МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
«Утверждаю» Проректор по учебной работе _______________ ………………… «_____» ________________ 2011__ г.
Рабочая программа дисциплины « История и методология юридической науки» цикл ФГОС ВПО М2.Б.О 3 общенаучный входит в число базовых дисциплин
к образовательной программе по направлению подготовки магистр
г. Омск – 2011 г. Приложение 10 (продолжение) Программа дисциплины «« История и методология юридической науки» Разработана: Проф. каф теории и истории гос. и права, д.ю.н. профессором _______(подпись)____ В. В. Кожевниковым
Программа рассмотрена на заседании кафедры теории и истории государства и права __________________________ (протокол № ______ от «_____» ___2011 г.)_________ Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами/институтами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям подготовки:
Декан юридического факультета ______________________ М.С. Фокин
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История и методология юридической науки» являются; - всесторонне развитие личности обучающегося; - дать обучаемым углубленное по сравнению с вузовской программой знания по некоторым наиболее дискуссионным теоретико- правовым и историко-правовым проблемам современным юридической науки; -формирование у обучаемых научного сознания, нацеленного на основе соответствующей подготовки на решение поставленных проблемных вопросов; - повышение эффективности педагогической деятельности будущего преподавателя и ученого на основе понимания и использования знаний по данной учебной дисциплины; - формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности в высшей школе; - подготовка к прохождению производственной практике на кафедрах вуза. 2. Место дисциплины в структуре ООП вуза Дисциплина « История и методология юридической науки», преподается во 2 семестре и базируется на знаниях, достигнутых магистрами очной формы обучения по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов 1-го семестра. Изучение дисциплины « История и методология юридической науки» ведется одновременно с такими дисциплинами, как «Сравнительное правоведение », « Юридическое образование в высшей школе», « Актуальные проблемы права» и другими, которые нацелены на формирование сходных компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Дисциплина « История и методология юридической науки» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к педагогической деятельности. Дидактической основой для отработки методических навыков, выступает теоретический и практический материал изученных ранее и изучаемых одновременно во 2-м семестре профессиональных дисциплин. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени) Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы; 108 часа.
Форма промежуточного контроля: зачет
4. Содержание дисциплины
Модуль 1. Методология юридической науки. Теория права как методологическая наука. Понятие метода и методологии изучения права. Принципы и требования методологии права. Монизм и плюрализм в правоведении. Классификация методов познания права. Всеобщий философский, общий, частно- научные и специально- юридические методы правоведения. Соотношение логического и исторического методов познания правовой действительности. Теоретические и методологические функции понятий и категорий правоведения. Методы сбора и обобщения единичных фактов. Методы теоретического познания права. Аксиологический подход. Синергетика. Метод семиотики.
Модуль 2 Современная юридическая наука об истории становления и развития правовых систем Понятие сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины. Научно –познавательная, практико- прикладная и учебно- воспитательная роль сравнительного правоведения. Формирование и развитие сравнительного правоведения. Практические цели сравнительного правоведения. Предмет сравнительного правоведения. Соотношение сравнительного правоведения с общей теорией права, историей права, другими юридическими науками. Сравнительное правоведение и международное право. Методология сравнительного правоведения. Сравнительно- правовой метод как частно- научный метод юридической науки. Основные виды исследований сравнительного правоведения Диахронное и синхронное сравнение. Внутреннее и внешнее сравнение. Микро- и макро сравнение. Универсальное( глобальное) сравнение. Нормативное и функциональное сравнение.Объекты сравнительно – правовых исследований. Правовая система – основное понятие сравнительного правоведения. Правовая семья. Правовая карта мира. Классификация правовых семей. История становления и развития романо-германской, англо- саксонской, мусульманской и индусской правовых семей, их особенности.
Модуль 3. Историческое развитие представлений о праве в современном правоведении. Система нормативного регулирования общественных отношений в первобытно- общинном строе: нормы обычаев, традиций, религии, морали, табу и др. Причины и пути происхождения права. Теоретические концепции о происхождении права. Право как многоаспектное понятие. Позитивное и естественное право. Объективное и субъективное право .Право человека и гражданина. Узкое и широкое понятие права. Развитие представлений о праве. Теория естественного права. Реалистическая школа права. Теория солидаризма. Психологическая теория права. Историческая школа права. Социологическая теория права. Нормативная теория права. Материалистическая ( классовая) теория права. Признаки права. Сущность, социальное назначение права.. Функции и формы права. Достоинства и недостатки нормативного, социологического ,психологического и философского подходов к пониманию права. Интегративный подход к пониманию права.
