Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика русской философии начала ХХ в.



2018-07-06 439 Обсуждений (0)
Общая характеристика русской философии начала ХХ в. 0.00 из 5.00 0 оценок




1922 – философский пароход (Ильин, Бердяев, С.Н.Булгаков и т.д.)

Философия в эмиграции

Философия в России: марксизм-ленинизм (посмотри, в чем суть вообще)

Золотой век русской философии.

Соловьев умер в имении Трубецких

Е.Трубецкой (философ, ректор МУ) – образ Софии прежде всего философский. София – телесная духовность.Подробно останавливается на логосе: «Понятие Логоса в его истории». (Логос – еще у Гераклита и стоиков, Христос…). Идея в том, что Логос в западной традиции был не понят (перевели как рацио. Рацио – это человеческая, рассудочная способность). См: Эран – Борьба за Логос. Между рацио и Логосом – противоположность. И эту противоположность перенесли на оппозицию Греция-Рим -> Россия-Запад (восточное-западное христианство).

Розанов

Противопосталвяет иудаизм и христиантво. Ветхий завет – религия жизни, Новый завет – смерти. Христианство – религия, нацеленная на аскетизм, безбрачие -> враг всего светлого, радостного. Ветхий Завет – религия плодородия + главная заповедь – «плодитесь и размножайтесь».

Розанов очень много говорит о поле. Бесполая религия не имеет права на существование. Для Розанова пол – метафизическое понятие, в нем - начало бессмертия.

Философия имеславия (ономадоксия?). П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, С.Н. Булгаков.

Этот интститут – еще в 14 в. Спор о природе фаворского света. Какой природой обладает свет (Христа?). Символ божественного, тварный свет (не имеет отношения к Христу) ИЛИ Свет – есть Бог, энергия Бога.

Спор возвращается в 20 в.

«На склонах Кавказа» - имя Божие – сам Бог. Это энергия, неразрывно связанная с самим Богом. Спор разгорелся на Афоне, потом в Россиии.

Сначала имеславие было осуждено (можешь почитать у Лосева про имеславие). Этот спор – не столько релизиозный, сколько философский. Субъективно-психологическая направленность, это кантианство, которое разрывает сущность явлений (учение, связанное с невозможностью познания Бога -> атеизм) (ЭТО ПРО КОГО? НЕ ИМЕСЛАВОВ???)

Имеславие – платонизм, неоплатонизм. Связь имен с вещами. В имени показана суть вещи.

Одна из черт русской философии – ее религиозность (были, конечно, атеисты, но энивэй)

Номинализм – имя как пустой звук

Реализм – глубинная связь между именем и самой вещью

Флоренский – общечеловеческие корни номинализма. Связь не только с платонизмом, неоплатонизмом, но и с русской народной традицией, см: магия.

Прочитай про это все, я нихрена не поняла

Бердяев, Лев Шестов.

Пережил 2 войны и революции. См: Самопознание (о переживаниях и чувствах в течение всей жизни).

Хайдегер, Камю, Сартр: Бог есть -> свободы нет

Бердяев – наоборот. Обоснование человеческой свободы через наличие Бога.

  1. Понятие творчества. Момент отношения к Богу. Осознание собственной греховности не приближало меня к Богу (приводило к подавленности, душу покрывала тьма). Состояние творчество – напротив приводит к познанию Бога. Творчество – трансценденция – выход духа за пределы души и тела. Преодоление духом косного, материального, природного.

Творчество – антроподицея (посредством творчества человек оправдывает свое существование). Человек отвечает Богу собственным творчеством. Это творчество также происходит из ничего. Сам творческий акт нематериален.

Культура – результат творчества. Важны не продукты творчества, а духовные состояния, которые человек вкладывает в творения. Культура как символ Божественного.

Бердяев: культура и цивилизация существуют вместе (Шпендлер – культура душа, цивилизация – тело. Бердяев с этим не согласен). Просто иногда что-то побеждает. Но! Цивилизация не имеет никакого отношения к творчеству. См: обычные фабричные стулья – обезличенный, штампованные, не-культура. Любой культурный объект несет на себе личность творца.

