Ликвидация последствий коллективизации
В борьбе с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства ЦК Компартии принял постановлениев сентябре 1932 г.: 1. В постановлении указано, что при проведении коллективизации необходимо учитывать уровень хозяйственного и культурного развития республики. 2. Степень подготовленности широких крестьянских масс. 3. В постановлении не сказано ни единого слова о голоде, лишениях народа, о катастрофическом положении животноводства и причинах, их породивших. В начале 30-х гг. XX в. с целью улучшения положения шаруа были ликвидированы искусственно сформированные колхозы. Населению возвращали насильственно обобществленный скот. · За период второй пятилетки (1933-1938 гг.) увеличивались посевные площади и поголовье скота. · Расширились посевы хлопка, сахарного свекла. Вековой уклад жизни аула окончательно был разрушен в период коллективизации и оседания. Переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому в основном завершился в период второй пятилетки. Несмотря на трагедию в период коллективизации, социальная природа крестьянства изменилась, и центральной фигурой на селе стал механизатор.
56. Общественно - политическая жизнь Казахстана в 1920-1930. Политические репрессии: В 30-е гг. в стране повсеместно установились социалистические отношения. В государственную собственность перешли земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы. В 30-е гг. XX в. с одной стороны провозглашалась общественная собственность на средства производства, с другой шло отчуждение крестьянства от земли. Этому периоду свойственно: · Утверждение бюрократической централизации. · Республики были лишены законодательной инициативы, чему способствовал диктат центра. · Рабочие продолжали оставаться бесправными. · Рабочие отстранены от централизованной государственной собственности. · Социализм принимал тоталитарный, казарменный характер. «Теория» Сталина об обострении классовый борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила: · Базой для расширения функций карательных органов; · Ограничения роли Советов, как органов государственной власти; · Попиранию прав личности. В составе союзного наркомата внутренних дел было создано особое совещание для применения репрессивных мер: · Заключение в исправительные лагеря; · Высылка за пределы СССР; · Ссылка. Массовые репрессии интеллигенции В результате репрессий, прежде всего, пострадало казахская творческая интеллигенция/ Репрессиям подверглисьА.Ермеков, Х.Досмухамедов, А.Бокейханов и многие др. члены партии Алаш. В апреле 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймауытова. Был «раскрыт заговор» строителей «красной столицы» (Кзыл-Орда, 1928). Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела процесс над группой талантливых архитекторов и инженеров: П.Т.Буддаси, С.Б.Голдгор, С.А.Баграков, М.Тынышпаев идр. Судьба не пощадила многих посланцев ЦК ВПК(б) в Казахстане, опытных и преданных деятелей партии: В.Н.Андронникова, Л.И.Мирзояна, К.Я.Рафальского,B. Н.Манерсен и др. Левон Исаевич Мирзоян (1887 г. - 1939 г.) — советский, государственный и партийный деятель. 1-й секретарь Казахстанского крайкома партии в 1933- 1938 гг. В 1937-1938 гг. террор принял массовый характер. Были репрессированы и расстреляны представители казахской литературы C. Сейфуллин, Б.Майлин, И.Жансугуров, М.Жумабаев, М.Дулатов.Подвергались репрессиям основатель казахской лингвистики А.Байтурсынов. 1. Репрессирован ученый-языковед профессор К.Жубанов. 2. Репрессирован основатель казахской исторической школы профессор СД.Асфендияров. 3. Один из руководителей Казахского филиала АН СССР М.Тулепов и др. В 30-е гг. XX в. в результате репрессий, обрушившихся на Казахстан, прежде всего, пострадала казахская творческая интеллигенция. Лагеря Карлаг - Карагандинский исправительно-трудовой лагерь особого режима. Узники Карлага: 1. Чижевский А.Л. - соратник и друг К.Э.Циолковского ученый, автор уникального труда по теории крови в условиях невесомости. 2. В.С.Пустовойт - знаменитый селекционер, академик, дважды Герой Социалистического Труда. 3. Н.В.Тимофеев-Ресовский - будущий основатель радиационной генетики. 4. В.Л.Пржецлавский - крупный специалист по теплотехнике, соратник академика С.П. Королева. 5. Т.М.