Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представитель концептуализма - Абеляр.



2018-07-06 628 Обсуждений (0)
Представитель концептуализма - Абеляр. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Христианство возникло в 1 в н.э. в Палестине (вост. Провинция Римской империи). Во 2-3 вв. широко распространилось по всей империи. В 4 в. христианские общины стали серьезной силой. В 313 г. императоры Константин и Лициний издали Миланский эдикт (уровнял христианство с другими религиями), в 325 г. по указу Константина стало гос религией Римской империи.

 

Основные направления ранней христианской философии:

1. 2-3 вв. Гностицизм. Направление, осуждавшееся христианством как источник ересей. Представление о едином божественном начале, из которого возникает иерархически организованный мир, предельно удаленный от Бога. Валентин, Василид, Федот

 

2. Учение Оригена (185-254). Ориген разработал положение о трех уровнях смысла Библии: телесном (буквальном), душевном (моральном) и духовном (философско-мистическом). Наиболее глубоким считал духовное.

 

3. Апологетика 2-5 вв. (ранняя патристика 2-3вв.) Течение, к-рое выступало в защиту христианского учения (2-3 вв. – гонения на христианство, неустоявшаяся догматика). Основные представители: Тертулиан (150-222): верую, ибо абсурдно! Климент Александрийский (150-215).

 

4. Патристика 5-8 вв. (4-5 вв. – зрелая патристика). Христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика. Философское учение влиятельных философов-богословов: Боэций, Григорий Нисский, Максим Исповедник и др. и Отцов церкви: Августин Блаженный, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Их учения – ключевая роль в формировании христ. теологии.

 

(6-8 вв.) Поздняя патристика. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин. Крупнейший мыслитель, подготовивший переход к схоластике – Северин Боэций (480-525)).

Главное дело философов патристики: создание и распространение христианского философского учения, утверждение его принципов, превращение философии в служанку Священного Писания. Основные проблемы: соотношение веры и разума, природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов, теодицеи, человеческой личности, путей спасения души.

 

Схоластика – ориентация на ясное и доступное рационалистическое обоснование положений христианского вероучения.

 

Предсхоластика: 5-8 вв. (Боэций, Аврелий Кассиодор, Исидор Севильский), ранняя схоластика: 9-12 вв. (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр), Зрелая или высокая схоластика 13в. (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Мейстер Энхарт), Поздняя схоластика (Уильям Оккам, Жан Буридан)

(Подробнее про схоластику: с.50-53)

 

VI – XIV вв. Схоластика.

Схоластика – общее название философии и теологии, преподававшихся в церковных школах и университетах. До XIII в. школы были монастырскими, епископальными (при кафедральных соборах) и придворными. Университеты, возникшие в XIII веке были не столько центрами обучения, сколько корпоративными ассоциациями. Выстраивались по двум моделям: Болонской – студенческая корпорация и Парижской – корпорация магистров и студентов.

Изучали ≪7 свободных искусств≫: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку (в общей сложности 6 лет) – и теологию (еще 8 лет). Формы занятий – лекции и диспуты (семинары), темы которых предлагались студентами. Итогом теологических штудий становились так называемые ≪Суммы≫ – сводные

сочинения, в которых всесторонне разбирались разнообразные теологические проблемы.

 

12. Философия Бл. Августина (*из ст билета: иллюминационизм, экземпляризм, учение о времени, учение о двух Градах)

 

Блаженный Августин (354 – 430 гг.) – представитель западной патристики. Родился в г.Тагасте (Сев.Африка), крестился в 387 г., был епископом Гиппонским, канонизирован христ. Церковью. Развил христианский платонизм. Для него характерен религиозно-философский стиль философствования, волюнтаризм, психологизм. Центральная тема – человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея: Бог – совершенная личность и абсолютное бытие. Из этой идеи следует его существование (онтологическое доказательство бытия Бога).

 

Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога:

1) Душа есть – утверждается Бытие, отличающее Бога-Отца

2) Душа разумеет – утверждается Разум, Логос, отличающий Бога-Сына

3) Душа желает – утверждается Воля, отличающая Святой Дух

В Божественном разуме заключен интеллигибельный (постигаемый только умом) мир, совершенные образцы – «экземпляры» всех вещей -«экземпляризм» Августина – позиция крайнего реализма по проблеме универсалий.

Материя – ничто, но она благо как возможность для принятия формы. Человек – соединение души и тела. Душа – разумная субстанция, приспособленная для управления телом. Соединение души и тела непостижимо, душа знает о состояниях тела, не взаимодействуя с ним. Жизнь сосредоточена в жизни души, в её переживаниях и сомнениях. Воля и любовь ценнее разума. Тело существует в пространстве и во времени, душа – только во времени. Психологическое понимание времени как состояния души: душа помнит – настоящее прошедшего, душа созерцает – настоящее настоящего, душа ждет – настоящее будущего. Вера не противоразумна, а сверхразумна. (+Верую, чтобы понимать). До определенных ступеней постижения разум может довести, а дальше он бессилен. Бог постигается душой как бы озарением – иллюминацией.

