Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи)



2018-07-06 1104 Обсуждений (0)
Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи) 0.00 из 5.00 0 оценок




Поселения и города кангюев располагались по берегам рек и каналов. На левом берегу реки Арысь, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей.Под одной из них были найдены развалины городища Кок-Мардан, который являлся центром городской культуры.Город состоял из малых и тупиковых улиц. Встречаются одно- и двухкомнатные дома.Было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тыс. н.э.По мнению ученых, поселения, возникшие в эпоху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья.

Хозяйство и быт кангюев. Скотоводство.Важнейшим хозяйством кангюев полукочевое скотоводство.Основная масса скота находилась вне поселений, в степных районах Центрального Казахстана.Выращивали лошадей, овец, коз, коров и быков.

Земледелие.Археологические находки, сделанные в долинах рек, позволяют сделать вывод о том, что кангюй были не только кочевниками, но и земледельцами. Благоприятным для земледелия, где древние жители вели оседлый образ жизни, был Южный Казахстан.Ученые относят памятники кангюев к следующим археологическим культурам: кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской.В Приаралье и Приташкентскомоазисе развивалась оседлость.

В долине Сырдарьи выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры.Земляобрабатывалась каменными и металлическими мотыгами (кетменями).Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в 1 в. н.э. древние жители выкопали канал Зах протяженностью более 20 км.От левого берега был проложен канал Ханарык.У кангюев было распространено поливное земледелие.Зерно хранилось в специальных керамических сосудах огромного размера - хумах, которые вкапывались в ямы.

Промыслы.Охота была подспорьем скотоводству.Занимались рыболовством (гарпун, сеть).Охота и рыболовство играли вспомогательную роль.Среди женщин было развито ремесло по обработке шерсти, прядение.

Обработка металлов.У кангюев центром производства металлов стали города и поселения региона Шаш - Илак.

На месте древнего города Кулат найдены мастерские.Доказывают, что здесь находился крупнейший центр древней металлургии и металлообработки, занимавший площадь более 50 гектаров.

Торговля.Через территорию кангюев проходила трасса Великого Шелкового пути.О развитии торговли у кангюев говорят найденные в Присырдарьинском регионе монеты, общее число которых 1300.Время изготовление III - IV вв. н.э.

На монетах изображен правитель и тамга.Кангюи контролировали участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье.Торговали с Причерноморьем, Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Китаем, Ираном.

О развитости торговых отношений с Китаем могут свидетельствовать китайские монеты, найденные в погребении Мардан.Эти монеты относятся ко II в. д.н.э. Археологи находят в погребении Мардан: Коралловые бусы, изготовленные в Индии.Резные камни, сделанные в Иране, Янтарь с побережья Балтийского моря, В погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы из голубого сирийского фаянса.

Культура и религиозные верования.Городское поселение Алтынасар занимало площадь в 16 гектаров: на одной из стен центральной комнаты были найдены фрески с изображением цветов, а сама стена была покрашена красным цветом.

Были широко развиты песенное искусство, музыка, танцы.Были музыкальные инструменты с двумя или пятью струнами.Древние жители Казахстана поклонялись сверхъестественным, стихийным силам природы, приносили им в жертвы домашних животных.Обожествляли Солнце, Луну, звезды. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время кочевок, исполняли религиозные обряды. Среди кочевников был распространен культ предков.По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.

Способы погребений.В районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой.

Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи.В погребении мужчин ложили мечи, кинжалы, луки и другое вооружение. В погребения женщин клали бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для 1 тыс. нашей эры.

 

6.Племена уйсунов ( хозяйство, общественный строй):

УЙСУНЫ.В конце I тыс. до н.э. на территории Казахстана возникли новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам.Археологические памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Жетысу (Семиречье).- Хронологические рамки III в. до н.э. - V в. н.э.

Территория расселения уйсунов. Уйсуны- это одно из древнейших этнических объединений Центральной Азии. В раннем железном веке после саков - тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Памятники встречаются в Жетысу и на Тянь-Шане, в северо-западных регионах Китая, в горах Тарбагатая, в Восточном Казахстане.

