли перегруппировать бегущих. Далее британцы сумели выбраться без особых сложностей, несмотря на беспокоящий огонь французской конной артиллерии.

В ночь на 27-е Июля, Виктор направил дивизию Руффина занять Серро-де-Медельин. Из-за плохой видимости, два из трёх полков Руффина заблудились в темноте, но 9-й лёгкий опрокинул выдвинутую бригаду Сигизхмунда Лоу и атаковал Медельин. Это случилось когда дивизия Хилла, которая должна была располагаться на гребне Медельина, находилась в лагере на расстоянии полумили от места событий. Британцы смогли удержать ситуацию под контролем и французская атака была в конце концов отражена бригадой Стюарта.

Тем же вечером, французские драгуны были направлены прощупать испанские позиции. Ещё до того как французы оказались в зоне поражения, вся испанская линия дала залп по кавалеристам. Произошедшее настолько проняло испанцев, что четыре батальона побросав оружие обратились в бегство, напуганные более шумом своего залпа, нежели реальным грохотом боя. Чуть менее 2 000 испанцев бежали с поля боя, по пути ограбив британский обоз.

На следующее утро план Виктора не претерпел изменений.Он полагал, что сможет занять Сьерра де Медельин без помощи остальной армии. Виктор впервые вступал в бой с британцами и не ожидал, что те выстоят под ударом его колонн. И снова 5 000 человек Руффина были назначены для атаки на Медельин после бомбардировки. Французы шли в атаку штурмовыми колоннами под прикрытием застрельщиков, три батальона каждого полка наступали плечом к плечу. Когда бригада Руффина оказалась на расстоянии эффективного мушкетного огня, бригады Тилсона и Стюарта при поддержке бригады Шербрука, показались из укрытия в стандартном британском строю двухшереножной линии. Их залпы остановили надвигающиеся французские колонны, которые предприняли попытку перестроиться в линию и открыть ответный огонь. Под радостные возгласы британцев, французы сломались и побежали, в то время как Шербрук продолжал обстреливать их анфиладным огнём.Бегущих от Сьерра де Медельин французов преследовала бригада Стюарта, у Портины британцы прекратили преследование и вернулись назад к своим линиям.

Этот этап битвы обошёлся французам в 1500 человек потерь. Бригада Хилла, наиболее вовлечённое в бой британское подразделение, потеряла 750 человек, а сам Хилл был ранен в голову.

Поражение дивизии Руффина, предвестило встречу французских командиров: Виктор, Себастьяни, Жозефа и его начальника штаба Журдана. Последние двое выступали за переход к обороне; зная что маршал Сульт приближается со своими 30 000 человек и создав угрозы тылу союзников, вынудит их отступить. В то время как Виктор выступал за то, чтобы атаковать центр и левый фланг союзников. Аргументировал он это тем, что по поступившим данным, испанские силы под командованием генерала Венегаса маршировали к Мадриду, намереваясь его занять, и в то же время генералам стало ясно, что Сульт задерживается и не сможет своевременно создать угрозу тылу союзников. Французы не могли допустить, чтобы политически значимая столица попала в руки испанцев, и нужно будет где-то изыскивать войска, чтобы её отбить. Был отдан приказ об общей атаке против линии британцев.

Дивизиям Лаписа и Себастьяни вместе с германцами Леваля была поставлена задача отбросить объединённые силы Куэсты и Уэлсли. Дивизия Лаписа должна была атаковать Сьерро де Медельин, а следом дивизия Леваля атаковала на стыке позиций испанцев и англичан. И в завершении Себастиани должен был атаковать гвардейскую бригаду и часть бригады Камерона, стоявших по центру союзников. Леваль должен был послать свой войска вперёд после того как Лапис начнёт атаку, но его части двигались через пересечённую местность и вскоре потеряли связь с остальной французской армией. Полагая, что его марш затянулся, Леваль отправил свои части в атаку, но оказалось, что слишком рано. Пересечённая местность с большим количеством оливковых рощ, привела колонны в расстройство, и они вышли на открытое пространство перед левым флангом испанцев, правым флангом британцев и артиллерийской батареей на Паджар де Вергара.

Пехотные колонны французов оказались рассеяны смертоносным огнём с редута. Леваль добился некоторого успеха, но был отброшен бригадами Кэмпбела и Кеммиса, потеряв при это 700 человек и 6 пушек.