Бог есть абсолютное Добро, он – абсолютный предмет любви. Свобода – следование Божьей воле, любви к Богу. Зло – отклонение от направленности к Богу как к абсолютной цели. Теодицея строится вокруг утверждения о том, что главную ответственность за зло в мире несет человек, совершивший грехопадение, злоупотребивший Божественным даром свободы. Недостаток совершенства чего-либо в отрыве от целого – зло.

В историософии Августина, построенной на принципах провиденциализма (объяснение исторических событий проявлением в них воли божества, провидения) и откровения, преодолевается античный циклизм. -> представление о линейности истории, идет от Адама и Евы через грехопадение, центральное событие – приход Христа, после которого ничто не может вернуться «на круги своя».

 

Теорию анамнезиса (связанную с платоновским переселением душ), которая совершенно разнилась с идеями христианства, заменяет на теорию иллюминационизма – теорию божественного освещения, озарения, гносеологическую теорию.

Иллюминация – освещение.

Идеи вкладывает в нас сам Бог. Более того, Бог, будучи истиной, находится в душе каждого человека. Бог, будучи светом (платоновский образ Бога-солнца), изнутри озаряет идеи, заложенные им в нашей душе. Благодаря этому ум способен видеть эти идеи и в соответствии с ними приводить факты.

Экземпляризм

Для Августина мир, представляющий собой свободный результат творения Бога, является разумным результатом; он был создан в соответствии с планом, потому что Бог в своем разуме имеет идеи, в соответствии с которыми мир и был Им создан. В Боге существует идеальный образец реального мира – это теологически-метафизическое учение было позже названо экземпляризмом (с лат. ≪образец≫, ≪модель≫). В таком случае существовали – как и у Платона – два равнозначных мира: идеальный – в Боге и реальный, существующий во времени и пространстве. Реальный мир появился через помещение идеи в материю. Итак, экземпляризм это христианская разновидность платоновского дуализма идеального и реального миров.

Теория времени

Проблема времени очень сложна. Время нельзя каким-то образом ухватить, визуализировать, потому что прошлое – это то, чего уже нет, будущее – то, чего еще нет. Настоящее, казалось бы, есть, но в следующее мгновение оно уже часть прошлого.

До творения мира, до появления материального, не было и прошлого. Прошлое появляется одновременно со временем.

Методология Августина: он решает проблемы, путем обращения к человеку, исходя из аналогии с человеком. Он говорил, что объективно не знает, что такое время, но он мог сказать, что такое субъективное время. ≪Настоящее прошлого – это память. Настоящее настоящего – созерцание. Настоящее будущего – надежда, ожидание≫.

Три модуса времени:

・ Память

・ Созерцание

・ Надежда (ожидание)

Учение о двух Градах

Труд ≪О Граде Божьем≫ – отражает интересную социальную позицию Августина.

Существуют два государства (метафоры):

1) Град Божий, Град Небесный, Град Иерусалим, град Авеля – одно государство.

2) Град греха, Град Земной, град Вавилон, град Каина – другое государство.

Люди населяют либо один, либо другой град. Самостоятельно зло не существует. Поэтому и там и там существуют благие элементы. Отличие в том, что в Граде Небесном эти элементы расположены в правильной последовательности, в то время как в Граде Земном те же элементы расположены в неправильно. Последовательность элементов – это порядок любви. Любовь, по мнению А., это главная божественная заповедь. И в первую очередь надо любить именно Бога. Вообще, только лишь Бога и можно любить. Всем остальным люди просто пользуются. Заповедь Августина: ≪Возлюби Бога и делай, что хочешь≫. Если человек любит Бога, то он автоматически не делает зла.

В Граде Земном люди тоже любят. Но прежде Бога любят других людей, материальные ценности и т.д. Таким образом, душа этих людей обречена на гибель, на них Божья благодать не распространяется.

Возникает проблема предопределения. Принадлежность к тому или иному Граду предопределена Богом. И в этом следует видеть божью благодать: в ином случае, погибли бы все, а так хоть у кого-то есть возможность спастись. Любовь – главное. Она выше веры, выше любых чудес и т.д. Человек – создание Бога, поэтому он не может упрекать Бога в том, что тот лишил его возможности спастись

 

Августин убежден, что Бог существует. Доказательство существования Бога: его присутствие во всем, всемогущество, совершенство.

Жизнь общества представлена в борьбе двух противоположных царств: Земного и Божественного. Земное царство: гос учреждения, власть, армия, бюрократия и пр., Божественное: священнослужители. Земное царство, погрязшее в грехах, однажды будет побеждено Божественным.

Поскольку большинство людей грешны, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но д.б. подчинена духовной власти.

Бедность, зависимость от ростовщиков, подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, надо смириться и терпеть, надеясь на лучшее. После смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь

Высшее блаженство – счастье человека: углубление в себя, ученость, понимание истины. Знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны, но высшее истинное знание достигается только при познании Бога.



2018-07-06 628 Обсуждений (0)
Представитель концептуализма - Абеляр. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представитель концептуализма - Абеляр.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)