Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Архитектура безопасности Европы и ее функционирование



2018-07-06 1151 Обсуждений (0)
Архитектура безопасности Европы и ее функционирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Архитектура безопасности Европы, согласно исследованиям В. Бруза - это «защищенность системы взаимоотношений государств Европейского континента от угрозы дестабилизации, кризисов и конфликтов, сотрудничества, одинаковой безопасности и добрососедства всех государств Европы при последовательной реализации безблокового принципа и отсутствии разделительных линий и рубежей на континенте». Бруз В.В. Теоретико-методологический аспект проблемы европейской безопасности / В.В. Бруз // «Лесной вестник», М., 2003Очевидно, что, учитывая членство многих государств Европы в блоке НАТО, в данное время «безблоковый принцип» невозможен и Североатлантический альянс принимает активное участие в обеспечении безопасности Европы. Об этой особенности и роли других международных организаций в Европе необходимо узнать при анализе деятельности международных организаций, обеспечивающих безопасность в европейском регионе.

Вследствие того, что архитектура безопасности Европы строится не только на стратегии безопасности Евросоюза, следует обратить внимание на совокупность субъектов, благодаря которым и обеспечивается безопасность региона.

Во-первых, безопасность Европы включена в деятельность ООН.

Во-вторых, влиятельной структурой в области европейской безопасности является ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), созданная в 1975 году, в том числе по инициативе бывшего СССР. ОБСЕ сыграла полезную роль в контроле за осуществлением ряда миротворческих инициатив, предпринятых в связи с этническими конфликтами, которые вспыхнули в Европе после окончания «холодной войны». Но в настоящее время ОБСЕ фактически не имеет согласованной концепции безопасности, которая включала бы задачи отражения таких новых угроз, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения. Эта организация в целом сосредоточила свое внимание на решении гуманитарных проблем и, прежде всего, на проблеме прав человека. Но в данное время организация носит исключительно рекомендательный характер и не имеет реального влияния.

В-третьих, международная структура региональной безопасности на постсоветском пространстве - это Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В мае 1992 года Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности (КНТ), который впоследствии был преобразован в более статусную организацию - ОДКБ. Помимо военной составляющей, ОДКБ координирует работу по внешней политике, борьбе с наркотиками и нелегальной миграцией, принимаются меры по ликвидации техногенных катастроф, обеспечивается информационная безопасность, что свидетельствует о трансформации ОДКБ с военно-политического блока в международную универсальную организацию [7].

Несмотря на важную роль вышеперечисленных организаций в европейской безопасности, главной межправительственной организацией в Европе остается европейский союз (ЕС) – объединение 28 европейских стран, которое обеспечивает свободное движение людей, капитала, товаров и услуг через границы входящих в него государств и поддерживает их общую экономическую политику.

Внутри Евросоюза безопасность обеспечивается следующими структурами: Европол (для сотрудничества полицейских сил), Евроюст (для сотрудничества между прокурорами) и Фронтекс (для сотрудничества между пограничными контрольными органами). ЕС также управляет Шенгенской информационной системой, которая предоставляет общую базу данных для полицейских и иммиграционных властей. Кроме того, законодательство ЕС закреплено в таких областях, как выдача преступников, семейное право, закон о предоставлении убежища и уголовное правосудие.

Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС имеет аббревиатуру CSFP и включает также общую политику безопасности и обороны (ОЕПБО). Данный орган ЕС «контролирует международную ситуацию», рекомендует Совету стратегические подходы и варианты политики, дает указания Военному комитету, Политико-военной группе и Комитету по гражданским аспектам управления кризисом, обеспечивает политический контроль и стратегическое направление операций по управлению кризисами.

В состав ОВПБ входят следующие органы: Конфигурация Совета по иностранным делам (FAC), Комитета по политическим вопросам и вопросам безопасности (PSC), Европейское оборонное агентство (EDA), Институт исследований безопасности Европейского союза (EUISS) [16].

Обратимся к самой стратегии безопасности Евросоюза, которая носит исключительно рекомендательный и теоретический характер, т.к. уже на второй странице Стратегии, обозначено, что он не налагает обязательств ни на институты ЕС, ни на национальные государства. Таким образом, документ не носит законодательный характер.

Документ состоит из отчета о внедрении безопасности 2008 г. и самого текста Стратегии.

Во введении авторами подчеркивается, что Стратегия ЕС является основной безопасности всей Европы, а также отвечает за ее мировую интеграцию. ЕС позиционируется как основа стабильности, перечисляются угрозы безопасности прошлого и настоящего: ситуации в Афганистане и Грузии, распространение ядерного оружия, ядерная программа Ирана, а из событий последних 10 лет к ним также можно прибавить усиление Исламского государства (ИГИЛ). Внимание уделяется и глобализации, Китай позиционируется как лидер государств, вышедших из кризиса.

ЕС рассматривается как гарант мировой безопасности и мира, небольшими шагами продвигающийся к своей цели. Открыто описываются планы о «стратегическом мышлении», мирное урегулирование вопросов между государствами с помощью ООН и ОБСЕ. Уже вначале документа упоминается НАТО как необходимый союзник для укрепления безопасности в мире.Организация Объединенных Наций (ООН) – межправительственная организация глобального уровня. Принадлежность государства к ООН (членами ООН являются 192 государства) теоретически предполагает участие в глобальном режиме коллективной безопасности. В Совет Безопасности, как постоянную структуру ООН, входят пять постоянных членов - Великобритания, Китай, Россия, США, Франция, обладающих правом вето, и десять непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года. Совет Безопасности ООН рассматривает и принимает решения по самым сложным проблемам в сфере региональной и глобальной безопасности. ООН была создана в 1945 году. За весь период холодной войны ООН осуществила всего 15 миссий: миротворческие силы ООН на Ближнем Востоке, на Кипре, операция ООН в Конго, наблюдательные миссии ООН в Индии и Пакистане, Йемене и т.д. В настоящее время ООН активизировала действия по поддержанию мира. В перспективе не исключено появление новых организаций глобального уровня, каждая из которых будет специализироваться на предотвращении какой-либо одной из многочисленных и постепенно набирающих силу глобальных угроз современного мира. Страны Северной Европы всегда были сильными сторонниками Организации Объединенных Наций и имеют давнюю традицию вклада войск в операции ООН, начиная с самых первых Чрезвычайных вооруженных сил ООН в Суэцев 1956 году, после чего мирные операции поддерживались обеими сторонами в Ливане и на Балканах.

Среди глобальных проблем и угроз в Iглаве ЕСБ также выделена кибернетическая безопасность. Европейская Стратегия безопасного информационного общества была принята в 2006 году, но за 12 лет технологии значительно продвинулись вперед, что требует внимания со стороны ЕС. Также в тексте затрагивается сфера энергобезопасности, где признается, что к 2030 г. ЕС будет импортировать 75% нефти. Страны импорта – Кавказ, Африка и, в особенности, Россия. Фактор энергетического сотрудничества ЕС выделяет как главенствующий во взаимоотношениях ЕС и России.

По вопросу изменения климата в ЕСБ как угрозы во IIглаве выделяются «природные бедствия, деградация окружающей среды и борьба за ресурсы». По мнению автором ЕСБ, эти факторы«обостряют конфликт, в особенности в ситуации бедности ироста населения, с последствиями гуманитарными, политическими,а также связанными со здоровьем и безопасностью, связанными сувеличивающимся уровнем миграции». В этой части также упоминается необходимость сотрудничества с другими странами. Также во IIглаве упоминаются пиратство и СОЛВ (стрелковое оружие и легкое вооружение) как угрозы международной безопасности.

Расширение ЕСБ сам Евросоюз видит в Лиссабонском соглашении, описанном в третьей главе. «Заблаговременно предотвратить перетекание угрозы в источник конфликта» - так описываются запланированные действия ЕС в этом вопросе. Далее упоминаются все способы кооперации, начиная работой над военными угрозами и заканчивая совместными образовательными программами в рамках европейских соглашений. Также в стратегии ЕПБО упоминается о гражданах Европы, в частности о мобильных экспертах, чья работа необходима для эффективного осуществления СБ Евросоюза. Подчеркивается необходимость двустороннего и многостороннего сотрудничества с ООН, ОБСЕ, США и Россией, важность Евро-средиземноморского сотрудничества (с июля 2008 г.). Как указано с Стратегии, партнерство с Россией основано на «основано на уважении общих ценностей, в особенности прав человека, демократии, правопорядка, рыночныхэкономических принципов, а также общих интересов и целей»

США же рассматривается как постоянный партнер и «внушительная сила на благо мира». Углубление сотрудничества постоянно присутствует с Японией, Китаем, Канадой и африканскими странами.

