Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из пособия Габарян О. Е. Письменный и устный экзамен по литературе. 20 век.



2018-07-06 434 Обсуждений (0)
Из пособия Габарян О. Е. Письменный и устный экзамен по литературе. 20 век. 0.00 из 5.00 0 оценок




Во всем последующем творчестве А. Твардовского отчетливо прослеживается военная тема как тема Памяти. К ней поэт возвращался вновь и вновь, отдавая дань памяти павшим и напоминая живым о том, что надо быть достойными ее. Эта мысль в стихах Твардовского обретает философскую глубину, оставаясь трепетной и волнующей. Таково послевоенное стихотворение Твардовского «Я убит под Ржевом»(1946). Оно написано от лица погибшего солдата, безымянного героя. Поэт как бы перевоплощается в погибшего воина, сердечные думы которого - о Родине, о грядущей Победе. Интонация трагического размышления захватывает так, что будто сам слышишь, голос из-под земли. В нем и боль, и беспокойство, и благословение живым. Поэт утверждает бессмертие павших:

Я — где корни слепые.

Ищут корма во тьме;

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет,

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Поэт хочет сказать, что нас окружают голоса и тени погибших, они растворены во всей природе, в воздухе:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она - спасена.

Святое бескорыстие и благородная самоотверженность павших говорят голосом поэта:

И никто перед нами

Из живых не в долгу...

Я вам жить завещаю,

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

В послевоенной поэзии, да и в последующие годы не было создано стихов, равных этим по силе впечатления, по глубине проникновения в сущностные связи эпохи. Это стихотворение поражает своей точной интонацией: это действительно как бы голос природы, голос земли, голос из-под земли тех, чьи души по-прежнему привязаны к родной земле и людям. Оно поражает силой духовного прозрения поэта, которому дано услышать голоса погибших. В этих стихах воплотилась совесть на­рода, спасшего Родину, вечная благодарность живым. И завет никогда не предавать Память павших. Мысль о погибших, боль за их непрожитые жизни не отступала в сердце поэта. Он вновь и вновь возвращается к теме Памяти. В 1948 г. написано стихотворение «В тот день, когда окончилась война»возвращает своего читателя к той минуте незабываемого дня, когда весь мир осознал Победу:

В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

Поэт говорит, что долг живых - смотреть на мир их глазами, слышать мир их слухом. Он задается вопросом, возможно ли для переживших войну:

В конце концов, у смертного порога,

В себе самих не угадать себе

Их одобренья или их упрека? ,

В 1966 г. Твардовский вновь возвращается к теме памяти погибших воинов и создает знаменитое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины,..».В нем прозвучала и новая нота - ответ­ственности всех живых и всей страны прежде всего перед погибшими:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они ~ кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Близко к нему по звучанию стихотворение «Лежат они, глухие и немые...».Боль о погибших молодых жизнях, о нерасцветших судьбах воскрешает в памяти поэта образы, запечатлевшиеся в памяти со времен войны:

Лежат они, глухие и немые,

Под грузом плотной от годов земли –

И юноши, и люди пожилые,

Что на войну вслед за детьми пошли,

И женщины, и девушки-девчонки,

Подружки, сестры наши, медсестренки,

Что шли на смерть и повстречались с ней

В родных краях иль на чужой сторонке.

И не затем, чтоб той судьбой своей

Убавить доблесть воинов мужскую,

Дочерней славой - славу сыновей, -

Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,

Верней всего, не думали о ней.

Истоки этой памяти и боли — в тех впечатлениях, которые поэт вынес из финской войны 1940 г. Они снова зазвучали в душе поэта под воздействием картин разорения и гибели людей в Отечественной войне. Еще в 1943 г. написано небольшое стихотворение «Две строчки»(поэт был на войне 1940 г. военным корреспондентом). Пережитое тогда потрясение отразилось в более поздних стихах:

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке.

