Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Расселение сакских племен



2018-07-06 828 Обсуждений (0)
Расселение сакских племен 0.00 из 5.00 0 оценок




Ранний (нижний) палеолит (2,6 млн - 40 тыс. л. д. н.э.). Древнекаменный век (палеолит) - это борьба человека за существование, в которой выживал сильнейший. Образ жизни первобытного человека в Казахстане мало чем отличался от образа жизни в других странах Земли.В период раннего палеолита климат Казахстана был теплым и влажным (тропическим).Разнообразный растительный мир создавал прекрасные условия для жизни различных видов животных. Природная среда Казахстана была благоприятна для расселения древнего человека.Доказательством этому служат орудия труда, найденные в долине реки Арыстанды в Жамбылской области и в отрогах гор Каратау в Южном Казахстане. Первые древние люди проникли на территорию Казахстана из Европы, Азии и Сибири.

Древнейшие люди появились в Казахстане примерно миллион лет назад в период раннего палеолита и были современниками питекантропа.

Жизнь древнейших людей.Первоначальный коллектив людей, объединившихся для совместной добычи пищи и защиты от диких зверей, получил название: первобытное стадо.От стада животных первобытное человеческое стадо отличалось умением изготавливать орудия труда. Кроме того, первобытное человеческое стадо накапливало и развивало общественный опыт и знания, передавало их потомкам. Основные промыслы древних людей, обеспечивающие их пищей, были собирательство и охота (собирательство появилось раньше).Первыми жилищами древних людей были пещеры.

Археологические памятники Самые древние стоянки каменного века - Шакпакатана полуострове Мангистау, Арыстандыв отрогах Каратау (Жамбылская обл.).Орудия труда, найденные на этих стоянках по времени сопоставимы с находками на стоянках первобытных людей в Восточной Африке и относятся к нижнему палеолиту.Стоянка - остатки неукрепленного поселения охотников и рыболовов эпохи камня. Стоянки были пещерные и под открытым небом.

В 1958 году археолог Х.А.Алпысбаев находит стоянки первобытного человека древнекаменного века в Жамбылской области - Бориказган, Шабакты.На стоянках было найдено более 5000 каменных орудий труда, в основном это были рубила и остроконечники.Следы стоянок древнейших людей были найдены в Южном Казахстане - Казангап, Танирказган и др.

Орудия труда.Первые орудия труда человека были универсальными. Они служили для охоты, разделывания туши животных, раскалывания костей, добывания корней и др.Первыми орудиями древнего человека были палка - копалка, заостренный камень, дубина.При изготовлении первых орудий труда в качестве сырья использовали гальку, кремень.

Совершенствуя орудия труда человек научился делать ручные рубила, которые являются основным видом орудия раннего палеолита.Для изготовления ручного рубила оббивали камень с двух сторон, придавая ему определенную устойчивую форму.Первое грубое рубящее орудие древнего человека, отбитое с одной стороны крупными сколами археологи назвали: чоппер.Жители пещер Каратау умели изготавливать чоппинг- галечный камень, обработанный и заточенный с двух сторон.Бифас - это примитивное каменное орудие, режущий край которого был более тщательно обработан с обеих сторон, так что он получался прямее и острее чоппера.Массивные орудия достигали 20 см в длину и весили более 1 кг.Чоппер (от англ, «chopper» - рубщик, ударник) - одно из древнейших орудий труда эпохи палеолита. Чоппер был крайне прост в изготовлении и представлял собой заострённую гальку или валун. Рабочий край создавался несколькими сколами, производимыми только с одной стороны, и имел неправильную форму. Вся остальная часть орудия оставлялась необработанной и служила местом захвата рукой. Для изготовления несколько более поздних орудий, «чоппингов», скол делался с двух сторон. Причём из чоппера легко получался чоппинг. Позднее появилось гораздо более тщательно оббитое орудие, которое в казахстанской археологии имеет название «рубило».Обработанные с двух сторон большие камни - нуклеусы.Ретушь - заострение каменной заготовки посредством обработки ее краев мелкими зубчиками (наподобие пилы).Одним из достижений нижнего палеолита, была то, что древние люди научились при изготовлении орудий из большой разновидности камней выбирать кремень, который очень крепок и легко обрабатывается.

