Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Практические задания к зачету



2018-07-06 478 Обсуждений (0)
II. Практические задания к зачету 0.00 из 5.00 0 оценок




Зачет по риторике

I. Теоретические вопросы к зачету

1. Историческое развитие риторики.

2. Краткая характеристика понятий этос, пафос, логос.

3. Структура рассуждения. Виды финалов/заключений.

4. Суммирующий финал как разновидность целесообразного финала в рассуждении. Привести пример суммирующего финала.

5. Типологизирующий финал как разновидность целесообразного финала в рассуждении. Привести пример типологизирующего финала.

6. Апеллирующий финал в рассуждении. Привести пример апеллирующего финала.

7. Элегантный финал в рассуждении. Привести пример элегантного финала.

8. Образ оратора в античной риторике.

9. Современные представления о критериях анализа риторического текста.

10. Технология создания речи: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение.

11. «Римская комната» как техника запоминания риторического текста.

12. Риторические традиции древности в сравнительном аспекте: общее и специфическое.

13. Практические советы по развитию памяти.

14. Логические законы. Примеры логической аргументации.

15. Классификация логических ошибок.

16. Аналогическая аргументация: рефлексивность, симметричность, транзитивность как основные качества подобия; виды аналогий (физическая, метафизическая, пропорциональная, атрибутивная).

17. Примеры аналогической аргументации.

18. Классификация риторических средств и приемов: фигуры и тропы. Примеры тропов и фигур из религиозных текстов (с комментарием).

II. Практические задания к зачету

· Напишите слово наставления для своих прихожан, приведя аргументы к следующим проблемным ситуациям:

 

Проблемная ситуация 1

 

Муж и жена прожили вместе в любви и взаимопонимании 50 лет. Муж умер. Жена настолько тяжело переживает потерю близкого человека, что не хочет жить, так как не может представить себе жизнь без мужа, считая ее лишенной всякого смысла. Женщину преследует мысль о самоубийстве, которая стала для нее самой настоящей манией.

Примечание: Женщину нельзя назвать глубоко воцерковленным человеком, поэтому аргументы, построенные исключительно на православной ортодоксальности, вряд ли на нее подействуют.

 

Проблемная ситуация 2

Женщина не может избавиться от чувства греховности из-за того, что была вынуждена делать аборты.

Вам хорошо известны подробности жизни семьи: Вы знаете, что муж не хотел иметь детей и принуждал женщину пойти на этот шаг. К тому же, семья жила в очень стесненных материальных обстоятельствах, при постоянной нехватке денег. Совершенный грех не прошел без последствий для морального состояния женщины: ее преследуют звуковые галлюцинации, она слышит крики своих не рожденных детей, которые зовут ее. В конце концов, женщина доходит до обмороков.

 

Примечание: Хотя, возможно, данный случай следует рассматривать как клинический и отослать женщину к психиатру, однако она не желает искать помощи у врача и предпочла прийти к Вам.

 

Проблемная ситуация 3

Муж-садист долго издевался над своей женой. Однажды он стал избивать их общего ребенка. В порыве защитить дитя женщина ударила мужа по голове. На беду, удар пришелся в висок – и мужчина скончался мгновенно. Женщину осудили. Она отсидела в тюрьме 8 лет и освободилась. Однако мысль о том, что она – убийца, не покидает ее и мешает нормально жить.

 

Примечание: Вы совершенно точно знаете, что по складу личности женщина не является преступницей; убийство носило непреднамеренный характер.

 

 

· Найдите максимум аргументов для своей точки зрения на следующий вопрос:

Литературовед К. Азадовский высказал точку зрения о том, что помещенное ниже стихотворение австрийского поэта Райнера Рильке посвящено женщине. Опровергните эту точку зрения, утверждая, что такие стихи могли быть адресованы только Богу:

 

Оставь без глаз – все ж я тебя увижу;

Оставь без слуха – я тебя услышу;

Я и без ног пойду стезей твоею;

Я и немой воззвать к тебе сумею;

А если рук лишусь я ко всему –

Тебя своим я сердцем обниму;

А сердцу повелишь остановиться –

Мой мозг к тебе прорвется, как зарница;

Теперь еще и мозг мой умертви –

Я понесу тебя в своей крови.

(Сборник стихов «Часослов», цикл «О паломничестве», перевод с немецкого В. Васильева)

Примечание: Аргументируя свою точку зрения, используйте не только православную идеологию и логику, но и содержание самого стихотворения, факты биографии поэта (см. справку о нем в Интернет), выходные данные произведения.

