Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия даосизма и конфуцианства



2018-07-06 600 Обсуждений (0)
Философия даосизма и конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая характеристика философской мысли древней Индии. Буддизм

Вообще черты восточной философии:

Философия существования – философия существует для жизни(есть еще философия сущности – в западной философии перемежались). Мудрецы древней Индии делились с учениками знаниями о том, как выйти из этого мира (китайские – как выжить в существующей реальности)

Решение основных вопросов человеческого бытия – только в согласии с собственным духовным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира

Принцип недвойственности: одно в другом (см: дуализм западного – одно и другое)

Многогранность истины

Конечная цель индивида – самосовершенствование

Учения Востока изначально создавались как моральные, научные или религиозные

 

Индийская школа философской мысли:

Индуизм

Буддизм

Джайнизм

 

Этапы индийской философии:

1. Ведийский: 1500-500 до н.э. – ортодоксальная философия индуизма

2. Классический/ брахмано-буддийский 500 до н.э. – 1000 н.э. – становление 6 классич. Школ индуистской философии, появляется интерес к этическим проблемам, буддизм и джайнизм

3. Послеклассический/ индуистский с 1000 н.э. Буддизм угасает, джайнизм теряет значение. Цель – единение с божеством еще при жизни

 

Общие черты индийской философии:

  1. Практическая направленность: цель – совершенствование жизни человека
  2. Вера в нравственный миропорядок («риту»)
  3. Представление о неведении как источнике всех страданий, лишь знание – источник спасения человека
  4. Длительное сознательное сосредоточение – источник любого знания
  5. Осознание необходимости самоконтроля, подчинения страстей разуму – единственный путь к спасению

 

Первоначально философия индуизма получила своё каноническое, ортодоксальное оформление в форме сборников, насчитывающих более тысячи гимнов, состоящих примерно из 10 000 стихов. Эти священные книги были основаны на традициях ариев и записаны в середине II тыс. до н.э. Однако первоначальные четыре сборника со

временем были объединены общим названием ≪Веды≫ (в переводt с санскрита- ведение, знание). Первые основополагающие четыре сборника (в литературе часто объединяются под названием Самхиты).

Веды – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 в до н.э. арийцами из Средней Азии, Поволжья, Ирана. Сохранилось 4 Веды:

Ригведа - старейший и основополагающий сборник учения, оформленный к 1200 г. до н.э.

Самаведа – сборник песен и священных заклинаний

Яджурведа – сборник жертвенных формул-заклинаний

Атхарва-веда – сборник магических формул и заклинаний, сохранившихся с доарийских времен

 

Книги, поясняющие содержания Вед: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Наибольший интерес у исследователей вызывают Упанишады (дословно с санскрита- сидение у ног учителя). Это заключительная часть, в которой даётся философская трактовка содержания Вед. Упанишады по форме представляли, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником

 

Философская концепция Вед:

1. Брахман. Индуистский пантеон насчитывает 330 млн богов и богинь, все они имеют свою сферу влияния. Особое значение имеет триада: Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира, Шива – разрушитель. Концепция Брахмана – Абсолютная реальность – вся полнота Вселенной со всем сонмом богов, которые лишь воплощенные функционально-ограниченные аспекты Брахмана. Цель жизни должна состоять в единении со Вселенной, так как в душе (Атман) есть все свойства Брахмана (тождество Брахмана и высшего «Я» - Атмана)

2. Атман – высший личностный аспект Абсолютной реальности (Брахмана). Брахман имеет извечный порядок, нарушение или незнание которого приводит к дисгармонии между Атманом и Брахманом. Порядок носит название Саната Дхарма.

3. Саната Дхарма – извечный порядок вещей, принцип, по которому функционирует Брахман. Вечное, которое позволяет человеку обрести жизненную гармонию – реальность/истина. Способность личности к восприятию ограничена сансарой.

4. Сансара – перевоплощение души/личности в цепи новых рождений. Эго в рамках Сансары подвержено кармическим влияниям – обречено вновь и вновь возрождаться на земле, если человек не вырывается из порочного круговорота неведения и не может постичь Дхарму. Человек, не постигший мудрость, будет наказан законом кармы.

5. Карма – процесс воздаяния за совершенные человеком деяния (нарушение и искажение нравственно-этических норм), кармические последствия проявляются в будущих жизнях.

6. Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Расширяя сознание и осознав бессмертие через тождество Атман-Брахман, человек обретает освобождение от жизненных страданий. Освобождение осуществляется в процессе самореализации и избавления от неведения (невозможности отличить Абсолютную реальность от иллюзорного мира сансары).

 

Ортодоксальные философские системы признают авторитет Вед, способ духовного освобождения – соблюдение магических формул и обрядов, содержащихся в них.

Неортодоксальные (не основанные на ведийских знаниях) – буддизм и джайнизм, способ избавления от страданий – путь внутреннего самосовершенствования.

 

Веданта и Санкхья – философские ортодоксальные школы, появившиеся в период индуизма.

Санкхья (в переводе- счёт, перечисление)

Является одной из самых ранних философских традиций в Индии. Легендарным основателем школы считается Капила. Своеобразие философской доктрины санкхьи заключалось в том, что ее мыслители попытались исчислить все категории, с помощью которых возможно описать мироздание.

• Дуализм.

Учение классической санкхьи представляет собой философский дуализм, поскольку в основе всех теоретических конструкций лежит представление о двояком начале мира. Первое начало — Пракрити, или Прадхана. Это вечная, непроявленная первоматерия, изначально

обладающая тремя качествами (гуна): ≪саттва, раджас и тамас».

Саттва связана с гармонией, умиротворенностью и олицетворяет светлое, раджас обозначает страсть, стремление и ярость, а тамас имеет отношение к невежеству, бездействию, мраку и тьме. Пракрити активное бессознательное начало. Взаимодействием качеств объясняется разнообразие мира. Первоматерия и ее продукты не являются

самопроявляющимися и для своего проявления нуждаются в свете другого начала — Пуруши. Под Пурушей в санкхье понимается духовная бездеятельная субстанция, представляющая собой вечное сознание. Пуруша не имеет качеств.

 

• Проявление мира.

Процесс взаимодействия Пракрити и Пуруши приводит к проявлению разума (буддхи), именуемого также Великим (махат). Функция разума заключается в обнаружении, различении себя и других. Ум порождает самосознание, дающее ощущение ≪Я≫ и ≪мое≫. Сетка основных категорий философской системы санкхья состоит из 25 понятий, которые описывают взаимоотношения Пракрити и Пуруши как на уровне Вселенной, так и на уровне отдельного индивида. Связь между первоматерией и духом такая же, как между слепым и хромым: Пуруша, в силу своей неспособности к действию, вовлекается Пракрити в ее активность, оставаясь при этом совершенно не затронутым ею.

 

•Познание.

Познавательный ≪аппарат≫ в санкхье состоит из разума, самосознания, ума и чувств. При помощи этих средств объект воспринимается познающим субъектом. Когда предмет воздействует на чувства, ум обрабатывает впечатления, формируя восприятие. Далее, самосознание соотносит его с собой, а разум дает целостное представление об объекте. Ум, распространенный по всему телу, удерживает впечатления и склонности прожитых жизней, которые проявляются при соответствующих условиях. Санкхья признает три источника достоверного знания: восприятие, вывод и авторитетное свидетельство. Критерием истинности полученного с помощью этих средств знания выступает его применимость на практике. В трактовке причинно-следственных связей философы этой школы выступали сторонниками теории о пред-существовании следствия в причине (саткарьявада), противопоставляя свои взгляды Вайшешике и ньяе.

 

• Освобождение.

Под освобождением (мокша) в санкхье, как и в подавляющем большинстве школ, понималось полное прекращение всяких страданий. Иными словами, задача адепта освободить Пурушу от влияния Пракрити, причем этот процесс разворачивается как на космическом, так и на личностном уровне. Причина пребывания души в сансаре — неведение, отождествление себя с телесной оболочкой. Поэтому главным средством для достижения мокши философы санкхьи считали истинное знание, заключающееся в постижении различия между духом и материей. Обрести освобождение можно при жизни.

 

Веданта

Школа веданта (букв.: ≪завершение Вед≫) является вершиной брахманской философской мысли. В её рамках окончательно оформилось философское учение, истоки которого содержались в Ведах и их наиболее философской части — Упанишадах.

Адвайта-веданта.