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка летела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал,

Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,

С чего — ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

В послевоенные годы мало кто из советских поэтов и писателей с такой настойчивостью и непреходящей болью в сердце говорил в стихах о погибших, о долге живых перед павшими. Большое место в лирике А. Твардовского занимает идея «малой родины». Это стихи «За тысячу верст...», «Мне памятно, как умирал мой дед...», «О Родине», «Жестокая память», «За распахнутым окном...».Твардовский признавался: «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память - все это мне было дано от рождения — само собой». В стихотворении «О Родине»(1946) поэт перебирает края, где мог бы родиться, - Крым, Волга, Урал, Сибирь, - знаменитые края, - и говорит:

Тогда бы не смог я родиться

В родимой моей стороне —

В недальней, отцами обжитой

И дедами с давних времен,

Совсем не такой знаменитой,

Одной из негромких сторон.

В стихотворении «Жестокая память»(1951) поэт воскрешает свои детские воспоминания:

Мне память иная подробно

Свои предъявляет права.

Опять маскировкой окопной

Обвялая пахнет трава.

И запах томительно тонок,

Как в детстве далеком моем,

Но с дымом горячих воронок

Он был перемешан потом...

У самой черты пограничной —

Сражений грохочущий вал.

Там детство и юность вторично

Я в жизни моей потерял.

Вот почему жестока память: все воспоминания и образы природы теперь для поэта слиты с впечатлениями войны и военного быта. Поэма «Теркин на том свете»(1954-1963) - сказка, сатирическое произведение обличающее засилье бюрократии, аппаратных игр. На том свете Теркин сталкивается со многими яв­лениями, знакомыми ему и читателю по живой реальной жизни. Сам Твардовский характеризовал свою поэму как «суд народа над бюрократией и аппаратчиной». Твардовский был отстранен от руководства журналом, а поэма охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность». Таким обра­зом, советская действительность не пожелала себя узнать в собственном портрете. Таково было время. А герой поэмы - Теркин, парень задушевный, честный и простой, - узнаваем в своей непосредственной и живой реакции на лишенные здравого смысла и человечности порядки «того света». Таким образом, в поэмах Твардовского оказалась отраженной в ее основных вехах вся советская история. Поэт дал точный портрет времени, показав человека способным одолеть мертвящий дух нежизненных теорий и планов. Человечное и человеческое одерживает победу над догмой, которая выступает как зло. Эпический характер таланта А. Твардовского - и в этом его своеобразие и неповторимость - заметен и в лирических циклах. С темой «малой родины» и памяти по интонации и смысловому наполнению связан цикл «Памяти матери» («Прощаемся мы с матеря­ми...», «В краю, куда их вывезли гуртом...», «Как не спеша садовни­ки орудуют...», «Ты откуда эту песню...»),относящийся к 1965 г. Скорбную тему прощания поэт открывает строками, под кото­рыми могли бы подписаться многие:

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока

Еще в нашей юности ранней,

Еще у родного порога.

Когда нам платочки, носочки

Уложат их добрые руки,

А мы, опасаясь отсрочки,

К назначенной рвемся разлуке.

Поэт вспоминает о трагической судьбе своей матери, вывезенной в 1930 г. на Север. Она тогда разделила судьбу многих страдальцев, безвинных жертв:

В краю, куда их вывезли гуртом,

Где ни села вблизи, не то что города,

На севере, тайгою запертом,

Всего там было ~ холода и голода.

Но непременно вспоминала мать,

Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,

Как не хотелось там ей помирать, —

Уж очень было кладбище немило.

Оно было прямо за бараками, где люди жили на вечной мерзлоте. А матери снились кудрявые березы на их деревенском кладбище. Поэт вспоминает материнские песни, как они были дороги в чужом краю, как в них изливалась тоска и боль разлуки с родным краем. Эпиграфом к одному из четырех стихотворений («Ты откуда эту песню...»)поэт поставил слова на­родной песни:

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой.

Потом эти слова вплетаются в текст стихотворения, передавая тоску девушки, которую отдали замуж в чужую деревню, за Днепр.

Там считалось, что прощалась

Навек с матерью родной,

Если замуж выходила

Девка на берег другой.

