Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ликвидация последствий коллективизации



2018-07-06 726 Обсуждений (0)
Ликвидация последствий коллективизации 0.00 из 5.00 0 оценок




В борьбе с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства ЦК Компартии принял постановлениев сентябре 1932 г.:

1. В постановлении указано, что при проведении коллективизации необходимо учитывать уровень хозяйственного и культурного развития республики.

2. Степень подготовленности широких крестьянских масс.

3. В постановлении не сказано ни единого слова о голоде, лишениях народа, о катастрофическом положении животноводства и причинах, их породивших. В начале 30-х гг. XX в. с целью улучшения положения шаруа были ликвидированы искусственно сформированные колхозы. Населению возвращали насильственно обобществленный скот.
В начале 30-х гг. с целью улучшения положения шаруа Советское государство оказывало техническую и финансовую помощь оседающим хозяйствам. После коллективизации колхозы и совхозы Казахстана стали восстанавливаться в 1933-1937 гг. Съезд колхозников-ударников, который состоялся в феврале 1935 года, принял примерный устав сельскохозяйственной артели.

· За период второй пятилетки (1933-1938 гг.) увеличивались посевные площади и поголовье скота.

· Расширились посевы хлопка, сахарного свекла.

Вековой уклад жизни аула окончательно был разрушен в период коллективизации и оседания. Переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому в основном завершился в период второй пятилетки. Несмотря на трагедию в период коллективизации, социальная природа крестьянства изменилась, и центральной фигурой на селе стал механизатор.
Центральной фигурой на селе стал механизатор после коллективизации. В ноябре 1938 г. в Казахстан были переселены более 100 тыс. человек (корейцев) из дальнего Востока. 57 колхозов корейцев-переселенцев были образованы в Кзыл-Ординской и Алма- Атинской областях. Таким образом, осуществление сталинской модели коллективизации сельского хозяйства на деле оказалось советским вариантом великого бедствия в период джунгарского нашествия.

 

56. Общественно - политическая жизнь Казахстана в 1920-1930. Политические репрессии:

В 30-е гг. в стране повсеместно установились социалистические отношения. В государственную собственность перешли земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы. В 30-е гг. XX в. с одной стороны провозглашалась общественная собственность на средства производства, с другой шло отчуждение крестьянства от земли. Этому периоду свойственно:

· Утверждение бюрократической централизации.

· Республики были лишены законодательной инициативы, чему способствовал диктат центра.

· Рабочие продолжали оставаться бесправными.

· Рабочие отстранены от централизованной государственной собственности.

· Социализм принимал тоталитарный, казарменный характер.

«Теория» Сталина об обострении классовый борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила:

· Базой для расширения функций карательных органов;

· Ограничения роли Советов, как органов государственной власти;

· Попиранию прав личности.

В составе союзного наркомата внутренних дел было создано особое совещание для применения репрессивных мер:

· Заключение в исправительные лагеря;

· Высылка за пределы СССР;

· Ссылка.

Массовые репрессии интеллигенции

В результате репрессий, прежде всего, пострадало казахская творческая интеллигенция/ Репрессиям подверглисьА.Ермеков, Х.Досмухамедов, А.Бокейханов и многие др. члены партии Алаш. В апреле 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймауытова. Был «раскрыт заговор» строителей «красной столицы» (Кзыл-Орда, 1928). Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела процесс над группой талантливых архитекторов и инженеров: П.Т.Буддаси, С.Б.Голдгор, С.А.Баграков, М.Тынышпаев идр. Судьба не пощадила многих посланцев ЦК ВПК(б) в Казахстане, опытных и преданных деятелей партии: В.Н.Андронникова, Л.И.Мирзояна, К.Я.Рафальского,B. Н.Манерсен и др. Левон Исаевич Мирзоян (1887 г. - 1939 г.) — советский, государственный и партийный деятель. 1-й секретарь Казахстанского крайкома партии в 1933- 1938 гг. В 1937-1938 гг. террор принял массовый характер. Были репрессированы и расстреляны представители казахской литературы C. Сейфуллин, Б.Майлин, И.Жансугуров, М.Жумабаев, М.Дулатов.Подвергались репрессиям основатель казахской лингвистики А.Байтурсынов.

1. Репрессирован ученый-языковед профессор К.Жубанов.

2. Репрессирован основатель казахской исторической школы профессор СД.Асфендияров.

3. Один из руководителей Казахского филиала АН СССР М.Тулепов и др. В 30-е гг. XX в. в результате репрессий, обрушившихся на Казахстан, прежде всего, пострадала казахская творческая интеллигенция.

Лагеря

Карлаг - Карагандинский исправительно-трудовой лагерь особого режима. Узники Карлага:

1. Чижевский А.Л. - соратник и друг К.Э.Циолковского ученый, автор уникального труда по теории крови в условиях невесомости.

2. В.С.Пустовойт - знаменитый селекционер, академик, дважды Герой Социалистического Труда.

3. Н.В.Тимофеев-Ресовский - будущий основатель радиационной генетики.

4. В.Л.Пржецлавский - крупный специалист по теплотехнике, соратник академика С.П. Королева.

5. Т.М.Людвиг - член-корреспондент Академии архитектуры.

