Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природа в лирике Тютчева.



2018-07-06 1595 Обсуждений (0)
Природа в лирике Тютчева. 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерно пять шестых его творческого наследия составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека ("О чем ты воешь, ветр ночной...", [1835]; "Вечер мглистый и ненастный...", [1835]; "День и ночь", [1839]; и др.). Тютчев глубже вглядывается, точнее, вслушивается в "хаос", в ту пучину мировой ночи, где тонут все краски, формы, созвучия: "И бездна нам обнажена // С своими страхами и мглами...". Тютчев - тайновидец природы, поэт ее роковых, мучительных состояний, перед которыми цепенеет рассудок и оживает в самом человеке "дикое, неразгаданное, ночное".

Благодаря Тютчеву в русской поэзии закрепились и обрели философскую значимость образы гроз, зарниц ("демоны глухонемые"), ночного ветра, наконец, самой ночи - разнообразные свидетельства демонической сокровенной силы природы.

Тема "дня и ночи" приобретает у Тютчева наиболее обобщенное звучание, знаменуя собой двуполярность бытия: день - золотой покров, наброшенный над пропастью.

10 стихотворений поэта, принадлежащих к лучшим его созданиям (в том числе - "Как птичка, раннею зарею...", "Святая ночь на небосклон взошла...", "День вечереет, ночь близка..."), раскрывают трагическую диалектику "дня" и "ночи" в природе и в человеческой душе.

Тютчева привлекает круговорот времени в сутках, тончайшие смещения и переходы от ночи ко дню и обратно, особенно поэзия вечерних сумерек ("Летний вечер", [1828]; "Осенний вечер", 1830; "Тени сизые сместились...", [1835]).

Тютчев - певец стихий. Стихии воды, грозы, ночи описываются им в чистом виде, не как детали окружающей обстановки, а как самостоятельные силы мироздания, что делает Тютчева предвозвестником поэзии начала ХХ века (В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый). Тютчевская природа - не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица, а сверхличные силы и закономерности, которые и выступают как предмет поэтического размышления. "Светлость" осенних вечеров и "певучесть" морских волн, "огневая лазурь" неба и "вещая дремота" леса - это чистые проявления природы как таковой, возведенные в ранг вечных сущностей, представшие не только взору, но и мысли.

Тест.

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое - И сердцу стало так тепло- Как поздней осенью порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, - Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Ф.И. Тютчев  
Ответом к заданиям B8–B12 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
B8 Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?
  Ответ:
   
B9 Какое средство иносказательной выразительности дважды использовано поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)?
  Ответ:
   
В10 Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?
  Ответ:
   
B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания). 1) гипербола 2) сравнение 3) анафора 4) эпитет 5) эпифора
  Ответ:
   
B12 Определите размер, которым написано стихотворение
   
B8   параллелизм  
B9   эпитет ; метафорическийэпитет  
B10   лирическийгерой  
B11    
B12   ямб    
         
             

С4. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не.молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. Ф.И. Тютчев  
Ответом к заданиям B8–B12 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
B8 Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности.
  Ответ:
   
B9 Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный...»?
  Ответ:
   
В10 Определите размер, которым написано стихотворение.
  Ответ:
   
B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания). 1) анафора 2) метафора 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись
  Ответ:
   
B12 Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?
B8   олицетворение  
B9   повтор  
B10   ямб  
B11    
B12   женская    
             

С3. С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?

С4. Каковы основные темы поэзии Ф.И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?

Ещё один вариант.

B8К какому роду литературы принадлежит это стихотворение?

B9Как называются образные определения предметов и явлений, с

которыми мы встречаемся, например, в словосочетаниях «раскаты

молодые», «поток проворный», «громокипящий кубок»?

B10Выпишите из стихотворения слово со значением «жемчуг, жемчужины».

B11Перечитайте первую строфу. Звуки в ней подобраны так, чтобы мы

услышали грохотание грома. Как называется такой прием?

B12Определите размер, которым написано стихотворение.

C3Можно ли сказать, что это стихотворение о природном явлении (грозе)

оказывается еще и стихотворением о человеке? Ответ аргументируйте.

C4Какие еще стихотворения о весне вам известны и как они перекликаются

со стихотворением Тютчева?

Стихотворение Тютчева посвящено природному явлению (грозе), но все-таки

задача его не в том, чтобы сообщить читателю чисто метеорологические

сведения (хотя и их из текста можно почерпнуть в изобилии). Любое лирическое произведение становится разговором о «я» – это «я» и заявляет о себе в первом же слове стихотворения («Люблю»), чтобы потом уйти в подтекст, вернее, во взгляд на природу. Потому что помимо природы мы получаем и ракурс взгляда, точку зрения на нее, мы получаем ощущения от природы (часто говорят о таких пейзажах как о пейзажах лирических). В этом изображении мы чувствуем того, кто изображает, и то, что ему в изображаемом нравится. Это молодость, жажда жизни, это упоение от свежести начала, от движения и света (все эти мотивы в изобилии представлены в тексте). Возникает в стихотворении и тот (та?),

который(-ая) разделяет с героем его взгляд («Ты скажешь»), – а вместе с ним

(ней) намечается и мотив любви. Это стихи не только о весне, но и о том, почему человеку хочется жить весной – и жить с удесятеренной силой. Весне посвящено немало стихотворений других авторов: в первую очередь стоит вспомнить Пушкина («Как грустно мне твое явленье, весна, весна, пора любви» -– отрывок из «Евгения Онегина»),

Баратынского («Весна, весна, как воздух чист!..), Фета («Уж верба вся

пушистая»), Блока («О весна без конца и без краю»), Пастернака («Что почек,

что клейких душистых огарков налеплено к веткам!..»). Во всех перечисленных стихотворениях (как и во многих других) есть множество пересекающихся мотивов, которые и могут проанализировать ученики.

 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф.И. Тютчев  
Ответом к заданиям B8–B12 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
B8 Как называется разновидность лирики, в основе которой изображение картин природы?
  Ответ:
   
B9 Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот прием?
  Ответ:
   
В10 Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф.
  Ответ:
   
B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания). 1) гипербола 2) анафора 3) метафора 4) эпитет 5) звукопись
  Ответ:
   
B12 В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется такой прием?
B8   пейзажная  
B9   антитеза  
B10    
B11    
B12   инверсия    
             

С3. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

С4. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?

Тест.

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

  *** Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Ф.И. Тютчев  
При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B8 Определите тематическую принадлежность лирики Тютчева.
  Ответ:
   
B9 Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении: «Что в существе разумном мы зовем // Божественной стыдливостью страданья…»?
  Ответ:
   
В10 Как в литературоведении называют фонетическое созвучие концов стихотворных строк?
  Ответ:
   
B11 Напишите термин, которым в литературоведении называют средства художественной выразительности, являющиеся образными определениями: «томный шелест», «умильная, таинственнаяпрелесть», «грустно-сиротеющая земля» и т.д.
  Ответ:
   
B12 Определите размер, которым написано стихотворение.
B8   философская  
B9   инверсия  
B10   рифма  
B11   эпитет  
B12   ямб    
             

C3. Какая авторская мысль лежит в основе содержания этого стихотворения?

C4. В стихотворениях каких руских поэтов можно найти продолжение традиции лирики Ф.И. Тютчева и в чем они соотносятся со стихотворением "Есть в светлости осенних вечеров..."?

 

 

«Природа – сфинкс».

В ранней лирике поэт наделяет природу мировой душой, которую слабый человек не в силах постигнуть. Поэтому он стремится слиться с природой, проникнуть в ее сущность. В поздней лирике природа видится лирическому "я" злобным сфинксом, который заставляет человека разгадывать её несуществующие тайны. Человек и природа становятся враждебными силами. Вместе с тем, вероятно, в природе вовсе нет никакой загадки, а её существование человек тщетно пытается найти, что и ведет его к "искусу" и гибели.

 

 

В человеческой душе, как в мире в целом, за видимой внешней оболочкой скрыта противоречивая душевная борьба. В ней тоже есть стихийные силы, которые могут привести человека к гибели. В ней постоянно идет схватка противоположных начал, потому что природа человека диалектична, двойственна. Человеческая мысль, родившаяся в глубинах сознания, не адекватна тому, что человек произносит вслух. Выходя наружу, мысль становится словом, обретает материальную оболочку. Но она искажает сущность идеальной мысли, не похожа на нее. Между сознанием и речью оказывается непреодолимая пропасть, и это, по Тютчеву, один из законов человеческого существования. Поэтому невозможно передать свою мысль другим, и человечеству грозит глобальное непонимание. Выход для него только один -- уйти в свой внутренний мир, где нет этих противоречий. Мысль о невыразимости души, которая утрачивает в слове богатство чувств, была характерна для идейно-эстетической позиции романтиков.

 

С1. Мотив «невыразимого» в русской литературе

Вопрос: Почему Ф. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?

Контексты: В. Жуковский «Невыразимое», А. Фет

Обоснования для сопоставления: Ф. Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию, потому что считает, что понимание Другого невозможно. Глубокий внутренний мир человека непереводим на обыденный язык. Это проблема и для художника, которому кажется, что он не может точно и полно выразить в слове свои мечты, чувства, мысли: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймёт ли он, чем ты живёшь? / Мысль изречённая есть ложь». Непонимание окружающих и невозможность выразить себя делают поэта одиноким. Для Тютчева такое одиночество спасительно, поскольку даёт возможность сосредоточиться на собственном внутреннем мире, который единственный и есть хранилище онтологических знаний и представлений.

Мотив «невыразимого» – излюбленный у поэтов-романтиков. В. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» утверждает, что поэт не может найти слово, адекватно передающее мимолётную красоту окружающего мира. В попытке выразить земным языком «святые таинства», которые «лишь сердце знает», поэт стремится постичь «природы дивные созданья». Но и здесь он бессилен: «безмолвствует искусство». Прекрасное не может быть передано в слове. Оно может быть прочувствовано художником как минутный восторг, который выразим только молчанием: «И лишь молчание понятно говорит». И всё-таки поэт должен стремиться к высокому в поэзии – выражению мимолётных, едва уловимых движений души.

О невозможности выразить внутренний мир в слове в целом ряде стихотворений говорит и А. Фет («Как мошки зарёю…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…»). Однако в отличие от Жуковского и Тютчева, которые искали выход в выразительном молчании, Фет считает, что «невыразимое» преодолимо через мелодичность речи. Чувства, мысли, мечты можно выразить гармонией звуков: «Что не выскажешь словами – / Звуком на душу навей». Отсюда «музыкальность» стихов А. Фета, которая достигается ритмическим разнообразием, мелодичностью, использованием многообразных повторов, звукописи, богатым метрическим репертуаром.

С2. Главное чувство лирического "я" этого стихотворения -- чувство вины перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания. Любящая женщина для поэта -- безупречно чиста, но их страсть оказывается трагической и несет ей лишь страдания. Многомерным оказывается в этом стихотворении слово "убийственно", в котором сочетаются и сила любви ("убийственно" в значении "очень сильно"), и мотив насильственной смерти ("убийственно" значит "способно убить"). Форма слова фонетически ассоциируется с одной из библейских заповедей -- "Не убий!", нарушение которой делает вину лирического субъекта еще более тяжкой. То, что поэт употребляет в стихотворении форму местоимения "я" во множественном числе -- "мы", подчеркивает обобщенный характер изображаемого чувства и возводит любовные отношения в ранг всеобщей трагедии, всеобщего закона. Интересно, что в стихотворении появляется как бы образ "двойника" лирического "я", его совесть, внушающая чувство вины. Можно заметить, что о себе герой говорит в формах второго лица: "ты", "вашей встрече", "твоя любовь", употребляет по отношению к самому себе императивные ("спроси", "сведай") и вопросительные конструкции ("что уцелело?", "куда девались?", "помнишь ли?", "что ж теперь?").

Любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку "не дано предугадать" последствий своего чувства и самые нежные отношения в определенных обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего, гибели души.

 

 

 

С1. Мотив «невыразимого» в русской литературе

Вопрос: Почему Ф. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?

Контексты: В. Жуковский «Невыразимое», А. Фет

Обоснования для сопоставления: Ф. Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию, потому что считает, что понимание Другого невозможно. Глубокий внутренний мир человека непереводим на обыденный язык. Это проблема и для художника, которому кажется, что он не может точно и полно выразить в слове свои мечты, чувства, мысли: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймёт ли он, чем ты живёшь? / Мысль изречённая есть ложь». Непонимание окружающих и невозможность выразить себя делают поэта одиноким. Для Тютчева такое одиночество спасительно, поскольку даёт возможность сосредоточиться на собственном внутреннем мире, который единственный и есть хранилище онтологических знаний и представлений.

Мотив «невыразимого» – излюбленный у поэтов-романтиков. В. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» утверждает, что поэт не может найти слово, адекватно передающее мимолётную красоту окружающего мира. В попытке выразить земным языком «святые таинства», которые «лишь сердце знает», поэт стремится постичь «природы дивные созданья». Но и здесь он бессилен: «безмолвствует искусство». Прекрасное не может быть передано в слове. Оно может быть прочувствовано художником как минутный восторг, который выразим только молчанием: «И лишь молчание понятно говорит». И всё-таки поэт должен стремиться к высокому в поэзии – выражению мимолётных, едва уловимых движений души.

О невозможности выразить внутренний мир в слове в целом ряде стихотворений говорит и А. Фет («Как мошки зарёю…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…»). Однако в отличие от Жуковского и Тютчева, которые искали выход в выразительном молчании, Фет считает, что «невыразимое» преодолимо через мелодичность речи. Чувства, мысли, мечты можно выразить гармонией звуков: «Что не выскажешь словами – / Звуком на душу навей». Отсюда «музыкальность» стихов А. Фета, которая достигается ритмическим разнообразием, мелодичностью, использованием многообразных повторов, звукописи, богатым метрическим репертуаром.

С2. "Не то, что мните вы, природа..." (1836)

В мире, по мнению Тютчева, все пребывает в противоборстве, которое является источником движения. Мир постоянно меняется, но это не разрушает его целостности. Борьба стихийных сил происходит благодаря внутренним противоречиям, потому что природа, как и человек, -- это живой и внутренне меняющийся организм. В стихотворении поэт спорит со сторонниками материалистической философии, для которых природа есть лишь бесчувственное тело, лишенное души. Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек в силах понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой.

По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа - творец мысли и красоты. Поэтому "лист и цвет на древе" сродни плодам труда рук и мысли человека. Плод в природе зреет, как человек в утробе матери, то есть развивается по вечным и непреложным законам бытия. Тютчев уверен, что современный человек, зараженный микробом материалистического познания, утратил способность поверить в божественную сущность природы и не может услышать ее душу. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с "мировой душой" природы, нарушении целостности мира. Вторая и четвертая строфы стихотворения, запрещенные цензурой, вероятно, с наибольшей силой выражали пантеистическое мировоззрение поэта, считавшего природу божеством.

«Последняя любовь».

Диалектика страдания и блаженства пронизывает стихотворение "Последняя любовь" -- вершину "денисьевского" цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читателей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл. Элегический характер тексту придает чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как "прощальный свет... зари вечерней". Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе, любовь "на склоне лет", как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала -- любовь и смерть, и лирический субъект охвачен неодолимым желанием продлить волшебный миг очарованья. Но конец жизни близок, уже только "на западе бродит сиянье". Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся глаголы в форме императива, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и сердцебиения?) и многочисленные восклицательные конструкции. Однако поэт уверен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что "скудеет в жилах кровь". Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и всегда обречено на безнадежность.

"Я помню время золотое..."

Ключевой образ стихотворения "Я помню время золотое..." -- это Она, её поэтический облик, черты её внешности, связанные с картинами мира внешнего. В "К. Б." -- это Он, его чувства, не умолкавшие долгие годы. Здесь не важен его внешний облик -- важна его внутренняя, духовная жизнь. Лирический субъект стихотворения далеко не молод. Но встреча со своей первой любовью порождает в его душе новый прилив сил, ощущение полноты жизни. В стихотворении "Я помню время золотое..." изображены характерные для лирики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда "день вечерел", а ветер "с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свивал". Весна в природе была сродни весне в душе, и "младая фея" была так прекрасна, что даже "солнце медлило", прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, "ногой младенческой касаясь" обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь. И не страшно было, что "день догорал", потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сладость непонимания, что жизнь быстротечна.

Центральный образ стихотворения "К. Б." -- это Он, но за его плечами целая жизнь. Он ощущает свое сердце отжившим, и только мимолетная встреча с Ней рождает в его душе былые чувства. Человек становится подобен природе, в которой поздней осенью случайно выдастся денек, когда "повеет вдруг весною". Воспоминание о весне юности своим дуновеньем помогло вновь ощутить душевную полноту. Милые черты любимой заставили вновь зазвучать в душе те струны, которые не умолкали долгие годы. Теперь их звуки стали слышнее, и это признак неумирающей жизни, вселенской вечности бытия, озаренного любовью. Использованные поэтом приемы анафоры и синтаксического параллелизма подчеркивают взволнованность поэтических интонаций и придают стихотворению приподнятое, исполненное романтического пафоса настроение. В тексте улавливаются пушкинские интонации, потому что лирический субъект у Тютчева пережил состояние, близкое пушкинскому "чудному мгновенью".

Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. В любовной лирике человеческие чувства осознаются поэтом в контексте жизни Вселенной, тайн природы и человеческого бытия. Образная система лирики любви сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта, глубину эмоций мира внутреннего.

Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева, -- это противоборство враждебных сил. Любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий и парадоксов. Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадежности.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия Трагический характер лирики, доминирующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, -- это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах -- это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально -- это тоже хаос. Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью стихов, динамичностью и музыкальностью художественных образов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

 



2018-07-06 1595 Обсуждений (0)
Природа в лирике Тютчева. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природа в лирике Тютчева.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1595)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)