Во второй половине документа, которая и является ЕПБО 2003 г., указано, что ЕС – глобальный игрок и миротворец по всему миру. Описываются угрозы, с которыми ЕС ведет борьбу - терроризм, распространение оружия массового поражения (ОМП), региональные конфликты, недееспособность государств, организованная преступность.

Цели и действия ЕС по предотвращению угроз описываются как: общеевропейской ордер на арест после событий 11 сентября, программа действий по укреплению Международного агентства по атомной энергии, помощь в укреплении Балканского и Средиземноморского регионов (ИСТОЧНИК – СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЕС).

В Европейской стратегии безопасности описаны все основные направления деятельности, конфликты и мировые угрозы, которые являются значимыми для Евросоюза. ЕС позиционирует себя как гарант безопасности в своем регионе, который при поддержке НАТО может воздействовать на «мир во всем мире» и внедрять демократические принципы, помогая при этом «проблемным» государствам «третьего мира». Позиция объединенной, интегрированной Европы предельно понятна, но ее военная мощь не так значима, как в сотрудничестве с НАТО как гарантом безопасности региона.

Внутри европейского союза за безопасность ответственен Комитет по политическим вопросам и безопасности (PoliticalandSocialCommittee, PSC). Роль и состав Комитета описываются в статье 38 Договора о Европейском союзе.Комитет по политическим вопросам и безопасности отвечает за общую внешнюю политику и политику безопасности ЕС (CSFP) и общую политику безопасности и обороны (ОЕПБО). Комитет «контролирует международную ситуацию», рекомендует Совету стратегические подходы и варианты политики, дает указания Военному комитету, Политико-военной группе и Комитету по гражданским аспектам управления кризисом, обеспечивает политический контроль и стратегическое направление операций по управлению кризисом.

В состав Комитета входят послы государств-членов, базирующиеся в Брюсселе, под председательством представителей Европейской службы внешних действий. Он собирается два раза в неделю и чаще, если это необходимо.

Основные функции Комитета - отслеживать международную ситуацию и помогают определять политику ЕС в рамках ОВПБ и ОЕПБО. [4] PSC направляет руководство и получает рекомендации от Военного комитета Европейского союза (EUMC), Комитета по гражданским аспектам управления кризисом (CIVCOM), а также Института исследований в области безопасности Европейского союза. Это также форум для диалога по вопросам ОЕПБОмежду государствами-членами ЕС. Комитет также разрабатывает мнения для Совета по иностранным делам, который является одной из конфигураций Совета Европейского Союза. Вопросы ОВПБ передаются в Совет по иностранным делам через COREPER II.

Создание PSC было результатом Амстердамского договора, после чего создание PSC было в принципе согласовано в декабре 1999 года в Европейском совете Хельсинки. В 2000 году ОВПБЕС был создан как временный орган, но в декабре 2000 года в Ниццком европейском совете было принято решение сделать его постоянным. [1] Официальное решение о создании КПВБ ЕС было принято 22 января 2001 года Советом Европейского союза [5].

ОВПБ ЕС заменил предыдущий Политический комитет, который встречался реже и состоял из представителей столиц государств-членов, а не послов в Брюсселе [2]. Начиная с Европейского совета в Кельне в 1999 году, общая политика безопасности и обороны (или ОЕПБО) стала значительной частью ОВПБ. Сам ЕС имеет ограниченный военный потенциал, государства-члены несут ответственность за свою территориальную оборону, и большинство членов ЕС также являются членами НАТО, которое отвечает за защиту Европы.

Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) - это организованная, согласованная внешняя политика Европейского Союза (ЕС) в основном для дипломатии безопасности и обороны и действий. ОВПБ касается только определенной части внешних связей ЕС, в состав которых входят, главным образом, торгово-коммерческая политика и другие области, такие как финансирование в третьих странах и т.д. Решения требуют единогласия между государствами-членами в Совете Европейского союза, но после согласования , определенные аспекты могут быть дополнительно решены квалифицированным большинством голосов. Внешнюю политику возглавляет и представляет Высокий представитель ЕС, в настоящее время Федерика Могерини.