Мустьерский период раннего палеолита (140-40 тыс. лет до н.э.).Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Животные, привыкшие к теплу, или погибали, или уходили на юг. Гигантский ледник образовался на севере Европы и Азии. Ученые определили, что толщина ледника достигала 2-х километров.Древний человек, живший в мустьерский период раннего палеолита -неандерталец.

Образ жизниИзменения природно-климатических условий повлияли на образ жизни мустьерского человека.

Крупнейшим достижением неандертальца было: открытие способа добывания огня трением.Первый использованный человеком огонь появился от удара молнии в дерево.Люди начали строить жилища из костей крупных животных и нетолстых деревянных жердей, сверху покрывая их шкурами.Неандертальцынаучились изготавливать одежду.Иглыобычно делали из острых костей. Вместо ниток использовали сухожилия животных.Впервые стали использовать шкуры животных в качестве одежды неандертальцы.В эпоху мустье уже существует естественное разделение труда по полу и возрасту и возникают начальные формы первобытной общины.Основным способом добычи пищи были охота и собирательство. Люди использовали загонную охоту на крупных животных-мамонтов, бизонов, медведей, антилоп.

В мустье появились зачатки культа смерти. Неандертальцы ложили покойного на бон, а руки укладывали под голову. Рядом с покойным ложили рога косули или оленя. На месте погребения находят следы красной охры (символизировало кровь) Люди считали, что существовала связь между кровью и душой человека (связано с древним религиозным представлением анимизмом).

Археологические памятники.В эпоху мустье люди освоили центральный и восточный регионы Казахстана. Здесь найдены стоянии Обалысай, Музбеш Канай. На стояние Канай найдены орудия труда, датируемые 140-132 тыс. л. д.н.э.Наиболее древние стоянки мустьерского времени найдены на склонах сопки Обалысай в Жезказганском регионе. Многочисленные стоянки мустьерского времени обнаружены в Восточном и Южном Казахстане.Наиболее изученный памятник среднего палеолита многослойная стоянка имени Ч. Валиханова в урочище Арыстанды в Южном Казахстане. Это единственная стоянка, где каменные орудия труда находятся в первоначальном положении. Стоянка залегает на глубине 7 м.В мустьерский период произошел переход к более совершенной технике обработки камня.Получает распространения прием изготовления орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ).Ведущими типами были орудия, изготовленные из отщепов нуклеуса: остроконечники и скребла.Остроконечник обрабатывали с двух сторон и использовали в качестве ударного и режущего инструмента. Использовали для резания и прокалывания шкур, в качестве верхушки копья, скребла обрабатывались лишь по одному краю. Применяли для обработки шкур, дерева, кости.

Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. л. д.н.э.).Это время расселения человека по всем климатическим зонам Земли и формирования рас и расовых групп, родовой общины.В период верхнего палеолита начался новый этап развития человечества.40-30 тысяч лет назад появился «человек разумный» (кроманьонец).Потребность людей в общении привело к развитию речи. Связь между мышлением и речью привело к развитию сознания. Развитие членораздельной речи связано с появлением человека разумного.

Родовая община.Постепенно человеческое стадо превратилось в постоянный коллектив родственников - родовую общину. Человеческое стадо стало родовой общиной ко времени появления «человека разумного».Члены родовой общины были связаны по материнской линии, то есть это был материнский род.Каждая община имела свою территорию. Все члены родовой общины были равноправными, и существовала общественная собственность.Главную роль в хозяйственной жизни рода играла женщина (существовал материнский род).Вопросы жизни и деятельности внутри рода решались на общем собрании. Избирались старейшины.Чтобы решать хозяйственные вопросы, несколько родов объединялись, и избирали вождей.

