Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОДУЛЬ 2. «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»



2018-07-06 851 Обсуждений (0)
МОДУЛЬ 2. «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок




МОДУЛЬ 1. «ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Экзамен

Теоретический блок вопросов:

1. Социальное управление и социология управления как наука и учебная дисциплина.

2. Объект и предмет социального управления и социологии управления, сопоставление их с объектами и предметами других управленческих наук.

3. Основные категории социального управления и социологии управления, их интерпретация и особенности как социологических категорий.

4. Системный подход и системный анализ в управлении

5. Генезис теории управленческих отношений в обществе.

6. Развитие социологии управления в зарубежной науке.

7. Развитие социологии управления отечественными специалистами.

8. Авторитаризм как способ управления.

9. Демократический тип управления.

10. Менеджмент как способ управленческой деятельности.

11. Структура социологии управления.

12. Функции социологии управления.

13. Законы и закономерности социологии управления.

14. Методы социологии управления.

15. Метод системного анализа "Восьми колес".

16. Особенности корпоративных управленческих отношений.

17. Типология отношений руководства-подчинения в зависимости от уровня власти.

18. Специфика управленческих отношений в различных сферах жизнедеятельности людей.

19. Общество как самоорганизующаяся и управляемая система.

20. Логические законы управления организацией Муни и Рейли.

21. Власть. Виды власти в организации. Шкала лидерства (Танненбаума и Шмидта).

22. Синтетический подход" Урвика и Гьюлика.

23. Кадры в системе управленческих отношений.

24. Теория стилей Р.Лайкерта.

25. "Стимулирующий" и "предупредительный" стили. Модель Блейка и Моутона.

26. Модели руководства А.Этциони, Б.Касса, Р.Лайкерта.

27. Стиль руководства. Выбор стиля.

28. Сущность лидерства.

29. Соотношение каналов власти и степени зрелости объекта управления.

30. Развитие лидерского потенциала.

31. Менеджер как тип личности. Решетка менеджера.

32. Требования к менеджеру, их эволюция.

33. Имидж менеджера, его суггестия.

34. Объект и предмет социальной инженерии.

35. Преобразовательная сущность социальной инженерии.

36. Поэтапная и «утопическая» социальная инженерия в теории и на практике.

37. Роль и место социологической диагностики в социальной инженерии.

38. Роль социального прогнозирования в системе управленческих знаний.

39. Виды социального прогнозирования и процедуры их осуществления.

40. Виды и функции социальных моделей и моделирования.

41. Системно-функциональный подход к моделированию.

42. Роль социального эксперимента в управлении.

43. Методология, методы и средства социального проектирования.

44. Виды стратегий социального проектирования.

45. Необходимость социального планирования при реализации проекта.

46. Классификация социальных технологий.

47. Обеспечение социального управления методами социальной инженерии.

48. Обеспечение реализации социальной политики методами социального управления.

49. Факторы и технологии принятия эффективных управленческих решений.

50. Использование методов и технологий социальной инженерии при разработке управленческого решения.

 

Аналитическое задание:

1. Сопоставьте определение предметного поля дисциплины «социология управления» с такими дисциплинами как «теория управления», «менеджмент», «социология», «государственное управление».

2. Перечислите все разделы, которые составляют структуру дисциплины «социология управления» и обоснуйте эту структуру.

3. Приведите пример реальной демонстрации закона Эшби в системе управления организацией.

4. Покажите пять особенностей социологических категорий на примере понятийного аппарата дисциплины «социология управления».

5. Проинтерпретируйте и сопоставьте понятия "управлять", "руководить", "властвовать", "командовать".

6. Назовите и дайте интерпретацию понятий, описывающих отношения подчинения.

7. Представьте методологическую схему системного анализа по методике Тихомирова «Восемь колес».

8. Приведите примеры использования форм управления в исторической ретроспективе: демократия, плутократия, охлократия, технократия, партократия, юрократия.

9. Объясните, почему Платон и Аристотель считали, что возможна деградация таких форм управления: монархии к тоталитаризму; аристократии к авторитаризму и олигархии; демократии к охлократии и анархии.

