Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика и периодизация философии эпохи Возрождения



2018-07-06 2515 Обсуждений (0)
Общая характеристика и периодизация философии эпохи Возрождения 4.67 из 5.00 6 оценок




Философия эпохи Возрождения – совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в 14-17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Возрождение культурных ценностей античности.

Направления философии эпохи Возрождения:

1) Гуманистическое. 14-15вв.: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валло – в центр внимания ставило достоинство человека, его величие и могущество.

2) Натурфилософское. 16-нач.17 вв.: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер пыталось развенчать ряд положений Церкви о Боге, Вселенной, Космосе, опираясь на астрономические и научные открытия.

3) Мистическое. 16-нач.17 вв. Основной представитель Якоб Бёме. Направлено на постижение Бога в особом состоянии, когда человека посещают мистические видения.

4) Политическое. 16-17. Представитель Никколо Макиавелли – изучало проблемы управления государством, поведения правителей.

5) Утопически-социалистическое. 15-17 вв. Томас Морр, Томмазо Кампанелла и др. Искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем управлении, тотальном регулировании со стороны гос. Власти.

6) Реформационное. 16-17 вв. Представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. Стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и отношения между верующими и Церковью.

7) Скептическое. 16в. Мишель де Монтень. Разоблачало суетность людей и бесполезность человеческого разума.

8) Неоплатоническое. Сер.15-16 в. Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. Развивало учение Платона. Пыталось познать природу, Космос с т.з. идеализма.

 

Можно выделить три черты, которые задают типологическое единство философии Возрождения и позволяют обосновать ее специфику и самостоятельность,— это утверждение пантеизма в качестве господствующего мировоззрения, открытие человеческой индивидуальности и эстетический характер антропоцентризма эпохи Ренессанса.
Пантеизм философии Возрождения тяготел к отрицанию божественного творения, к обожествлению природы и отождествлению ее с Богом. Причем речь шла именно о пересмотре философского содержания понятий «природа» и «Бог». Бог философии Возрождения лишается свободы, он «со-вечен» миру, а в конце данной эпохи в натуралистических концепциях Джордано Бруно и Бернардино Телезио сливается с законом естественной необходимости. Сам Николай Кузанский намекал на возможность «натуральной религии». По мнению Кузанского, принципы всех религий в конечном счете одинаково истинны, так как Бог — непознаваем, а все наши идеи о нем — лишь проекции конечного человеческого разума и имеют под собой единую натуральную религию. Николаю Кузанскочу принадлежит и речение: «Я применил разум, дабы обнаружить евангельскую истину даже в Коране». С этой религиозной терпимостью, открытостью различным вариантам теологических учений покончит только протестантизм.
Природа трактуется философами Ренессанса как божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами первоначало вещей. Природа — прекрасна, полна скрытой гармонии, пронизана «током любви», а человек связан с ней «брачными узами» и способен «к познанию тайн природы путем подражания ей в творении». Последнее и составляет предмет «естественной» или «натуральной магии». Природа как прекрасный облик божественного вновь становится между человеком и Богом.


Философия Возрождения существует как бы на водоразделе двух миров, двух форм жизни — христианства и язычества. Люди, которые олицетворяют для нас дух Ренессанса, как бы путешествуют от одной формы жизни к другой. И чародей Пико делла Мирандола, и самый показательный художник Возрождения Боттичелли начинают с crescendo земной суеты и культа светской жизни и приходят к грусти и опустошенности. Сама человеческая индивидуальность, открытая гуманистами Ренессанса, состоит в непрерывном движении — выборе и творческой изобретательности, самореформировании посредством «неподражательного подражания».

 

Чувство исторической дистанции определяет новое отношение мыслителей Возрождения к античности. Человеческая индивидуальность утверждается посредством непрерывного движения от одного культурного образца к другому и развития в себе «человеческих» качеств, преимущественно эстетического характера. Высоко ценятся в гуманистической среде такие качества, как изысканность вкуса, красота слога, утонченное отношение к жизни, способность вызывать расположение и симпатию.

