Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Москва «Педагогика» 1978 14 страница



2018-07-06 335 Обсуждений (0)
Москва «Педагогика» 1978 14 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Продолжение

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Задача № Сумма Примечания
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

202

Шкала оценок по каждой задаче (в баллах)

 

№ домиков Задача №
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Инструкция к методике
(диагностика степени сформированности
действий логического мышления)

Материал

Материалом служит незавершенная цветовая матрица, состоящая из 25 квадратов. 16 квадратов, составляющих «рамку» матрицы, заполнены цветовыми элементами: по вертикали располагаются элементы разного цвета в порядке, соответствующем расположению цветов в спектре (к, ж, з, с, ф), по горизонтали — элементы

203

разной светлоты и насыщенности (слева направо: 10/10, 8/8, 6/6, 4/4, 2/2)1. Внутренние квадраты не заполнены. R них ребенок должен поочередно разместить 4 набора из 6 цветовых элементов каждый.

I набор: ж-8, ж-4, з-8, з-6, з-4, с-6.

II набор: ж-8, ж-6, ж-4, з-6, с-8, с-4.

III набор: ж-6, з-8, з-4, с-8, с-6, с-4.

IV набор: ж-6, ж-4, з-8, з-6, с-6, с-4.

Инструкция к проведению

При проведении обследования перед ребенком кладется матрица, а справа на белом листе бумаги — элементы очередного набора. Проверяющий говорит: «Посмотри, здесь в клеточках по порядку наклеены цветные квадратики. Каждый квадратик имеет свое место. В середине — пустые клеточки. Разложи вот эти разноцветные квадратики на свои места».

Если ребенок не выполняет задание самостоятельно, можно давать ему в руку по одному элементу в случайной последовательности с предложением положить его на свое место. После того как ребенок разложит весь набор, нужно спросить, правильно ли это сделано. Замеченные ребенком ошибки разрешается исправлять. Результаты выполнения фиксируются в протоколе, после чего ребенку предлагается следующий набор.

Протокол первичной фиксации результатов представляет собой рамку из 9 клеток, разделенных по диагонали пополам. В верхней половине клеток проставлены номера элементов соответствующего набора, предложенного ребенку для размещения в матрице. В нижней половине клетки, в которую ребенок поместил какой-либо элемент, проставляется номер этого элемента. Правильно положенные элементы отмечаются знаком «+».

Оценка результатов

Ребенок получает 1 очко за каждый положенный правильно элемент. Общее количество очков суммируется. Таким образом, при правильном размещении всех элементов 4 наборов он может получить 24 очка.

Протокол к методике 5а

 

№ и местонахождение детского учреждения ______________________________
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия, имя ребенка

204

Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания

Общая инструкция
к проведению обследования уровня умственного развития детей 3 лет
(вторая младшая группа)

Предлагаемые методики направлены на выявление у младших дошкольников уровня развития восприятия и мышления.

Общий набор включает 5 методик, каждая из которых, в свою очередь, состоит из нескольких задач (от 3 до 24) одинаковой или разной сложности.

Методика 1б проверяет умение детей использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов.

Методика 2б проверяет уровень овладения моделированием сложной формы по образцу.

Методика 3б проверяет уровень овладения действием идентификации предметов по определенному признаку.

Методика 4б проверяет уровень развития действий наглядно-образного мышления.

Методика 5б проверяет уровень сформированности действий логического мышления.

В каждой методике используется специальный диагностический материал игрового или дидактического характера.

Подробные указания о работе с детьми даны в инструкциях по каждой методике. Знакомя детей с заданиями, проверяющий должен строго придерживаться инструкции: не следует давать никаких указаний и объяснений, не предусмотренных инструкцией.

К каждой инструкции прилагается форма протокола, имеющего номер, соответствующий номеру методики.

Обследование проводится в отдельном помещении. Каждый ребенок проверяется индивидуально. Методики предъявляются в последовательности, соответствующей их нумерации. Общая длительность работы при одной проверке не должна превышать 15—20 минут. Задания, которые ребенок не успел выполнить за это время, переносятся на другой раз.

При работе с некоторыми детьми могут возникнуть трудности общения, речевого контакта, понимания задачи. Если попытки проверяющего

205

донести до ребенка смысл задания в течение 3—5 минут не увенчались успехом, следует дать ребенку другое задание, а предыдущее перенести на следующий раз. Если этот прием не помогает, можно предположить, что ребенок не вступает в контакт с проверяющим. В этих случаях можно порекомендовать проверяющему наладить личный контакт с ребенком вне заданий, в удобное для этой цели время.

Инструкция к методике
(диагностика степени овладения действиями
отнесения свойств предметов к заданным эталонам)

Материал

Три коробки (без верхних крышек, 20×30 см размер каждой стенки) одного цвета с изображенными на них эталонами-образцами (размером 4×4 см) располагаются на столе. На первой коробке, (на боковой стенке) изображен квадрат, на второй — круг, на третьей — треугольник.

Набор из 24 предметов: 8 предметов квадратной, 8 — круглой и 8 — треугольной формы. Кроме того, внутри каждой формы предметы подразделяются на маленькие и большие (по 4 маленьких и по 4 больших предмета) (рис. 20).

Список предметов

 

Квадратные Круглые Треугольные
Маленькие
кубик монета конус
спичечный коробок медаль ключ
флакон круглая пуговица камень
квадратная пуговица полушар ель
Большие
брусок божья коровка (игрушка) крышка
мыло пудреница ракета
батарейка кольцо формочка
записная книжка цыпленок призма

Инструкция к проведению

Коробки расставляются на столе перед ребенком. Экспериментатор обращает внимание ребенка на эталоны-образцы: «Смотри, здесь нарисована вот такая фигура (круг), а здесь вот какая (треугольник), здесь — вот какая (квадрат)». Затем вынимает из мешка, где находятся все предметы, первый предмет (любой) и говорит:

206

«На какую фигуру это похоже, на эту (показ круга), на эту (показ квадрата) или на эту (показ треугольника)?»

Рис. 20. Диагностический материал к методике 1б.

После того как ребенок показывает на один из эталонов, экспериментатор говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется.

Так последовательно ребенку даются все 24 предмета, которые он должен разложить по 3 коробкам.

Оценка

Подсчет производится следующим образом: за каждый правильно выбранный предмет начисляется 1 очко. Максимальное количество набранных очков — 24.

Протокол к методике 1б

 

№ и местонахождение детского учреждения
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия и имя ребенка

207

Круг Квадрат Треугольник
 
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания

Инструкция к методике
(диагностика степени овладения
моделирующим перцептивным действием)

Материал

Лист картона 40×25 см, 8 таких же листов с рисунками фигур-образцов (рис. 21—28), 11 геометрических фигур из пластика;

2 фигуры в форме прямоугольников с закругленными боковыми сторонами: одна (основа) — 20×8 см, вторая — 12,5×4,0 см;

2 квадрата: один со стороной 6,5 см, другой — 4,5 см;

2 прямоугольных равнобедренных треугольника: один с катетом 6,5 см, другой — 5,0 см;

прямоугольник 7,0×0,5 см;

2 круга: один радиусом 3 см, другой — 2 см;

полукруг радиусом 4,0 см;

сектор с углом при вершине 90°, радиусом 6,5 см.

Инструкция к проведению

Перед ребенком кладется лист картона с фигурой-основой. Рядом (справа) располагаются все 11 фигурок из пластика. Взяв 2—3 из них, экспериментатор показывает ребенку, как их можно располагать возле фигуры-основы. Затем он ставит наклонно образцы. Первым дается троллейбус. Экспериментатор предлагает: «Сложи такой же троллейбус, как здесь на картинке, выбирай для этого нужные фигурки».

В случае, если ребенок пытается ставить фигурки на ребро, следует повторно показать, как они кладутся возле основы, и обратить внимание ребенка на то, что фигурка получается плоская. Можно положить руку ребенка на плоский образец и провести по нему ладонью. В остальном ребенку предоставляется возможность строить так, как он может.

Результат фиксируется в протоколе. Цифры обозначают номера задач. Под каждым номером схематически изображается фигура, выполненная ребенком; фигурки, положенные правильно относительно основы или ранее положенной фигурки, обозначаются знаком «+», два правильно положенных кружочка в задачах 1 и 4 отмечаются одним плюсом.

208

Оценка результатов

При подсчете результатов каждый плюс засчитывается за 1 очко. Все очки суммируются. Зеркальное воспроизведение образца засчитывается как правильное. Максимальное количество очков — 26.

Протокол к методике 2б

 

№ и местонахождение детского учреждения
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия и имя ребенка
 
   
   
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания

 

Задание 1.
Задание 2.

209

Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.

210

Задание 7.
Задание 8.

Рис. 21—28. Образцы к заданиям 1—8 методики 2б.

Инструкция к методике
(диагностика уровня овладения действием идентификации)

Материал

Материалом служат две карточки, подобные карточкам лото. На каждой из них 9 разноцветных квадратов размером 5×5 см. На одной карточке — холодные цвета, на другой — теплые. По вертикали располагаются квадраты разных цветов (на первой карточке — зеленый, синий, фиолетовый; на второй — красный, оранжевый, желтый), по горизонтали — разных оттенков по светлоте (яркий, средний, светлый). Кроме того, имеется набор квадратиков размером 3×3 см, окрашенных в те же цвета и оттенки. На их обратной стороне написаны порядковые номера, что облегчает ведение протокола.

Инструкция к проведению

Перед ребенком лежат обе карточки, а рядом в беспорядке все цветные квадратики. Экспериментатор говорит: «Эта игра называется «Найди свой цвет». Ты должен для каждого квадратика

211

найти свое место н положить его: подбери цвет так, чтобы квадратика совсем не было видно».

В протоколе фиксируется, как ребенок размещает цветовые элементы. В клетку протокола, соответствующую клетке карточки, заносится номер квадрата, положенного на нее испытуемым. Если ребенок положил квадрат не на ту карточку, ставится номер со штрихом (это учитывается при отнесении ребенка к той или иной качественной группе). Правильно положенный квадрат обозначается в протоколе знаком «+».

Оценка результатов

За правильно положенный элемент засчитывается одно очко. Очки суммируются. Максимальное количество очков — 18.

Протокол к методике 3б

 

№ и местонахождение детского учреждения
Группа
Дата проверки
Проверяющий
Фамилия, имя ребенка
    I       II    
     
     
     
Общее количество очков
Стандартные очки
Группа по качеству выполнения задания

Инструкция к методике
(диагностика степени овладения действиями
наглядно-образного мышления)

Материал

Материал представляет собой две картонные полоски зеленого цвета (25×8 см и 20×6 см), изображающие полянки; наклеенные на плотный картон изображения бабочки, собаки, кошки, птицы; четыре белых картонных квадрата разного размера (стороны равны 3,5; 2,5; 1,5 см) (см. рис. 11, с. 127).

212



2018-07-06 335 Обсуждений (0)
Москва «Педагогика» 1978 14 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Москва «Педагогика» 1978 14 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)