Духовная культура.О мыслительном развитии людей (кроманьонцев) свидетельствует возникновение у них искусства:

· Были найдены наскальные рисунки, где изображались животные, сцены охоты, ритуальные пляски;

· Древние люди передавали свои знания через рисуночное письмо названное пиктографией;

· Появились наскальные и пещерные рисунки (петроглифы).Пещерные рисунки впервые появляются в период верхнего палеолита.Гравюры - рельефные или углубленные рисунки животных и людей.Древние скульпторы вырезали различные фигурки из кости и рога. Особенно популярными были фигурки женщин, которые свидетельствуют о существовании у древних людей культа матери-земли и материнского рода.Формируются древние религиозные представления, верования:

· Анимизм (от лат. «anima, animus» - «душа, дух») - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религий.

· Тотемизм (от «тотем» - «знак, герб клана») - форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость родовой группы с каким-либо животным или растением.

· Магия- обряды, ритуалы, связанные с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных.

Изображения богов, вырезанные из камня, дерева - идолы.

«Могущественных духов» по представлению древних людей называли богами.Верования древних людей зависели, прежде всего, от рода занятий.В могилу умершего помещали украшения, посыпали тела красной охрой, символизирующей жизнь.

Промысел и археологические памятники.Промыслом людей были - охота, собирательство, рыболовство.Стоянки позднего палеолита были найдены в горах Каратау, Южном Казахстане, на Иртыше в Восточном Казахстане и Северном Прибалхашье.Стоянки позднего палеолита:

· Агренсор, Батпак, Карабас, Семизбугу в Центральном Казахстане;

· Бухтарма, Шульбинка в Восточном Казахстане;

· Ащысай - в Южном Казахстане;

· Майбулак - в Жетысу.Стоянка Батпак наиболее крупный памятник в Центральном Казахстане. Ее культурный слой залегает на глубине 6 метров. Возраст стоянки 30 - 25 тысяч лет. На стоянке было найдено более 300 орудий труда.

Наиболее крупный памятник древнекаменного века в Центральном Казахстане - Батпак.Скребки прямой формы, а также изогнутые каменные ножи были обнаружены в Центральном Казахстане на стоянке Семизбуги.В Восточном Казахстане обнаружена стоянка Шульбинка, где были найдены 5000 орудий труда.Следы стоянки людей позднего палеолита также обнаружены у аула Капай в Восточном Казахстане.На месте Ащысай в Южном Казахстане найдены кости бизона, архара, дикой лошади, а также скребки, ножевидные пластины.В конце позднего палеолита климат стал более теплым, засушливым. В 10-м тысячелетии до н.э. вымерли мамонты. На левобережье Жайыка (Урала) были найдены останки мамонта.

Каменные орудия труда и технология их обработки.Техника изготовления орудий труда и обработки камня продолжала совершенствоваться.Появились скобели, наконечники копий, ножи. Многие из каменных орудий стали изготавливаться с деревянными и костяными рукоятками.Наиболее распространенные орудия позднегопалеолита-скобели,наконечники копий и дротиков, проколки, резцы.В позднем палеолите люди стали использовать технологию отжимной ретуши в изготовлении каменных орудий труда.Отжимная ретушь - лезвие изготавливали путем отделения тонких пластин камня. Теперь с одного нуклеуса скалывают не 2-4 пластины, а по несколько десятков острых, тонких ножевидных пластин. Используя костяные, роговые, деревянные рукоятки, изготавливали режущие орудия. В качестве клея использовали горный воск, сосновую смолу (этот способ называется («сжатием»).

Ведущими орудиями труда были резец и скребка:

Резец - удлиненная пластинка, имевшая на конце лезвие, употреблялись для обработки твердого материала, например, кости.Скребка - продолговатая и остроконечная пластинка, представляющая собой длинный прямоугольник, употреблялась для сдирания шкур с убитых животных. Основным источником добычи пищи по- прежнему оставалась загонная охота, которая теперь велась с помощью более совершенных орудий:дротик - короткое метательное копье; копьеметалка;гарпун - метательное оружие с зубчатым наконечником (использовалось для ловли крупной рыбы)бола или болас (связка из трех каменных шаров, используемая как метательный снаряд).Эпоха палеолита была эпохой становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры. Как вы видите, Казахстан с древности являлся колыбелью развития человека. На территории Казахстана, наибольшее количество стоянок эпохи палеолита, найдено вЮжном Казахстане.