 

Гуманизм эпохи Возрождения отличается прежде всего эстетической, а не нравственно-этической направленностью.
Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием humanitas (букв.: человечность). Это слово Колюччо Салютати и Леонардо Бруни нашли у Цицерона и видели в нем наилучшее определение отличия своего времени от Средних веков. Они понимали его как такое «свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечет к знанию». Слово и его автор должны отвечать за себя, мерилом знания является конкретная личность. Studia humanitatis (букв.: гуманитарные студии) — так назывался комплекс гуманитарных дисциплин, способствующих воспитанию человеческого в человеке. К их числу относились риторика, грамматика, история, поэзия, этика и философия как сердцевина этих наук. «Нет образованного человека без осведомленности в изящной словесности: но без посвященности в философию нет человека», — писал Пико. Изучение этих дисциплин предполагало обязательное знакомство с греческими и латинскими авторами. В гуманистической среде ценили умение делать всем известное как бы новым и незнакомым. В этом плане Возрождение — это не ветхозаветная идея «подражания» и не новоевропейская идея «изобретения», а их сопряжение через «variété» (разнообразие), позволяющее рифмовать себя с античностью как культурным образцом.


Философия Возрождения — антропоцентрична, в отличие от космоцентризма античной и теоцентризма средневековой философии. Гуманисты Возрождения ставят человеческую индивидуальность, личность как творца собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения. Наиболее ярко привилегированное положение человека перед лицом не только материального, но и духовного мира обрисовано Пико в речи «О достоинстве человека». В отличие от всех других творений человек сам распоряжается своим моральным обликом. Идея человека как «славнейшего мастера и скульптора» самого себя прибавляет новый элемент к базовой идее христианской антропологии — идее богоподобия. Образ Божий — это не дар, а подвиг, который человеку еще предстоит совершить: он должен быть осуществлен самим человеком. Свет человеческой свободы стоит выше всякой природной необходимости и превосходит ее. Этот факт — недетерминированность человеческого бытия — поднимает человека даже выше ангелов Так как ангелами и небесными силами их природа и совершенство были восприняты раз и навсегда от Бога, Человек же достигает совершенства самостоятельно на основании своей свободы
Эта идея требует новой формы «индивидуализма», так как предполагает, что не только человеческому роду целом, но и каждому отдельному индивиду не может быть предписана никакая детерминированная позиция в царстве духа: эту позицию мы должны искать самостоятельно. Человеку отказано в безопасности однообразного существования, он вечно должен искать и находить свой собственный путь. Этот выбор несет с собой постоянную опасность падения, ошибки, но без него, без непрекращающегося творения самого себя, человек не выполнит своего высокого предназначения быть человеком.

 

Соответственно меняется и отношение гуманистов к греховности человека. Человеческая греховность — обратная сторона его величия. Человек ни в добре, ни в зле не является существом завершенным, перед ним всегда открыт выбор и к добру, и ко злу, и он — в его власти. Прекращение этого процесса невообразимо, потому что оно равно отрицанию человеческой природы. Поэтому человек не является ни постоянным совершенством добра, ни безнадежной добычей греха. После падения всегда возможен подъем, и наоборот.


Раскрыть гармоническое единство божественного и природного, небесного и земного в человеке — вот та задача, которую призвана была решить философия Возрождения. Высшая цель ее состоит даже не в синтезе различных философских концепций, а в их сосуществовании в многообразии, постоянном вопрошании, в котором любая философская концепция начинает звучать по-новому и в котором не может быть конечного ответа. Такая цель не могла быть достигнута средствами логического дискурса, она требовала синтетичности и цельности художественных образов. Поэтому философские сочинения данной эпохи — это скорее произведения искусства, чем логические компендиумы поздней схоластики или естественно-научные трактаты Нового времени. Отметим, что живопись многими представителями Ренессанса относилась к науке и даже к философии (Леонардо да Винчи).

