Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Над омраченным Петроградом



2018-07-06 992 Обсуждений (0)
Над омраченным Петроградом 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория задания № 24 на ЕГЭ

Изобразительно-выразительными средствами языка называются приемы, при помощи которых воспроизводится в воображении наглядный облик явления, рассчитанный на чувственно-эмоциональное восприятие.

Все изобразительно – выразительные средства языка делятся на: 1. Тропы (переносное значение слова); 2. Фигуры речи. 3. Лексические средства (изобразительные возможности лексики).

Звуковые (фонетические) средства.

ТРОПЫ

Тропы ( греч. tropos – перенос ) – употребление слова не в прямом, а в переносном, иносказательном смысле.

Сравнение - сопоставление явлений и понятий с другими явлениями: Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит(Н.А.Некрасов).Радость ползет улиткой(В.В.Маяковский)

Эпитет (греч. epitheton – приложение) – художественное определение. Например: Мармеладное настроение (А. Чехов). Отговорила роща золотая// Березовым веселым языком (С. Есенин).

а ) эпитеты, выраженные существительными ( матушка-Волга, батюшка-Дон, ветер-бродяга );

б ) эпитеты, выраженные прилагательными ( очи светлые, брови собольи, зелено вино, сыра земля);

в ) эпитеты, выраженные наречиями:

Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское – шутя. ( А.С.Пушкин)

Постоянный эпитет- устоявшееся определение предметов , образов в фольклоре: горючие слезы, красно солнышко, добрый молодец ,путь –дороженька, лютый враг

 

Метафора ( греч.metaphora – перенос) – скрытое сравнение, основанное на завуалированном уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту (потоки света, стальные отблески воды). Часто метафору можно перестроить в сравнение.

Разновидности метафоры:

а) олицетворение – речевой оборот, в котором слова, обозначающие свойства и признаки явлений одушевленного мира, применяются в описаниях внешне сходных явлений мира неодушевленного. Иными словами, олицетворение – это приписывание неодушевлённым предметам свойств живых существ:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом (А.С.Пушкин)

Терек воет, дик и злобен (М.Ю.Лермонтов);

Утешится безмолвная печаль… (А.С.Пушкин)

б) развернутая метафора:


Но церковь на крутой вершине

Видна меж туч еще поныне,

И у ворот ее стоят

На страже черные граниты,

Плащами снежными прикрыты, И на груди их, вместо лат Льды вековечные горят.

( М.Лермонтов)

 


Метафорический эпитет – сочетание функции эпитета и метафоры: туманная юность, золотые сны, седое утро, железная воля, шелковые ресницы, каменное сердце, железная воля (это устоявшиеся фразы, напоминают фразеологизмы по форме прил. + сущ.)

Символ( греч. symbolon – условный знак) – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления:

Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С.Пушкин)

 

Здесь солнце – символ разума, счастья и знания.

Примером развернутого символа может служить стихотворение М.Лермонтова «Парус». Символ – понятие, более глубокое, чем метафора.

Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея, понятие, воплощенное в конкретном образе. Или развернутое уподобление, составные части которого складываются в систему намеков, т.е. обозначение конкретных явлений через признаки этих явлений. Так, богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами. Весами мерились человеческие грехи, завязанные глаза аллегорически указывали на беспристрастность и объективность богини-судьи. Отсюда пошли такие выражения, как весы правосудия, слепое правосудие. Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями определенных свойств выступают животные, предметы, явления природы.

Метонимия (греч. metonomadzo – переименовывать).

Это такой прием, при котором замена слов производится не на основе сходства (как в метафоре), а на основе различных видов связи явлений:

а ) связь сосуда с его содержимым (выпил два стакана, съел тарелку супа, выкушал бокалов семь);

б ) связь материала и вещи, сделанной из него (янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе; есть на золоте);

в ) связь действий и обстоятельств с местом, где они происходили ( ликует буйный Рим; это его Ватерлоо);

г ) связь вещей с их свойством, назначением или характером ( лукавый кинжал, кровавый урок);

д ) связь общих понятий с конкретными ( смелость города берет, окровавленное злодейство);

е ) связь явлений душевного порядка с характерными формами их проявления. (Сравните: грустить, тосковать – вздыхать; подвергать себя из-за своей глупости опасности – точить на себя топор, рубить под собой сук).