 

3.Эпоха бронзы на территории Казахстана(хозяйство, общественный строй, культура, вероисповедания):В II тыс. до н. э в жизни племен Казахстана произошло важное событие – была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получило название бронзовый век.

Эпоха бронзы делится на три периода:

1. Ранняя бронза – ХVI – XVI вв. до н.э.

2. Средняя бронза – XV – XIII вв. до н. э.

3. Поздняя бронза – XII – VII вв. до н. э.

ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ БРОНЗЫ:

1. Производственное освоение металла, в том числе и золото.

2. Появление новых форм пастушеского хозяйства – отгон скота на летние пастбища, стойловое содержание части животных, заготовки кормов и постепенный переход к кочевому скотоводству.

3. Развитие мотыжного земледелия.Земледелие в горных районах Казахстана утвердилось еще в IV тыс. до н.э

4. Зарождается первое общественное разделение труда. Человек освоил земледелие и скотоводство одновременно.

5.Развитие скотоводства и земледелия требовали больше мужского труда. Происходит крушение матриархального рода и на смену пришли патриархальные семейное – родовые отношения.

АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территорий от Енисея на востоке до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана.В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской. В 1927 году экспедицией М.П.Грязнова были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане. ОСНОВНЫЕ РАЙОНЫ АНДРОНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ:Центральный Казахстан – основной район расселения племен в эпоху бронзы. Обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильниковСеверном Казахстане археологи открыли более 80 поселений и могильников – наиболее крупные поселения - Алексеевское, Садчиковское вблизи р.Тобол, поселения Петровка и Боголюбово в Приишимье. Уже в этот период появились предшественники древних городов, один из них – Аркаим – на границе Кустанайской и Челябинской областей.В Восточном Казахстане – В долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, в степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников, наиболее крупные из них – Канай, Трудниково, Малокрасноярка.В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-Булак Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелди.В Семиречье и Южном Казахстанеобнаружены крупнейшие скопления рисунков - Тамгалы, Каратау. В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолеи Тегискен, Таутары.

БЕГАЗЫ - ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА. Бегазы-дандыбаевская культура – археологическая культура эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. Первые раскопки культурыбыли проведы экспедицией во главе Маргулана А.Х. ОСОБЕННОСТИ БЕГАЗЫ-ДАНДЫБАЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

· Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве

· Строительство особого типа надгробных сооружений

· Своеобразный погребальный обряд

· Появление новых форм глиняной посуды

· Наличие большого количества шахт по добыче меди.В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические культы. Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь. Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления. Таким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал изготовлять металлические орудия. От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессе повседневного труда человека.

 

4. Письменные источники о саках. Сакское время - это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзы. Происходит формирование государства. Саки -древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тысячелетие до н.э. Саки населяли территорию Казахстана в III вв. д.н.э.Известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках:

· Наскальные надписи персидских царей (Дария, Ксеркса).

· Сочинения греко-римских авторов (Геродот, Страбон и др.). В письменных источниках саки встречаются с разными названиями:

1. «Отец истории» древнегреческий историк Геродот, саков называет массагетами.

2. Персы саков называли «могучими мужьями», а иранцы - «туры с резвыми конями».

3. Геродот, живший в 484 - 425 гг. до н.э., в своей книге «История», написанной в 430- 425 гг. до н.э. утверждает, что «персы всех скифов называют саками». «По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов», - писал Геродот.

4. Страбон писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам».

5. Греки называли саков - «азиатскими скифами».

Согласно древнегреческим источникам саки «к врагам - беспощадны, к друзьям - верны». Греки считали саков самым справедливым и честным народом, среди всех, известных им.

В древнегреческих источниках встречается еще одно название кочевников - дай (даи).

Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название дай, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане. Саков с «остроконечными шапками» (тиграхауда), населявших Жетысу ученые связывают с «казахами с высокими колпаками».