Адвайта-веданта. Основателем адвайта-веданты (букв.: ≪не-двойственная веданта≫) стал Шанкара. Основной тезис Шанкары заключался в утверждении не-двойственности реальности. Согласно его учению, существует реальность, которая является самоочевидной, непосредственно воспринимаемой и достоверной — это реальность Я. Представление о Я предшествует всему, в том числе и потоку сознания. Я — это духовная сущность, душа(атман), чья природа — сознание. Именно атман освещает все познавательные способности. Он же освещает и самого себя. Природа атмана тождественна природе высшего духовного начала — Брахмана. ≪Вечный, чистый, свободный, единый, неделимый, блаженный, недвойственный, действительный, знающий, бесконечный — таков высший Брахман, таков поистине Я≫. Брахман находится за пределами всякого эмпирического познания, и поэтому сказать о нем нечто можно только лишь путемотбрасывания всяких характеристик. Если Шанкара интерпретирует Брахмана как единственную подлинную реальность, то мир в его доктрине по отношению к этой реальности выступает в качестве иллюзии (майя) Брахмана, или его игры (лила). Мир подобен сновидению и не существует независимо от сновидца. В основе принятия мира как самостоятельно существующего лежит неведение (авидья), которое также является причиной ложного утверждения о существовании индивидуальных душ. Таким образом, адвайта отрицает всякое самостоятельное существование какой бы то ни было реальности, кроме Брахмана.

Вишишта-адвайта.

Другой философ веданты, Рамануджа, представил несколько иную трактовку взаимоотношений мира и Брахмана, получившую название вишишта-адвайта (букв.: ≪ограниченная не-двойственность≫). Рамануджа обратил внимание на то, что высшую реальность Шанкары невозможно постигнуть с помощью каких бы то ни было средств познания: ни восприятием, ни выводом, ни даже с помощью Вед. Для Рамануджи Брахман — это прежде всего высшая индивидуальность, которая описывается в традиции Вед с помощью качеств: бытие, сознание и блаженство. Наиболее значимые атрибуты Бога — сострадание, любовь, могущество и знание. Высшая реальность, Брахман, выступает одновременно и как Бог- хранитель мироздания — Вишну. Весь мир и все сущее в нем изначально содержатся в Боге. Мир и Бог соотносятся друг с другом как часть с целым. Вишну творит мир не иллюзорно (как у Шанкары), а на самом деле, и управляет миром подобно тому, как царь господствует над своим царством. Преодолеть пропасть между господином (Вишну) и слугой (индивидуальная душа) можно только благодаря преданности (бхакти) души Богу и милости Бога.

• Двайта-веданта.

Мадхва сформулировал учение о полном различии между миром и

Брахманом, получившее название ≪двайта-веданта≫ (букв.: ≪двойственная веданта≫). В этой версии веданты Брахман также понимается в качестве высшей реальности, чьи атрибуты абсолютны. Но существует 5 вечных различий между:

1)Вишну (Ишвара) и индивидуальными душами;

2) Ишварой и неодушевленными

предметами;

3) душами и предметами;

4) различными душами;

5) различными предметами.

Эти различия реально существуют, и преодолеть их может только

воля Бога.

Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в

Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в.

н. э.), а также в иных регионах.

 

Основателем данного учения считается Сидхартха Будда(563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" и передал свои духовные достижения людям. Достиг Нирваны в 80 лет (по основной версии).

Жизнь Будды

Сразу же после рождения Гаутамы семь браминов предсказали правителю (отцу Гаутамы), что если молодой принц останется дома, то он станет правителем, который объединит Индию, но если он уйдет, то станет Буддой и снимет пелену невежества с глаз мира.

Восьмой брамин объявил, что Гаутама, несомненно, станет Буддой, отказавшись от мира после того, как увидит четыре знака. Правитель, обеспокоенный потерей наследника, огородил своего сына от боли и страдания и окружил его всей возможной роскошью.

Поворотный момент жизни Гаутамы произошел, когда ему было 29 лет. Во время четырех путешествий он неожиданно увидел 4 знака:

1) дряхлый старик

2) человек, страдающий от болезни

3) труп

4) отшельник

Гаутама осознал, что жизнь подвластна старости, болезни и смерти.

Четвертый знак показал ему возможность преодоления этих состояний и воодушевил его оставить прежний мир, чтобы найти путь к избавлению от страданий.