Модуль 4. Проблемы современного национального права в юридической науке
Проблема различия права и закона. Источники современного российского оправа. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ Проблемы соотношения внутригосударственного и международного права..Проблемы формирования правового государства в России.Особенности российской правовой системы переходного периода.
5.Темы лекций
1.Методология познания правовой действительности. (4часа) 2. Проблемы возникновения и развития права (4часа); 3. Особенности современной российской правовой системы(4часа).
6.Темы и планы семинаров
Модуль 1.Методология юридической науки. Тема 1.Понятие методологии юридической науки (2 часа) 1. Метод и методология юридической науки, их соотношение. 2. Принципы методологии юридической науки. 3. Требования, предъявляемые к методологии юридической науки. 4. Монизм и плюрализм в правоведении Тема 2 Методы познания правовой действительности ( 2час). 1. Понятие метода познания правовой действительности. 2. Классификация методов познания права. .3 Характеристика всеобщего философского метода. 4. Общий, частно- научные и специально- юридические методы.
Литература Пермяков Ю. Е. Позитивистские и метафизические начала в философском познании права // Право и политика. 2007. № 7; Ветютнев Ю.Ю. О некоторых философских основаниях исследования государственно-правовых закономерностей. // Философия права. 2003. № 1; Петровский Н.Н. Метод аналогии в современной методологии права. // Философия права. 2007. №2; Саврасова Ю..В. Особенности герменевтитического подхода к пониманию исторического текста //Философия права. 2007. № 2; Баранов В. М.,Першин В.Б., Баранова М.В. Место и роль метода материалистической диалектики в юридических исследованиях // Философия права. №3; Ефимов Ю. И. , Макаров В.В. Отношение философского способа познания к другим формам исследования права// Философия права. 2000. №1 Кожевников В.В. Методология и история права. В 2-х частях.Ч. 1. Омск,2008; Брызгалов А.И. О некоторых теоретико- методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Гос. и право.2004. № 4; Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Гос. и право. 2002. №4; Демидов Н.Г О методологической ситуации в правоведении //Правоведение. 2001. №4; Шундяков К.В. Инструментарий теории права- перспективое направление научного исследования // Правоведение. 2002. №24 Суслов В.В. Герменевтика права // Правоведение. 2001. №5
Модуль 2 Современная юридическая наука об истории становления и развития правовых систем
Тема 1 Проблемы сравнительного правоведения(4часа).
1. Понятие сравнительного правоведения, его объект, предме , цели и функции. 2.История становления сравнительного правоведения. 3. Методология сравнительного правоведения. 4. Виды сравнений.
Литература Малько А. В. , Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение в российском юридическом образовании // Гос. и право. 2011. № 2; Григорян Г. М. К вопросу о соотношении правовых систем // Философия права. 2007. №5; Богдановская И.Ю. Понятие источника права в правовой доктрине стран « общего права»// Право и политика. 2007 №1; Кожевников В.В. Методология и история права. В 2-х. частях.Ч. 1. Омск,2008; Бобылев А.И. , Минниахметов Р.Г. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества //Гос. и право. 2004. №7; Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2003; Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. м..1996; Давид Р.Основные правовые системы современности. М, 1988; Егоров А.В.. Правовая семья как объект сравнительного правоведения // Правоведение. 2005.№ 2; Бугаева Е.А. Место и роль закона в правовых системах современности // Юрист.. 20000. № 3; Козлихин И.Ю. Мусульманское право // Правоведение.2011.№3; Кресин А.В. Сравнительное правоведение: опыт и проблемы преподавания // Правоведение.2011№4.
Модуль 3. Историческое развитие представлений о праве в современном правоведении. Тема 1Проблемы понятия права, его сущности и социального назначения (4часа). 1.Характеристика научных подходов к правопониманию. 2. Признаки права. 3. Сущность, социальное назначение и функции права. 4 Формы (источники) права. Литература
Васильева Т.А. Актуальные вопросы судебного прецедента как источника права // Право и политика. 2007. №7; Шевырин Е.К. Государственно-правовое регулирование общественных отношений: к вопросу о понятии права и политики / Право и политика. 2008. №3; Рассказов Л.П. , Упоров И. П. Естественное и позитивное право в контексте общего развития // Философия права. 2000 №1; Мордовцев А.Ю., Яхонтова Т. В. Идея социального правового государства в контексте либертарного правопонимания //Философия права. 2005. № 7; Рудковский В. А. Теоретические проблемы источников права // Философия права. 2005. №7; Рябко А.И., Василенко О. Н. Актуальные проблемы онтологии форм права // Философия права.2002. №2; Зазаева Н.Б. Интеграция естественноправового и позитивистского правопонимания// Философия права. 2005. №44 Швандеров А. Р. К вопросу о рефлексивной природе права. /\Философия права. 2008. №3; Рудковский В.А. Позитивизм и естественное право ( философия права) в контексте современного правопонимания //философия права. 2008. №54 Тузов Н.А. Детерменация правопонимания и связь источниковтправа //Философия права. 2009. № 1; Шепелев В. И. Право- основополагающая ценность нормативно- регулятивной системы гражданского общества // Философия права.2007.№3; Гребенькова Г. В. Культурно- антропологические истоки права //Философия права. 2006. №44 Шалыгин Б.С. Становление права //Гос. и право. 2011. №5; Кожевников В. В. Методология и история права. В 2-х частях.Ч.2. Омск,2009; Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски решений. М.. 2001; Толстик В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права // Гос. и право. 2004. №9; Самигуллин В.К. Право и неправо // Гос. и право. 2002.№3; Ромашов Р.А. Реалистический позитивизм : интегративный тип современного правопонимания // Правоведение. 2005 №1.
Модуль 4. Проблемы современного национального права в юридической науке.
Тема 1 Источники современного российского права (8 час.)
1. Принципы системы нормативно- правовых актов в Российской Федерации 2. Дискуссия по вопросу об источниках права в Российской Федерации. 3. Нормативно – правовой акт как основной источник права. 4. Характеристика иных источников современного национального права. 5. Правовой прецедент: за и против..
Литература Пашенцев Д.А. Генезис правовой системы России: проблемы методологии // Право и политика. 2008. №3; Мамут Л. С. Государственно- правовое строительство в постсоветский период: достижения и трудности // Право и политика. 2008. №1; Паулов П. А. Об особенностях правовой системы в россии // Право и политика. 2008. № 4; Василенко Т.А. Судебный прецедент в деятельности высших российских органов правосудия // Право и политика. 2008. №5; Хвалеев В.А. Трансформация правовой системы России в условиях глобализации // Философия права. 2008. №4; Андреева О.А. Проблема взаимодействия права и морали в условиях изменяющейся России // Философия права. 2009. №3 Шипкова Л.В. Современное российское правоведение: типы рациональности в понимании права // Философия права. 2008. № 6; Кожевников В. В. Методология и история права. В 2-х частях. Ч. 2.Омск,2009; Баршиц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. 2001. № 2; Богдановская И. Ю.Судебный прецедент-источник права? // Гос. и право. 2002. № 12; Сорокин В.В.Правовая система и переходное время // Правоведение. 2002. №1 ; Марченко М.Н. Международный договор как источник современного российского права // Вестник МГУ- серия « право»..2002. №14 Марков Ю.Г. Этика и право: проблемы единства. //Гос. и право.2011.№4; Матейчикова М.С.Политическая модернизация в России и право. //Гос. и право.2011.№1; Палий М.Л. Становление правовой системы современной России и перспективы // Философия права.2011.№5; Небратенко Г.Г. Доктрина правовой семьи традиционного( обычного) права: современное состояние и перспективы модернизации// Философия права.2011.№5; Мордовцев А.Ю. Особенности правопонимания в современной России: прошлое и современность // Философия права.2011.№3; Сенякин И.Н. Система российского законодательства: состояние и перспективы его развития //Правоведение.2011.№2
Интерактивные практические занятия (12час) - презентация учебной (учебники, учебные пособия) и научной литературы по всемукурсу; - подготовка докладов и научных сообщений; - их обсуждение; - проведение научных семинаров на тему:1) «Методология современного правоведения». Примерный перечень обсуждаемых проблем: проблемы понятия методологии права, ее принципы , классификация методов, их характеристика;2) «Источники российского права» с обсуждением вопросов о понятии источник права, особенности источников права современной России.
7.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Освоение дисциплины предполагает освоение теоретического материала, а также приобретение и отработку практических навыков. Знание теоретического материала проверяется во время сдачи зачета, который проходит в форме устного собеседования по указанным в перечне вопросам.Демонстрация, анализ и оценка практических заданий осуществляется, как правило, на семинарских занятиях. Практическое задание выполняется письменно в произвольной форме, однако оценивается, в первую очередь, презентация выполненного задания, умение вести дискуссию по предмету работы, отстаивать свою позицию. Положительным фактором служит участие в обсуждении заданий, демонстрируемых другими магистрами. В случае невыполнения практических заданий в ходе семинарских занятий, их проверка и оценка переносится на зачет. Полнота и правильность выполнения задания определяется преподавателем в ходе собеседования.
Вопросы к зачету 1.Теория права как методологическая наука. 2. Понятие методологии познания права. 3. Принципы познания права. 4. Требования, предъявляемые к методологии права. 5. Всеобщий философский метод познания права. 6. Общий метод познания права. 7. Частно- научные и специально- юридические методы познания права. 8. Характеристика методов сбора и обобщения единичныхьфактов. 9. Методы теоретического познания права. 10. Аксиологический и синергетический методы познания права. 11. Метод семиотики и его возможности в изучении права. 12. Понятие сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины. 13. Роль сравнительного правоведения и его практические цели. 14. Историческое развитие сравнительного правоведения. 15. Предмет и методология сравнительного правоведения. 16. Характеристика основных видов исследований сравнительного правоведения 17. Понятие и структура правовой системы. 18. Классификация правовых семей. 19. Романо- германская правовая семья. 20. Англо- саксонская правовая семья. 21. Мусульманское и индусское право. 22. Социалистическая правовая семья. 23. Характеристика системы нормативного регулирования общественных отношений первобытно- общинного строя. 24. Причины и пути происхождения права. 25 Теоретические концепции происхождения права. 26. Право как многоаспектное понятие. 27.Характеристика научных подходов к понятию права. 28. Признаки права, его сущность .29 Социальное назначение права. 30. Понятие и признаки форм (источников) права. 31 Функции права: понятие, признаки и виды. 32. Соотношение права и закона в юридической науке. 33. Проблемы источников российского права. 34 Проблемы формирования правового государства в России. 35.Правовой прецедент как источник права: за и против. 36. Особенности правовой системы современной России
8.Учебно-методическое обеспечение Основная литература Марченко М. Н. Источники права. М., 2005; Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) М., 2005; Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999; Кожевников В. В. Методология и история права. В 2-х частях. Ч.1. Омк,2008; Кожевников В.В. Методология и история права. В 2-х частях. Ч.2 Омск, 2009; Кожевников В.В., Сенин И.Н. Сущность права и типы его понимания. Омск,2012; Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995 Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001; Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения.М.,- 1996; Алексеев С.С Право: азбука- теория- философия : опыт комплексного исследования. М., 1997; Сырых В. М. Логические основания общей теории права .В 2-х томах. Т.1 Элементный состав. М., 2000. Дополнительная литература Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма //Гос . и право.1997. № 1; Синюков В. .Н .Российская правовая система: введение в общую теорию Саратов, 1994; Синюков В. Н. Россия в Х1 веке: пути правового развития // Ежегодник российского права.М., 2001; Самигуллин В.К. О системном подходе к освоению постсоветского права // Право и политика. 2004. № 10; Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург , 2001. Электронные издания: 1.Лазарев В.В. Общая тория государства и права: учебник. М.,2010.Библиотека Гумер. www .gumer.info…/ Pravolazar index; 2. Марченко М.Н. Теория государства и права:учебник.М.,2010. www.twirpx.com/ file/ 1057; 3. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М.,2011.www.torrentino com/ torrents/ 800267. 9. Методические рекомендации (материалы). 9.1.Методические рекомендации (материалы) для преподавателя Преподавание дисциплины « История и методология юридической науки» основано на сочетании традиционных и интерактивных методов. Широкое использование информационных ресурсов, постоянное обращение к ним в ходе проведения занятий требует оборудованной мультимедийными средствами аудитории. Кроме того, для успешной образовательной деятельности, демонстрации и привлечения библиотечных и правовых информационных ресурсов необходим доступ в Интернет. Помимо изучения основной и дополнительной литературы, включенной в модули, необходимо регулярно отслеживать появление новых учебно – методических монографических источников информации по соответствующим теоретико- правовым и историко-правовым проблемам.. Оперативными источниками обновления научной и учебно-методической информации являются журналы «Государство и право», « Правоведение», «Право и политика» и другие юридические издания. 9.2 Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине « История и методология юридической науки»
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |