Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Период из исламской истории от кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до гибели Хусайна в 61 г.х. Часть 19.



2018-07-06 328 Обсуждений (0)
Период из исламской истории от кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до гибели Хусайна в 61 г.х. Часть 19. 0.00 из 5.00 0 оценок




Урок №190 История Ислама. (Желательный к изучению урок).

 

 

Глава восьмая. ‘Умар говорит, что присяга Абу Бакру — необдуманный шаг.

 

Мы можем сказать - да, это верно, ‘Умар действительно сказал это. Однако чтобы понять его мотивы, необходимо обратиться к «Сахиху» аль-Бухари и прочитать эту историю полностью. Ибн аль-‘Аббас передаёт, что ‘Умар узнал о том, что кто-то из людей сказал: «Если ‘Умар умрёт, я присягну такому-то, а присяга Абу Бакру была спонтанным, необдуманным шагом. ‘Умар сказал: “Мне стало известно, что один из вас говорит: мол, если ‘Умар умрёт, я присягну такому-то, а присяга Абу Бакру была спонтанным, необдуманным шагом. Не говорите так, ибо даже если эта присяга и была спонтанным, необдуманным шагом, то Аллах уберёг нас от зла, которое может принести подобный шаг, и никому люди не подчиняются так, как Абу Бакру”».

 

Затем ‘Умар рассказал о том, как он направился к навесу бану Са‘ида вместе с Абу Бакром: «Я хотел было заговорить, поскольку уже заготовил речь, однако меня опередил Абу Бакр, который сказал: “Подожди”. Я не хотел гневать его, а потому уступил. Абу Бакр заговорил, а он был более выдержанным и терпеливым и держался более спокойно и с большим достоинством. И, клянусь Аллахом, он не оставил неупомянутым ни одно из тех слов, которые нравились мне в заготовленной мною речи. Он произносил фразы так же, как собирался произнести я, и даже лучше, и так продолжалось, пока он не замолчал.

 

Он сказал: “Что касается тех достоинств, которыми, согласно вашим утверждениям, вы обладаете, то вы говорите правду. Что же касается этого дела, то никогда не будет оно принадлежать по праву никому, кроме этого курайшитского квартала. Они занимают срединное положение среди арабов по своему происхождению и месту проживания. Я буду доволен, если вы выберете одного из этих двух мужчин. Присягните тому из них, кого вы сами выберете”. С этими словами он взял за руку меня и Абу ‘Убайду ибн аль-Джарраха — он сидел между нами. Из всего сказанного им мне не понравились лишь эти слова. Клянусь Аллахом, лучше бы мне отрубили голову, и я избежал греха, чем стать мне правителем людей, среди которых есть Абу Бакр…

 

Клянусь Аллахом, придя к тем, кто присутствовал там, мы обнаружили, что у них нет большого желания присягать Абу Бакру. Тогда мы испугались, что возникнут разногласия, и они присягнут одному из них, и либо нам придётся присягать в угоду им тому, кому мы не желаем присягать, либо мы поступим наперекор им, и это может стать причиной конфликтов и смуты. Кто присягнул человеку без совета, ни ему, ни тому, кому он присягнул, нельзя подчиняться из боязни, что оба они будут убиты» Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 6830.

 

Из этой истории понятно, что имел в виду ‘Умар, и становится очевидным, что в его словах не было ничего предосудительного.

 

 

Глава девятая. ‘Умар якобы утверждал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) бредит.

 

Ибн ‘Аббас передаёт: «Когда предсмертные муки посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) усилились, он сказал: “Принесите мне письменные принадлежности, и я запишу для вас то, благодаря чему вы не собьётесь с прямого пути”. Однако ‘Умар сказал: “пророк (да благословит его Аллах и приветствует) серьёзно болен, а у нас есть Коран, и этого нам достаточно!” Тут мнения присутствовавших разделились, поднялся шум. Одни говорили: “Дайте ему письменные принадлежности, пусть напишет то, имея что, вы уже никогда не собьётесь с прямого пути!” А другие поддерживали ‘Умара. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Встаньте! (То есть оставьте меня)» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 114, и Муслим № 1637.