Он присоединился к группе пяти аскетов и в течение шести лет практиковал чрезмерный аскетизм, истощивший Гаутаму настолько, что он чуть не умер. Осознав бесполезность аскетизма, принц оставил этот образ жизни с тем, чтобы найти свой собственный путь

к просветлению. Остальные пятеро аскетов отвергли и покинули его. Однажды дочь крестьянина накормила Гаутаму рисом с молоком, что придало ему сил. После еды он сел под деревом и дал обет не сойти с этого места до тех пор, пока не достигнет просветления. Это дерево стало известным как дерево Бо.

В итоге он достиг просветления.

Буддизм отрицает реальность Брахмана и высшего «Я». Все сущее взаимосвязано и находится в состоянии постоянного изменения. Отрицание авторитетности любого знания извне, эмпирический подход в построении доказательств.

 

Пратитья-самутпада: все, что должно произойти, обусловлено уже существующими факторами, которые также зависят от ряда причин – все сущее находится в тесной взаимосвязи. Любое изменение в мироздании влечет за собой неотвратимые последствия. Человек – полностью зависимая частица окружающего мира. При отсутствии условий для существования, существование человека прекращается.

 

Признаки существования:

Анигга – непостоянство и переменчивость Вселенной

Анатта – отрицание человеческого «Я», самости Эго (Атмана). «Я» - это иллюзия. Феномена самостоятельного эго не существует, личность – воплощение 5 скандх: физическое тело, чувства, ментальность, желания, сознание. Со смертью взаимодействие этих компонентов нарушается, личность перестает существовать.

Дункха – жизнь – источник страданий и неудовлетворенности.

 

В состоянии просветленности Гаутама осознал Четыре Благородные Истины,которые стали основанием его учения:

 

1) О страдании (жизнь=страдание)

2) О причинах страдания (страдание вызвано неверными желаниями, которые привязывают человека к круговороту смерти и новых

рождений)

3) Об избавлении от страданий (нужно избавиться от желаний)

4) О пути, который ведет к прекращению страдания (Восьмеричный

Путь)

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования (Восьмеричный Путь), целью которого является Нирвана.

Нирвана - Великое Освобождение, выход из колеса Сансары, полный покой.

 

Восьмеричный путь:

Праведное понимание – основ учения Будды и взаимосвязи сущего

Праведное намерение – путь буддизма требует от человека решимости

Праведная речь – правдивая, плавная, конструктивная, осмысленная

Праведные дела:

• не убий;

• не укради;

• будь целомудренным;

• не лги;

• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ;

Праведная жизнь – приверженность ценностям в свете учения Будды

Праведное усилие – устранение низких помыслов и желаний

Праведные мысли – осознанное отношение к своему телу, чувствам, помыслам и объектам созерцания (неведение порождает страдание)

Праведное созерцание – конечная цель - нирвана

 

 

Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы. Всё это очень отличается от других известных религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя

богоподобным существом.

Буддизм впервые провозгласил достоинство личности человека!

Средний путь(Важная идея буддизма - "Средний путь" жизни

между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений,

праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем

аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического

и морального изнеможения).

К пяти моральным заповедям буддизмаотносятся следующие:

Встав на Восьмеричный путь, можно прийти к высшей цели человека — выходу из круговорота перерождений (сансары), а значит, к Нирване. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.

Ответвления:

1. Хинаяна (≪малая колесница≫) – идея личностного самосовершенствования и достижения Нирваны.

2. Махаяна (≪широкая колесница≫) - Учение об идущих по пути Бодхисаттвы (существо, отказавшееся от индивидуального достижения нирваны до тех пор, пока не поможет всем остальным существам освободиться). Таким образом, в Махаяне акцент ставится не на индивидуальном спасении от круговорота смерти-рождения, а в бесконечном сострадании ко всем созданиям, отягощённым кармой. (Нужно помочь другим прежде, чем помогать себе!)

Философия даосизма и конфуцианства

Даоси́зм — учение о дао или ≪пути вещей≫, китайское традиционное философское учение. Основатель этой школы — Лао-цзы.

≪Дао дэ цзин≫ (≪Книга о Пути и добродетели≫) - главный канон. Один из выдающихся памятников китайской мысли. В нем изложены основные идеи даосизма. Автор – Лао-цзы.

Даосизм основан на личном постижении, не имеет социальной составляющей. Во многом строился как оппозиция конфуцианству.