Одно из основных племен, составивших казахский народ.Название усунь (уйсун) встречается в китайских записях, начиная со II в. до н.э. и описываются «широкоскулыми, светловолосыми и голубоглазыми». Восточная граница проходила по северо- западу Китая, в местности Бесбалык.Западная граница проходила по рекам Шу и Талас и доходила до восточных предгорий Каратау. Столица - Чигучен или Чигу (город Красной долины) находилась южнее озера Иссык - Куль и реки Или. Уйсунам был характерен антропологический тип европеоидный, однако отмечаются малые примеси монголоидных черт. Письменные источники об уйсунах и их государственности.Основная источниковая база для изучения уйсунской эпохи - китайские источники. Название «усунь» встречается в китайских записях, начиная с II в. д.н.э.В древних китайских источниках указывается, что «усуньцы не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде». Жизнь и быт кочевников III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.Китайский историк Сыма Цянь записал легенду о происхождении уйсунов. Уйсуны первоначально были зависимы от гуннов. Китайский историк Сыма Цянь пишет, что правитель государства усуней именуется гуньмо.Уйсуны граничили на востоке с гуннами, а на северо - западе с Кангюем, на западе - с Даванией.Государство уйсуней состояло из трех частей: восточная, западная и центральная. Как говорится в источниках, усуньский большой гуньмо живет в городе Чигу, кибиток 120 тыс., душ 630 тыс., войска 188 800. Уйсуны долгое время воевали с кангюями и гуннами за пастбища и торговые пути. Уйсуны имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. В китайской хронике «Хань» записано, что в 107 г. до н.э. уйсунский гуньмо женился на китайской царевне.

Источники свидетельствуют, что уйсунские племена имели государственное устройство («Усунго», «Синго» означают кочевое государство).

Общественное устройство.Уйсунские племена имели государственное устройство.Правителя называли -«гуньмо». Ему подчинялись вожди племен, носившие титул «бек», а так же мелкие род правители. Существовало имущественное неравенство. Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Рабы были в основном из числа военнопленных. У правителей и военачальников были золотые и медные тамги.Тамгами торговали лошадей.Одежда знатных уйсунов была сшита из шелка, тонкой шерсти. Частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду. Возникновение частной собственности, развитие имущественного неравенства можно проследить по уйсунским погребениям. Простолюдины состояли из скотоводов и земледельцев. Были найдены тамги, сделанные из глины. Их использовали рядовые общинники.То, что тамги изготавливались из различных материалов у разных групп населения, доказывает наличие частной собственности и неравенства в уйсунском обществе.

Скотоводство.Скотоводство в жизни уйсунов играло главную роль.Зимовали в Мойынкуме и Прибалхашье. Лето проводили на предгорьях Тянь-Шаня.Расстояние между зимовками и летовками были от 20 до 100 километров.Больше держали лошадей, овец, верблюд, меньше - крупнорогатый скот.Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича. Кочевые уйсуни жили в юртах. В письменных источниках описывается что уйсуны «не занимаются ни земледелием, ни садоводством».Однако археологические источники свидетельствуют обратное: часть уйсунов занималась земледелием.

Земледелие и оседлость.Занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием.Выращивали ячмень, просо.В поселении Актас были найдены доказательства существования земледелия у уйсунов.Были найдены остатки оросительных каналов.Следы обработанных полей, орудия земледелия.Уйсуны располагали свои поля вдоль рек: древние источники свидетельствуют, что уйсуны сажают деревья, имеют города и предместья. В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки нескольких древних городищ.В предгорьях имели постоянные жилища: поселения состояли из 5-6 жилищ. Жилища возводили из камня, также и из саманного кирпича. Внутри жилища стоял каменный очаг. Вблизи поселений располагались родовые и семейные кладбища.

Ремесла.Значительная часть ремесел и домашних промыслов уйсунов была связана с обработкой продуктов скотоводства.Ремесленники широко использовали кожу.Из кожи делали посуду для жидких продуктов.