· Определите вид логической ошибки и исправьте формулировки в предложениях, размещенных ниже.

 

1) В лаборатории студенты синтезировали органические вещества, спирт и карбоновые кислоты.

2) Как и любой афроамериканец, он отлично играл в футбол.

3) Все сдали экзамен. Не сдал только Юра.

4) Книги, которые Сергей читал, были сходны с его мыслями.

5) Павел перестал пить, курить, стал приходить домой рано, читать книги. Мать сразу поняла, что с ним творится что-то неладное.

6) При простудах отлично помогает такой препарат, как мед.

7) Их кругозор напоминает человека, запертого в четырех стенах.

8) Один ярд – это как у нас один километр.

9) Речь идет о «маргиналах», то есть не о коренном населении.

10) Женщины, как натуры более романтические, чаще становятся жертвами рекламы.

11) Птиц легко научить человеческому языку.

12) Народные ремесла, резьба по дереву и вышивка.

13) К числу негативных социальных процессов относятся рост цен, падение жизненного уровня, безработица.

14) Молод еще меня учить!

 

· Определите, какие виды финала/заключения использованы в приведенных ниже текстах. Объясните свой выбор.

А) «Россия переживает сейчас процесс, совершенно подобный константиновской империи: перемену религии и острую окцидентализацию* – в масштабе всенародном. Устоит ли в этом перерождении русский национальный тип – и при каких условиях? Вот вопрос, который нас мучит. Ответ на него может дать только будущее. Сейчас ясно лишь, что борьба за русскую душу не кончена. Может быть, она только еще начинается. Опасность несомненна и грозна. Но то живое, что долетает до нас из России, не дает права хоронить ее. Русская литература, как бы ни относиться к ней, все-таки русская, а не европейско-американская. И совсем уже русская – песня, которую там поют. Вот почему нельзя сплеча решать вопрос о гибели или перерождении русской нации, а следует более пристально вглядываться в происходящие там глубокие изменения. Полный смысл этих изменений откроется в будущем. Сейчас мы можем лишь спрашивать себя, какие черты «русскости» погибли, какие сохранились в грандиозной катастрофе старой России» (// Федотов Г. П. Письма о русской культуре).

*окцидентализация – ориентация на западно-европейскую культуру, «западничество».

Б) «…Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: несмотря на наличие у русского и американского менталитетов общих черт, существует целый ряд значимых различий, которые определяют различия в рекламном бизнесе этих стран».

 

· Определите, какой способ аргументации использован в тексте:

Все граждане РФ имеют право на труд; Федоров – гражданин РФ; Федоров имеет право на труд.

 

· Определите, какой метод изложения использован в приведенном ниже фрагменте:

 

«Изучение любого предмета имеет практическое значение лишь тогда, когда есть возможность обозреть предмет целиком. Так, например, электротехник должен представить себе, пусть не в одинаковой степени, действие ионизации и тепловой отдачи, электромагнитного поля и т.п.; физико-географ, говоря об оболочках земли, помнит о тропосфере, гидросфере, литосфере и даже биосфере. Также и историк лишь тогда может сделать более весомые и интересные для читателя выводы, когда он охватывает в едином рассуждении широкий комплекс взаимосвязанных событий, одновременно условливаясь о терминологии. Это трудно, но не невозможно. Важно лишь, чтобы вывод соответствовал всем учтенным фактам» (Лев Гумилев.Этногенез и биосфера Земли).

 

· Определите, какие фигуры и тропы использованы в приведенных примерах. Объясните, почему Вы так считаете.

(Обратите внимание на то, что часто используется комбинация из нескольких фигур и тропов).

 

1) Кто говорит «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжет: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (Соборное послание св. апостола Иоанна Богослова, гл. 4, ст. 20).

2) Пойте Богу нашему, пойте,

Пойте Царю нашему, пойте (Псалтирь, псалом Давида 46, ст. 7).

3) Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары (В. О. Ключевский.Афоризмы).

4) Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, у которых язык – острый меч» (Псалтирь, псалом Давида 56, ст. 5).

5) Вавилон был упомянут перед Богом для того, чтобы дать Богу чашу вина ярости гнева Его (Откровение Иоанна Богослова, гл. 16, ст. 19).

6) Будь мне каменною твердынею, домом прибежища (Псалтирь, псалом Давида 30, ст. 3).

 



2018-07-06 478 Обсуждений (0)
II. Практические задания к зачету 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Практические задания к зачету

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)