Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба за стратегическое господство в воздухе



2018-07-06 289 Обсуждений (0)
Борьба за стратегическое господство в воздухе 0.00 из 5.00 0 оценок




(апрель – июнь 1943 г.)

 

Борьба за стратегическое господство в воздухе, начатая советскими ВВС еще в первые дни Великой Отечественной войны, приобрела наибольший размах и особенно ожесточенный характер весной и летом 1943 г. Наивысшего накала она достигла в ходе летнего наступления немецко-фашистских войск на курском направлении.

Зимой 1942–1943 гг. вражеская авиация понесла большие потери в самолетах и летном составе под Сталинградом. В воздушных сражениях, развернувшихся весной 1943 г. на Кубани, противник лишился свыше 1100 боевых самолетов.

Однако немецко-фашистское командование непрерывно наращивало силы авиации на Востоке, рассчитывая вернуть утраченную инициативу на южном крыле фронта и удержать за собой стратегическое господство в воздухе. Готовясь к наступлению в районе Курского выступа, немецко-фашистское командование постепенно стягивало сюда наиболее боеспособные авиационные соединения. На усиление 6-го и 4-го воздушных флотов с 15 марта по 1 июля было переброшено из Германии, Франции и Норвегии 13 авиационных групп. В учебных центрах ускоренно готовились кадры летного состава, которые направлялись в действующую армию.

Ставка ВГК, готовя вооруженные силы страны к летне-осенним сражениям 1943 г., придавала исключительно большое значение завершению борьбы за стратегическое господство в воздухе и дезорганизации сосредоточения немецко-фашистских войск на курском направлении. Фронтовая авиация на курском направлении усиливалась дивизиями и корпусами резерва Верховного Главнокомандования. Из 18 авиационных корпусов, находившихся на фронтах, и 4 корпусов резерва Ставки к июню 1943 г. здесь находилось 13.

Советские летчики к лету 1943 г. обладали опытом борьбы за господство в воздухе, а командные кадры – навыками в управлении крупными силами авиации и в организации взаимодействия между соединениями и оперативными объединениями. Организационно окрепла и авиация дальнего действия.

Замысел первой воздушной операции ВВС заключался в том, чтобы одновременными внезапными ударами по аэродромам на широком, 1200-километровом фронте от Смоленска до побережья Азовского моря сковать действия немецко-фашистской авиации и нанести потери основным ее группировкам в районах Сещи, Брянска, Орла, Харькова, Сталино. Здесь на аэродромах базировалось около 60 процентов самолетов 6-го и 4-го немецких воздушных флотов.

В воздушной операции приняли участие шесть воздушных армий – 1-я Западного, 15-я Брянского, 16-я Центрального, 2-я Воронежского, 17-я Юго-Западного и 8-я Южного фронтов.

1-я воздушная армия нанесла массированный удар по пяти крупным аэродромам, в том числе в районе Сещи и Брянска. Из-за удаленности базирования из состава 15-й воздушной армии в нанесении удара по аэродромам в районе Орла участвовали два авиационных полка. Авиационные соединения 16-й воздушной армии уничтожали самолеты на пяти аэродромах в районах Орла, Навли. Всего советские ВВС в первом массированном ударе подвергли воздействию 17 вражеских аэродромов.

Застигнутый врасплох противник не смог оказать организованного противодействия. Повторные удары по неприятельским аэродромам наносились днем 6-го, утром 7 и 8 мая.

Майская воздушная операция советских ВВС известна как самая крупная за время Великой Отечественной войны. За трое суток было совершено около 1400 самолето-вылетов, выведено из строя свыше 500 немецких самолетов. Потери советской авиации составили 122 самолета. Достигнутые результаты обеспечили улучшение воздушной обстановки для Советских Вооруженных Сил на центральном и южном участках фронта. Однако силы немецко-фашистской авиации не были сломлены. Она поддерживала войска, совершала налеты на важные железнодорожные узлы, промышленные центры страны и аэродромы.

По решению Ставки ВГК в первой половине июня была проведена вторая воздушная операция ВВС. Цель ее заключалась в том, чтобы разгромить группировку бомбардировочной авиации противника, снизить активность ее ночных действий по военно-промышленным объектам и городам Поволжья. К операции привлекались силы трех воздушных армий фронтовой авиации (1, 15 и 2-й) и бомбардировочные соединения авиации дальнего действия.

Операция началась 8 июня. Главные усилия были направлены на уничтожение вражеских самолетов на аэродромах в Сеще, Брянске, Карачеве, Орле и Боровском, с которых авиация врага совершала ночные полеты. И всё же достигнуть полной внезапности удара по аэродромам в этой операции не удалось. Противник учел опыт майских действий советских ВВС и держал противовоздушную оборону в полной боевой готовности.