Степняки искусно выделывали кожу, войлок, окрашивали их в разные цвета (этим занимались женщины). Мужчины изготовляли предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили дома, делали повозки, охотились на зверей и т.д. Из кости делали пуговицы, застежки и булавки.Для ткачества использовались простейшие ткацкие станки, а для прядения шерсти - обыкновенное веретено. Уйсуны достигли высокого мастерства в изготовлении прекрасных керамических сосудов. Мастера по железу делали топоры, кетмены, серпы, ножи, посуду. Разрабатывали месторождения медесодержащих, золотосодержащих руд. Широкораспространилась традиция инкрустировать драгоценными камнями золотые, серебряные изделия. Золотые вещи украшались зернью - мелкими шариками, вставками из бирюзы, сердолика.

Материальная культура и археологические памятники уйсунов.Уйсуны занимались ювелирным искусством.Для ювелирного искусства уйсунов был характерен полихромный стиль.Среди них широко распространялась традиция инкрустировать металлические изделия. Образцы этого искусства найдены при археологических раскопках захоронения Актас. Каргалинская диадема.Найденная в Каргалинском ущелье диадема (женское головное украшение) принадлежала племени Усуней.Датировка - I в. до н.э. - II в. н.э.Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см.Главная идея диадемы - изображение модели вселенной. Крылатые кони, изображенные на каргалинской диадеме, символизировали солнце.Каргалинская диадема является ярким примером инкрустации.

Структура уйсунских курганов.Самые большие курганы уйсуней были в диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м.Они представляли собой скопление песка, дерна, камня.Иногда основание или верх кургана обкладывали небольшими круглыми камнями размером с казан.В центре кургана находилась могильная яма.Обычаи, традиции и верования уйсунов.Хоронили покойного в центре кургана, на спину головой на восток.Часто в могилу ложили все необходимые при жизни вещи, часто ложили посуду.Уйсуны поклонялись потусторонним сверхъестественным силам. Они приносили им жертвы.Археологи нашли ритуальные подсвечники, жертвенную посуду.На глиняных предметах и посуде нарисованы солярные знаки, т.е. изображения солнца.Ювелирные изделия, оружие, украшения уйсуней отражали их религиозные представления.

 

7.Государство Гуннов (хозяйство, этнический состав, политический строй):

ГУННЫ.I века нашей эры в древней истории Казахстана и других регионов Европы и Азии наполнены бурными событиями, связанными с племенами хунну (гунны) и дошедших до нас названием эпохи«Великое переселение народов».В I тысячелетии до н.э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли гунны. Эпоха гуннов охватывает III в. д.н.э. - IV в. н.э.Ранняя история гуннов Сведения о гуннах встречаются в китайских письменных источниках. По китайским источником, слова«хунну» или «сюнну», т.е. «гун»происходит от названия реки Орхон.В III веке до н.э.кочевые племена гуннов объединилМоде. В китайских источниках об истории образования державы гуннов говорится следующее:

«Соседи хунну - дунху, потребовали отМоде, чтобы он отдал самого лучшего коня. Старейшины были против, но Моде приказал отдать. Через некоторое время послы потребовали отдать самую красивую жену Моде. Старейшины хотели начать войну, но Моде приказал отдать и её. В третий раз дунху потребовали уступить пограничную территорию. Земля была ничья, по обе стороны ее состояли караулы: с одной стороны хунну, с другой - дунху. Старейшины сказали:«Можно отдавать и не отдавать», Моде сказал: «Земля есть основание государства, разве можно ее отдавать?!». Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территории. Так возникла держава Хунну, во главе с Моде».

По сведениям известного ученого- востоковеда Л.Н. Гумилева, объединение гуннов произошло в 209 году до н.э. Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления шаньюя Модэ. Гунны подчинили себе соседние племена, жившие на берегах Енисея и в горах Алтая. Военные походы Модэ против Китая закончились поражением Китая. Китайцы ежегодно платили дань гуннам в виде шелковой ткани, хлопка, риса, украшений.

Государственное устройство гуннов. Государство строилось по военному принципу, было разделено на левое, центральное и правое крылья.Китайцы называли правителя гуннов шаньюй.Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы»- темники.Туменбасы являлись сыновьями правителя или его близкими родственниками.Туменбасы возглавляли 24 рода.Все 24 темника подчинялись лично шаньюю.У каждого темника имелось по 10 000 всадников. Темник назначал тысячников, сотников, десятников.Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Каждый мужчина должен был иметь при себе оружие - лук со стрелами, саблю и копье. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам».