ОВПБ рассматривает Организацию Североатлантического договора (НАТО) как ответственную за территориальную защиту Европы и примирение. Однако с 1999 года Европейский союз несет ответственность за осуществление таких миссий, как поддержание мира и охрана полицейских прав. Фраза, которая часто используется для описания отношений между силами ЕС и НАТО, «разделяется, но не разделяется» [1]. Те же силы и возможности составляют основу как усилий ЕС, так и НАТО, но при необходимости части могут быть выделены Европейскому союзу.

Обратимся к конкретному вопросу обеспечения безопасности ЕС в понимании самого Союза и исследователей, рассматривающих этот вопрос.

В понимании самого ЕС, политика Союза в области внешней политики и безопасности, которая постепенно развивается на протяжении многих лет, позволяет ЕС выступать и действовать как единое целое в международных отношениях. Действуя вместе, 28 членов ЕС имеют гораздо большее влияние, чем если бы они проводили свою собственную политику. Лиссабонский договор 2009 года укрепил эту область политики, создав пост Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности и Европейскую службу внешних действий (EEAS) - дипломатический корпус ЕС.

Политика ЕС в области внешней политики и безопасности направлена на: сохранение мира и укрепление международной безопасности, содействие международному сотрудничеству, развитие и консолидация (объединение, укрепление, сплочение сторонников) [Халипов В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная службаСловарь. — М.: Луч, 1996. — 271 с.]демократии, верховенства закона, уважения прав человека и основных свобод.

В области дипломатии и партнерства ЕС является ключевым игроком по вопросам, начиная от ядерной программы Ирана и стабилизации Сомали, а также всего Африканского Рога в борьбе с глобальным потеплением. Совместная внешняя политика и политика безопасности Союза, призванная разрешать конфликты и способствовать международному пониманию, основана на дипломатии; торговля, гуманитарная помощь, безопасность и оборона часто играют дополнительную роль.

Будучи крупнейшим в мире донором финансирования развития, ЕС уникально предназначен для сотрудничества с развивающимися странами.

Явный демографический и экономический вес блока на 28 стран делает его главной силой. Это крупнейший в мире трейдер со второй мировой валютой, евро. Тенденция к совместным внешнеполитическим решениям усиливает влияние Союза.ЕС поддерживает партнерские отношения с ключевыми акторами международных отношений в мире. Он стремится обеспечить, чтобы эти отношения основывались на взаимных интересах и выгодах. ЕС проводит регулярные встречи на высшем уровне с Канадой, Китаем, Индией, Японией, Россией и Соединенными Штатами. Его международные отношения охватывают такие сферы как: образование, окружающая среда, безопасность и защита, преступность, права человека.

В сфере поддержания мира ЕС направляет миротворческие миссии в некоторые из проблемных зон. В августе 2008 года ЕС помог совершить перемирие между Грузией и Россией, выделил наблюдателей для того, чтобы проследить за ситуацией (миссия мониторинга ЕС в Грузии) и оказал гуманитарную помощь людям, переселенным в результате боевых действий. По мнению руководства ЕС, в Косово существует сильная полиция и правосудие (EULEX Kosovo), чтобы помочь обеспечить законность и порядок.

В информации о собственной деятельности, ЕС сообщает, что у него нет постоянной армии. Вместо этого в рамках своей общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО) он полагается на специальные силы, предоставляемые странами ЕС для совместных операций по разоружению, гуманитарных и спасательных задачи, военных консультаций и помощи в предотвращении конфликтов и поддержания мира, управления кризисом (например, миротворческой и постконфликтной стабилизации).

С 2003 года ЕС выполнил около 30 гражданских миссий и военных операций на трех континентах. Все они были ответами на кризисы: пост-цунами в Индонезии, защита беженцев в Мали и Центральноафриканской Республике, борьба с пиратством у Сомали и Африканского Рога.

