Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лирика о Великой Отечественной войне



2018-07-06 402 Обсуждений (0)
Лирика о Великой Отечественной войне 0.00 из 5.00 0 оценок




Тест.

 

Тест.

 

 

 

Лирика о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война — трагическое собы­тие в истории русского народа. Литература о ней с те­чением времени не теряет своего значения. Писатели, поэты, драматурги, публицисты вновь и вновь обра­щаются к этой теме. Круг тем, затронутых литерату­рой военных лет, широк, но главнейшей была все же тема защиты отечества.

От первого до последнего дня суровой войны ни на миг не умолкал голос поэтов. Лирика этих лет объеди­няла людей, утешала их, вдохновляла, окрыляла. По­эты ездили по фронту с выступлениями, поднимали дух бойцов в госпиталях.

Возвышающая дух лирика была столь востребова­на, что многие стихи довольно быстро становились по­пулярными песнями. Таковы «Землянка» Алексея Суркова, «Огонек» Михаила Исаковского и другие.

Лирика и песни о войне ходили из уст в уста, их знали на память, переписывали друг у друга, публи­ковали во фронтовой прессе. Лирические произведе­ния служили ярким выражением тех чувств, которые рождены были событиями войны: смертью, горем, ут­ратами.

С разных подмостков звучали голоса А. Недогонова, Н. Старшинова, Э. Асадова, Н. Рыленкова, С. На­ровчатова, К. Симонова и других.

Михаил Исаковский, вернувшись летом 1944 года в родную Глотовку, не узнал ее. Немцы сожгли дерев­ню дотла. Поэт не нашел своего дома, на его месте рос густой бурьян. Тогда в творчестве Исаковского роди­лось стихотворение «Опять печалится над лугом...», в котором поэт горько восклицает:

У этих сел, у этих речек,

На тихих стежках полевых

Друзей давнишних я не встречу

И не дождусь своих родных.

С неизбывной тоской звучат слова «я не встречу», которые поэт не случайно выносит в отдельную строку.

Лучшим своим произведением М. Исаковский справедливо считал стихотворение «Враги сожгли родную хату», которое тоже стало песней.

Стихи Исаковского мелодичны и душевны. Его ли­рика выдержала самое трудное испытание — испыта­ние временем. «Катюша» Исаковского покорила почти весь мир. Ее с удовольствием пели в Италии, в Япо­нии, в Венгрии, в США.

Эдуард Асадов едва закончил школу, когда прогре­мела война. Порвав заявление в институт, он помчал­ся в военкомат, а когда ему отказали по причине воз­раста, Асадов семнадцатилетним добровольцем ушел на фронт, где писал красивые, проникновенные сти­хи. В них он вспоминает дом, маму, любимую. Особую популярность приобрели его стихи «Письмо с фрон­та», «Письмо любимой».

Асадов пишет о вечном. В стихотворении «Землян­ка» перед читателем предстают образы бойцов, кото­рые в короткие часы отдыха мечтают о простом чело­веческом счастье. Поэт только лишь междометиями передает их чувства, но читателю и так все понятно. Понятно все и бойцу, который, ничего не услышав, кроме «Эх!» и «Ох!», делает всем замечание:

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!

Тяжело раненный в голову, Асадов навсегда поте­рял зрение, но он не оставил творчество. Военная ли­рика Асадова полна размышлений о судьбе России, о мужестве русских солдат.

В стихотворении Владимира Павлинова «Холода» предстает образ матери, много тягот и бед вынесшей на своих плечах в годы войны. Голод, холод, лише­ния, потеря близкого человека, эвакуация — тяжким бременем легли на сердце простой русской женщины. Война в этом стихотворении показана глазами ребен­ка, который видит мир в черно-белом цвете. «Я брал двухцветный карандаш и рисовал войну»,— говорит он.

Сергей Наровчатов, прошедший войну как солдат и журналист, в стихотворении «Полощут небывалые ветра» говорит об общеевропейском масштабе траге­дии. Поэт очеловечивает Европу, рисуя ее в образе девушки, у которой «на дне глаз» невероятная боль и страдание.

Поэт Николай Старшинов, тяжело раненый и полу­чивший на войне инвалидность, воспевает бескоры­стие и великую жертвенность подвига солдат:

Когда, нарушив забытье,

Орудия заголосили,

Никто не крикнул: «За Россию!..»

Но шли и гибли

За нее.

В стихотворении Александра Люкина «Просьба старого солдата» выражается готовность русского че­ловека отдать жизнь за родину. Несмотря на все горе­сти, перенесенные в Великую Отечественную, рус­ский солдат готов, если станет нужно, снова идти в бой за Отечество.

Тяжелым, немеркнущим воспоминанием звучит военная лирика. Она — живой памятник великому подвигу народа.

 

С5. «Василий Теркин» Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И. Бунин).