Объединение гуннских племен.По сведениям китайским хроник, в IV—III вв. до н.э. гуннские племена, жившие на землях севернее Китая от Байкала до Ордоса, образовали свое объединение. На юге они покорили племена дунху.

Гунны вторглись в пределы Китайского государства. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет.В III в. до н.э. правители китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Стена растянулась на 4000 км. Высота была от 6,6 до 10 метров. Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни.Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во II-I вв. до н.э.Гунны победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти.Была образована могущественная держава гуннов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ. История переселения гуннов в Казахстан. Первая волна переселения гуннов относится к I в. до н.э.

В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. гуннское государство разделилось на Южных и Северных гуннов. Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев и заключили с ним мирное соглашение и получили возможность кочевать к востоку от реки Талас. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго- запад Казахстана и Приаралье относится к I в. н.э. (93 г. н.э.)Появление гуннов в этих местах заставило местные племена аланов и асов перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия.Гунны продвигались дальше на Запад.Переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу.Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. Начало Великого переселения народов. Завоевательные походы гуннов на Западе Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы. Это движение разноязыких племен и народов получило название Великого переселения народов.В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. - В течение нескольких лет вся территория Причерноморья была покорена гуннами.Готские племена вошли в состав гуннов.В 395 году гунны подходили к Константинополю, столице Восточной Римской империи.Восточно-римский император обязался платить гуннам дань золотом. Совершили походы в Закавказье и Месопотамию. В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы. На территории современной Франции они разгромили Бургундское королевство.

Походы Аттилы.В 445 году к власти пришел Аттила (400- 453 гг.). Аттила объединил в 445 г. разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии. Аттиле государство гуннов достигло своего могущества:

Свыше 70 городов Греции были взяты. Были завоеваны все римские крепости на Дунае, Паннонии, Мезии.

Затем Аттила направил свою армию во Францию. В 451 году на территории современной Франции и Галлии произошла Каталаунская битва. Каталаунскую битву историки называют «битвой народов».Против Аттилы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. На стороне Аттилы воевали остготы. Войско Аттилы впервые потерпело, поражение. В 452 году Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму, но по каким-то причинам не стал разрушать культурную столицу мира. Гунны наводили ужас на европейцев. Гунны способствовали распаду рабовладельческого строя. Аттила освободил Европу от господства Западной Римской империи. В период правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. Гунны открыли начало нового исторического периода - эпохи средневековья. В 453 году Аттила умер, распалась империя гуннов. Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне. Произведения об Аттиле писались с VI в. по настоящее время. Имеются художественные произведения на немецком, французском и итальянском языках. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал оперу о великом гунне, которую и назвал Аттила. В казахских легендах он известен под именем Едиль (река Волга по-казахски звучит Едиль).Военное искусство гуннов. Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла конница.Тумены гуннов состояли из тысячи, сотни и десяти.Гунны имели стенобитную машину, камнеметную технику.

Хозяйство и быт гуннов. В основном занимались кочевым скотоводством. Выращивали все виды скота. Часть гуннов занимались земледелием. В жилищах были обнаружены ямы для хранения зерна. Жили в юртах. На почетном месте висели камча, меч в деревянных ножнах, лук и стрелы в колчане.Оружие, посуда доказывают высокий уровень развития ремесел. Кузнецы являлись искусными мастерами по обработке металлов. Посуду изготавливали из дерева, кожи, глины. Сосуды делали из обожженной глины и дерева для жидких продуктов. Важную роль играла охота.Богачи опоясывались кожаными поясами с бронзовыми и серебряными заколками. Свидетельством того, что гунны ткали и носили одежду из шерсти, являются найденные в местах постоянных поселений головки веретен.

Общественное устройство.Существовало социальное неравенство. В погребениях знатных гуннов находят много ценных вещей.Общество было кочевым и патриархальным. Знатные гунны одевались в дорогой китайский шелк.