 

Распространители этого сомнения утверждают, что ‘Умар якобы сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) бредит» Как это приписывает имаму аль-Бухари, суфист превратившийся в шиита, Атиджани ас-Самави, «Фас-Алю ахлю зикри», (144-179).

 

Как следует из версий, приводимых в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, ‘Умар сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) серьёзно болен». И это соответствовало истине. Предсмертная болезнь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) действительно была очень тяжёлой. Из хадиса ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) мы знаем, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), собравшись выйти на молитву, несколько раз терял сознание.

 

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Когда во время болезни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его состояние ухудшилось, он спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя”. Он велел: “Налейте для меня воды в корыто”».

 

‘Аиша сказала: «Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”».

 

‘Аиша сказала: «И он сел в это корыто, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. Тогда он опять велел: “Налейте для меня воды в корыто”. И он сел в него, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись в третий раз, он снова спросил: “Совершили ли люди молитву?” Мы ответили: “Нет, они дожидаются тебя, о посланник Аллаха”. И тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел передать Абу Бакру, чтобы молитву с людьми провёл он» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 687, и Муслим № 418.

 

Действительно, нашлись люди, которые спросили: «У него бред?» Однако это был не ‘Умар.

‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Однажды я зашёл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” Он сказал: “Я страдаю в два раза сильнее, чем любой из вас”. Я спросил: “Это потому, что тебе уготована двойная награда?” Он сказал: “Да”»Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 5648, и Муслим № 2571.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сильно страдал от своей болезни, и когда он сказал, что напишет им завет, ‘Умар, пожалев его, сказал присутствующим, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сильно страдает, и что им вполне достаточно Книги Аллаха.

 

Слова ‘Умара согласуются со Словами Всевышнего: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и удовольствовался для вас исламом в качестве религии» Сура 5 «Трапеза», аят 3. См. «Сильсилят аль-Ахадис ас-сахиха», (4/417), № 1890.

 

А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, я сообщил вам обо всём, что может помочь вам приблизиться к Аллаху, велев вам делать это, и я сообщил вам обо всём, что запретил Аллах, велев вам соблюдать эти запреты» Этот хадис приводит ан-Насаи в «Сунан», № 2719, его иснад достоверный.

 

Таким образом, не осталось в религии ничего такого, чего посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не разъяснил бы.

 

Что же хотел написать посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?

‘Али передаёт: «Мы были у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он велел мне принести письменные принадлежности, чтобы написать своей общине завет, соблюдая который они никогда не собьются с прямого пути. Однако я испугался, что его дыхание может оборваться раньше, чем я вернусь, и он успеет что-либо продиктовать. Поэтому я сказал: “О посланник Аллаха, я запоминаю и усваиваю”. Тогда он сказал: “Я наказываю вам совершать молитву, выплачивать закят и хорошо относиться к тем, кем овладели ваши десницы”» Аль-Байхакъи, «ас-Сунан аль-кубра», (5/17).

 

Если найдётся человек, который скажет, что сподвижники ослушались веления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и не принесли ему то, что он просил, то мы скажем: ‘Али был первым, кто его ослушался, потому что веление посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было обращено непосредственно к нему. Почему же он не исполнил то, что велел ему посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Если сподвижники заслуживают порицания, то начинать следует с ‘Али.

 

В действительности нет оснований порицать ‘Али или других сподвижников. Во-первых, потому что сам ‘Али объяснил причину своего поступка. Он сделал то, что сделал, опасаясь, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может умереть раньше, чем он принесёт письменные принадлежности. Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», Али, № 693.

 

Поэтому ‘Али предложил ему произнести то, что он хотел записать, вслух, чтобы он, ‘Али, запомнил его.

 

Во-вторых, то, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собирался записать, было для него либо обязанностью, либо желательным действием. Если предположить, что это было обязанностью, тогда нам придётся сказать, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не донёс до нас то, что должен был донести полностью, потому что осталось что-то такое, что он ещё не передал и хотел записать. Однако это очернение посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и, более того, очернение Всевышнего Аллаха, Который дал нам понять, что Он завершил для нас нашу религию.

 

Если же люди скажут, что это было для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не обязательным, а только желательным действием, мы согласимся с ними в этом.