Расселение сакских племен

Группа сакских племен Территория расселения
Саки- тиграхауда («носящие остроконечные шапки») Жетысу (Семиречье), подножье Тянь-Шаня, среднее течение Сырдарьи и в северном Кыргызстане, Ташкенте.
Саки-парадарайа («заморские саки») Приаралье и низовья Сырдарьи. (Северное Причерноморье, Северный и Центральный Казахстан, низовья Амударьи)
Саки-хаумаварга («изготавливали напиток хаома») долина реки Мургаб (река в Туркмении и Афганистане)  

Антропологический тип саков.Антропологический тип саков: европеоидный. Однако во внешнем облике саков больше стали появляться монголоидные черты.Особенно сильно монголоидные черты выражены у саков Северного и Восточого Казахстана.У племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали доминировать монголоидные черты в эпоху железа.Монголоидные черты у сакских женщин были более заметны.Ученый-антрополог М. М. Герасимов сделал реконструкцию обликов древних жителей Жетысу, по их останкам.

Общественное устройство саков.Когда люди начали использовать железо в производстве, начался рост и накопление излишек в обществе, что в свою очередь привело к усилению общественного и имущественного неравенства.Сакское общество жило в период распада первобытного строя и формирования военной демократии: члены племени на собрании выбирали вождей.У вождей были важные функции в обществе:

· осуществляли руководящие полномочия;

· решали споры между родами и племенами;

· регулировали отношения внутри рода;

· регулировал вопросы землепользования и кочевок;

· следили за обеспеченностью людей продуктами и оружием.

Государственные дела решались на народном собрании.Народное собрание - это собрание всех взрослых мужчин и женщин племени, которые имели влияние на вождей.На народном собрании выбирали вождя.Сакские вожди обладали большой властью: решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска.

Титул верховного правителя сакского племенного союза: царь.В сакском обществе цари избирались из сословия воинов.

Сакский правитель считался избранником бога, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных.Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место.

Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев.

Группа Особенности Одежда
Войны На индоиранском назывались«ратайши» «колесничие» красная и желто- красная.
Жрецы отличительные атрибуты - жертвен­ные чаши и особые головные уборы Носилибелуюодежду.
Скотоводы и земледельцы «восьминогие», так как пахали землюплугом с помощьюзапряженных в них двух быков. Носилижелтуюи синию одежду

Основную массу населения составляли садовые общинники - скотоводы.Если сакский юноша хотел жениться на девушке, он должен был сперва помериться с ней силой. Проиграв, он становился ее рабом.Нaнародном собрании, где решались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать на ряду с мужчинами.В сакском обществе женщины имели право воевать наравне с мужчинами.Древнегреческий историк Ктесий писал: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».Источникисвидетельствуют о том, что у саков женщины часто были правителями, истории наиболее известна царица Томирис (570-520 гг. д.н.э.).

Царица Томирис управляла саками в VI в. до н. э.Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения: Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах.Простых людей- в малых погребениях.Древнегреческий писатель, историк Ксенофонт писал о методах воспитания молодежи у саков.

Быт сакских племен.Саки вели кочевой образ жизни.Кочевали обычно вокруг водных источников - от колодца к колодцу, от озера к озеру.По сведениям Геродота, на зимовках саки жили и в деревянных жилищах, покрытых кошмой.

Во время охоты или войн саки использовали куйме (юрту на повозке), своеобразные дома - кибитки.Юрта устанавливалось на четырех- или шестиколесную повозку.Куйме были двухколесными.Военные куйме запрягались лошадьми. Большие куйме, груженные имуществом, тянули пара лошадей и верблюды.

Торговля.Найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии свидетельствуют, что в VI-III вв. до н.э. древние жители Казахстана имели торгово-обменную связь с Китаем, Индией, Персией.Использование железа саками Период возникновения и использования железных орудий труда получил название железного века.С началом использования железных орудий повысилась производительность труда.Железные изделия по сравнению с каменными и бронзовыми намного прочнее, долговечнее и эффективнее в применении.Железо вырабатывалось путем плавки руды в самодельных печах.В нижней части печи проделывали отверстия, куда устанавливали меха для подачи воздуха.

Температура в печи - 1200 градусов.Для получения расплавленного железа необходима температура в 1530 градусов. На территории Казахстана искусство плавки и обработки цветных металлов получило развитие в раннем железном веке.

Предметы, найденные в Восточной Европе и на Кавказе, сделанные из металла, добытого в Казахстане, датируются III-I вв. до н.э.Саки ковали различное оружие, такие как, мечи-акинаки, ножи, доспехи.Акинак- скифо-сакский короткий меч 40- 60 см, отлитый из бронзы, эфес которого, украшался изображениями зверей.На территории Жетысу, в Южном Казахстане, в Илийской долине и Прииссыкулье археологи часто находят сакские котлы и жертвенные чащи. Уникальное жертвенное блюдо, названное «Жетысуский михраб» (т.е. направленное в сторону Мекки), было найдено близ Алматы. На конусовидной подставке находится круглое блюдо, украшенное по краям 15 фигурками оленей. На блюде укреплена фигурка мужчины на коне, стреляющего в оленей из лука.

Ремесла саков.Основные направления ремесел саков достигли высокого уровня.Металлургия: мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения для седел, уздечек, удил.Ювелирное искусство: мастера-художники с драгоценными камнями инкрустировали серьги, перстни, бусы, браслеты, колье и пояса.Резьба по дереву, косторезное искусство, обработка камня.Из кости саки делали крючки, пуговицы, застежки и др. изделия.

Хозяйство саков. Скотоводство. «Отец истории» Геродот писал: «По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Араке. Пьют молоко».На зимних стойбищах саки строили также дома из саманных кирпичей.Основным хозяйством саков было скотоводство, выращивали лошадей, коров, овец, верблюдов.Огромное значение саки придавали развитию коневодства и овцеводства.Однимиз важнейших направлений скотоводства саков было коневодство.Греческий историк Ксенофонт рассказывал историю о том, как персидский царь был готов отдать царство за сакского коня.Саки выращивали курдючную и тонкорунную породы овец.Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли двугорбыхверблюдов (верблюжье молоко - шубат). Саки мало держали крупный рогатый скот.

Земледелие.Часть саков занимались земледелием. Археологи нашли оросительные каналы возле скотоводческих поселений и городища Чирик-Рабат на территории нынешней Кызылординской области. Остатки арыков, относящихся ко II - III векам, обнаружены около города Талгар возле Алматы, а также на территории современной Жамбылской области. Постепенно у саков увеличивалось число оседлых поселений, развивались ремесла и торговля, возникли города.

В VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.

Борьба саков за независимость. Война с персами. Вторжение войск Кира.В VI в. до н.э. саки воевали с Персами.В 530 г. до н.э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с царем Киром.Во время вторжения персидской армии Кира во главе саков стояло царица Томирис.Годы жизни Томирис - 570-520 гг. д.н.э.Кир II Великий (Кир) - персидский царь, правил в 559 - 530 гг. до н.э., из династии Ахеменидов. Сын Камбиса I. Основатель персидской державы Ахеменидов. Захватил Мидию, Парфию, Малую Азию, Египет, Вавилон и т.д.Кир отправил посла к царице Томирис, которая возглавляла саков.Римский историк Помпей Трог писал: «Томирис не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского нашествия».Войска Кира убили сына Томирис Спаргаписа. Поэтому царица отомстила Киру, победив его войска.Одиниз походов Кира в Среднюю Азию стал для него роковым. В июле 530 года до н. э., согласно Геродоту, в битве против | массагетов на восточной стороне реки Яксарт (Сырдария) Кир потерпел полное поражение и погиб. По утверждению Геродота, «царица» массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти тело Кира и окунула его голову в бурдюк, наполненный кровью, предлагая ему таким образом утолить ненасытную жажду крови.«Армия персов была разгромлена сакским войском во главе царицей массагетов Томирис, а сам Кир был убит» - писал Геродот.В VI в. до н. э. Томирис одержала победу над персидским царем Киром.Вторжение войск Дария I.В 519 г. персы под предводительством Дария I вторглись на территорию саков.