С января 2007 года ЕС смог провести оперативно-оперативные операции с двумя одновременными одномандатными группами, каждая из которых насчитывает 1500 солдат. При необходимости, две операции могут запускаться почти одновременно. Решения о развертывании принимаются национальными министрами из стран ЕС, которые заседают в Совете ЕС.

Европейская политика добрососедства (ЕПС) регулирует отношения ЕС с 16 его южными и восточными соседями. На юге это: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестина (это обозначение не влечет за собой никакого признания Палестины как государства и не наносит ущерба позициям в отношении признания Палестины как государства), Сирия и Тунис.На востоке: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина («страны общего соседства»). Эта политика, направленная на укрепление отношений ЕС со своими соседями, по мнению самого Союза, предлагает политическое объединение, экономическую интеграцию и повышенную мобильность для людей.

По мере роста ЕС страны Восточной Европы и Южного Кавказа стали ближайшими соседями Союза. Все чаще их безопасность, стабильность и процветание влияют на безопасность ЕС. В 2009 году была начата совместная политическая инициатива - «Восточное партнерство» для углубления отношений между ЕС и его 6 восточными соседями. Более тесное сотрудничество между ЕС и его восточноевропейскими партнерами - Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Республикой Молдова и Украиной - является ключевым элементом во внешних отношениях ЕС.

Вслед за арабскими весенними восстаниями ЕС возобновил свою политику европейского соседства, чтобы обеспечить лучшую поддержку партнерам, осуществляющим реформы, которые способствуют демократии, верховенству закона и правам человека. Он направлен на поощрение всестороннего экономического развития в этих странах и содействие партнерству с различными группами и организациями, параллельно с отношениями ЕС с правительствами.

ЕС также поддерживает соседние страны, столкнувшиеся с конфликтом и кризисом. Он является ведущим донором поддержки жертв кризиса в Сирии, внеся более 3,2 млрд. Евро с 2011 года. ЕС также стремится помочь Ливии в нынешней сложной политической ситуации и ситуации в области безопасности.

ЕС продолжает поддерживать международные усилия по установлению мира на Ближнем Востоке. ЕС, ООН, США и Россия («четверка») работают вместе, чтобы побудить Израиль и Палестинук достижению соглашения. Иранская ядерная программа выделяется ЕС как один из самых насущных источников напряженности на международном уровне.

ЕС также активизирует отношения с региональными группами в Азии и Латинской Америке. Благодаря своим быстро развивающимся азиатским партнерам, Союз создает «расширенные партнерские отношения» - соглашения, объединяющие экономические, политические, социальные и культурные элементы. Он также является твердым сторонником региональной интеграции в обоих регионах.

В описании собственной внешней безопасности ЕС выделяет Западные Балканы как регион, интегрирующийся с ЕС. Хорватия присоединилась к ЕС в качестве 28-го члена в июле 2013 года. По описанию ЕС, Черногория, Сербия участвовала в переговорах о членстве; Босния, Герцеговина и Косово – потенциальные заявители. Хотя в 2008 году Косово провозгласило независимость от Сербии, его международный статус остается нерешенным. Благодаря приверженности ЕС к посредническим переговорам две партии достигли знакового соглашения в апреле 2013 года. Это стало свидетельством приверженности их премьер-министров и бывшего Высокого представителя Кэтрин Эштон нормализации отношений.

Обратимся к глобальной стратегии внешней безопасности ЕС (июнь 2016 г.). В глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности описывается, что «миру необходим сильны й Евросоюз» и «сильный Союз — это такой Союз, который мыслит стратегически, имеет общее видение и действует сообща». В стратегии внешней безопасности выделяется, что после BREXITСоюз должен сплотиться и разработать общее видение и подход к мировым делам.