Следом атаковали дивизии Лаписа и Себастиани. 24 французских батальона в колоннах двумя чётко разделёнными волнами обрушились на 8 батальонов 1-й дивизии Шербрука. Наступление французов развивалось успешно до тех пор, пока они не подошли на расстояние эффективного мушкетного огня. Британские полки открыли огонь одновременно и снова французы на себе проверили эффективность британских залпов. Передовой эшелон вскоре сломался и побежал, и британцы с радостными криками перешли в наступление, чтобы довершить разгром. Некоторые британские батальоны, включая гвардию, вышли изпод контроля и увлеклись преследованием, в результате чего попали под артиллерийский и мушкетный огонь второй волны французов. Это привело к большим потерям и британцы в беспорядке откатились.

Столь быстрые перемещения привели к возникновению бреши в боевой линии британцев, чем Лапис собирался воспользоваться. Во всех своих сражениях Уэлсли продемонстрировал сверхъестественную способность оказываться в нужное время в нужном месте, когда обозначался кризис. Ситуация под Талаверой не стала исключением и он лично отдал приказ 48-му Нортхэмптонширскому полку закрыть брешь приподдержке бригады Маккензи. На следующем этапе 3 000 британцев столкнулись с 8 000 французов во второй волне. После интенсивной перестрелки, разбитые французы отступили, а двухшереножная линия снова побила колонну. Столкновение стоило французам потерь в 2 000 человек, включая смертельно раненного генерала Лаписа. Британцы потеряли чуть более 600 человек, включая генерала Маккензи, который был убит. Уэлсли блестяще удержал позицию.

После отражения основной французской атаки, слабая французская бригада Руффина, была снова послана вперёд, для осуществления фланкирующего манёвра на Медельине при поддержке дивизии Вилатта. Это усилие было Уэлсли парировал развёртыванием кавалерийских бригад Энсона и Фейна. Уэлсли также попросил помощи у Куэсты, который в ответ направил дивизию Баскура и кавалерийскую дивизию герцога Альбукерке. Предполагалось, что под воздействием британской кавалерии, атака французов захлебнётся т.к. они будут вынуждены отойти и перестроиться в каре.Хотя у 1-го полка лёгких драгун КГЛ дела шли хорошо, британсикй 23-й полк лёгких драгун, вышел из под контроля, пронёсся мимо пехотных каре Руффина и наткнулся на поддерживавшую их французскую кавалерию. 23-й подвергся жестокому избиению и потерял половину людей, прежде чем сумел вырваться в безопасное место. Эта схватка стала последним актом битвы. Армия Жозефа покидала поле боя, чтобы защитить Мадрид от угрозы со стороны испанцев.

Ужасающим поскриптумом битвы стало возгорание сухой травы и гибель многих раненных с обеих сторон, в последующем пожаре.

 


Последствия

Суммарные потери французов составили 7 300 человек. Испанцы потеряли 1 200 человек; Уэлсли 5 500 человек, что составляло более 25% всех его сил.

Несмотря на тактическую победу союзников, Талаверу можно рассматривать как стратегическую победу французов. Армия Уэлсли имея бледный вид, оказалась оттеснена на юг под угрозой быть отрезанной от Португалии свежей армией Сульта. Полагая, что французы слабее, чем они были, Уэлсли 3-го Августа двинулся на восток, чтобы блокировать их, оставив 1 500 своих раненых на попечение испанцев. Удивлённый реальной численностью войск под началом Сульта, британский командующий отправил недавно прибывшую лёгкую бригаду охранять путь для отхода из Испании. Обезопасив пути отступления, Уэлсли решил снова соединиться с Куэстой, как вдруг обнаружил, что испанский союзник оставил британский раненных французам, показав полное нежелание сотрудничать. Уэлсли следом оказался в опасном положении из-за нескоординированных перемещений испанских войск и нарушенных обещаний касательно материального и продовольственного снабжения. Весной,из-за угрозы прибытия французских подкреплений, Уэлсли вернулся в Португалию.

За свои труды, после этого сражения, Уэлсли стал виконтом Веллингтоном Талаверским.





2018-07-06 961 Обсуждений (0)
БИТВА ПРИ ТАЛАВЕРЕ, 1809 ГОД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БИТВА ПРИ ТАЛАВЕРЕ, 1809 ГОД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)