Карлаг- один из крупнейших филиалов ГУЛАГа, являлся почти самостоятельным государством на огромной территории Казахстана. Карлаг был организован 19 декабря 1931 г., центр лагеря расположен в селе Долинка, в 45 км от Караганды.В 30-е гг. XX в. на территории Карагандинской области, главным образом в Осакаровском районе из спецпереселенцев формировались обсервации (состоял из 25 поселков обсерваций). Через гулаговские жернова прошли 101 тыс. казахстанцев, из которых были расстреляны более 27 тыс. В настоящее время в республике реабилитировано около 90 тыс. человек. Осенью 1932 г. прибыло несколько эшелонов репрессированных кубанцев. Условия труда и быта спецпереселенцев были неимоверно тяжелыми. За период 30-40-х и начало 50-х гг. более половины дел о контрреволюционных преступлениях рассмотрены несудебными органами - коллегией ОГПУ, «тройками», особыми совещаниями. В Степном лагере, Акмолинском лагере жен изменников родины (АЛЖИР) находились невинные дети и жены репрессированных, независимо от национальности, жены политических деятелей из зарубежных стран.
ОГПУ и НКВД не щадили ни женщин, ни детей. В АЛЖИРе были заключены жена и дочь Т.Рыскулова, жены С.Сейфуллина, Т.Жургенова, С.Кожанова и т.д. Преобразование Казахской АССР в союзную республику Процесс развития СССР был противоречивым. Великие бедствия и трагедии чередовались со значительными успехами и достижениями. В составе РСФСР Казахская АССР превратилась в развитую индустриально аграрную республику, благодаря политике ускоренных темпов развития республики, особенно добывающих отраслей промышленности. Казахстан за 15 лет прошел путь от автономии до союзной республики. 5 декабря 1936 г. Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новый Основной Закон Советского государства - Конституцию СССР. В состав федераций 11 союзных республик входила и Казахская Советская Социалистическая Республика. В марте 1937 г. Чрезвычайным X съездом Советов Казахстана была принята Конституция Казахской ССР. В Конституции КазССР было сказано:

· Политическую основу Казахской ССР составляют Советы депутатов трудящихся; Экономическая основа - социалистическая система хозяйства;

· Ликвидируется эксплуатация человека человеком;

· Развиваются и совершенствуются равноправные отношения.

В декабре 1937 г. проведены выборы в Верховный Совет СССР: от республики были избраны 44 депутата. Среди них шахтер Т.Кузембаев, нефтяник С.Зурбаев, комбайнер И.Логвиненко, доярка С.Онгарбаева, машинист паровоза Л.Березняк, флотатор А.Алимжанов и др. В июне 1938 г. прошли выборы в Верховный Совет Казахской ССР, были избраны 300 депутатов, в их числе было 152 казаха, 60 женщин, из них 27 казашек. Верховный Совет Казахской ССР, избранный в июне 1938 г. в основном состоял из депутатов - рабочих и крестьян. Согласно Конституции 1936 г. союзные республики были лишены законодательной инициативы. Итоги общественно-политической жизни 20-30-х гг.
Положительные стороны:

1. Казахский народ получил политическое равноправие;

2. Право на территориальную автономию;

3. Бурное развитие получила индустрия,

4. изменилась социально-классовая структура населения;

5. Были достигнуты успехи в области культуры и образования.

Негативные стороны:

1. Утвердилась тоталитарная, казарменная система;

2. Индустриализация страны закрепила колониальную структуру экономики Казахстана;

3. Сталинская репрессивная политика уничтожила передовую часть общества;

4. Республика по существу оставалась одной из «марионеточных» республик.

 

57. Культурное строительство в Казахстане 20-30 года. 20 века:

В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией в первые десятилетия Советской власти.В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость:

· В ликвидации неграмотности (ликбез);

· В подготовке кадров;

· В повышение культурного уровня трудящихся.

На пути осуществления культурного строительства в крае стояла немало преград:
Нехватка национальной интеллигенции; великодержавный шовинизм; отсутствие материально-технической базы.
Центрами организации просветительской работы и ликвидации неграмотности среди бедноты стали красные юрты.
В1924 г. было образовано общество «Долой неграмотность». В декабре 1931 г. было введено всеобщее обязательное обучение трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. Всеобуч в районах с кочевым населением был введён с весны 1931 г. В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР»:

1. Снижен удельный вес одногодичных и двухгодичных школ;

2. Увеличен удельный вес «трехлеток» и «четырехлеток»;

3. Открывались школы для девушек.

Особое внимание в 20-30-е гг. XX в. уделялось охвату школьным образованием девушек-казашек. В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах. С весны 1931 г. - в районах с кочевым населением. В результате голода 1931-1932 гг. в стране возросло количество детских домов и интернатов. Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей. Предусматривалось:

· Материальная помощь учащимся;

· Выдача стипендий;

· Бесплатное снабжение учебниками;

· Снабжение обувью, одеждой, транспортом.

· Шефство над всеобучем взял комсомол.

Накануне войны сотни учителей были награждены орденами и медалями. Звание «Заслуженный учитель Казахского ССР» получили С.Кобеев, Л .Добра некая, Н.Волков, С.Акишев, А. Акатов, Ш.Сарыбаев идр. Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке:

1. А.Байтурсынов написал учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь;

2. Ж.Аймауытов - методика преподавания родного языка, ставившая проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся;

3. К.Сатпаев - первый учебник алгебры для средней школы на казахском языке;

4. А.Букейханов - автор учебника по' географии.

В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%.



2018-07-06 726 Обсуждений (0)
Ликвидация последствий коллективизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ликвидация последствий коллективизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (726)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)