ЕС рассматривается как глобальный актор в сфере безопасности. В эту сферу входят: борьба с терроризмом, создание новых рабочих мест, развитие открытых обществ и соблюдение прав человека. Согласно внешнеполитической стратегии, ЕС использует не только «мягкую силу», но и военные действия, что проявляется в военных миссиях ЕС «во имя мира и безопасности». Стратегическая автономия Союза продвигает принципы и ценности Европы и признает, что не может действовать на международной арене в одиночку. В стратегии выделяется, что внешняя политика и политика безопасности ЕС«должна заниматься глобальными вызовами и локальной динамикой», при этом делая акцент на многостороннее развитие, что означает, к примеру, сотрудничество с НАТО и поиск новых партнеров. ЕС поддерживает инвестирование во взаимовыгодные решения. Руководство Союза верит, что данные действия «делают каждого гражданина ЕС благополучнее». Отмечается, что ЕС действует «практично и бескомпромиссно, разделяя обязательства с нашими партнерами и поддерживая их сильные стороны», что значит выполнение взаимовыгодных обязательств. Такой пример за последние годы можно проследить в санкциях ЕС против России, которые выразились «взаимным протестом» и поддержкой мнения НАТО. В начале введения в стратегию в ней отмечается, что интересы ЕС – общеевропейские, т.е. отстаивают интересы не только ЕС, но и всего европейского региона.

Основная часть стратегии начинается с описания «экзистенциального кризиса». Терроризм и насилие выделяются как угроза «процветанию и демократии» как идеологической основы Европы, выход из ситуации ЕС видит в глобальном росте, мобильности и техническом прогрессе.

В разделе под №1, «Общие интересы и принципы» ЕС подчеркивает многосторонность и главенство ООН, а также собственный прагматизм. Озабоченность проблемой терроризма и бедности объясняется необходимостью взаимодействия со всеми странами мира и обостренным чувством ответственности за государства на границе региона. ЕС подчеркивает важность взаимодействия с региональными структурами и организациями, гражданским обществом и частным сектором (очевидно, имеются ввиду бизнес-структуры и, прежде всего, ТНК).

Во втором разделе, «приоритетные направления внешних связей», ЕС отмечает работу в 5 направлениях.

Безопасность Союза определяется с акцентом на «соответствующий уровень амбиций и стратегическую автономию». НАТО выделяется как главный партнер по безопасности, усилия сосредоточены на «обороне, борьбе с терроризмом, кибербезопасности, энергетике и стратегических коммуникациях».

Во втором подразделе, «Государственная и социальная устойчивость в странах, расположенных к востоку и югу от ЕС». В сферу своих интересов Союз включает государства «от Средней Азии до Центральной Африки», но условия для них выделяются как «строгие и справедливые». По мнению руководства ЕС, тесное взаимодействие с ним приводит к устойчивости государств.

Третий подраздел, «Комплексный подход к разрешению конфликтов» означает «соразмерное использования всех политических средств, которыми располагает ЕС», доступ к которым открывается благодаря «всеобъемлющим соглашениям».

Четвертый подраздел «Открытые к сотрудничеству региональные системы» содержит объяснение важности регионального управления и взаимодействия, поясняется, что приоритет в этой сфере позволяет государствам «лучше справляться с угрозами безопасности, пользоваться экономическими плоды глобализации, проявлять в полной мере культуру и идентичность и оказывать влияние на международные отношения».

В заключительном, пятом, подразделе «Глобальное управление XXI века» объясняется важность ООН как «оплота многостороннего основанного на правилах порядка»

Третья часть, «От концепции к делу», посвящена инвестициям и экономике ЕС (в общих чертах). «Надежный Союз» - инвестиции в оборону, ответ на внешние кризисы. «Эффективный Союз» - поддержка развития соглашений Лиссабонского договора, «Сплоченный союз» - «тесное взаимодействие между странами-членами и институтами ЕС, а также между внешним и внутренним измерением политики ЕС».

Следующий раздел – «Общее видение: единый подход» ЕС выделяет важность защиты себя и выполнений обязательств о взаимопомощи и солидарности, закрепленных Договорами («Мир и безопасность»). В подразделе «Демократия» описывается важность общечеловеческих ценностей, защита которых проявляется в соблюдении международного, национального и общеевропейского права.

В «основанном на правилах мировом порядке» главенствующую роль, по мнению ЕС, занимает ООН. «Единственная гарантия мира в странах ЕС и за рубежом» - устав ООН и Всеобщая декларация прав человека.

Следует отметить, что свою оборонную деятельность ЕС осуществляет на основе договоров со странами-членами, потенциал оборонной политики предназначен для «расширения стратегического сотрудничества». По мнению ЕС, фонд Союза для поддержки оборонных исследований – необходимое условие для существования сильной европейской оборонной промышленности.