10. Обоснуйте причину появления теории «классическая школа управления» и назовите её основных представителей.

11. Обоснуйте причину развития теории малых групп и метода социометрического опроса при переходе к новой парадигме - «научной школе человеческих отношений».

12. Приведите примеры и обоснуйте, какие направления социологии получили практическое воплощение и развитие при переходе к концепции «эмпирической школы» управления.

13. Дайте пояснение тому, что при развитии теории управленческих отношений и появлении концепции – школа «социальных систем», получила развитие наука конфликтология.

14. Обоснуйте, почему развитие «новой» школы управления способствовало развитию теории принятия управленческих решений.

15. Поясните, почему концепция управленческой теории, которая получила название «менеджмент человеческих ресурсов» связана с развитием таких направлений как: «теория личности как социальной системы», «социальные технологии», «инновационные методы управления», «кадровая политика».

16. Приведите примеры использования идеи самоуправления в различных социальных системах.

17. Обоснуйте идею муниципальной реформы в соответствии с ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

18. Какие направления государственного управления вы считаете приоритетными: назовите и обоснуйте.

19. Как вы считаете: государство должно управлять обществом, социальными группами, личностями, или формировать условия, которые воздействуют на поведение этих объектов.

20. Используя шкалу Танненбаума и Шмидта, представьте наиболее эффективную модель управления организацией.

21. Приведите примеры соответствия каналов власти и степени развития организации.

22. Приведите примеры моделей развития событий в организации в случае несоответствия управляющей и управляемой системы: статус руководителя ниже статуса некоторых подчиненных.

23. Приведите примеры различных стилей управления и выскажите ваши соображения о том, как и где они могут использоваться. Возможно ли понятие «лучшего стиля».

24. Обоснуйте ситуации, когда управление в организации построено на власти, а когда на партнерских отношениях.

25. Перечислите основные личностные характеристики, которыми должен обладать лидер в группе, в организации.

26. Перечислите основные социальные качества, которыми должен обладать руководитель в организации.

27. Дайте описание имиджа государственного служащего, обоснуйте его.

28. Представьте описание имиджа преподавателя высшей школы, обоснуйте.

29. Дайте описание вашего имиджа и суггестии вашего имиджа.

30. Перечислите основные положения из «Правил Карнеги» и прокомментируйте их.

31. Как бы вы охарактеризовали введение территориальных МФЦ (многофункциональный центр) в качестве современных управленческих коммуникаций.

32. Каково ваше поведение в случае, если вас назначили руководителем отдела, в котором есть две конфликтующие группировки.

33. Обоснуйте, почему в формальной организации отношение выстраивается к должности, а не к личности руководителя.

34. Какие формы поощрения работников в организации вы считаете наиболее прогрессивными в современных условиях.

35. Какие вы видите психологические аспекты поощрения и наказания в организации.

36. Как вы видите организацию психологической подготовки кадров к нововведениям в организации.

37. Как вы считаете, к каким механизмам реализации нововведений должен прибегать руководитель.

38. Обоснуйте эффективность социоинженерного метода при осуществлении нововведений.

39. Обоснуйте четкое отличие социологической диагностики от социологического исследования.

40. Назовите все обязательные социоинженерные этапы, предшествующие разработке и принятию социального проекта.

41. Приведите пример социоинженерного подхода к принятию управленческого решения.

42. Попытайтесь объяснить неудачу в реализации приоритетных национальных проектов, которые несколько лет назад пытались осуществить в сфере образования, здравоохранения и ЖКХ.

43. Обоснуйте, в чем К. Поппер видел основное отличие поэтапной социальной инженерии и «утопической» социальной инженерии.

44. Приведите примеры, которые можно отнести к «утопической» социальной инженерии.

45. Как вы связываете такие понятия как «социальная инженерия», «социальное управление», «социальная политика».

46. Как бы вы развели понятия «прогноз», «предсказание» и «предвидение». Приведите примеры.

47. Приведите пример необходимости разработки модели, проведения эксперимента ее функционирования до разработки социального проекта. Какие могут быть последствия при нарушении этой методики.