- Дарий: «Я отправился на землю саков, которые носят островерхие шапки» {Бехистунская надпись).

Поход Дария I против саков отражен в историческом источнике Бехистунская надпись.Войну против Дария I возглавил вождь саков - Скунха, однако он потерпел поражение.Греческий историк Полиэн описал подвиг сака-пастуха Ширака, который порезал себя, прикинувшись врагом саков, отвел Дария и его войска в пустыню. Таким образом, потеряв большую часть армии, Дарий I вернулся в Персию.Однако, в результате длительной войны с персами, часть территории саков осталась под властью персов. По условиям мирного договора с Дарием I, саки должны были поставлять в персидские войска своих воинов.Сакивоевали в составе персов против греков в 490 г. в Марафонской битве.Саки в составе персидских войск участвовали в войнах с Египтом, Грецией.Имена Скунха и Ширак объединяет следующее: вели борьбу с Дарием I.О борьбе саков с персами писали Геродот, Помпей Трог, Полиэн.

Борьба саков против Александра Македонского.В 336 г. до н.э. царем Македонии стал 20- летний Александр, получивший прозвище Македонский (в восточных источниках более известен как Ескендир Зулкарнай)

Александр сокрушив Персидское царство, вторгся в Среднюю Азию и приблизился к Сырдарье.Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак Спитамен. Спитамен 3 года вел партизанскую войну. Древнегреческий историк Арриан писал о том, как Александр Македонский, переправившись через Сырдарью на плотах, атаковал саков.Страшная жара, бездорожье, постоянные набеги саков чуть не окончилось поражением греко­-македонских войск.

Саки осадили Мараканду (ныне город Самарканд, Узбекистан), где был греческий гарнизон. Македонский послал на помощь войска. Тогда Спитамен инсценировал отступление. Когда греки кинулись вслед за «испугавшимися» кочевниками, Спитамен развернул войска и перешел к наступлению.Одна из причин неудачи армии А. Македонского в борьбе с саками - особая военная тактика саков. Древнегреческий историк Арриан сообщает о борьбе саков против А. Македонского.Таким образом, сакские племена преградили греко-македонцам путь на Восток.

Военное искусство саков.Историк А. Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и их лошади были тщательно защищены броней».Геродот писал: «Лошадям на грудь они надевают медные панцири».Страбонотмечал, что саки были прекрасными наездниками. По его данным, они «вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки».На городище Чирик-Рабат археологи обнаружили железные доспехи сакского война («железный человек»).

Культура саков. «Звериный стиль».С VIII в. д.н.э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается «звериный стиль».Начиная с VII вв. до н.э. в степных районах.Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль».Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений.«Звериный стиль» имеет две особенности: изображаются образы зверей и животных, зверей изображают в движении.Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни».

Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды животных и зверей: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.Изображение зверей считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнемБогом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней», - писал Страбон.Таким образом, «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.Полихромный стиль.Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д. н. э. получает развитие полихромный стиль.Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.ВIII-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.

Религиозные верования и представления саков.В эпоху железа религиозное миропонимание людей усложнились.

В представлении саков боги перевоплощались в различных животных и птиц. Их религиозные представления были своего рода переплетением анимизма, тотемизма и магии.По представлениям саков мир состоял из трех составляющих - небесный мир, подземный мир и земной мир.О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.Его конструкция - это солнце, 4 крылатых коня и 4 золотые стрелы, устремленные в небо.Сакский правитель считался избранником богов, т.е. являлся посредником между землей и небом, центром мира. От него зависит процветание его подданных. Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков.Умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» в потусторонней жизни.Саки были знакомы с технологией бальзамирования.

В погребениях саков находят красную краску - символ огня и солнца.Много курганов, подвергшихся обряду сожжения погребений, н



2018-07-06 828 Обсуждений (0)
Расселение сакских племен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Расселение сакских племен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (828)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)