В настоящее время для реализации Глобальной стратегии ЕС Союз принимает «решительные меры в сфере безопасности и обороны». Пакет мер состоит из новых политические целей, новых финансовых инструментов и ряда конкретных мер в развитие Совместной декларации ЕС-НАТО.

По мнению руководства ЕС, европейцы должны «взять на себя большую ответственность за собственную безопасность и оборону»; Союзом используются новыефинансовые инструменты, чтобы «помочь странам-членам и европейскойоборонной промышленности укрепить обороноспособность» («План действий в сфере европейской обороны»); ЕС также предпринимает конкретные меры в развитие Совместной декларации ЕС-НАТО, в которой обозначены области сотрудничества.

По заявлению Верховного Представителя ЕС и Заместителя Председателя Европейской Комиссии – Федерики Могерини в данное время «для большинства европейцев безопасность является главным приоритетом». При описании Союзом существующих угроз на первое место выделяется терроризм. В описании пакета мер безопасности ЕС эта угроза также дополняется как «терроризм, незаконные перевозки и контрабанда, гибридные угрозы со стороны государственных и негосударственных акторов».

Новый уровень амбиций ЕС в сфере безопасности и обороны влючает в себя комплесную реакцию ЕС на кризисы, в частности, в регионе соседства; помощь партнерам ЕС в сфере безопасности и обороны; укрепление потенциала Европейского Союза для защиты европейских граждан посредством болеетесного сотрудничества по вопросам безопасности.

30 ноября 2016 года Европейская Комиссия утвердила план действий в сфере европейской обороны. Он «предусматривает создание Европейскогооборонного фонда и другие действия, чтобы помочь странам-членамактивизировать исследования и более эффективно расходовать средства насовместную обороноспособность, содействуя, таким образом, конкурентной иинновационной оборонной промышленной базе и внося вклад в укреплениебезопасности европейских граждан». Также, Совет ЕС и министры иностранных дел стран НАТО

утвердили общий перечень предложений по сотрудничеству ЕС –НАТО. Данный факт следует из Совместной декларации, подписанной лидерами ЕС и Генеральным секретарем НАТО в 2016 г. Декларация действует в настоящее время. По описанию ЕС, сотрудничество ЕС – НАТО «перешло на новый уровень»

«НАТО остается главной структурой для большинства стран-членов ЕС», как описано в глобальной стратегии внешней политики Союза. Следует обратить внимание на то, что ЕС позиционирует сотрудничество с НАТО как «на базе взаимодополняемости, синергии и полного соблюдения институциональных основ, инклюзивности и автономности обеих сторон при принятии решений».

Как упоминалось выше, главной угрозой для ЕС остается терроризм. В СВБ описывается, что для борьбы с данной угрозой используется «расширение обмена информацией и сотрудничество спецслужб между государствами-членами и учреждениями ЕС».

Следующей угрозой выделяется кибербезопасность. По мнению руководства ЕС, «требуется включить вопросы кибербезопасности во все политические сферы», т.е. вынести данную тему на обсуждение на государственном уровне, что, без сомнения, важно в современных условиях безопасности. В качестве ключевых партнеров ЕС рассматривает США и НАТО, также, когда в Стратегии безопасности Союз касается конкретных вопросов, сотрудничество с НАТО выходит на первый план, что говорит о приоритете взаимодействия ЕС-НАТО в данном вопросе.

За кибербезопасностью следует энергетическая безопасность - ЕС стремится к «диверсификации своих источников энергии, маршрутов и поставщиков, в частности, в газовой области, а также продвижению самых высоких стандартов ядерной безопасности в третьих странах». В этом вопросе безопасность упоминается в сфере поставок энергоресурсов, решение проблемы ЕС видит в прозрачности соглашений в сфере внутреннего энергетического рынка.

В сфере стратегических коммуникаций ЕС инвестирует в общественную дипломатию и упоминает опровержение дезинформации.

Далее ЕС переходит к вопросу «третьих стран», т.е. выделяет проблему государственной и социальной устойчивости к востоку и югу от Союза. Главный фактор, который описывают ЕС – «нестабильность за пределами наших границ угрожает нашим жизненно важным интересам», т.е. поддержка демократии и расширение сотрудничества со стабильными регионами.