48. Обоснуйте необходимость планирования в реализации социального проекта. Почему при переходе к рыночным отношениям в нашей стране в 90-е годы в первую очередь были ликвидированы отделы планирования, и даже Госплан. Правильно ли было это.

49.В чем отличие социоинженерного социального планирования от планирования в советский период.

50.Дайте определение и раскройте сущность таких понятий как «социальные технологии», «квазитехнологии» и «антитехнологии» в практике управления.

 

МОДУЛЬ 2. «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»

Экзамен

Теоретический блок вопросов:

1. Предмет организационного поведения. Характеристики организационного поведения: функциональная определенность, временная заданность, самоорганизуемость, мотивационная автономность, предсказуемость, сценарная воспроизводимость.

2. Классические теории организации: научный менеджмент Ф.Тейлора, организационные принципы А.Файоля, бюрократическая теория М.Вебера, организационная теория Л.Гьюлика-Л.Урвика.

3. Концепция человеческих отношений: взгляды на организацию Р.Мейо, подход Д.Макгрегора, теория К.Арджириса, организационная система Р.Ликерта, подход В.Бенниса.

4. Ситуационные теории организации: Подход Дж. Вудворд. Роль технологии в организации: исследование Т. Бёрнса и Дж. Сталкера, исследование П. Лоуренса и Дж. Лорша.

5. Организация как социотехническая система. Управление организацией как искусство (взгляды Дж. Одиорне).

6. Социокультурный образ организации, ее социокультурное окружение. Поведенческие стереотипы: экономический, психологический, технологический, этический человек.

7. Личность и организация. Гармония и конфликт интересов организации и личности. Проблема взаимоувязывания общих, групповых и индивидуальных целей.

8. Индивидуальные различия и стили деятельности. Влияние на организационное поведение возраста работников, их пола, семейного положения и продолжительности работы в организации.

9. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение работников (авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, догматизм).

10. Мотивы и потребности людей в организациях. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, К.Альдерфера, теория Х-Y Д. Мак-Грегора, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга.

11. Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания, целевая теория мотивации, модификация поведения.

12. Мотивация и эффективность организации. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников. Система оплаты труда как регулятор организационного поведения.

13. Природа групп в организации, их классификация, стадии развития, структура. Групповые процессы: групповое давление и конформность, групповая сплоченность и совместимость. Групповые нормы и санкции.

14. Диспозиционные отношения и статусы в организации: источники, функции, соответствие. Ролевая идентификация, ролевой конфликт.

15. Ситуационые переменные, влияющие на групповое оргнизационное поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы.

16. Межгрупповое взаимодействие в организации и теоретические подходы к его исследованию: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный.

17. Ингрупповые фаворитизм, стереотипизация, атрибуция. Содержание и функция полоролевых стереотипов, феномен “стеклянного потолка”. Межэтническое взаимодействие.

18. Ценности работников организации. Их виды: классификация Г. Олпорта, ценностно-поведенческая, терминальные и инструментальные ценности. Ценностные ориентации и аттитюды.

19. Психологическая совместимость, групповая сплоченность и срабатываемость как факторы эффективной работы. Социально-психологические аспекты формирования управленческих команд.

Социально-психологический климат трудового коллектива, методы его диагностики и коррекции. Базовые психологические ориентации и эмоциональная жизнь работников. Факторы адаптации и дезадаптации личности в трудовом коллективе. Моббинг и способы борьбы с ним.

Критерии оценки ответа на вопросы теоретического блока:

9-10 баллов –теоретический вопрос раскрыт полностью;

7-8 баллов – вопрос раскрыт полностью, но однако отмечены погрешности в ответе, скорректированные при собеседовании;

5-6 баллов – вопрос раскрыт с ошибками, отсутствуют логические выводы и заключения к решению;

2-4 баллов – вопрос раскрыт не до конца, нет четких выводов и заключений по решению задачи

0 баллов – вопрос не раскрыт



2018-07-06 851 Обсуждений (0)
МОДУЛЬ 2. «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОДУЛЬ 2. «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (851)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)