Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коэффициент монетизации в России



2018-07-06 445 Обсуждений (0)
Коэффициент монетизации в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Год
монетизация,% 71,9 17,0 11,3 10,6 9,8 10,8 12,8 16,0 15,2 16,5

 

Рост цен при Ельцине существенно опережал эмиссию, так что объём денег намного (в 3-6 раз) оказался меньше необходимого для обеспечения существующего товарооборота. Положение усугублялось тем, что имеющиеся средства распределялись неравномерно. Так, финансовая сфера сосредоточивала 60% денег, а на долю торговли и промышленности приходилось только 40%. В такой ситуации оборотные средства у предприятий всегда практически отсутствуют.

В условиях жёсткой монетарной политики многие предприятия фактически стали банкротами. Либерализация усилила монополизм в экономике России. Вместо одной административно-ведомственной монополии появилось множество отдельных, бесконтрольных монополий. Снизилась добыча топлива (нефти, газа и угля). Во всех ведущих отраслях российской экономики (металлургии, химии, машиностроении) ускорилось вымывание высокотехнологической и высококачественной продукции, необходимой для технической модернизации производства.

Особенно сильному разгрому подверглось село. Темпы снижения плодородия почв (из-за недостаточного внесения минеральных удобрений и др.) утроились по сравнению с серединой 1980-х. Неуклонно сокращалось поголовье скота. Катастрофически снизились инвестиции в сельское хозяйство (на 60% в 1992 году). Произошло сокращение продовольственной базы России.

Главной задачей экономической политики правительства, во главе которого 14 декабря 1992 года встал В. Черномырдин, была провозглашена финансовая стабилизация, но достичь её можно было только через ещё большее ухудшение жизненного уровня народа. «Людоедские идеи» правительства, как мы видели, натолкнулись на упорное противодействие Верховного Совета России, а его разгон привёл к поражению исполнительной власти на выборах в новый орган власти, Государственную Думу, в декабре 1993 года.

Новая расстановка политических сил вынудила правительство лавировать, отступать от жёсткого курса борьбы с инфляцией и с дефицитом бюджета.

Наконец, внешний долг страны превзошёл уровень, после которого он уже растёт автоматически и регулируется в основном кредиторами. В 1993 году отсрочка выплат по обслуживанию долга позволила сохранить его на уровне 80 миллиардов долларов; если бы такая отсрочка не была получена, внешний долг России увеличился бы к концу 1993 года до 95-97 миллиардов долларов.

С середины лета 1994 года начался переход накопившегося инфляционного потенциала в открытую форму, и 11 октября того же года произошло обвальное падение курса рубля по отношению к доллару («чёрный вторник»). Всплеску инфляции способствовал крах летом 1994 года ряда спекулятивных «финансовых пирамид», отвлекавших денежные средства населения.

Промышленные предприятия в результате либерализации хозяйственных отношений и разрушения централизованных ведомственных корпораций, а особенно с началом приватизации, стали не столько субъектами, сколько объектами рынка и кризиса. Новоявленные собственники, чьё имущество фондовый рынок оценил многократно ниже его реальной стоимости, быстро обнаруживали, что для его сохранения нужно регулярно вкладывать в него средства ненормально большие в сравнении с его продажной стоимостью. Оказывалось выгоднее вообще ничего в него не вкладывать, а распродать по частям, вплоть до сдачи оборудования в металлолом. Так страна уже в первые два года реформ лишилась как минимум трети производства и до половины приватизированных объектов. Россия уходила в утиль.

В 1994 году объём производства сравнительно с 1993 годом сократился на 21%, а спад сравнительно с 1989 годом составил уже больше половины. Низкую платёжеспособность потенциальных потребителей усугубила конкуренция более качественных импортных товаров на внутреннем рынке. Ещё явственнее обозначился крен в сторону сырьевой ориентации экономики при неуклонном сокращении удельного веса машиностроения, что и не удивительно при премьере-«сырьевике».

Летом 1994 года завершилась чековая (ваучерная) приватизация, чем был закончен процесс образования современной российской экономической элиты. В частную собственность перешло около 85 тысяч малых предприятий торговли и сферы обслуживания, было акционировано свыше 20 тысяч средних и крупных промышленных предприятий. Центральными фигурами процесса разгосударствления в крупной промышленности стали директора предприятий, менявшие статус наёмного управленца, подчинённого вышестоящим властным структурам, на статус полновластного собственника средств производства.