Стихотворения цикла «Памяти матери» были еще и свидетельством осознания коллективизации и раскулачивания как народной трагедии. Твардовского большое место занимает тема поэта и поэзии - традиционная для литературы. Его стихи на эту тему звучат как самопроверка и самоотчет, как уроки и заповеди мастера. Это такие стихотворения, как «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Час мой утренний, час контрольный...», «Собратьям по перу», «Не много надобно труда», «Изведав жар такой работы...», «Стой, говорю: всему помеха...», «Слово о словах», «Моим критикам», «К обидам горьким собственной персоны».В этих стихах, как и в других, поэт остается близким другом и собеседником читателя. Вдумчивая, эмоционально сдержанная, как бы даже повествовательная, разговорная интонация господствует в них. Но это спрятанное волнение неожиданно выбивается на поверхность, дает себя почувствовать. Некоторые стихи звучат как ответ оппонентам, упрекавшим в чем-то автора, или критикам:

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете —

Живых и мертвых, - знаю только я.

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому

Нельзя. Не скажет - пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе.

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Так поэт отстаивал право на свое видение и свое понима­ние жизни и человека. По трактовке темы к этому стихотворению близко другое, написанное в 1959 году - «Жить бы мне век соловьем-одиночкой...». В нем поэт говорит о будто бы завид­ной роли поэта, который может «звонко выщелкивать строчку за строчкой». Такую жизнь Твардовский называет жизнью «в заповеднике»:

Сердце иному причастно всецело,

Словно с рожденья кому подряжен

Браться с душой за нелегкое дело,

Биться, беситься и лезть на рожон.

И поспевать, надрываясь до страсти,

С болью, с тревогой за нынешним днем.

Будучи редактором журнала «Новый мир» - лучшего литературного журнала того времени - Твардовский, авторитетнейший поэт, определяя его лицо, имел право говорить с собратьями по перу прямо и открыто:

Стой, говорю: всему помеха —

То, что, к перу садясь за стол,

Ты страсти мелочной успеха

На этот раз не поборол.

Ты не свободен был. И даже

Стремился славу подкрепить...

Прочь этот прах, расчет порочный,

Не надо платы никакой —

Ни той, посмертной, ни построчной, —

А только б сладить со строкой.

Л только б некий луч словесный

Узреть, незримый никому,

Извлечь его из тьмы безвестной

И удивиться самому.

Поэт понимает творчество как открытие и тут же раскрывает радость истинного творчества, недоступную тому, для кого единственный стимул - слава, успех. В поэтической работе и борьбе за свой журнал поэт выработал свой моральный кодекс и следовал ему неотступно:

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной, —

Взялся за гуж ~ не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая — быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба другая

И чью-то душу отпустила боль.

Этот высокий гуманизм и высокая требовательность к себе поставили Твардовского в поэзии и литературном процессе 60-х гг, на особое место. Много лет Твардовский боролся с цензурой, чтобы напечатать произведения, которые не совпадали с официальной идеологической линией. Самоотверженность и принципиальность поэта в этой борьбе снискала ему непререкаемый авторитет не только в среде литераторов. В его журнале была напечатана повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», впоследствии запрещенная, как и все творчество писателя, прошедшего сталинский ГУЛАГ.

Своеобразие поэзии Твардовского, помимо его эпической манеры, прежде всего в его приверженности классической и народно-поэтической традиции. Традиции Некрасова отчетливо слышны во многих стихах поэта. Разговорная, повествовательная интонация, характерная для Некрасова, встречается и у Твардовского. За кажущейся простотой формы всегда видна читателю глубина и серьезность, оригинальность мысли, искренность и открытость.

Поэма «Василий Теркин».Впервые образ Теркина появился в годы войны с белофиннами во фронтовой газете «На страже Родины». В то время группа поэтов (А. Твардовский, И. Тихонов, В. Саянов и др.) периодически печатала стихи о необычайных приключениях «бывалого солдата» Васи Теркина. Образ лубочный, нарочито упрощенный, полуфантастический, «фельетонный персонаж». 4 апреля 1940 г. в дневнике поэта появилась запись: «Нет, это просто счастье вспоминать о Васе. В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти. Соврать он может, но только не преувеличит своих подвигов, а, наоборот, неизменно представляет их в смешном, случайном, настоящем виде», и «при удаче это будет ценнейший подарок армии, это будет ее любимец, нарицательное имя. Для молодежи это должно быть книжкой, которая делает любовь к армии более зримой, конкретной». Однако после начала Великой Отечественной войны замыслы Твардовского изменились. Жизнь виделась как трагедия поэзия - никчемное дело. Вася Теркин - сказочный, лубочный персонаж, выдуманный для развлечения и поучения, - сменился образом обыкновенного солдата.