А. Т. Твардовский занимает особое место в нашей поэзии и в литературе в целом. Известность к нему приходит в середине тридцатых годов с выходом в свет поэмы «Страна Муравия». Уже в этом произведе­нии читателя поражает, с какой точностью автор пе­редает народный язык: легко, образно, конкретно. Но утвердила и прославила его творчество замечательная поэма «Василий Теркин», созданная в годы Великой Отечественной войны.

«Это лучшее из всего написанного о войне на войне. Написать так, как написано это, никому из нас не дано» — так характеризует эту книгу известный пи­сатель Константин Симонов.

В самом начале войны А. Т. Твардовский попадает на фронт в качестве военного корреспондента. Рабо­тая в газете, выезжает на передовую, видится с солда­тами, пишет о том, что происходит на его глазах. В этом произведении впервые многообразно, ярко и сильно выразился облик самого автора, черты его ха­рактера, что позволяет говорить об автобиографично­сти данной поэмы.

По воспоминаниям Александра Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да «Войну и мир» Толстого. И перечитывая «Василия Теркина», мы убеждаемся в том, что поэма Твардовского стала действительно народной, точнее, солдатской поэмой. В чем же ее отличие, ее ве­личие, ее оригинальность?

Поэма рассказывает о жизни народа на войне. Ав­тор глубоко понимает и ценит красоту народного ха­рактера. Здесь представлены собирательные образы, емкие, масштабные. Поэт повествует о событиях, за­ключенных в очень широкие временные рамки, при­бегая при этом к гиперболе и другим средствам ска­зочной условности.

Поэма отличается жанровой организацией. Это произведение свободной композиции: по объему — поэма, которая состоит из ряда законченных эпизо­дов. Сам автор так определяет жанр этого произведе­ния: «Книга про бойца без начала и конца». Слово «книга» звучит здесь как-то по особому значитель­но,— по словам самого автора, как предмет «серьез­ный, достоверный, безусловный». Стремление к за­конченности каждой главы — главное в поэме. Это было очень своевременно, так как она печаталась во фронтовых газетах отдельными главами, ведь про­должения могло и не быть. Главы произведения охва­тывают разные эпизоды о войне — это и рукопашный бой, и отдых, и встреча со смертью. И в центре этих со­бытий — фигура Василия Теркина, судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах все тяготы и лишения войны.

Этот образ скрепляет все эпизоды поэмы, построен­ной из цепи военных событий главного героя. В нем А. Т. Твардовский воплощает лучшие черты русского национального характера. Теркин — хороший това­рищ, душа солдатской компании. Боевые товарищи очень любят слушать его то шутливые, то серьезные рассказы. Он никогда не унывает — порой мерзнет и голодает, не имеет вестей от родных, но, несмотря на это, он живет и радуется жизни, радуя окружающих своим жизнелюбием. Он храбрый и удалой воин, са­моотверженный и трудолюбивый, терпеливый, чест­ный человек.

Внешне автор рисует Теркина обыкновенным чело­веком, лишенным богатырских черт. Просто парень сам собой Он обыкновенный... Он — один из многих, но лучше многих. Привлека­ет оптимизм героя, вера в себя. А. Т. Твардовский соз­дает простого человека, обладающего деликатностью. Он смел и удачлив, удача — важная черта Василия Теркина. Все у него получается легко, красиво. Это, конечно, обобщенный, собирательный, народный ха­рактер в лучших его проявлениях, но вместе с тем это не абстрактный образ, а самостоятельная личность, живой человек.

Поэму условно можно разделить на три части, сов­падающие с разными периодами войны: началом, се­рединой, концом. Первая часть наполнена чувством горечи и скорби, вторая — верой в победу над врагом, третья — радостью долгожданного освобождения от фашизма. Такое повествование позволяет рассматри­вать поэму как лирическую летопись военных собы­тий.

Главное достоинство поэмы — это язык и стих. В ней учитывается весь опыт поэзии девятнадцатого века, но как бы и все начинается сначала. И. А. Бу­нин, отзываясь о произведении А. Т. Твардовского, сказал: «В «Василии Теркине» нет ни единого готово­го, т. е. литературно пошлого слова». В поэме воспро­изведен поток живой, народной речи во всем ее богат­стве и непринужденности, с преобладанием повсе­дневного разговорного языка. Но в то же время здесь нет вульгарного использования языка. Автор макси­мально обогащает слово, многосторонне использует его реальные смыслы, благодаря которым слово полу­чает новое значение. Каждое слово у А. Т. Твардовско­го означает то, что оно значит, но вместе с тем он как бы поворачивает его новой гранью, снова обновляет, оставляя самим собой.

Поэма «Василий Теркин» сделала А. Т. Твардов­ского центральной фигурой литературной жизни во­енного времени. Нужно иметь огромный талант, что­бы не потеряться на таком фоне, быть большим, про­грессивным художником.

Поэзия А. Т. Твардовского — это искусство в самом высоком смысле этого слова, и она еще ждет нашего истинного прочтения.

 

 



2018-07-06 402 Обсуждений (0)
Лирика о Великой Отечественной войне 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лирика о Великой Отечественной войне

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)