 

В эволюции философской мысли Возрождения можно выделить три периода, во многом связанные с изменением удельного веса тех или иных разделов философского знания и трактовкой структуры мира.


Первый период — гуманистический (сер. XIV — сер. XV в.) — противопоставил средневековому теоцентризму интерес к земному предназначению человека; социально-этическая проблематика выступила здесь на передний план. Наиболее видные философы данного периода — Колюччо Салютати (1331- 1404), Леонардо Бруни (1374—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), Пьетро Помпонацци (1462—1525), Эразм Роттердамский (1469—1536).


Второй период — неоплатонический (сер. XV —нач. XVI в.): онтологическая проблематика преобладает, разыскиваются новые пути синтеза аристотелизма и платонизма. К этому периоду относятся философские учения Николая Кузанского (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1433—1499) и Пико делла Мирандолы (1462—1494).


Третий период — натурфилософский (сер. XVI — нач. XVIIв.) — в области онтотогии характеризуется полным отождествлением Бога и природы. В области антропологии, взглядом на человека как на исключительно природное существо. Представлен трудами Никколо Макиавелли (1464—1527), Джордано Бруно (1548—1600), Бернардино Телезио (1509-1588), Мишеля Монтеня (1533-1592).
Хронологические рамки этих периодов достаточно условны и связаны прежде всего с относительным типологическим единством данных периодов.

 

Вот решила вставить свой конспект. Больше я таких глупостей здесь не делала, может, я включу это в окончательный вариант.

 

Философия эпохи возрождения
Возрождение античной культуры

Первая полифоническая культура = античная культура + средневековые элементы

Античность - космоцентризм
Средние века - теоцентризм
Ренессанс - антропоцентризм, гуманизм, человек в центре мира

Меняется понимание соотношений между человеком и Богом
Было: Бог
|
человек
Стало: Бог – человек. Человек - второй бог.

Джованни Пико делла Мирандоло "Речь о достоинстве человека" посмотри
Бог создает ччеловек по своему образу и подобию. Человек - существо неопределенной природы. Со средневековой точки зрения, человек утратил свое место после грехопадения. С точки зрения Возрождения, это его особенность - он может пасть до уровня животного и подняться до уровня ангела, даже бога. Человек творит сам себя. Он может и должен создать себя сам. Но он может создать и все остальное. Человек создает вторую природу - культуру.

Многие мыслители того времени стремились к универсализму - попытка оспорить Бога как единственного создателя. Если бы у человека был тот же материал, как у Бога, в начале творения, он бы создал мир лучше. Силлезиус: не только человек не может жить без Бога, но и бог, как только последний человек умрет, тотчас испустит свой дух. Только человек может оценить Творение Бога и ответить на этот творческий вызов. (Антроподицея - Бердяев. Ср: теодицея - оправдание существования Бога).

Возрождение начинается в Италии. Первый мыслитель - Данте Алигьери, предтеча. Вторая половина 14в - Франческо Петрарка. Гуманистический период - поворот к человеку. Лоренцо Балла и т.д. Антисхоласты. Возвышают Платона

Следующий период - неоплатонический, именно возрожденческий. Возрождается платоновская академия. Николай Кузанский (г. Кузы).

Натурфилософский период. Джордано Бруно.

+ интерес к социально-политической проблематике: Николо Макиавелли
жанр утопий: Томас Мор, "Город солнца" Томаз Компанелла. Своеобразный коммунизм.

1517 г. - начало реформации церкви.

Гуманизм
Пико:
Ступени от человека к Богу
1. Этика, Мораль, Катарсис - усмирение чувств

Это было известно уже в Греции: 7 мудрецов, крые на вратах Дельфийского храма фразы: "Знай меру всему". А это и есть главное в этике. В христианстве: троны, престол Божий. + у Сократа: познай самого себя.

2. Диалектика, познание
Ср в христианстве: херувимы, наиболее разумные существа

3. Вера. Любовь к Богу. Ср: Серафим - огненная стихия, сгорание в огне любви к Богу. "Ты есть" на вратах Дельфийского храма...по Пико, вроде как обращение к Богу.

