Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российский фактор в структуре безопасности Норвегии



2018-07-06 395 Обсуждений (0)
Российский фактор в структуре безопасности Норвегии 0.00 из 5.00 0 оценок




Отношения России и Норвегии уходят корнями в XIIIвек, их расцвет в мировой истории заметен в XVIII-XIXвеке – временах меновой торговли и активных экономических отношений. Для выявления взаимоотношений России и Норвегии в архитектуре европейской безопасности следует рассмотреть современное состояние взаимодействия между государствами.

Крайний Север и Арктика – главные приоритеты Норвегии. Государство осваивает ресурсы; повышает судоходную активность, использует дополнительные транспортные пути и возможности, открывающиеся в связи с изменением климата; управляет морскими ресурсами, увеличивая состояние рыбных запасов в Баренцевом море; использует Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане для формирования контуров нового нефтегазового района; признает принципы международного морского права и создает системы сотрудничества с арктическими и североевропейскими странами как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних структур – Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Арктического Совета (АС), Совета министров северных стран, «Северного измерения».Ключевыми целями Норвегии в Арктике являются сохранение мира, предсказуемости и стабильности; охрана природы, международное сотрудничество и правопорядок; постоянное стимулирование развития экономики страны.

Северо-Запад России и Норвегия имеют широкий спектр экономического и культурного сотрудничества. Согласно современным соглашениям между Архангельской областью и норвежскими губерниями, сторонами выражается «взаимная заинтересованность в расширении торгово-экономических и культурных связей, в обмене опытом в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты, сельского хозяйства, сохранения окружающей среды, местного самоуправления, транспорта, молодежного сотрудничества, спорта и туризма». https://old.dvinaland.ru/files/region/inter/2_sogl.pdfhttps://old.dvinaland.ru/files/region/inter/2_plan.pdfhttps://old.dvinaland.ru/files/region/inter/3_sogl.pdf

 

Норвегия поддерживает мнение ЕС о «современной российской агрессии», но нельзя утверждать, что государство рассматривает Россию как одну из основных угроз. После введения экономических санкций 2014 г. и последнего на данный момент «зеркального» продления их Россией до конца 2018 г. Королевство лишилось рынка сбыта продуктов рыболовства, и в данное время рассчитывает в основном на азиатские страны. https://ria.ru/economy/20180123/1513116167.htmlЭтот факт не мешает Норвегии постоянно участвовать в учениях НАТО, к примеру «Единый трезубец» (Trident Juncture)» осенью 2018 г., которые, по словам военного руководителя НАТО Джеймса Фогго, будут подразумевать идею нападения России на Норвегию.

Согласно последним действиям и высказываниям руководителей Норвегии по российскому вопросу, в данный момент Норвегия расценивает действия России как «непредсказуемые». В это определение не входит недавний инцидент с отравлением С. Скрипаля и его дочери, когда Норвегия продемонстрировала солидарность с мнением ЕС только высылкой одного дипломата. В 2017 г. премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг заявила, что Россия не представляет угрозы, а арктические связи очень важны для государства. Поэтому необходимо разграничивать мнение НАТО, всегда критикующее действия России и высказывания норвежских политиков.https://russian.rt.com/inotv/2017-06-11/Premer-Norvegii-Rossiya--ne

Норвегия в целом не рассматривает Россию как военного партнера, но сотрудничество по безопасности ограничивается продолжается в сфере ядерной безопасности и поисковых операций. С 2014 по 2017 г. посещения России норвежскими высокопоставленными политиками отсутствовали.

Соответственно, в современных отношениях Норвегии и России существует два основных противоречия: восприятие Норвегией утверждений США и ЕС о России «на веру», вера в «российскую агрессию» и вопрос о разделе континентального шельфа, который многие годы остается нерешенным. Значимость второго фактора описывалась еще в декларации правительства Норвегии по вопросам внешней политики от 4 февраля 2007 г.: «правительство будетдобиваться международного признаниянорвежской позиции по Шпицбергену,рыбоохранным зонам, добыче нефти и газа,а также охране окружающей среды».The Soria Moria Declaration on International Policy. Oslo: The Office of the Prime Minister, 2007. URL: http://regjeringen.no/en/archive/Stoltenbergs-2nd-Government/Office-ofthe-Prime-Minister/rapporter-og-planer/rapporter/2005/the-soria-moriadeclaration-on-internati.html?regj_oss=1&id=438515