Власть в государстве передавалась от отца к сыну по наследству. За тяжкие преступления и предательство следовало наказание смертной казнью. За мелкие преступления виновному резали лицо.

Культура гуннов.Кочевой образ жизни гуннов не всегда был понятен оседлым народам: римлянам и грекам. Римский историк А. Марцеллин писал:«Гунны настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного, которое они сушат не крупе своей лошади или на своем поясе... Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, даже торговлю производят, не сходя с лошади и на ней же питаются и утоляет жажду, даже спят, нагнувшись и положив голову на гриву коня...». Римский историк Прииск писал о дворце Аттилы. Особенно удивила Прииска баня, выложенная из белого камня. По предположению ученых, гунны знали письменность. Китайские правители опасались не только набегов гуннов, но и уходов образованных китайцев в Степь. Ученые, изучив зимние жилища гуннов, выяснили, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом. Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они напаивали на изделии золотые шарики (стиль зернью). Наряду со «звериным стилем» начиная с VII - V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль. Полихромный стиль достиг своего расцвета в III-V веках. Для украшения изделий использовались изображения диких животных.Гуннские ювелиры умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют зернью.Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных проволочек - скань. Еще одним видом украшения была инкрустация, когда в изделия вставляли цветные камушки. Ученые называют такой стиль «полихромным стилем». Древние племена, населявшие Казахстан, поклонялись духам предков, Синему небу (Тенгри).

 

1.8.Тюркский и заподнотюркский каганат (территория, хозяйство, общественный строй):