Далее ЕС переходит к утверждению, что реакция на данные угрозы может быть эффективной только при совместной работе стран ЕС, Западных Балкан и Турции. Важной особенностью является фактор, что «не стоит воспринимать стабильное положение в этих странах как должное» и «ЕС пользуется невероятным влиянием во всех этих странах». То есть, по мнению ЕС, изменения происходят благодаря их вмешательству и помощи в обеспечении безопасности и стабильности.

Европейская политика соседства – важный фактор политики ЕС, в пример Союз приводит Тунис и Грузию. Упоминается помощь в становлении стабильности засчет создания «углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, расширение трансъевропейских сетей и энергетического сообщества, а также установление физических и цифровых связей». Главной пользой в подобной деятельности для себя ЕС видит вовлечение стран, получающих помощь от Союза в Общую политику безопасности и обороны.

В подпункте «Устойчивость в окружающих нас регионах» ЕС четко описывает свою позицию в отношении репрессий и подчеркивает важность соблюдения прав человека. Продвижение демократизации выделяется как главная причина помощи ЕС странам «третьего мира», дипломатия и поддержка сферы юстиции. Основные инструменты ЕС, по описанию внешнеполитической стратегии – «дипломатия, Общая политика безопасности и обороны».

Далее в сфере угроз выделяется энергетическая и экологическая устойчивость во избежание «эскалации социальной напряженности». В сфере миграционной политики ЕС действует «с помощью программ развития, целевых фондов, превентивной дипломатии и посредничества», также Союз предполагает «остановить потоки стихийной миграции, активнее отправляя мигрантов обратно, открывая каналы для законного перемещения людей».

Что касается «комплексного подхода к конфликтам и кризисам», ЕС описывает данную особенность как «многосторонний подход на основе всех имеющихся направлений политики и инструментов, направленный на предотвращение, урегулирование и разрешение конфликтов». Но этот подход не является единственно верным для Союза – руководство также выделяет «многофазовый подход» - действия на всех стадиях цикла конфликта, его необходимость объясняется затяжными конфликтами таких государств, как Афганистан, Сомали и Мали. ЕС упоминает, что «будет еще плотнее участвовать в разрешении затяжных конфликтов в странах Восточного партнерства» с применением многоуровневого подхода. Союз готов «системно сотрудничать на местах с нашими партнерами в лице региональных и международных организаций, донорами на двусторонней основе и с гражданским обществом» с помощью соглашений.

По мнению ЕС, у организации есть опыт «упреждающей миротворческой деятельности и дипломатии», которую Союз планирует «удвоить» для борьбы с такими угрозами, как «нарушение прав человека, неравенство, нехватка ресурсов и изменение климата».

В Стратегии также есть отдельный подпункт о безопасности и стабильности. Главной угрозой снова выделяется терроризм, описывается, что «европейские силы безопасности и обороны должны быть лучше оснащены для обеспечения мира, гарантировать безопасность и защиту жизни людей, особенно гражданского населения».

В сфере урегулирования конфликтов ЕС считает, что «государство в состоянии конфликта должно восстановить доверие к себе со стороны собственных граждан», т.е. гарантируется поддержка государственности со стороны ЕС с помощью ОБПО. Также Союз выделяет важность обращения «к культурным, религиозным, научным и экономическим аспектам дипломатии» и упоминает «гендерный баланс». В подразделе «политическая экономия мира» описываются «легальная экономика», т.е. «обеспечение доступа населения к гуманитарной помощи». В сдерживании конфликтов ЕС использует санкции, что особенного заметно по отношению к России, в ответ на «агрессию» и «аннексию Крыма» в результате «нелегального референдума». Этот пункт только косвенно упомянут во внешнеполитической стратегии ЕС, но на практике его международной деятельности фактически учитывает невозможность частей суверенного государства решать собственную судьбу самостоятельно, а если это произошло, государство-«виновник», в данном случае Россия, подвергается санкциям.

Следующий пункт посвящен «открытым к сотрудничеству региональным



2018-07-06 1151 Обсуждений (0)
Архитектура безопасности Европы и ее функционирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Архитектура безопасности Европы и ее функционирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)