Синекдоха (особый вид метонимии) – (греч. synecdoche – понимание посредством чего-либо) – замена слов на основании количественных отношений, например, названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот (обозначается часть, а целое подразумевается и наоборот).

Например:

Все флагив гости будут к нам.

Мы всё глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин)

Перифраз(а)-троп, указывающий на признак(царь зверей –лев; хозяин тайги – тигр, Северная Пальмира, Северная Венеция – Санкт-Петербург, златоглавая столица – Москва.

Гипербола – художественное преувеличение какого–нибудь предмета, признака, качества(пир – на весь мир; редкая птица долетит до середины Днепра ( Н.В.Гоголь); целое море мотыльков

( Н.В.Гоголь)

Литота– художественное преуменьшение предмета, признака, качества (мальчик с пальчик; мужичок с ноготок, он не блещет умом).

 

ФИГУРЫ РЕЧИ

Фигура речи – форма речи, усиливающая ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям.

Параллелизм –фигура речи, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Формы параллелизма:

анафора, или единоначатие:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством

М.Ю.Лермонтов;

эпифора, или концовка, крайне редка в российском стихе, характерна для восточной поэзии:

Я наперсницы, кроме души своей, - не нашел,

Бескорыстней, чем сердце свое, - не нашел…

И сердечного плена нигде страшней не нашел (Бабур Захиреддин)

Градация. Этот прием заключается в том, что повторяется не одно и то же слово, а семантически близкие слова, то есть слова, близкие по значению, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ, выражающий последовательно нарастающее или затухающее чувство, мысль, а также воссоздают событие или действие: В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться (Н.В.Гоголь);

Сгорели в танках мои товарищи

До пепла, до золы, дотла. (Слуцкий)

Оксиморон (оксюморон) – оборот речи, в котором новое выразительное значение возникает вследствие сочетаний противоположных по смыслу слов (добродушная свирепость, горячий снег, убогая роскошь, живой труп, мертвые души).

 

Антитеза- речевая фигура контраста, резкое противопоставление предметов, явлений и их свойств:

Белый

ест

ананас спелый,

черный –

гнилью моченый.

Белую работу делает белый,

черную работу –

черный.

( В.В. Маяковский)

 

Алогизм – объединение в качестве однородных членов разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта: Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом…на дачу (А.П.Чехов).

Инверсия – нарушение стандартного порядка слов, обратный порядок слов в предложении: Я памятник себе воздвиг нерукотворный(А.С.Пушкин).

Умолчание, или многоточие– форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека; фигура, при которой начатая речь внезапно прерывается:

Отец… Мазепа… казнь – с мольбою

Здесь, в этом замке мать моя …

(А.С.Пушкин)

 

 

Риторический вопрос, восклицание, обращение используются тогда, когда на них не требуется реакции того, к кому они обращены:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В.Гоголь).

Ряды однородных членов -это группы однородных членов, которые осложняют структуру предложения. Однородными могут быть любые члены предложения, с помощью которых более содержательно и полно передается смысл предложения.

Бессоюзие – перечень явлений, действий, событий, когда намеренно опускаются нужные союзы. Таким образом создается эффект быстроты сменяющихся образов, чувств, эмоциональная надрывность, волнение:

 


Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

( А.С.Пушкин)


Многосоюзие (полисиндетон) – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

( А.С.Пушкин)

Парцелляция – намеренное нарушение границ предложения.

Это была «Волга». Пепельная. С московским номером. (Обычно при парцелляции указывают 2 предложения. Чтобы верно определить этот прием, нужно перечитать предыдущее предложение и последующее).

Неполные предложения – предложения, в которых пропущен член предложения, который может быть восстановлен из контекста или из ситуации: Завтра перевезем людей, а потом – оборудование.

Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения: Мы сёла – в пепел, грады – в прах,// В мечи – серпы и плуги(В.А. Жуковский). Не требуется контекста или ситуации для понимания смысла предложения.

Вопросно – ответная форма изложения – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопрос.

 



2018-07-06 992 Обсуждений (0)
Над омраченным Петроградом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Над омраченным Петроградом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (992)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)