Возникшие на основе бывших государственных фирм в базовых отраслях экономики концерны «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Росвооружение» обеспечили своим владельцам политический и экономический вес и обладание мощным отраслевым лобби в высших структурах представительной и исполнительной власти.

Приватизация способствовала криминализации всей совокупности экономических отношений. По оценкам Интерпола, из-за изменений в российской экономике и международной экспансии российских мафиозных структур в 1994 году объём криминальных капиталов во всём мире превысил объём легальных.

Жизненный уровень большинства населения России продолжал падать. Уже в 1993 году за чертой бедности оказалось более четверти населения; к 1995-му покупательная способность основной части рабочих и интеллигенции, живущих на зарплату, уменьшилась почти в 2,5 раза. У пятой части населения потребление животного белка сократилось ниже уровня физиологического минимума. О социальных издержках преобразований свидетельствует сокращение средней продолжительности жизни в стране с 69 до 64 (для мужчин — до 59) лет. В 1994 году смертность в России впервые после окончания Великой Отечественной войны превысила рождаемость.

В то же время резко возросла имущественная дифференциация. Душевой доход 10% наиболее богатых в 20 раз превысил аналогичный доход 10% наименее обеспеченных (в развитых странах этот показатель составляет 6-7 раз, в России до начала реформ — 4 раза). В своей книге «А Россия сама по себе» мы показали, что в современной России су-

шествует два народа: «новые богатые» и «новые бедные». Так вот, «новых богатых» всего 7%. Поэтому обычный критерий — отношение 10% самых богатых к 10% самых бедных, не отражает истинную социальную поляризацию общества. Она значительно резче.

Вот причина, по которой никакой «народ» не мог участвовать в «денежной приватизации» через залоговые аукционы, начавшейся в 1994 году после окончания приватизации «ваучерной».

В 1995 году из-за снижения темпов инфляции* экономика перешла из состояния, именуемого в аналитической литературе «трансформационным спадом», в состояние «депрессивной стабилизации».

Падение ВВП к 1996 году составило около 40%, промышленное производство сократилось более чем наполовину, снижение потребления составило около 15%. Троекратное превышение уровня спада производства над уровнем снижения потребления покрывалось за счёт свёртывания инвестиций, оборонных и других расходов, а также потребительского импорта — страна держалась тем, что проедала фонды накопления.

С выходом России на открытый внешнеэкономический рынок страны Запада вышли на первое место в её внешнеторговом обороте (60%, две трети из них — страны ЕЭС). Общероссийские цены подтянулись к мировым, что из-за технологической отсталости и более высоких издержек, имеющих объективный характер (худшие климатические условия и большие размеры страны, увеличивающие затраты на транспортировку) вело к неконкурентоспособности целых отраслей. Наши экономисты-либералы говорят, что эти дополнительные издержки составляют всего несколько процентов. Но если на рынке имеется два одинаковых товара, то покупают тот, который дешевле, пусть и всего на несколько процентов. А продавать по той же сниженной цене, что и конкуренты, нельзя — себе в убыток.

Для сдерживания экспортёров и якобы в интересах внутреннего сектора экономики летом 1995 года был введён

* Рост цен в 1992 году — в 30 раз, в 1993 году — в 10, в 1994 году — в 3, в 1995 году — в 2 раза.

«валютный коридор» (4300-4900 рублей за 1 доллар). Но это не сдержало экспортёров товара и не подстегнуло экспортёров капитала: инвестиции, о которых мечтали «демократы», в страну не пошли. Величина всего иностранного капитала, вложенного в экономику России, составила всего около 6 миллиардов долларов, тогда как утечка капиталов из России превысила, по имеющимся оценкам, 300 миллиардов долларов.

Тогда решили создать для привлечения инвестиций в промышленность финансово-промышленные группы. Первый президентский Указ об их создании был принят ещё 5 декабря 1993 года, а в 1995—1996 годах он был дополнен Федеральным законом «О финансово-промышленных группах». Создание этих ФПГ мотивировали следующими положениями:

1. Необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности;

2. Острая потребность в создании новых систем инвестирования промышленности, формирования интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;

3. Рост числа и увеличение финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм — потенциальных инвесторов промышленности;

4. Наличие серьёзного структурного и инвестиционного кризиса, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;

5. Необходимость воссоздания и обновления сломанных технологических цепочек и кооперативных связей в производстве конкурентоспособной продукции;

6. Сложность и недостаток опыта выхода отечественных предприятий на новый рынок;

7. Потеря значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нём продукции крупных зарубежных компаний, в том числе транснациональных корпораций.

Одной из главных задач ФПГ виделось возрождение экономических связей на пространстве бывшего СССР, разрыв которых негативно сказался на экономике России. В 1995 году стали создаваться транснациональные ФПГ, объединяю-

щие предприятия и банковские структуры России и других стран СНГ. Между Россией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном шла, хотя и медленно, работа по созданию ТФПГ в приоритетных отраслях.

На 1 января 1996 были рассмотрены и одобрены проекты двадцати восьми ФПГ, в состав которых вошло 326 предприятий, 74 финансово-кредитных учреждения (из них 32 банка). Среди наиболее крупных участников ФПГ — Новолипецкий, Старооскольский, Магнитогорский, Челябинский металлургические комбинаты; АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Авиастар», «Тулачермет», «Уралмаш»; «ОНЭКСИМбанк», банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», «Автобанк».и другие.

Для привлечения к структурно-инвестиционной перестройке крупных (с размером оплаченного уставного капитала не менее 50 миллиардов рублей) коммерческих банков, способных взять на себя повышенные риски, был создан институт уполномоченных коммерческих банков — агентов правительства России.

Пример деятельности ФПГ и залогового аукциона — сделка, которую провернула ФПГ «ОНЭКСИМ-банка» В. Потанина в отношении уникального предприятия — заполярного «Норильского никеля», производившего в советское время 90% никеля, 90% кобальта и 100% платины. Этот ГОК (горно-обогатительный комбинат), будь он в Америке, по словам Дэвида Сэттера, стоил бы десятки миллиардов долларов, но был в 1995 году «сдан в залог» потанинской ФПГ за 170 миллионов долларов! В 1997-м Потанин внёс еще 80 миллионов долларов, но зато перестал платить рабочим и служащим ГОК зарплату и «сбросил» с себя всю «социалку» — детские ясли и сады, дома отдыха, пионерлагеря на юге у моря и т.д.

В данном случае проблема для «элитных воров» была в том, что сделку лоббировал высший чиновник администрации президента — Чубайс. Скандал, связанный с этой ФПГ, стал явным, когда о нём заговорили в зале заседаний Думы, а потом и в СМИ. В январе 1997 года среди депутатов были распространены сведения о личных суммах на счетах Чубайса в «Мост-банке», скрытых им от налоговой инспекции

только за один 1996 год: 1 миллиард 714 миллионов 730 тысяч «старых» рублей («Коммерсанть» за 11 июня 1997 года).

Чубайс оправдывался: сначала утверждал, что эти суммы не его личные, а «просто» лежат на его личном счёте от имени некого «Фонда защиты частной собственности», созданного «молодыми реформаторами» ещё в начале 1996 года. Затем «вспомнил», что это гонорары за чтение лекций в зарубежных университетах — выходило, что он получал за лекции больше Горбачёва и Клинтона («Известия» за 23 января 1997 года), но в конце концов признал свою вину и разом заплатил налога более чем на полмиллиарда «старых» рублей. Однако «Норильский никель» остался у Потанина.

Короче, как и все другие начинания «демократической» власти, и это — с ФПГ и залоговыми аукционами тоже закончилось пшиком. Единственным результатом такого «управления экономикой» стало появление тех, кого теперь называют олигархами.

И всё же на президентских выборах 1996 года победил Ельцин. Как это произошло, мы расскажем позже, а пока отметим, что «демократы» объявили его победу результатом доверия граждан России проводимой им политике!



2018-07-06 445 Обсуждений (0)
Коэффициент монетизации в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коэффициент монетизации в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)