Работа над поэмой возобновляется весной 1942 года, и Твардовский публикует ее по частям (первые восемь глав - август - сентябрь в газете «Красноармеец», в «Красноармейской правде» появились «Вступление» и «На привале», «Перед боем», «Переправа», «О награде», «Гармонь», «В избе солдата», «О потере», «Поединок» в сентябре-октябре 1942 года). Публикации привлекли всеобщее внимание. В конце сентября несколько глав было опубликовано в «Правде», их стал читать по радио актер Дм. Орлов. Успех поэмы превзошел все ожидания. Окрыленный успехом, Твардовский работает над второй частью, поэма получает определение как «Книга про бойца».

Твардовский думал закончить поэму в 1943 году послесловием «От автора», в котором он прощался и с героем, и с читателем. Но война продолжалась. Кроме того, сотни писем, шед­ших с фронта, настоятельно требовали, чтобы поэт продолжил полюбившуюся воинам поэму. Твардовский вспоминал: «Был еще один герой этой книги, кроме Теркина и самого меня, автора, - война». Рождается третья часть с главами «Смерть и воин», «Про солдата-сироту», «В бане» и с прощанием в последней главе «От автора».

Сюжет поэмы определен ходом войны, участием в этих событиях главного героя, солдата Василия Теркина. В поэме есть изображение масштабной войны (крупные военные операции) и малой войны (бои за отдельные деревни, высотки), но движение сюжета определено магистральными военными действиями.

Поэма становится поэтическим рассказом о переживаемых событиях, чувствах, потерях, боли, с авторскими лирическими, философскими отступлениями, социально-политическими обобщениями. Композиция обусловлена сюжетом, она представляет собой отдельные законченные эпизоды - главы. Время действия поэмы - в пределах войны 1941-1945 годов. Это летопись войны, рассказанная автором - участником событий. Поэма является своеобразным эпосом - рассказом о легендарном событии в жизни народа, государства.

Василий Теркин существует уже помимо воли автора, в заключительной главе герой для автора - такое же реальное лицо, как и для его читателей. Образ Теркина стал воплощением яркого народного характера. Исконная мудрость, привычка переносить тяготы мирного и военного быта, приспособляемость к трудным условиям жизни, неприхотливость, выносливость и жизнелюбие, юмор, присущие и русскому народу в целом, и его символу - Теркину, проявляются в разных военных и бы­товых коллизиях. Вместе со своим героем поэт закончил войну. Последняя глава «От автора» («Светит месяц, ночь ясна, чарка выпита до дна») написана в мае, в день Победы: «Писал. Пока не кончил. Ну, а потом, ясное дело, выпил и даже палил в небо вместе со всеми». И мая 1945 года в «Красноармейской газете» появился публицистический очерк Твардовского «Всем существом». В нем поэт писал: «Я - поэт, служивший, как мог, своим стихом в эти грозные и славные годы делу Родины». Вдобавок к общему волнению «происходит волнение певца, которому нельзя жить песней, постаревшей внезапно и, может быть, непоправимо». Эти слова близки написанному в последней главе поэмы:

И как будто оглушенный

В наступившей тишине,

Смолкнул я, певец смущенный,

Петь привыкший на войне.

В первой главе «От автора» в условиях уже начавшейся войны автор, перечисляя тяготы военного быта, говорит о главном условии, без которого не прожить, и называет его «прав! дои сущей», «правдой, прямо в душу бьющей». Об этой «густой», «горькой» правде будет вести рассказ автор и его герой, который уже живет в гуще событий.

Начинается война в поэме с главы «На привале». Тяжкие, трудные военные дни - балагур, «свой в доску», Теркин «на войне насчет войны ведет беседу», рассказывает о «сабантуях» (боях), а после этого «спит, забыв о трудном лете, сон, забота, не бунтуй». От Теркина исходит ощущение оптимизма. Кто же он такой, этот герой?