 

В-третьих, сподвижники не сделали того, что велел им посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из жалости к нему, а вовсе не из желания ослушаться его и проигнорировать его веление.

 

Глава десятая. ‘Умар запретил хадж-таматту‘ и временный брак, которые были разрешёнными, так как же он мог запретить то, что разрешил Аллах?

 

Начнём с хаджа-таматту‘. Предположим, что ‘Умар допустил ошибку, запретив его. Что отсюда следует?

 

Мы не утверждаем, что ‘Умар был безгрешным, и признаём, что он ошибался, подобно тому как ошибались другие сподвижники и как ошибаются люди вообще. Но вот несколько любопытных сообщений.

 

Ас-Субайй ибн Ма‘бад сказал ‘Умару: «Я собираюсь совершить хадж и ‘умру вместе (то есть хадж-таматту‘)» ‘Умар сказал в ответ: «Ты следуешь Сунне твоего пророка (да благословит его Аллах и приветствует)!»Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», (1/25).

 

Салим передаёт от Ибн ‘Умара, что когда его спросили о хадже-таматту‘, он велел совершать его, а ему сказали: «Поистине, ты противоречишь своему отцу». Ибн ‘Умар сказал: «Отец не говорил того, что вы сказали. Он сказал только: “Отделяйте ‘умру от хаджа”. А вы объявили их совершение запретным, тогда как Всевышний Аллах разрешил их и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утвердил их». А когда они начали спорить с ним, он воскликнул: «Что больше заслуживает того, чему следовать – Книга Аллаха или ‘Умар?!» .

Аль-Байхакы, «ас-Сунан аль-кубра», (5/51), аль-Альбани сказал, передачики его иснад надежные», см. «Описание намаз Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам».

 

Итак, что же имел в виду ‘Умар?

 

‘Умар имел в виду, что ‘умра должна совершаться постоянно, то есть у Ка‘бы всегда должны быть люди, прибывшие для совершения ‘умры. Обычно люди, отправляясь совершать хадж, совершали ‘умру вместе с ним, что и называется хадж-таматту‘, а после этого уже не приходили к Дому. И ‘Умар пожелал, чтобы люди совершали хадж отдельно (хадж-ифрад), а потом предпринимали отдельную поездку для совершения ‘умры, чтобы у Ка‘бы постоянно были поклоняющиеся Всевышнему.

 

Таким образом, запрет ‘Умара следует понимать как указание на нежелательность, то есть он не был категорическим. Просто он считал, что лучше отделять хадж от ‘умры, и его не за что упрекнуть, тем более, что, как следует из приведённого выше сообщения, ‘Умар не осудил Субаййа, который сообщил ему о том, что собирается совершить хадж-таматту‘.

 

‘Умар не только не осудил его, но и сказал, что его поступок соответствует Сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

А теперь поговорим о временном браке. Запрет заключать временные браки передаётся, как ни странно, от ‘Али. Он сказал Ибн ‘Аббасу, услышав, что тот разрешает временные браки: «Потише, Ибн ‘Аббас. Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил вступать во временные браки во время похода на Хайбар, и тогда же он запретил есть мясо домашних ослов»Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1407, также см. шиитский источник, «Васайл аш-Ши‘а», (12/12).

 

Вспомним хадисы Салямы ибн аль-Аква‘ и Сабуры аль-Джухани о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил вступление во временные браки в год покорения Мекки. Эти хадисы приводит Муслим.

 

В одной из версий говорится: «Поистине, ранее я разрешил вам вступать во временные браки. А теперь, поистине, Аллах запретил это до самого Судного дня». Этот хадис приводит Муслим в «Сахих», № 1405.

 

Если исходить из этого, то даже если ‘Умар запрещал вступление во временные браки, то в чём мы можем его обвинить? Разве он запрещал не то, что до него запретил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это, потому что Всевышний Аллах запретил это. Так в чём вина ‘Умара?

 

Всевышний Аллах сказал: «…которые оберегают свои половые органы от (удовлетворения страсти) со всеми, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие чего-то сверх этого являются преступниками». Сура 23 «Верующие», аяты 5–7.