Образование тюркского каганата.После падения могущества усуней Жетысу превратился в постоянную арену войн. Поя-, вившиеся здесь в V в. отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихся землях пытались обосноваться остатки юечжи, но после войн с жужанями в 418-419 гг. они были вынуждены уйти в Среднюю Азию, где столкнулись с персами и эфталитами. Верховья рек Шу и Талас были захвачены кангарами, которые остановили движение жужаней на запад. Жетысу и Восточный Казахстан были окраинами государства жужаней, поэтому им уделялось мало внимания, однако именно здесь, на Алтае, начинает формироваться сила, способная противостоять жужаням. Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Жетысу, долине Ертиса и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 г. создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 г. теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племен Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные ашина стали впоследствии называться тюрками. Само слово “тюрок” значит крепкий, сильный. Согласно А.Кононову, первоначально это был политический термин, означавший членов семьи степной аристократии, составлявшей господствующий род племен Ашина, и лишь затем стал названием всех племен, подчиненных тюркскому кагану. В 545 г. телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрков – ашина Бу-мын. В 551 г. он заключил союз с Китаем и, разгромив жужаней, принял титул Иль хан. После смерти Бумына в 552 г. на престол вступил его сын Кара-Иссык хан, который нанес полное поражение жужаням. После победы хан погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мугань хан. В 553 г. жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 г. войска Истеми достигли Аральского моря и предместьев Ташкента. Однако племена уар и хионитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 г. Тюрки вышли к реке Едиль, но не стали ее переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Едиля до Хинганских гор. Расцвет империи тюрков. Во главе новой державы стоял каган, вторым лицом был его родственник, носящий титул “ябгу”. К числу высших сановников относились также шады, эльтеберы и тутуки. Родственники кагана носили титул “тегин”. Высших чиновников тюрки называли также “тархан”,а низших, делившихся на 24 класса, – “буюрук”.Наследование шло по удельно-лестничной системе, по которой наследовал не сын отцу, а младший брат старшему и старший племянник младшему дяде. В ожидании престола шады получали в управление уделы. В 568 г. тюркская держава делилась на четыре удела, а в 576 г. – уже на восемь. Ставка самого кагана находилась на Алтае. В социальном плане тюрки делились на три слоя – беки, карабудун – основная масса и таты-рабы из военнопленных. Подчиненные тюркам телесские племена назывались огузами. Только появившись Тюркский каганат сразу стал в один ряд с мировыми империями того времени. В 60-х годах VI в. тюрки вмешались в борьбу между китайскими государствами Бэи-Ци и Бэи-Чжоу и заставили обоих платить дань. Каган Тобо хан говорил: “Только бы на юге два мальчика (Чжоу и Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности. В Средней Азии в войне с эфтали-тами в 560 г. тюрки захватили Ташкент и долину Зарафшана. В 565 г. в битве у Несефа тюрки во главе с Истеми каганом одержали победу, и Согд был присоединен к каганату. В 570-576 гг. тюрки завоевали Северный Кавказ, в 576 г. – Боспор. В итоге этих завоеваний каганат стал контролировать все важные участки Великого Шелкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось вследствие междоусобиц.
Распад тюркского каганата. В 581 г. в Китае произошел переворот, и Чжоуская династия сменилась династией Суй. Новый правитель порвал все отношения с тюрками и запретил вывозить шёлк в степь, что сразу подорвало могущество тюркской знати, богатевшей за счет пошлин с караванной торговли на Шелковом пути. Это совпало со смертью Тобо хана и последовавшими за этим династическими распрями между родственниками кагана. После продолжительных разногласий старшим ханом был признан сын Кара-Иссыка – Шету, принявший титул Ышбара хана. Вторым ханом стал сын Истеми Кара Чурин-Тюрк, сын Мугань-хана Торемен получил титул Або хан (старейший) и удел на северных окраинах государства. Суйская дипломатия сразу почувствовала разлад в среде тюрков и всяческими методами стала сеять раздор между ханами. Это ей удалось, и в 584 г. обманутый китайцами Ышбара напал на ставку Або хана, обвинив его в измене. Або хан бежал к Кара-Чурину и совместными силами они начали войну со старшим ханом. После ряда боев Або хану пришлось отступить к Бухаре, но Ышбара хан погибает в 587 г., и власть переходит к его брату Чуло хану. Все тюркские князья принесли присягу новому кагану, и Або хан остался в изоляции. В том же году он был разгромлен недалеко от Бухары, однако единство сохранялось недолго. Уже в 558 г. вражда междуКара Чурином, – ханом западных земель, и старшим ханом возобновилась. Кара Чурин стремился к независимости, и война продолжалась до 593 г. В итоге каганом стал сын Ышбара хана Юн Йоллыг, а фактическим правителем -Кара Чурин. Однако пропасть между западными и восточными тюрками была столь велика, что во время войны с Китаем, начавшейся в 598 г., восточные тюрки во главе с Жангаром поддержали Суйскую Империю. Кара Чурин был убит, но Тюркский каганат так и не объединился. В 604 г. ханом Западного каганата стал малолетний Таман – правнук Кара Чурина, а Восточного – Жангар. Единый Тюркский каганат перестал существовать.
Западно-Тюркский каганат.. В Западно-Тюркском каганате собственно тюрки составляли меньшинство населения и силу правители черпали у степных племен Семиречья, т.е. потомков усуней. Из них сложилось два племенных союза: дулу – в Жетысу и Джун-гарии и оншадпыт – на Тянь-Шане. Каждый из этих союзов объединял по пять племен, вследствие чего весь народ получил название “народа десяти стрел”. Противоречия между мировыми державами из-за гегемонии на Шелковом пути привели к образованию в 20-х годов V в. двух коалиций, с одной стороны – Западно-Тюркский каганат, Китай и Византия, с другой – Восточно-Тюркский каганат, Иран и Аварский каганат. Война, разыгравшаяся между этими коалициями, продолжалась с переменным успехом и не принесла ни одной из сторон победы. Недовольные нескончаемой войной, требовавшей огромного напряжения сил и больших человеческих жертв, племена дулу в 630 г. восстали против своего кагана и убили его. Новым правителем был провозглашен Сибир хан. Дальнейшая история каганата была полна войн между дулу и оншадпытами за власть в стране. Пользуясь этим, от западных тюрок отделились болгары и приуральские угры. В 635 г. племенные союзы добились самоуправления и границей между ними стала р. Шу. Уступки сепаратистским тенденциям не могли укрепить государство, и тюрки продолжали терять свои владения. После подчинения Восточного каганата Китаю имперские войска подошли вплотную к границам Жетысу. Война 640-648 гг. закончилась поражением тюрок, после чего от каганата отделились и казары. Последний западно-тюркский каган Ышбара хан пытался сохранить единство и независимость страны, но китайская агрессия продолжалась, распри между тюркскими племенами еще более ожесточились. В итоге оншадпыты и дулу в 656 г. признали власть Китая, Ышбара хан, преданный своим подданными, отступил за реку Или. Владетель Ташкента выдал его китайцам, и тюркский каган умер в 659 г. в плену. Земли Западно-Тюркского каганата были поделены на два губернаторства, которые в свою очередь делились на округа и уезды. Однако тюркские племена Жетысу не смирились с китайским владычеством.