Людвиг - член-корреспондент Академии архитектуры. Карлаг- один из крупнейших филиалов ГУЛАГа, являлся почти самостоятельным государством на огромной территории Казахстана. Карлаг был организован 19 декабря 1931 г., центр лагеря расположен в селе Долинка, в 45 км от Караганды.В 30-е гг. XX в. на территории Карагандинской области, главным образом в Осакаровском районе из спецпереселенцев формировались обсервации (состоял из 25 поселков обсерваций). Через гулаговские жернова прошли 101 тыс. казахстанцев, из которых были расстреляны более 27 тыс. В настоящее время в республике реабилитировано около 90 тыс. человек. Осенью 1932 г. прибыло несколько эшелонов репрессированных кубанцев. Условия труда и быта спецпереселенцев были неимоверно тяжелыми. За период 30-40-х и начало 50-х гг. более половины дел о контрреволюционных преступлениях рассмотрены несудебными органами - коллегией ОГПУ, «тройками», особыми совещаниями. В Степном лагере, Акмолинском лагере жен изменников родины (АЛЖИР) находились невинные дети и жены репрессированных, независимо от национальности, жены политических деятелей из зарубежных стран. · Политическую основу Казахской ССР составляют Советы депутатов трудящихся; Экономическая основа - социалистическая система хозяйства; · Ликвидируется эксплуатация человека человеком; · Развиваются и совершенствуются равноправные отношения. В декабре 1937 г. проведены выборы в Верховный Совет СССР: от республики были избраны 44 депутата. Среди них шахтер Т.Кузембаев, нефтяник С.Зурбаев, комбайнер И.Логвиненко, доярка С.Онгарбаева, машинист паровоза Л.Березняк, флотатор А.Алимжанов и др. В июне 1938 г. прошли выборы в Верховный Совет Казахской ССР, были избраны 300 депутатов, в их числе было 152 казаха, 60 женщин, из них 27 казашек. Верховный Совет Казахской ССР, избранный в июне 1938 г. в основном состоял из депутатов - рабочих и крестьян. Согласно Конституции 1936 г. союзные республики были лишены законодательной инициативы. Итоги общественно-политической жизни 20-30-х гг. 1. Казахский народ получил политическое равноправие; 2. Право на территориальную автономию; 3. Бурное развитие получила индустрия, 4. изменилась социально-классовая структура населения; 5. Были достигнуты успехи в области культуры и образования. Негативные стороны: 1. Утвердилась тоталитарная, казарменная система; 2. Индустриализация страны закрепила колониальную структуру экономики Казахстана; 3. Сталинская репрессивная политика уничтожила передовую часть общества; 4. Республика по существу оставалась одной из «марионеточных» республик.
57. Культурное строительство в Казахстане 20-30 года. 20 века: В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией в первые десятилетия Советской власти.В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость: · В ликвидации неграмотности (ликбез); · В подготовке кадров; · В повышение культурного уровня трудящихся. На пути осуществления культурного строительства в крае стояла немало преград: 1. Снижен удельный вес одногодичных и двухгодичных школ; 2. Увеличен удельный вес «трехлеток» и «четырехлеток»; 3. Открывались школы для девушек. Особое внимание в 20-30-е гг. XX в. уделялось охвату школьным образованием девушек-казашек. В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах. С весны 1931 г. - в районах с кочевым населением. В результате голода 1931-1932 гг. в стране возросло количество детских домов и интернатов. Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей. Предусматривалось: · Материальная помощь учащимся; · Выдача стипендий; · Бесплатное снабжение учебниками; · Снабжение обувью, одеждой, транспортом. · Шефство над всеобучем взял комсомол. Накануне войны сотни учителей были награждены орденами и медалями. Звание «Заслуженный учитель Казахского ССР» получили С.Кобеев, Л .Добра некая, Н.Волков, С.Акишев, А. Акатов, Ш.Сарыбаев идр. Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке: 1. А.Байтурсынов написал учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь; 2. Ж.Аймауытов - методика преподавания родного языка, ставившая проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся; 3. К.Сатпаев - первый учебник алгебры для средней школы на казахском языке; 4. А.Букейханов - автор учебника по' географии. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (726)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |