Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КУБЫШКИН Алексей Викторович. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / Диссертация / Москва. 2002



2018-07-06 653 Обсуждений (0)
КУБЫШКИН Алексей Викторович. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / Диссертация / Москва. 2002 0.00 из 5.00 0 оценок




Существуют концепции национальной безопасности государств, где национальная безопасность – это «защищенность национальных интересов того или иного общества от различных угроз».

Впервые термин «национальная безопасность» был озвучен в США президентом Т. Рузвельтом в 1904 г. В дальнейшем, проблема национальной безопасности стала ведущей в политологических исследованиях США.

Национальная безопасность – один из уровней (типов) международной безопасности. Также выделяют региональный и глобальный уровни безопасности.

По данным Организации Объединенных наций,существует два основных компонента безопасности человека: свобода от страха и свобода от нужды или бедности. ООН разработала всеобъемлющую Концепцию безопасности человека, которая состоит из восьми основных категорий(видов): экономическая безопасность, продовольственная безопасность, безопасность для здоровья, экологическая безопасность, личная безопасность, социальная безопасность, общественная безопасность, политическая безопасность. Имея ввиду международную безопасность, к этому списку необходимо прибавить информационную и культурную безопасность.Безопасность – междисциплинарное понятие, которое охватывает как политологию, социологию, информационную и другие сферы.

Исходя из того, что исследование проводится с позиции России, следует учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. «О безопасности» национальная безопасность классифицируется в зависимости от местонахождения источника на внутреннюю и внешнюю безопасность. Это объясняется территориальными границами между государствами. Деление на два направления создает четкую классификацию концептуальных подходов к решению проблем обеспечения национальной безопасности, т.к. в современных условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни грань между внутренней и внешней безопасности часто трудно определить. Осознание внутренней и внешней безопасности происходит по-разному, с использованием разных методов, форм и способов.

Анализ внешней безопасности невозможен без понимания термина международной безопасности.Как выделяет политолог Н. Баранов, «международная безопасность–это «система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы». Также международная безопасность определяется как«национальная безопасность или государственная безопасность на мировой арене».Само понятие сформировано при создании ООН, в уставе которой обозначено «Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Николай Баранов: [Электронный ресурс] // URL: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-osnovy-mezhdunarodnoj-bezopasnosti/222-lektsiya-8-evropejskaya-bezopasnost/. Дата обращения: 02.04.2018

Понятие международной безопасности можно характеризовать как «защищенность системы международных отношений от угрозы их дестабилизации, конфронтации, вооруженных конфликтов и войн».

Термин «глобальная безопасность» объясняется как защищенность системы взаимоотношений всего мирового сообщества от угрозы дестабилизации обстановки, кризисов, вооруженных конфликтов и войн.

Региональная безопасность — это защищенность системы взаимоотношений государств того или иного региона от угроз дестабилизации обстановки, кризисов, вооруженных конфликтов и войн регионального масштаба.

Коллективная безопасность — это защищенность интересов группы (союза) государств от внешних угроз, гарантируемая взаимопомощью, сотрудничеством в военной сфере и коллективными действиями по предотвращению и отражению агрессии.

Важнейшими принципами международной безопасности являются принцип равенства и одинаковой безопасности, а также принцип ненанесения ущерба ничьей безопасности в отношениях между государствами.

Говоря об угрозах безопасности на уровне национальных государств, стоит учесть их деление на традиционные и новые. По мнению историка Д. Тренина, это деление «довольно условно», т.к. к примеру, трансграничная агрессия постепенно «меняет форму». Произошло снижение угрозы ядерной войны, но процесс распространения ядерного оружия приводит к тому, что данная угроза возникает в регионах, которые прежде считались периферийными. Идеологическая борьба между коммунизмом и либеральной демократией уступает место борьбе между демократией и религиозным экстремизмом. Религиозные войны, межэтнические конфликты, вооруженный сепаратизм и ирредентизм охватывают страны и целые регионы. Главным источником напряженности становятся проблемы внутри национальных государств. Угроза терроризма, возникшая еще в XIX веке, с развитием науки и техники поднялась до глобального уровня. Научные и технические направления открывают новые сферы противоборства, в том числе военного – такие, как киберпространство. Такие угрозы, как смертельно опасные болезни, последствия изменения климата не имеют источника в человеческом обществе, но представляет опасность для человечества в целом. Глобализация проблематики безопасности, взаимосвязь внутренних и внешних факторов ведут к формированию большого количества угроз в современном мире. Вызовы современности характеризуются возрастанием сложности, которая обусловлена усложнением технологических, финансовых и политических взаимосвязей в социально-экономических системах - они определяют все более трудно предсказуемые новые комбинации параметров риска угроз и масштабы их последствий. Более того, вызовы и угрозы все больше превращаются в самоподдерживающийся процесс, напоминая порочный круг из-за неопределенности причин и причинно-следственных связей, и неэффективного управления ими (Т.Жолмухамедов – Вестник КазНПУ, 2013, Алматы).

Главными проблемами безопасности с начала 1990-х гг. стали формирование отношений партнерства между бывшими противниками в холодной войне и стабилизация стран и регионов, где с распадом биполярного порядка возник вакуум безопасности. С отступлением угрозы мировой ядерной катастрофы важнейшее значение приобрели вопросы нераспространения – за пределами «признанных» ядерных держав - оружия массового уничтожения, особенно ядерного, а также ракетных и других передовых военных технологий.

По мнению Д. Тренина, также более теснаявзаимосвязь внутриполитических проблем с внешнеполитическими – в том числе в аспекте безопасности привело к возрастанию роли идеологического фактора и новейших коммуникационных технологий. Вначале «цветные революции» в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии в 2000–2005 гг., а затем события «арабской весны» 2011–2012 гг. и «майданная революция» на Украине 2013–2014 гг. стали возможными во многом благодаря применению протестными силами социальных сетей. При этом в Грузии, Сирии, Ливии и на Украине внутриполитические процессы привели к войнам с участием внешних сил.Технологический прогресс создал новую сферу цифровых коммуникаций, которая стала полем не только сотрудничества и взаимодействия, но также и новых угроз. Зависимость всех современных обществ от информационных технологий заставляет искать методы противодействия различным киберугрозам и – одновременно – способы ведения наступательных операций против возможных противников.Обеспечение кибербезопасности, соответственно, становится одной из важнейших проблем современной международной безопасности.

Еще одним новым направлением политики безопасности является противодействие негативным изменениям климата на Земле. С 1990-х гг. идет процесс согласования усилий всех государств с целью сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу, разрушающих озоновый слой вокруг Земли и создающих эффект глобального потепления. Несмотря на продолжающиеся научные споры вокруг причин повышения температуры Земли, сам факт повышения средней температуры является общепризнанным. Потепление способно вызвать серьезные последствия общепланетарного масштаба, такие как затопление обширных и ныне густонаселенных территорий, целых государств.

Несмотря на перечисленные колоссальные сдвиги последних трех десятилетий, традиционная повестка дня не ушла окончательно в прошлое. Украинский кризис 2014 г. продемонстрировал, что процесс формирования многополярного мира не обязательно будет проходить бесконфликтно. Санкции, наложенные на Россию Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Японией и рядом других стран, подрывают процесс глобализации и совершенно в иной плоскости ставят вопросы экономической, а также информационной безопасности. Роль ядерного сдерживания в отношениях между великими державами вновь повысилась, при том, что число этих держав выросло. Очевидно, что возвращается – в обновленном, но в целом знакомом виде – проблематика европейской безопасности. На повестке дня стоит задача обеспечения безопасности в Азии – от Корейского полуострова и Восточно- и Южно-Китайского морей. Сложнейший комплекс проблем безопасности возник на Ближнем и Среднем Востоке. Появление исламистских образований в Ираке и Сирии, а также попытки их создания в Западной и Восточной Африке (Нигерия, Мали и Сомали) бросают новый вызов практикам и теоретикам международных отношений и внешней политики. (Д. Тренин «Традиционные и новые вызовы беезопасности в международных отношениях», «Российский совет по международным делам», 2015) 

Как отмечает А.А. Сергунин в своей статье 2005 года в журнале «Полис», безопасность может трактоваться и как «объективное состояние дел, тогда как одним из перспективных и все более популярных научных направлений становится исследование безопасности как политической практики» (Сергунин А. А. Международная безопасность: новые подходы и концепты . – Полис. Политические исследования. 2005. № 6. С. 126-137).Имея ввиду политическую практику, походящим в этом вопросе является термин секьюритизация, разработанный копенгагенской школой исследований в начале 1990-х годов. Как отмечает в своей статье Н. Морозов, создателями этого термина являются датский ученый О. Вэвер и британский исследователь Б. Бузан, которые выражают его как «дискурсивную практику, направленную на изменение расстановки политических приоритетов» (Морозов В. Е. Безопасность как форма политического: о секьюритизации и политизации. – Полис. Политические исследования. 2011. № 3. С. 24-35).По мнению родоначальников теории и российских исследователей, уделивших внимание этому вопросу, секьюритизация выражается как «борьба между различными политическими силами, стремящимися закрепить в обществе те или иные конкретные представления о характере угроз».Иными словами, главенствующая политическая сила закрепляет в обществе соответствующие устои о понятии безопасности, появляются соответственные последствия – издаются законы и подзаконные акты, происходит перераспределение ресурсов, принимаются иные меры, вплоть до военного положения.

Важность термина секьюритизация объясняется следующим образом. Число потенциальных угроз, как отмечает Морозов, бесконечно, особенно в истории последних столетий мы можем наблюдать это во времена «холодной войны» 1946-1991 гг., когда две противоборствующие державы – СССР и США бесконечно наращивали свою военную мощь, максимально используя собственные ресурсы и определяя развитие военного комплекса как приоритетное. Как объясняют авторы термина секьюритизации, «безопасность – это не объективное (и недостижимое на практике) состояние полной защищенности, а одна из форм, которую принимает борьба за перераспределение ресурсов и мобилизацию поддержки», что значит субъективное определение реальной и потенциальной угрозы доминирующей политической силы для мобилизации ресурсов по достижению безопасности именно по отношению к данной угрозе.

По мнению авторов концепции секьюритизации, этот термин необходим для связи понятий безопасности и выживания, когда существует угроза для жизни и существования общества, транслируемая аудитории, к примеру, в рамках одного национального государства. Политическая секьюритизация – это политика выживания, например, в случае ядерной войны или техногенных катастроф. В этом ее основное отличие от простой политики безопасности, которая осуществляется строго в определенных процедурных рамках. Наиболее «эффективное» принятиерешений, по мнению авторов, часто требует использования данной политики и выхода государственного управления из рамок демократии.

Создатели термина также выделяют термин «десекьюритизация» - возвращение к стандартной политике безопасности и вывод ее за пределы выживания. По мнению О. Вэвера: «Мы вместе занимаемся другими делами, и, возможно, тем самым преобразуем отношения безопасности, даже не называя это стратегией безопасности… Безопасность становится поводом для сотрудничества в других областях, которые формально не относятся к сфере безопасности, и путем этого «вытеснения» безопасности она фактически обеспечивается». То есть, понятие безопасности становится не настолько субъективно и способствует сотрудничеству. Securitization and Desecuritization. / Wæver, Ole. On Security. ed. / Ronnie D. Lipschutz. Columbia University Press, 1995. p. 46-87.

Очевидно, феномен секьюритизации повсеместно встречается в современных международных отношениях, когда к примеру, США объявляет Россию «агрессором» и пытается мобилизовать дружественные и подконтрольные в той или иной степени государства для «борьбы с ним». Во внутренней политике также любой вопрос становится политизированным при необходимости вмешательства в него государственных органов.

В современном мире понятие секьюритизации существует скорее для расстановки политических приоритетов для аналитики. Безопасность для государства – политическое понятие, секьюритизация уже связана с выживанием, с необходимыми мерами для осуществления безопасности. секьюритизация представляет собой отказ от политики: целью осуществления безопасности являетсяпредставление определенных решений или процедур как объективно необходимых для выживания, следовательно, политическое решение еще больше маскируется под сугубо технологическое, административное.Пример – расширение сферы секретности, когда определенная часть политики безопасности не раскрывается обществу (BigoD. 2002. Security and Immigration: Toward a Critique of the Governmentality of Unease. – Alternatives: Global, Local, Political, vol. 27, № 1.).

Таким образом, соотношение между секьюритизацией и политизацией нелинейно, т.е. использование одного понятия может перетекать в другое, в особенности в международной политике, где государства действуют согласно условиям внешней среды. Секьюритизация может использоваться для достижения внешнеполитических целей, если традиционная политика безопасности недостаточна для конкретных действий. Ничем не ограниченная индивидуальная свобода определенного государства является угрозой для других, т.к. у каждого государства есть свой участок действия на международной арене. Согласно философии К. Шмитта, суверенная власть зависит от разграничения «между другом и врагом» и ставит перед собой необходимость понятия вражды. Отсюда происходит конфликт либерализма и радикализма с копенгагенской школой – объяснение понятия секьюритизации «не вписывается» в «благие намерения» либеральной политики безопасности с ее стремлением к рациональному и поступенному решению проблем. Но т.к. угрозы анархичны, логичность секьюритизации на международной арене становится все более оправданной рационального подхода общей безопасности (десекьюритизации). Любой акт секьюритизации заведомо политичен, т.к. он обрисовывает негативные последствия прямого вмешательства в «мировую гармонию» со стороны субъективной, чаще всего потенциальной, угрозы. Оно включает в себя также, к примеру, и сплочение нации против общего врага национального государства.

 

 


 



2018-07-06 653 Обсуждений (0)
КУБЫШКИН Алексей Викторович. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / Диссертация / Москва. 2002 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КУБЫШКИН Алексей Викторович. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / Диссертация / Москва. 2002

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)