 

9.Тюргешский каганат( территория, хозяйство, общественный строй):

ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАт. Годы существования: 704-756 гг.Территория каганата.Территория - Жетысу (Семиречье). От Шаша (Ташкента) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане. Административный центр Тюргешского каганата город Суяб.

Население.Основную роль играли племена тюргешей. Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. Тюргеши входили в состав левого крыла (дулу) Западнотюркского каганата еще с VI века и населяли междуречье Чу и Или По сведению арабского историка аль- Идриси, этноним «тюргеш», в переводе означает «истинный тюрк».

Образование каганата. Основатель тюргешской династии правитель Ушлик-каган (704-706 гг.). Он разделил основные племена на две орды, определив ставкой:Малой орды город Кунгит,Ставкой Большой орды Суяб.В городе Кунгит и окружающей его местности жили представители племени кунгит.Тюргеши делились на Желтых (сэры) и Черных (кара).Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть.Каганат был разделен на 20 административных владений, каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тысяч воинов.

Политическая история.Ушлик особое внимание уделял политикоадминистративному укреплению каганата. После его смерти в 706 году разгорелась борьба за власть. Этим попытался воспользоваться Восточно-тюркский каган Капаган. При правлении Супу (Сулыка) (715-738 гг.) каганат усиливается. В междоусобной борьбе победу одержали черные (кара) тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). При Сулу (Сулык) кагане внутреннее и внешнее положение каганата было сложным. Тюргешский каганат противостоял на востоке нашествию Китая, на западе арабов, давление на тюргешей оказывал и Восточнотюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства каган Сулу (Сулык) и его приемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях. Способы кагана Сулу (Сулыка) в устранении внешнеполитической опасности:

1. Династические браки;

2. Военные перемирия;

3. Союз с народами Средней Азии против арабов. Сложным положением тюргешей в Жетысу стремился воспользоваться правитель Восточнотюркского каганата Капаган. Движение войск Капаган-кагана на юго-запад было остановлено арабами, которые заставили восточных тюрков отступить в Монголию. Сулу (Сулык) предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 717 году Сулу посетил Танскую империю, с которой установил родственныеотношения. В борьбе с арабами, тюргешский каган поддерживал народы Средней Азии. Население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов. Полководец кагана Кули Шор в 720-721 годах, одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы. Эти победы значительно приостановили нашествие арабов со стороны Средней Азии. В 737 г. Сулу вместе с карлуками одержал победу над арабами в Тохаристане. - Однако союзные войска тохарских племен и тюргешей преждевременно рассеялись на мелкие отряды, после чего арабы воспользовались этим, напав на кагана Сулу и разбив его войска. После возвращения на родину, в город Навакет, каган был убит военачальником, тарханом Бага. Арабы прозвали Сулу кагана «бодающимся» или «рогатым», за его частые победы. К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами. Из-за междоусобиц, длившихся 20 лет, каганат сильно ослаб. Правители Китайской империи направили свои войска из города Куш (Восточный Туркестан), в Жетысу и в 748 г. захватили город Суяб. Китайцы овладев Шашем, убили его эмира. - Сын эмира запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах (близ Тараза) карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение т.к. китайцы навсегда покинули Жетысу. В результате междоусобной борьбы Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племен, принимавшие участие в Атлахском сражении, в 756 году свергли Тюргешский каганат и захватили власть.

Хозяйство.Преимущественно кочевое и полукочевое скотоводство. Часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота для знати была развлечением, а для бедняков источником существования. Пастбищными лугами и водными источниками в основном владели предста



2018-07-06 1104 Обсуждений (0)
Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)