 

Философская концепция даосизма:

Дао — ≪Путь≫. Ничто, начало и конец мира. Все материальные вещи рождаются из небытия и уходят в небытие. Только Дао вечно. Это небытие, которое не имеет имени (называя его, мы превращаем его в бытие). В Дао противоположности становятся тождеством.

Дэ – проявленная мощь. Дэ – Дао в действии, проявление его потенциальной энергии в объектах творения.

Ци – дыхание. Дух, энергия, жизненная сила, заключенная во всем сущем. Ци – движущая сила Вселенной.

Чан – извечный закон. Принцип, управляющий процессом перемен и контролирующий его действие в проявленном мире. Мироздание переменчиво, неизменен лишь чан.

Мин – просветление. Главная цель даоса – слияние с Дао. Абсолютное удовлетворение и естественность.

Естественность и простота – мир таков, какой он есть. Если совершенство существует, оно вокруг нас. Любая попытка изменить мир – посягательство на его совершенство, обнаружить которое можно лишь в состоянии истинного покоя. Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления: следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного.

 

Человек подобен полету стрелы: она движется туда, куда послала ее рука, стрелка и ее движение зависит от степени натяжения тетивы, от сопротивления воздуха, от препятствий на ее пути. Разумеется, направление полета стрелы может измениться: подул сильный ветер, пошел дождь, или она во что-нибудь врезалась, но способна ли стрела самостоятельно изменить направление собственного движения, самостоятельно отклониться в ту или иную сторону, полететь назад или не лететь вовсе? Поэтому и человеческая жизнь летит в том направлении, которое задают ей факторы и условия, ее формирующие, внешние параметры и обстоятельства, ее определяющие, и она не может произвольно изменить данное направление.

Даосизм -> мистическое воприятие мира.

 

Конфуцианство. Конфуцианство - это морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в государстве и в мире. Основатель – древнекитайский философ Конфуций (Кун-фу-цзы, 551-479 гг. до н.э.). Огромный вклад внес последователь Конфуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н.э.). Основной текст – четверокнижие (сборник речей К. «Лунь Юй» (Беседы и суждения), «Мэн-цзы», «Учение о середине», «Великое учение»). Согласно Конфуцию, все несчастья того времени были следствием того, что люди отступили от традиций предков. Идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены. Учение о Небе как воплощение судьбы и силы, обеспечивавшей порядок на Земле.

Этическая или же этико-философская концепция конфуцианства строится на трёх ключевых понятиях:

1) Тянь (небеса).Ощущение мирового порядка, духовная цель человечества. Правитель Китая именовался тянь-цзы (сыном неба), так как его основной обязанностью было поддержание миропорядка. Своё учение о личных достоинствах и общественном устройстве Конфуций считал небесным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии со Вселенной. Однако он не допускал никакого бесплотного теоретизирования по поводу тянь; человек должен был просто осознать свою цель и воплощать её в жизнь. По мнению Конфуция, мы живём во Вселенной, существующей согласно определённому порядку и законам. Поэтому надо жить так, чтобы поведение человека отражало эти

законы. Как только человек осознаёт это правило, он встаёт на небесный путь. В данном случае путь является переводом термина ≪дао≫, который стал ключевым не только в даосизме, но и конфуцианстве.

 

2) Чжен (гуманность, человечность).Смысл данного понятия Конфуций пояснял так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Это так называемое ≪золотое правило нравственности≫, которые в переводе означает: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к

тебе». Человеколюбие - это почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, то он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других.

 

3) Ли (соблюдение ритуала: обрядов, порядка, традиций).Человек должен чётко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого нормальное функционирование общества невозможно. Данный принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция - благородный государственный муж, который служит примером для всех других людей, посколько соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни. И тут как раз просматривается соотношение цзюнь-цзы и cяо-жень.

Цзюнь-цзы - это благородный муж, совершенный человек, обладающий человеколюбием и чувством долга. Cяо-жень - это человек маленький, полный эгоизма и неспособный выйти за рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. Норматив ≪благородного мужа≫ нужен был в качестве образца, чтобы затем

посредством человеческого выправлять человека… подобно тому, как топорище вырубают топором по образцу, находящемуся прямо перед

глазами≫.



2018-07-06 600 Обсуждений (0)
Философия даосизма и конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия даосизма и конфуцианства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (600)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)