Успеха добились те воздушные армии, которые наносили удары большими группами и выделяли значительные авиационные силы для подавления средств ПВО врага. Авиация дальнего действия в течение трех ночей бомбила аэродромы в Сеще, Брянске, Орле, Олсуфьеве, Карачеве, Запорожье, Сталине, Боровском, Клинцах. Она совершила 3360 самолето-вылетов. Всего за три дня воздушной операции, с 8 по 10 июня, было подвергнуто воздействию 28 вражеских аэродромов. Общими усилиями фронтовой авиации и авиации дальнего действия было уничтожено и выведено из строя свыше 245 самолетов противника.

Между майской и июньской воздушными операциями ВВС борьба в воздухе на советско-германском фронте не прекращалась ни на один день. Авиация противника неоднократно пыталась массированными налетами нарушить работу наших железных дорог, но не достигла цели. Враг нес большие потери. Только во время отражения налетов на железнодорожную линию Касторная – Курск с конца марта по июнь 1943 г. части ПВО страны совместно с истребителями 2-й и 16-й воздушных армий сбили 235 немецких самолетов.

Массированный воздушный налет на Курск стал последним в Великой Отечественной войне крупным дневным налетом на объекты советского тыла. Гитлеровское командование, опасаясь больших потерь, в дальнейшем переключило основные силы бомбардировочной авиации на ночные действия.

В июне немецкие бомбардировщики совершали ночные налеты на крупные промышленные центры – Ярославль, Горький, Саратов. В общей сложности противником было произведено свыше 1200 самолето-пролетов.

В мае – июне военно-воздушные силы врага совершили на аэродромы советской авиации около 380 налетов, в которых участвовало более 1200 самолетов. Истребители и зенитчики оказали противнику сильное противодействие, сбив 184 самолета. Благодаря хорошей маскировке и рассредоточенному базированию авиации большинство вражеских ударов были нанесены по ложным аэродромам.

В результате ожесточенной борьбы за стратегическое господство в воздухе весной и в начале лета 1943 г. мощь немецко-фашистской авиации была подорвана. Ее потери на советско-германском фронте с апреля по июнь составили около 3,7 тыс. самолетов. Враг уже утрачивал стратегическую инициативу в воздухе, но всеми силами старался удержать ее. Борьба с новой силой развернулась в начале июля 1943 г., когда немецко-фашистские войска перешли в наступление на курском направлении.

Важнейшими задачами советских ВВС в период подготовки к Курской битве являлись срыв железнодорожных перевозок и дезорганизация автомобильного движения противника. Фронтовая авиация наносила удары в широкой полосе на глубину до 200–250 км от линии фронта, авиация дальнего действия – на 350–400 км. Из каждой воздушной армии выделялось по одному штурмовому и одному истребительному полку, которые, применяя способ «свободной охоты», уничтожали паровозы, железнодорожные составы, автомобили. С этой целью только летчики 16-й и 2-й воздушных армий совершили около 2000 самолето-вылетов.

Авиация дальнего действия подвергла интенсивным ночным ударам железнодорожные узлы Брянск, Орел, Гомель, Смоленск, Орша, Вязьма, Новозыбков, Унеча.

В апреле – мае дальние бомбардировщики произвели удары по военно-промышленным объектам на территории противника. Были совершены налеты на Кенигсберг, Инстербург, Данциг, Тильзит. Для поражения наиболее важных объектов применялись бомбы большой мощности – 2 тыс. и 5 тыс. кг.

 

Удары авиации дальнего действия наносили врагу материальный урон, подрывали его моральный дух, заставляли немецко-фашистское командование расходовать значительные силы и средства на противовоздушную оборону объектов в глубоком тылу – на территории самой Германии и ряда государств Восточной Европы. Это способствовало созданию благоприятной обстановки для действий сухопутных войск и фронтовой авиации.

 

В ходе воздушных сражений в мае – июне 1943 г. командующие, командиры и штабы всех степеней прошли хорошую школу управления авиационными соединениями и частями в сложной обстановке. Более тщательно стали отрабатываться и вопросы организации взаимодействия авиации с общевойсковыми (танковыми) оперативными объединениями и соединениями.

В результате героического труда советского народа, организаторской и вдохновляющей деятельности Коммунистической партии военно-политическое положение Советского государства к лету 1943 г. еще более укрепилось. К началу Курской битвы ударная и огневая мощь Советских Вооруженных Сил стала намного выше, чем на предшествовавших этапах борьбы.

 

Источники:

- http://www.airaces.ru/stati/vozdushnye-boi-na-kubani.html

- https://topwar.ru/3006-vozdushnoe-srazhenie-na-kubani.html

- http://www.azovskoe.com/istortaman13.php

- http://pobeda.elar.ru/issues/oborona-tamanskogo-poluostrova/

 



2018-07-06 289 Обсуждений (0)
Борьба за стратегическое господство в воздухе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Борьба за стратегическое господство в воздухе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)