Все это позволяет человеку стать вторым богом.

Неоплатонизм
Главная субстанция - Единое (эмманирует все из себя). Что такое единица? Кузанский: это абсолютный минимум. Единое, если едино и только оно и существует, — бесконечно. Пантеизм (все есть Бог). Кузанский - панентеист (все в Боге, мир в Боге). Бог - это единое, но бесконечное. -> Бог абсолютный минимум и максимум.

Окружность - многоугольник с бесконечным количеством углов. Многоугольник - человеческие знания, круг - божественное. Бог - бесконечная окружность, центр везде, а периферия нигде. Тождество - основной принцип существования Бога, все фигуры в бесконечности - прямые.
А мир все-таки конечен. Чтобы познать Бога, надо познать бесконечность, разумом невозможно - главный инструмент - вера.

+начинается научная революция. Николай Коперник, опирался на идеи Кузанского. Идея гелиоцентризма возникла из них. Мир подобен бесконечности. Идея: как бесконечность может вращаться? Тогда Земля вращается вокруг него. Неважно, где центр бесконечности -> пусть у Солнца, и вокруг него и вращается Земля.

Основное обвинение Бруно - его пантеизм (мир есть Бог -> тогда исключается идея творения. -> ересь)

Социальная философия
(посмотри у Маккиавелли "Государь")

Как соотносятся мораль и политика?
Государь - человек неопределенной природы. Он не должен быть, а казаться. Совмещать 2 природы: лев и лисица. Что лучше для правителя: заставить себя любить или бояться? Любовь - непостоянное чувство, + заставить себя любить невозможно, это зависит от общества. Внушить страх гораздо проще, он возникает благодаря инициативе правителя. Людям нужно давать как можно меньше свободы. Это более долговечно и эффективно.

Утопии
Все работают, не чрезмерно, по душе, люди живут счастливо. Но свободы нет, их жизнь регламентирована

Протестантизм
Причины реформации. Католичество прогнило, это было очевидно для всех
1517 - выступление Мартина Лютера.
-индульгенция и пр
-авторитет Папы. Считается наместником апостола Петра.

Предложение вернуть христианство к его истокам. Минимум обрядов: крещение и причастие.
Главное:
Спасение. Человек может спастись sola fide (?) только верой.
Лютер различает внешнего и внутреннего человека (телесное и духовное). Добрые дела необходимы в земной жизни, и к спасению не имею никакого отношения. Вера - главное для Спасения.
См: "Свобода христианина". См у Соловьева о том же: Антихрист желал добрые дела ради самого себя. Если нет веры - не будет добрых плодов. Добрые дела зависят от веры, а не наоборот.
Но это и противоречит исконному христианству, см: у апостола Павла - если любви не имеете, то вы ничто. Главное в христианстве любовь, а не вера.

+диатриба о свободе воли
В ответ Лютер пишет "Рабство воли"
Вопрос о том, как соотносится свобода воли и Божественное провидение. Лютер свободу воли отрицает

Только Священное Писание - авторитетный источник для протестантизма. Нужно читать саму Библию.

Натурфилософия

Теория гелиоцентризма (из бесконечности мира)
Переосмысление пар "покой-движение". Для античности покой - совершенство. движение - теневая сторона покоя, не имеет ценности.
См Галилей - инерция. Инерция - движение без двигателя. Переосмысление отношений между покоем и движением: покоя не существует, это движение с минимальной скоростью.
"Материя-форма". Материя - потенциальное, форма - актуальное бытие. Бруно: материя важнее формы. Возможность богаче действительности. Приобретя форму, материя утрачивает возможности. Материя содержит в себе форму. Материя не стремится к форме, форма стремится материализоваться.

 



2018-07-06 2515 Обсуждений (0)
Общая характеристика и периодизация философии эпохи Возрождения 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика и периодизация философии эпохи Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)