Как отмечают исследователи В. Конышев и А. Сергунин, Норвегия расширяла свою арктическую стратегию в дальнейших документах. Стратегическая концепция вооруженных сил (ВС)описывает «вызовы суверенитету в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежнаязона), возможные покушения на биоресурсы моря,атаки на нефтяные и газовые платформы нашельфе, техногенные катастрофы». «Приоритет Крайнего Севера в стратегическом планировании» означает неуклонное выполнение Норвегией обязательств по плану НАТО «по защите западных геоэкономических и геополитических интересов в этом перспективномрегионе». Norwegian Defence 2013. Facts and figures. Oslo: The Norwegian Ministry of Defence, 2012. URL: http://regjeringen.no/upload/FD/Dokumenter/FaktaomForsvaret2013_engelsk_oppdatert-mai-2013.pdf

Кроме геополитического положения России и «нарушения основ демократии» Норвегия озабочена тем фактом, что «на Кольском полуострове базируется Северный военный флоти сосредоточена большая часть российскихарсеналов ядерного оружия стратегическогоназначения». Однако «украинский период» послужил поводом для усиления НАТО на норвежских позициях. Это объяснимо постоянными стремлениями НАТО к расширению, а также экспертизой FFI - Норвежского центра оборонных исследований. В нейописывается возможность применения военной силы «авторитарной властью» Путина, модернизация ВС России после грузинского кризиса 2008 г., «использование Россией разных средств влияния для контроля Крыма», поддержка прав русскоязычного населения Россией, «повторение крымского успеха в связи большой поддержки президента населением». В целом, по данным исследователей, «антироссийский и проамериканский курс Осло особенно усилился с началом украинскогокризиса, когда Норвегия присоединиласьк западным санкциям против Россиии приостановила программы военногосотрудничества с Москвой. Реальных перспективна улучшение двусторонних отношенийс Норвегией в военной сфере у Россиив ближайшем будущем нет».В.Н. Конышев, А.А. Сергунин. Современная военная стратегия Норвегии в Арктике и безопасность России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2017 т. 13, вып. 2, стр. 353–368

Таким образом, в данное время отношения Российской Федерации и Королевства Норвегия характеризуются взаимным культурным обменом и экономическими связями.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной работе было проанализировано понятие «архитектура безопасности» - установлено, что этот феномен означает совокупность международных организаций, действующих на международной арене для обеспечения существующих видов безопасности, в приоритет которых выводятся военная и политическая безопасность. Для обеспечения таких видов безопасности, как экологическая, экономическая, социальная, культурная и информационная правительства европейских государств действуют в тандеме с международными организациями европейского пространства.

Таким государством является и Норвегия. Пересечения с АЕБ, которые и составляют роль Норвегии, проявляются в тесном сотрудничестве с НАТО по вопросу военной безопасности – вместе с ЕС Норвегия обеспечивает свою безопасность при поддержке альянса. Среди стран Северной Европы Норвегия является участником военной межправительственной организации NORDEFCO. Норвегия осуществляет связи с ЕС в области экономики и обороны через органы ОВПБи EDA. Также государство вместе с ЕС является членом ООН.

Для России необходимо понимание функционирования данного механизма вследствие невозможности реальной альтернативы. В текущий момент реализация проекта архитектуры европейской безопасности без НАТО невозможна, несмотря на непредсказуемость политики государства-основателя и главного финансиста, США, в лице президента Д. Трампа и его невнимание к альянсу. Активные действия России на международной арене, к которым относится помощь западной Украине и Сирии в разрешении последствий военных конфликтов не вызывают положительной оценки со стороны европейского сообщества. Несмотря на продвижение «эволюции демократии», в понимании действий России доминирует остаточная логика политики СССР и «холодной войны», наряду с использованием США различных видов «силы» для контроля европейского политического мнения. НАТО под руководством США остается гарантом безопасности Норвегии и всего европейского региона.

По мнению автора работы, России не следует опасаться международной изоляции, и в то же время максимально сотрудничать с Норвегией и другими европейскими государствами, в особенности в культурной сфере, которая способствует «стиранию границ» между населением государств, что ведет к объединению, в особенности в условиях демократии и внимания к мнению народа в европейских государствах. В этой сфере особую роль следует играть Архангельской области, сохраняя самобытность собственной культуры в противопоставление доминирующей западной идеологии.

Что касается изоляции, глобализированный мир, по мнению автора, тормозит инновационное развитие в России, резкий переход от международной изоляции к открытому капитализму привел к тому, что российские ресурсы используются для закупки технологий, которые развиваются в других странах и ведут к увяданию российского производства, превращение его в сырьевой придаток. Поэтому лучшим вариантом для развития альтернативы существующей архитектуры безопасности под эгидой НАТО будут конкретные проекты, которые покажут силу России не только в военной сфере, но и усиление внутренней политики, независимости и суверенитета нашего государства.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники



2018-07-06 395 Обсуждений (0)
Российский фактор в структуре безопасности Норвегии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российский фактор в структуре безопасности Норвегии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)