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Общее горе разложено на каждого и гнетет своим грузом, безысходностью тупика. Не избыть горя, когда оставляешь дом, семью, жену и детей, деревню в тылу врага. Но Теркин «спешит немца бить» и в главе «Переправа» совершает солдатский подвиг, сообщает о «живом взводе на том берегу» и продолжает «бой святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

В главе «Теркин ранен» описывается типичная ситуация войны: выполняет связист срочное задание. Но не чужим, а своим снарядом ранен Теркин: он вызвал огонь на себя. В главе «О награде» Теркин получает медаль, которая, наверное, не дешевле достается солдату, чем орден, да и нужна она ему только тогда, когда он вернется с войны похвастаться перед девчонками. И гармонист Теркин и самолет сбить умеет, и с генералом поговорить сможет, и о любви дорогое сказать, и в баньке попариться с веничком всласть, и часы, стоящие с той войны, починить, и в наступлении дух поднять, да и со смертью встретиться:

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа!

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

И подумала впервые

Смерть, следя со стороны:

«До чего они, живые,

Меж собой свои — дружны.

Потому и с одиночкой

Сладить надобно суметь,

Нехотя даешь отсрочку».

Так проходят тяжелые дни войны, и вот уже дорога на Бер­лин. Заканчивая «Книгу про бойца», автор обращается к чита­телю с надеждой, что тот оценит его труд правильно:

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

Советский солдат Василий Теркин — это удивительно емкий, собирательный образ воина. В образе Теркина отображены художником лучшие черты, присущие русскому национальному характеру, которые особенно ярко проявляются в годы тяжелых испытаний. Это мужество, простота, смекалка, находчивость, скромность. Поэма Твардовского подкупила самых строгих и требовательных ценителей искусства. И.А. Бунин в письме к писателю Н.Д. Телешову в 1947 году писал: «Это по­истине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

Поэма «По праву памяти».Последняя поэма Твардовского «По праву памяти», над которой он работал в 1966-1969 годах, была опубликована в 1987 году. Это произведение, мыслящееся первоначально как одна из дополнительных глав в поэме «За далью - даль», приобрело в ходе работы самостоятельный характер. Она была закончена и подготовлена поэтом к печати в 1969 году.

Твардовский поставил перед собой задачу противопоставить попыткам наложить запрет на правду, сознательно организованному «забвению» преступлений сталинского режима — «право памяти».

Забыть, забыть делят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Боль — забыть?

Забыть родных и близких лица

И многих смертных крестный путь.

Но это было явной болью

Для тех, чей был оборван век.

Для ставших лагерною пылью,

Как некто некогда изрек.

«По праву памяти» - это дальнейшее углубление темы, заявленной в главах поэмы «За далью -даль». Тема памяти звучит суровее, строже, резче, так как она взята во многом автобиографично, лично, исповедально.

Поэма состоит из вступления и трех глав: «Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти».

В первой главе «Перед отлетом» лирический герой вспоминает о юности, когда, покидая «родное захолустье в обмен на целый белый свет», они, «мыслитель и поэт», друзья, мечтали о будущем, страстно желая доказать родной стране готовность «не лгать, не трусить, верным быть народу, любить родную землю-мать»,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

А если — то и жизнь отдать.

Они и не подозревали, что ждет их впереди, что пройдет иная жизнь, а юность останется далеко позади - «жизнь тому назад». Во второй главе «Сын за отца не отвечает» поэт анализирует ситуацию, типичную для многих семей того времени, когда отец становился «врагом народа», а от детей требовали публичного отречения. Для названия главы Твардовский выбрал «высочайшую» формулу, все лицемерие которой обличает бывший «сын кулака», знающий «не понаслышке» цену деспотическому великодушию, за которым скрывается произвол, массовые беззакония:

Пять кратких слов...

Но год от года

На нет сводили те слова,

И званье сын врага народа

Уже при них вошло в права.

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей,

И все, казалось, не хватало

Стране клейменых сыновей.

Третья глава «О памяти» развивает идею ответственности как основу исторической памяти. Твардовский утверждает, что память человеческая «дорожит сама собой», что она необходима. Поэма подводила итоги поэтической и личной судьбы Твардовского, становясь своеобразным завещанием следующим поколениям



2018-07-06 434 Обсуждений (0)
Из пособия Габарян О. Е. Письменный и устный экзамен по литературе. 20 век. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из пособия Габарян О. Е. Письменный и устный экзамен по литературе. 20 век.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)