 

Тело – цивилизация, душа - культура

Реален только дух. Объективация – гносеологическая (гносеология: субъект-объект) интерпретация падшести мира. Субъект превращается в объект, свобода в необходимость и пр. Создание объективного мира – создание человека. Бог-творец творит мир духовный. Мир объектный творит сам греховный человек.

Свобода – небытие, ничто, противоположна необходимости. Свобода нетварная, не создана Богом. Она дотварная. Бердяев обращается к немецким мистикам тому времени: понятие До-основного, До-Божественного, со-вечного Богу.

Бог, причастный свободе, реализует возможность добра.

Человек, приобщаясь к дотварной свободе, совершает объективацию – реализует элемент зла.

Человечество должно вернуться к Богу.

Этика искупления. Земная, не преодолевает отделенности человека от Бога.

ИЛИ
Этика творчества. Борьба, бунт против материи, необходимости, природы – творчество, то, что освобождает человека от пут материи.

Бердяев связывает Платона и Канта.

См: Разделяют бытие на два: божественное и падшее человеческое.

Лев Шестов. Проблема грехопадения.

Шестов – антирационалист. Полное противопоставление разума и веры, разума и экзистенции. Разум – главный враг человечества.

Человек хватается за знание из страха перед ничто (буквально слова Кьеркегора). Страх связан со всемогуществом Бога (для Бога нет ничего невозможного). Знание – попытка уйти от этого всемогущества, стена между человеком и Богом.

Прежде всего человек познает необходимость (детерминизм) -> все больше бог лишается свободы (см: деизм – Бог уже не управляет миром, Лейбниц – бог не мог создать никакого мира, кроме этого. Уже в Средние века мысль о том, что бог не может нарушить законы тождества и пр…). Падшее знание приводит к тому, что бога подчиняют необходимости.

От необходимости – этика. Этику придумал разум. Этическое отношение к миру антирелигиозно. История Иова этически – наказание за грехи. Но её нельзя понимать этически. Бог испытывает Иова, чтобы проверить его веру. Категория веры не вписывается в моральные категории.

Афины и Иерусалим.

Интуитивизм.

Анри Бергсон (разумом жизнь познать невозможно. Интеллект – естественное непонимание жизни (интеллект не понимает движения, творчества, эволюции).

Интуиция -> инстинкт.

Теория эволюции. Две линии развития природы.

Первая привела к появлению человека (интеллект)

Вторая – к появлению членистоногих (инстинкт)

Это просто 2 способа постижения жизни. 1 – способ создания искусственных орудий – фабрикация, для отншений с природой. 2 - организация - создание внутри себя органов, которые находят соприкосновение с жизнью. Интуиция – по природе инстинктивна.

См: инстинктивно-интуитивное понимание – сопереживание герою (вчувствование – la sympathy), рациональное – логическое.

См: оса, посредством вчувствования, что-то там делает. Её этому не учили, но она делает – интуиция.

Н.А. Лосский,

Как субъект может познать объект – человек – внешний мир? Далее идея: все имманентно всему.

Рациональное познание – способ взаимодействия с миром посредством категорий, понятий. Интуиция – непосредственное (!!!) восприятие мира в его подлинниках.

Интуиция:

Чувственная

Интеллектуальная

Мистическая

С.Л.Франк

Х - А (Содержание объекта) и не-А (за пределами нашего познания)7

Мы воспринимает только часть действительности разумом. Интуитивное познание способно охватить предмет полностью.

Знание-жизнь – охватывает все полностью

Знание-мысль – отделяет А от не-А (ухватывает часть реальности. См: Бергсон – вообще ничего разумом не схватывается).

Но все-таки знание-мысль – искаженное, неистинное.

Западный интутивизм – проблема, связанная с познанием. в России тоэе познание, но гносеология не отрывается от онтологии (знание не отрывается от бытия – я есмь)

Франк – пантеизм – божественное самоабсолютное бытие присутствует в этом мире (в нас тоже -> возможно интуитивное познание).

Познание Бога может происходить напрямую (молитивенный экстаз – это уже какая-то мистика), потому что часть этого бытия есть в человеке.

 

Список первоисточников, по которым надо составить конспекты (II семестр):

  1. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.// «Повесть об Антихристе» (разговор третий).


2018-07-06 439 Обсуждений (0)
Общая характеристика русской философии начала ХХ в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика русской философии начала ХХ в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.066 сек.)