 

Таким образом, Всевышний Аллах назвал тех, кто удовлетворяет половое влечение любым иным способом, в том числе и путём временного брака, преступниками.

 

Они приводят в качестве доказательства Слова Всевышнего: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение. На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый»Сура 4 «Женщины», аят 24.

 

Они также используют в качестве доказательства вариант чтения аята, в котором сказано «до определённого срока».

 

Однако это чтение не утверждённое, оно не входит в десять известных и признанных способов чтения Корана, так как не передаётся достаточным количеством надёжных передатчиков.

 

Кроме того, этот вариант чтения противоречит хадисам, в том числе хадису ‘Али, хадису Салямы ибн аль-Аква‘, Сабуры аль-Джухани и другим.

 

 

Глава одиннадцатая. Обвинение ‘Аиши и Хафсы в неверии.

 

Распространители этого сомнения утверждают, что в аяте «О пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах, стремясь угодить своим жёнам? Аллах — Прощающий, Милосердный. Аллах указал вам путь освобождения от ваших клятв. Аллах — ваш Покровитель. Он — Знающий, Мудрый. Вот пророк доверил тайну одной из своих жен. Когда же она раскрыла её, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и не упомянул другую часть. Она сказала: “Кто сообщил тебе об этом?” Он сказал: “Мне сообщил Знающий, Ведающий”. Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль и праведные верующие являются его друзьями. И ангелы помогают ему»(Сура 66 «Запрещение», аяты 1–4.), утверждается о том, что ‘Аиша и Хафса, супруги посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), склонились к неверию, то есть стали неверующими.

 

По их мнению, именно об этом свидетельствуют слова Всевышнего «…ваши сердца уже уклонились в сторону».

 

‘Убайд ибн ‘Умайр передаёт, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задерживался у Зейнаб бинт Джахш, своей двоюродной сестры, и мы с Хафсой договорились, что к кому бы из нас он ни зашёл, каждая из нас скажет ему: “Поистине, я чувствую исходящий от тебя запах камеди. Ты ел камедь?”» И когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) зашёл к одной из них, она сказала ему эти слова, и он сказал: «Нет, просто я пил мёд у Зейнаб бинт Джахш, но больше этого делать не буду» Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 5267.

 

А когда он зашёл к Хафсе, он сказал ей: «Никому не рассказывай об этом. Я же никогда больше этого делать не буду». Однако Хафса рассказала ‘Аише о том, что их план удался, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) больше не будет пить мёд у Зейнаб. Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах..?» Сура 66 «Запрещение», аят 1.

 

Слова Всевышнего «Если вы обе покаетесь перед Аллахом…» означают, что им следует раскаяться в своём поступке и в том, к чему иногда приводит ревность, возникающая между жёнами одного человека.

 

Что же касается упомянутого в аяте уклонения, то речь идёт о том, что они уклонились от истины, поступили неправильно, совершили ошибку. И это вовсе не указание на то, что они стали неверующими. Да и как же может быть иначе, если они — супруги посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), относительно которых Всевышний Аллах дал Своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует) веление: не разводиться с ними и не заменять их другими? Всевышний Аллах сказал: «Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять своих жён другими, даже если их красота поразит тебя. Однако это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью» Сура 33 «Союзники», аят 52.

 

После этого, согласно достоверным сообщениям, Всевышний Аллах разрешил ему вступать в брак.

 

Важно отметить, что эта история — доказательство того, что ревность, возникающая между жёнами одного человека, это естественно. Жён посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) можно разделить на две группы. В первую входили ‘Аиша, Хафса, Сафиййа и Сауда, а во вторую — Умм Саляма, Умм Хабиба, Джувайриййа, Маймуна и Зейнаб.

 

Мусульмане знали, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) очень любил ‘Аишу, и когда кто-нибудь из них хотел преподнести посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подарок, он посылал ему его именно в тот день, который посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проводил у ‘Аиши.

 

Тогда группа, возглавляемая Умм Салямой, попросила её поговорить об этом с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он сделал людям замечание и чтобы они посылали свои подарки во все дни, независимо от того, у кого из жён он находится.

 

Она поговорила с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но он ничего не ответил ей. Когда остальные жёны спросили её о том, чем закончился её разговор с ним, она сказала, что он ничего не ответил ей. Они снова стали настаивать на том, чтобы она поговорила с ним, и она выполнила их просьбу, но он снова ничего не ответил ей.

 

Они сказали, что она должна предпринимать попытки поговорить с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) до тех пор, пока не получит от него хоть какой-нибудь ответ. Умм Саляма снова заговорила с ним, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не обижайте меня относительно ‘Аиши. Поистине, никогда не ниспосылалось мне Откровение, когда лежал я под одним покрывалом с женщиной, кроме ‘Аиши!»

 

Тогда группа жён, возглавляемая Умм Салямой, обратилась к Фатыме, чтобы она поговорила с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Она послала к нему со словами: «Поистине, твои жёны заклинают тебя Аллахом относиться к ним так же, как относишься ты к дочери Абу Бакра». Когда она поговорила с ним об этом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Доченька, разве не любишь ты то, что люблю я?»Она ответила: «Конечно». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тогда полюби и её (‘Аишу)». Тогда она вернулась к жёнам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказала им обо всём. Они сказали ей: «Поговори с ним ещё раз». Однако Фатыма отказалась.

 

Тогда они послали к нему Зейнаб бинт Джахш. Она пришла к нему и говорила с ним более жёстко, чем Фатыма. Она сказала: «Поистине, твои жёны просят тебя соблюдать справедливость между ними и дочерью Абу Кухафы!» Она повысила голос и говорила с ‘Аишей жёстко, сказав ей неприятные слова. А посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) смотрел на ‘Аишу: ответит она или нет? ‘Аиша отвечала Зейнаб, до тех пор пока та не успокоилась и не замолчала. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на ‘Аишу и сказал: «Поистине, она — дочь Абу Бакра!»Этот хадис приводят аль-Бухари в «Сахих», № 2581, и Муслим № 2442.

 

Таким образом, между жёнами посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) происходило то, что часто происходит между жёнами одного человека. Что же касается ‘Аиши и Хафсы, то они действительно совершили ошибку, но эта ошибка не сделала их неверующими.

 

 

Глава двенадцатая. Му‘авийа и Зийад.

 

Распространители этого сомнения обвиняют Му‘авийу в том, что он назвал своим братом Зийада, который на самом деле был сыном ‘Убайда ас-Сакафи, и потому Зийада называли сыном Абу Суфйана.

 

Мы можем сказать им, что Зийад не был сыном ‘Убайда ас-Сакафи. По крайней мере, нет достоверных сообщений об этом. Его называли сыном Сумаййи, потому что он был незаконнорожденным. Его мать совершила прелюбодеяние и родила его. Необходимо подчеркнуть, что его происхождение не было его личным недостатком, поскольку он не был виноват в том, что появился на свет подобным образом. К Сумаййе приходили в один и тот же период несколько мужчин, среди которых был и Абу Суфйан. Также необходимо отметить, что всё это произошло до ислама во времена невежества, а язычники не относились к прелюбодеянию как к большому греху или серьёзному проступку. Абу Суфйан сообщил своему сыну Му‘авийи, что Зийад — его сын. Пусть от прелюбодеяния, пусть незаконнорожденный, но всё же его.

 

Тем более что никто другой на отцовство не претендовал. Если бы Сумаййа была замужем, мы могли бы сказать, что «ребёнок принадлежит постели, а прелюбодейке — камень», то есть утверждать, что ребёнок должен считаться сыном мужа Сумаййи. Однако у неё не было мужа. Она была рабыней, с которой Абу Суфйан вступал в половую близость. Она родила Зийада, и Му‘авийа относился к нему как к брату и считал его таковым. Ибн ‘Амир порицал Му‘авийу за то, что он объявил Зийада своим братом, и Му‘авийа сказал ему: «О Ибн ‘Амир! Ты ведь знаешь арабов. Я был самым могущественным из них во времена невежества, и ислам не добавил мне ничего, кроме могущества и величия. И я присоединил к себе Зийада не потому, что у меня не хватает родни и сподвижников и не потому что я слаб и нуждаюсь в поддержке. Я просто соблюдаю его право и отвожу ему то место, которое он должен занимать».Ибн Джарир ат-Табари, «Тарих аль-Умам», (5/214).

