Природа в лирике Тютчева.
Примерно пять шестых его творческого наследия составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека ("О чем ты воешь, ветр ночной...", [1835]; "Вечер мглистый и ненастный...", [1835]; "День и ночь", [1839]; и др.). Тютчев глубже вглядывается, точнее, вслушивается в "хаос", в ту пучину мировой ночи, где тонут все краски, формы, созвучия: "И бездна нам обнажена // С своими страхами и мглами...". Тютчев - тайновидец природы, поэт ее роковых, мучительных состояний, перед которыми цепенеет рассудок и оживает в самом человеке "дикое, неразгаданное, ночное". Благодаря Тютчеву в русской поэзии закрепились и обрели философскую значимость образы гроз, зарниц ("демоны глухонемые"), ночного ветра, наконец, самой ночи - разнообразные свидетельства демонической сокровенной силы природы. Тема "дня и ночи" приобретает у Тютчева наиболее обобщенное звучание, знаменуя собой двуполярность бытия: день - золотой покров, наброшенный над пропастью. 10 стихотворений поэта, принадлежащих к лучшим его созданиям (в том числе - "Как птичка, раннею зарею...", "Святая ночь на небосклон взошла...", "День вечереет, ночь близка..."), раскрывают трагическую диалектику "дня" и "ночи" в природе и в человеческой душе. Тютчева привлекает круговорот времени в сутках, тончайшие смещения и переходы от ночи ко дню и обратно, особенно поэзия вечерних сумерек ("Летний вечер", [1828]; "Осенний вечер", 1830; "Тени сизые сместились...", [1835]). Тютчев - певец стихий. Стихии воды, грозы, ночи описываются им в чистом виде, не как детали окружающей обстановки, а как самостоятельные силы мироздания, что делает Тютчева предвозвестником поэзии начала ХХ века (В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый). Тютчевская природа - не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица, а сверхличные силы и закономерности, которые и выступают как предмет поэтического размышления. "Светлость" осенних вечеров и "певучесть" морских волн, "огневая лазурь" неба и "вещая дремота" леса - это чистые проявления природы как таковой, возведенные в ранг вечных сущностей, представшие не только взору, но и мысли. Тест. Часть 2 Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.
С4. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
Часть 2 Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.
С3. С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи? С4. Каковы основные темы поэзии Ф.И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы? Ещё один вариант. B8К какому роду литературы принадлежит это стихотворение? B9Как называются образные определения предметов и явлений, с которыми мы встречаемся, например, в словосочетаниях «раскаты молодые», «поток проворный», «громокипящий кубок»? B10Выпишите из стихотворения слово со значением «жемчуг, жемчужины». B11Перечитайте первую строфу. Звуки в ней подобраны так, чтобы мы услышали грохотание грома. Как называется такой прием? B12Определите размер, которым написано стихотворение. C3Можно ли сказать, что это стихотворение о природном явлении (грозе) оказывается еще и стихотворением о человеке? Ответ аргументируйте. C4Какие еще стихотворения о весне вам известны и как они перекликаются со стихотворением Тютчева? Стихотворение Тютчева посвящено природному явлению (грозе), но все-таки задача его не в том, чтобы сообщить читателю чисто метеорологические сведения (хотя и их из текста можно почерпнуть в изобилии). Любое лирическое произведение становится разговором о «я» – это «я» и заявляет о себе в первом же слове стихотворения («Люблю»), чтобы потом уйти в подтекст, вернее, во взгляд на природу. Потому что помимо природы мы получаем и ракурс взгляда, точку зрения на нее, мы получаем ощущения от природы (часто говорят о таких пейзажах как о пейзажах лирических). В этом изображении мы чувствуем того, кто изображает, и то, что ему в изображаемом нравится. Это молодость, жажда жизни, это упоение от свежести начала, от движения и света (все эти мотивы в изобилии представлены в тексте). Возникает в стихотворении и тот (та?), который(-ая) разделяет с героем его взгляд («Ты скажешь»), – а вместе с ним (ней) намечается и мотив любви. Это стихи не только о весне, но и о том, почему человеку хочется жить весной – и жить с удесятеренной силой. Весне посвящено немало стихотворений других авторов: в первую очередь стоит вспомнить Пушкина («Как грустно мне твое явленье, весна, весна, пора любви» -– отрывок из «Евгения Онегина»), Баратынского («Весна, весна, как воздух чист!..), Фета («Уж верба вся пушистая»), Блока («О весна без конца и без краю»), Пастернака («Что почек, что клейких душистых огарков налеплено к веткам!..»). Во всех перечисленных стихотворениях (как и во многих других) есть множество пересекающихся мотивов, которые и могут проанализировать ученики.
Часть 2 Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.
С3. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения. С4. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву? Тест. Часть 2 Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.
C3. Какая авторская мысль лежит в основе содержания этого стихотворения? C4. В стихотворениях каких руских поэтов можно найти продолжение традиции лирики Ф.И. Тютчева и в чем они соотносятся со стихотворением "Есть в светлости осенних вечеров..."?
«Природа – сфинкс». В ранней лирике поэт наделяет природу мировой душой, которую слабый человек не в силах постигнуть. Поэтому он стремится слиться с природой, проникнуть в ее сущность. В поздней лирике природа видится лирическому "я" злобным сфинксом, который заставляет человека разгадывать её несуществующие тайны. Человек и природа становятся враждебными силами. Вместе с тем, вероятно, в природе вовсе нет никакой загадки, а её существование человек тщетно пытается найти, что и ведет его к "искусу" и гибели.
В человеческой душе, как в мире в целом, за видимой внешней оболочкой скрыта противоречивая душевная борьба. В ней тоже есть стихийные силы, которые могут привести человека к гибели. В ней постоянно идет схватка противоположных начал, потому что природа человека диалектична, двойственна. Человеческая мысль, родившаяся в глубинах сознания, не адекватна тому, что человек произносит вслух. Выходя наружу, мысль становится словом, обретает материальную оболочку. Но она искажает сущность идеальной мысли, не похожа на нее. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один -- уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий. Мысль о невыразимости души, которая утрачивает в слове богатство чувств, была характерна для идейно-эстетической позиции романтиков.
С1. Мотив «невыразимого» в русской литературе Вопрос: Почему Ф. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»? Контексты: В. Жуковский «Невыразимое», А. Фет Обоснования для сопоставления: Ф. Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию, потому что считает, что понимание Другого невозможно. Глубокий внутренний мир человека непереводим на обыденный язык. Это проблема и для художника, которому кажется, что он не может точно и полно выразить в слове свои мечты, чувства, мысли: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймёт ли он, чем ты живёшь? / Мысль изречённая есть ложь». Непонимание окружающих и невозможность выразить себя делают поэта одиноким. Для Тютчева такое одиночество спасительно, поскольку даёт возможность сосредоточиться на собственном внутреннем мире, который единственный и есть хранилище онтологических знаний и представлений. Мотив «невыразимого» – излюбленный у поэтов-романтиков. В. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» утверждает, что поэт не может найти слово, адекватно передающее мимолётную красоту окружающего мира. В попытке выразить земным языком «святые таинства», которые «лишь сердце знает», поэт стремится постичь «природы дивные созданья». Но и здесь он бессилен: «безмолвствует искусство». Прекрасное не может быть передано в слове. Оно может быть прочувствовано художником как минутный восторг, который выразим только молчанием: «И лишь молчание понятно говорит». И всё-таки поэт должен стремиться к высокому в поэзии – выражению мимолётных, едва уловимых движений души. О невозможности выразить внутренний мир в слове в целом ряде стихотворений говорит и А. Фет («Как мошки зарёю…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…»). Однако в отличие от Жуковского и Тютчева, которые искали выход в выразительном молчании, Фет считает, что «невыразимое» преодолимо через мелодичность речи. Чувства, мысли, мечты можно выразить гармонией звуков: «Что не выскажешь словами – / Звуком на душу навей». Отсюда «музыкальность» стихов А. Фета, которая достигается ритмическим разнообразием, мелодичностью, использованием многообразных повторов, звукописи, богатым метрическим репертуаром.
С2. Главное чувство лирического "я" этого стихотворения -- чувство вины перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания. Любящая женщина для поэта -- безупречно чиста, но их страсть оказывается трагической и несет ей лишь страдания. Многомерным оказывается в этом стихотворении слово "убийственно", в котором сочетаются и сила любви ("убийственно" в значении "очень сильно"), и мотив насильственной смерти ("убийственно" значит "способно убить"). Форма слова фонетически ассоциируется с одной из библейских заповедей -- "Не убий!", нарушение которой делает вину лирического субъекта еще более тяжкой. То, что поэт употребляет в стихотворении форму местоимения "я" во множественном числе -- "мы", подчеркивает обобщенный характер изображаемого чувства и возводит любовные отношения в ранг всеобщей трагедии, всеобщего закона. Интересно, что в стихотворении появляется как бы образ "двойника" лирического "я", его совесть, внушающая чувство вины. Можно заметить, что о себе герой говорит в формах второго лица: "ты", "вашей встрече", "твоя любовь", употребляет по отношению к самому себе императивные ("спроси", "сведай") и вопросительные конструкции ("что уцелело?", "куда девались?", "помнишь ли?", "что ж теперь?"). Любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку "не дано предугадать" последствий своего чувства и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего, гибели души.
С1. Мотив «невыразимого» в русской литературе Вопрос: Почему Ф. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»? Контексты: В. Жуковский «Невыразимое», А. Фет Обоснования для сопоставления: Ф. Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию, потому что считает, что понимание Другого невозможно. Глубокий внутренний мир человека непереводим на обыденный язык. Это проблема и для художника, которому кажется, что он не может точно и полно выразить в слове свои мечты, чувства, мысли: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймёт ли он, чем ты живёшь? / Мысль изречённая есть ложь». Непонимание окружающих и невозможность выразить себя делают поэта одиноким. Для Тютчева такое одиночество спасительно, поскольку даёт возможность сосредоточиться на собственном внутреннем мире, который единственный и есть хранилище онтологических знаний и представлений. Мотив «невыразимого» – излюбленный у поэтов-романтиков. В. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» утверждает, что поэт не может найти слово, адекватно передающее мимолётную красоту окружающего мира. В попытке выразить земным языком «святые таинства», которые «лишь сердце знает», поэт стремится постичь «природы дивные созданья». Но и здесь он бессилен: «безмолвствует искусство». Прекрасное не может быть передано в слове. Оно может быть прочувствовано художником как минутный восторг, который выразим только молчанием: «И лишь молчание понятно говорит». И всё-таки поэт должен стремиться к высокому в поэзии – выражению мимолётных, едва уловимых движений души. О невозможности выразить внутренний мир в слове в целом ряде стихотворений говорит и А. Фет («Как мошки зарёю…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…»). Однако в отличие от Жуковского и Тютчева, которые искали выход в выразительном молчании, Фет считает, что «невыразимое» преодолимо через мелодичность речи. Чувства, мысли, мечты можно выразить гармонией звуков: «Что не выскажешь словами – / Звуком на душу навей». Отсюда «музыкальность» стихов А. Фета, которая достигается ритмическим разнообразием, мелодичностью, использованием многообразных повторов, звукописи, богатым метрическим репертуаром. С2. "Не то, что мните вы, природа..." (1836) В мире, по мнению Тютчева, все пребывает в противоборстве, которое является источником движения. Мир постоянно меняется, но это не разрушает его целостности. Борьба стихийных сил происходит благодаря внутренним противоречиям, потому что природа, как и человек, -- это живой и внутренне меняющийся организм. В стихотворении поэт спорит со сторонниками материалистической философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишенное души. Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек в силах понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой. По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа - творец мысли и красоты. Поэтому "лист и цвет на древе" сродни плодам труда рук и мысли человека. Плод в природе зреет, как человек в утробе матери, то есть развивается по вечным и непреложным законам бытия. Тютчев уверен, что современный человек, зараженный микробом материалистического познания, утратил способность поверить в божественную сущность природы и не может услышать ее душу. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с "мировой душой" природы, нарушении целостности мира. Вторая и четвертая строфы стихотворения, запрещенные цензурой, вероятно, с наибольшей силой выражали пантеистическое мировоззрение поэта, считавшего природу божеством. «Последняя любовь». Диалектика страдания и блаженства пронизывает стихотворение "Последняя любовь" -- вершину "денисьевского" цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читателей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл. Элегический характер тексту придает чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как "прощальный свет... зари вечерней". Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе, любовь "на склоне лет", как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала -- любовь и смерть, и лирический субъект охвачен неодолимым желанием продлить волшебный миг очарованья. Но конец жизни близок, уже только "на западе бродит сиянье". Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся глаголы в форме императива, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и сердцебиения?) и многочисленные восклицательные конструкции. Однако поэт уверен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что "скудеет в жилах кровь". Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и всегда обречено на безнадежность. "Я помню время золотое..." Ключевой образ стихотворения "Я помню время золотое..." -- это Она, её поэтический облик, черты её внешности, связанные с картинами мира внешнего. В "К. Б." -- это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик -- важна его внутренняя, духовная жизнь. Лирический субъект стихотворения далеко не молод. Но встреча со своей первой любовью порождает в его душе новый прилив сил, ощущение полноты жизни. В стихотворении "Я помню время золотое..." изображены характерные для лирики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда "день вечерел", а ветер "с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свивал". Весна в природе была сродни весне в душе, и "младая фея" была так прекрасна, что даже "солнце медлило", прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, "ногой младенческой касаясь" обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь. И не страшно было, что "день догорал", потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сладость непонимания, что жизнь быстротечна. Центральный образ стихотворения "К. Б." -- это Он, но за его плечами целая жизнь. Он ощущает свое сердце отжившим, и только мимолетная встреча с Ней рождает в его душе былые чувства. Человек становится подобен природе, в которой поздней осенью случайно выдастся денек, когда "повеет вдруг весною". Воспоминание о весне юности своим дуновеньем помогло вновь ощутить душевную полноту. Милые черты любимой заставили вновь зазвучать в душе те струны, которые не умолкали долгие годы. Теперь их звуки стали слышнее, и это признак неумирающей жизни, вселенской вечности бытия, озаренного любовью. Использованные поэтом приемы анафоры и синтаксического параллелизма подчеркивают взволнованность поэтических интонаций и придают стихотворению приподнятое, исполненное романтического пафоса настроение. В тексте улавливаются пушкинские интонации, потому что лирический субъект у Тютчева пережил состояние, близкое пушкинскому "чудному мгновенью". Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. В любовной лирике человеческие чувства осознаются поэтом в контексте жизни Вселенной, тайн природы и человеческого бытия. Образная система лирики любви сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта, глубину эмоций мира внутреннего. Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева, -- это противоборство враждебных сил. Любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий и парадоксов. Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадежности. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1595)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |