Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема природы в лирике Ф. Тютчева



2018-07-06 993 Обсуждений (0)
Тема природы в лирике Ф. Тютчева 0.00 из 5.00 0 оценок




«Главное достоинство стихотворений г. Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, не­уловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях»,— писал Н. А. Не­красов, высоко оценивая тютчевскую лирику приро­ды и называя талант поэта «первостепенным поэтиче­ским талантом».

Ф. И. Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу, символизирующую собой возрождение и увядание. Он создал неповторимые образы: грозы, ве­сенних вод, ночного моря и др.

Замечательно тютчевское стихотворение «Осен­ний вечер» — своеобразное лирическое раздумье, вы­званное красотой засыпающей природы. В нем при­рода предстает в своем великолепном праздничном убранстве, автор подчеркивает ее «умильную таинст­венную прелесть». Поэт рисует образы неба, ветра, деревьев, листьев, ясного вечера. Интонация всего стихотворения мягкая, умиротворяющая, создаю­щая ощущение покоя и гармонии. Только «злове­щий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холод­ный ветер» предвещают собой приближение поздней осени, не такой спокойной и милой. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней язы­ком метафор. Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

Ярким контрастом служит этому стихотворению известный тютчевский гимн грозе («Весенняя гро­за»). Гроза грохочет, играет, резвится, радостно про­возглашая пробуждение весенней природы. Нагнете­нием дрожащего звука передает Тютчев силу и мощь природного явления: «Гремят раскаты молодые...».

Оживить картину поэту помогают метафоры: «перлы дождевые», «солнце нити золотит».

Гроза заставляет вспомнить о богах — Тютчев вво­дит образ богини Гебы, проливающей на землю свой « громокипящий кубок ».

Отличительная особенность тютчевской лирики — сопоставление явлений природы с человеческими пе­реживаниями. Неиссякаемую силу и жизнеспособ­ность ключа («Поток сгустился и тускнеет...») поэт сравнивает с искрой жизни, которая всегда мерцает в «груди осиротелой», счастливую любовь — с север­ным летом, веяние весны среди осени — с воспомина­нием о юности...

Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созер­цание моря было для Тютчева действительно волни­тельным. Яркое тому свидетельство — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное..», которого великий поэт оставил пять вариантов.

Стихотворение «Ты, волна, моя морская...» Тют­чев также посвятил морю. Поэта покоряет своенра­вие и жизнелюбие волны, ее тайная прелесть, ей он доверяет свою душу. Волна то смеется, «отражая неба свод», то неистово бьется о берег, то ласково шепчет, то буйно ропщет, она «то угрюма, то светла». Живым, одушевленным существом предстает она в этом стихотворении.

По словам В. Я. Брюсова, «Стихи Тютчева о приро­де — почти всегда страстное признание в любви. Тют­чеву представляется высшим блаженством, доступ­ным человеку,— любоваться многообразными прояв­лениями жизни природы».

 

Ф.И. Тютчев "Песок сыпучий по колени..."

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «Песок сыпучий по колени…»
Песок сыпучий по колени…
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
1830
На первый взгляд, стихотворение Ф.И.Тютчева «Песок сыпучий по колени…» можно отнести к пейзажной лирике. Ночной лес, звездное небо, уходящая в чащу дорога – всё это вызывает в нашем воображении картины природы. Путники едут долго, с заходом солнца пейзаж постепенно меняется, и привычные места выглядят уже совершенно по-другому:
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень…
В этих строках чувствуется какая-то неясная тревога, мир как бы постепенно становится таинственным, незнакомым, а может быть, и опасным. Недаром эта картина навевает грусть на героя стихотворения:
Черней и чаще бор глубокий –
Какие грустные места!
Чувствуется, что на много вёрст вокруг нет ни одной живой души, а лес с каждым шагом становится всё более мрачным и даже враждебным человеку. Это впечатление ещё усиливается следующими строками:
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Так и кажется, что что-то огромное, живое сопровождает путников… И ночь, и лес, и тени деревьев – всё противопоставлено человеку, который случайно оказался в чужом, таинственном мире. Метафора «ночь хмурая», олицетворение «ночь глядит» ещё больше подчеркивают сходство природы с одушевленным существом. А эпитет «зверь стоокий» заставляет почувствовать, как мал человек по сравнению с окружающим миром. В такие мгновения одинокие путники, наверное, ощущают себя лишь крошечной, беспомощной песчинкой…
Но мне кажется, что определение «стоокий» больше подходит к образу ночного неба, усеянного яркими звездами: именно они смотрят вниз, на Землю, на путников… И в этот момент понимаешь, что стихотворение «Песок сыпучий по колени…» не просто пейзажное – в нем скрыт глубокий философский смысл: сама Земля - такая же мелкая песчинка, летящая во Вселенной. Границы стихотворения как бы раздвигаются: это уже не просто песчаная дорога в ночном лесу, а путь целой планеты, которая так же одиноко движется в бесконечном пространстве.
В этом стихотворении, как и во многих стихах Тютчева, как бы два плана: те образы, что мы видим (ночь, лес, дорога, песок), и те, которые возникают в нашем воображении (звездное небо, Вселенная, Земля). Любое лирическое стихотворение каждый прочитает по-своему… Я думаю, что именно такие стихи помогают человеку почувствовать себя частицей природы или даже Вселенной.

 

«Предопределение»

Любовь, любовь - гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье.

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

<1851 или начало 1852>

Поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он и Она постоянно находятся в состоянии "рокового поединка", но это не поединок врагов. Это своеобразное состязание в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается нежнее, гибнет раньше, истратив свои внутренние силы. Поэтому любовь, по Тютчеву, это вселенская трагедия, величие которой в возможности ощутить кульминацию счастья.

 

"Она сидела на полу..."

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

 

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,-

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени

.<Не позднее апреля 1858>

 

Стихотворение "Она сидела на полу..." посвящено второй жене Тютчева, урожденной баронессе Пфеффель, и имеет в основе жизненный факт. Э. Ф. Тютчева, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Тютчев сделал из этой бытовой ситуации лирический шедевр.

Две первые строфы построены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: "Она сидела на полу и груду писем разбирала...", "брала знакомые листы и чудно так на них глядела".

В двух вторых стихах каждой строфы поэт поднимается до философского обобщения, переданного при помощи символических сравнений. Она брала письма, "как остывшую золу" и смотрела на них, "как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...".

Письма, как одно из главных средств общения в XIX веке, порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Отсюда сравнение писем с "остывшей золой" и мертвым "брошенным телом", которое покинула душа.

Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лирический субъект текста готов "пасть...на колени", созерцая "роковую минуту" прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить горесть "минут любви и радости убитой". В стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных человеческих переживаний.

 

«ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ»

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Между 1852-1854

 

НАКАНУНЕ ГОДОВЩИНЫ
4 АВГУСТА 1864 г.

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня,

Тяжело мне, замирают ноги...

Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею –

Улетел последний отблеск дня...

Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня...

Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

3 августа 1865

 

Тест.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Ф.И. Тютчев

 

 

B8Стихотворение начинается с резкого противопоставления: «Еще земли

печален вид, // А воздух уж весною дышит». Каким термином

обозначают такое контрастное соположение образов?

B9Стихотворение заканчивается двумя вопросами, ответ на которые не

предполагается. Как называются вопросы такого типа?

B10Как называется повтор одинаковых слов в начале поэтических строк (см.

в последней строфе: блестят – блестит; или – или)?

B11Назовите прием, который помогает поэту наделить природу

человеческими чувствами (природа «сквозь редеющего сна» «невольно

улыбнулась»).

B12Определите размер, которым написано стихотворение.

 

 



2018-07-06 993 Обсуждений (0)
Тема природы в лирике Ф. Тютчева 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема природы в лирике Ф. Тютчева

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (993)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)