 

Что же касается осудивших Му‘авийу за этот поступок, то они делают это потому, что считают спорным вопрос о том, разрешается ли наследнику присоединять к себе кого-либо подобным образом.

 

Это вопрос фикха, причём вопрос, в котором допустим иджтихад, то есть разногласия и разные мнения. Поэтому имам Малик и другие называли Зийада сыном Абу Суфйана. Именно за это и порицали Му‘авийу.

 

 

Заключение. Причины для прощения Аллаха.

 

Даже если предположить, что некоторые упомянутые или не упомянутые нами поступки сподвижников являются грехами, то что мешает Всевышнему Аллаху простить их? Для этого существует много причин. Три связаны с согрешившим, ещё три — с людьми и ещё четыре — с Всевышним.

 

1 Причины, связанные с согрешившим:

1 Раскаяние. Всевышний Аллах сказал: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» Сура 25 «Различение», аят 70.

 

2 Испрашивание прощения. Всевышний Аллах сказал: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он — Всепрощающий» Сура 71 «Ной», аят 10.

 

Благие дела, стирающие дурные. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» Сура 11 «Худ», аят 114.

 

2 Причины, связанные с людьми:

1Мольба, с которой верующие обращаются за него к Аллаху. Всевышний Аллах сказал:

«А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный”» Сура 59 «Сбор», аят 10.

 

2Дарение благих дел. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, совершая жертвоприношение: «О Аллах, поистине, это — от Мухаммада и членов семьи Мухаммада и от тех, кто не совершил жертвоприношение из общины Мухаммада» Этот хадис приводит имам Ахмад в «Муснад», (3/356), иснад хороший.

 

А в другом хадисе упоминается о том, что один человек, объявляя о намерении совершить хадж, сказал: «О Аллах, вот я перед Тобой, хочу совершить хадж за Шубруму» Этот хадис приводит Абу Дауд в «Сунан», № 1811.

 

По этому вопросу среди учёных имеются разногласия. Однако большинство учёных считают, что дарение благих дел приносит пользу мусульманину.

 

3 Заступничество посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и других в Судный день.

3 Причины, связанные с Аллахом:

1 Испытания в этом мире, искупающие грехи. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», № 5641.

 

2Мучения в могиле. В некоторых случаях грехи человека искупаются посредством этих мучений, а в мире вечном он избавляется от наказания.

 

3Ужасы Судного дня. В этот день будут сведены счёты между мусульманами. Всевышний Аллах сказал: «Мы исторгнем из их сердец злобу…» Сура 7 «Ограды», аят 43.

4Прощение Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает»Сура 4 «Женщины», аят 48.

 

Когда аль-Мисвар ибн Махрама зашёл к Му‘авийи, между ними состоялся следующий диалог. Му‘авийа спросил: «За что ты бы упрекнул меня?» Аль-Мисвар перечислил такие поступки. Му‘авийа сказал: «Хорошо… А у тебя самого есть скверные дела?» Аль-Мисвар ответил: «Да».Му‘авийа спросил: «А ты надеешься, что Аллах простит тебе их?» Он ответил: «Да». Му‘авийа сказал: «Что же даёт тебе основания надеяться на прощения Аллаха больше, чем надеюсь я? К тому же, клянусь Аллахом, когда бы мне ни приходилось выбирать между Аллахом и другими, я непременно выбирал Аллаха, и клянусь Аллахом, я всегда вёл джихад на Его пути, применял установленные Им наказания, побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого, и эти мои деяния лучше твоих. И поистине, я исповедую религию, в которой Аллах принимает благие дела и прощает дурные. Так что же даёт тебе основания надеяться на прощения Аллаха больше, чем надеюсь я?» Абд ар-Раззакъ ас-Сан‘ани, «аль-Мусаннаф», № 20717.

 



2018-07-06 328 Обсуждений (0)
Период из исламской истории от кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до гибели Хусайна в 61 г.х. Часть 19. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Период из исламской истории от кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) до гибели Хусайна в 61 г.х. Часть 19.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)