О гарантии конституции.
§1. При вступлении на престол, Король приносит перед торжественным собранием, состоящим из министров, членов Государственного совета и депутации от сословных чинов, если это происходит во время сессии, следующую присягу: «Клянусь управлять на основании Конституции и законов королевства, в том да поможет мне Бог и святое его Евангелие». О сем акте составляется документ, который передается в архив королевства, а заверенная копия его вручается сословному собранию. §2. Регент приносит установленную присягу в верности Конституции. Все принцы королевского дома, по достижении совершеннолетия, также приносят присягу строго соблюдать Конституцию. §3. Каждый гражданин при своем водворении на жительство и во время всеобщей присяги страны, а также и каждый государственный чиновник при вступлении в должность, обязаны принести следующую присягу: «Клянусь быть верным Королю, подчиняться законам, соблюдать Конституцию, в чем да поможет Бог и святое его Евангелие». §4. Королевские министры и все государственные чиновники ответственны за точное соблюдение Конституции. §5. Сословия имеют право представлять Королю, в форме общего доклада, обвинения в нарушении Конституции министрами или другими государственными властями. Король тотчас устраняет этих лиц от должности, а в случае сомнения предоставляет ближайшее расследование и решение дела, смотря по характеру его, государственному совету или верховному суду. §6. Если палаты считают себя обязанными возбудить формальное обвинение против высшего государственного чиновника за умышленное нарушение конституции государства, то они должны с точностью обозначить все пункты обвинения и в каждой палате рассмотреть их при посредстве особой комиссии. Если обе палаты сойдутся в своих решениях относительно обвинения, то они представляют его Королю в установленной форме вместе с мотивами такового. Король передает тогда жалобу на решение высшего суда – в котором, на случай необходимой или добровольной апелляции, учреждается и вторая инстанция путем образования другого присутствия и о состоявшемся приговоре ставит в известность сословное собрание. §7. Изменение или дополнение положений настоящей Конституции не может последовать без согласия сословных чинов. Предложения о сем могут исходить только от Короля, и сословия могут обсуждать их только в том случае, если Король их сословиям представит. Чтобы решения по этим в высшей степени важным вопросам имели законную силу, требуется присутствие в каждой палате трех четвертей всех членов и большинство двух третей голосов. Опубликовывая сим этот основной государственный закон для всеобщего исполнения и точного соблюдения во всем его содержании, включая и эдикты, дополняющие его и в главном акте обозначенные, как приложения, Мы повелеваем созвать предусмотренное в нем сословное собрание для осуществления принадлежащих к ведомству его прав на 1 января 1819 года и в промежуток приготовить все для этого необходимое. Дано в Нашей столице и резиденции Мюнхене в 26 день мая в лето 1818-е, правления же Нашего в тринадцатое. Конституция Королевства Швеции «Форма правления» Июня 1809 года. 1. (1866). Шведское государство управляется Королем; оно является наследственной — в порядке престолонаследия, установленном органическим законом, монархией. 2. Король должен всегда исповедовать истинное евангелическое учение, как оно было принято и истолковано в Аугсбургском неизменном исповедании и в решении Упсальского синода 1593 года. 3. Особа короля священна и почитаема; его действия не подлежат никакой критике. 4. (1815 и 1844—5) Король один управляет государством в порядке, предписанном настоящей конституцией; он однако должен в нижеуказанных случаях выслушивать совет и мнение Государственного совета, в состав которого Король призывает и назначает людей способных, опытных, неподкупных, пользующихся хорошей репутацией, шведов по происхождению и исповедующих истинное евангелическое учение. 5. (1840—1876). Государственный совет состоит из 10 членов, из среды которых Король назначает одного государственным министром и первоприсутствующим в совете. Члены должны участвовать в обсуждении всех дел, о которых идет речь в совете. Отец и сын или два брата не могут быть одновременно членами Государственного совета. 6. (1840–41 и 1876). Семь членов Государственного совета стоят во главе департаментов и являются докладчиками по делам соответствующих дел во главе департамента внешних сношений; – управляющий департаментом сухопутной обороны (военный), который одновременно состоит советником Короля в вопросах о командовании армией; – управляющий департаментом морской обороны (морской), который одновременно состоит советником короля по вопросам о командовании флотом; – управляющий гражданским департаментом (внутренних дел); – управляющий департаментом финансов и управляющий департаментом церковных дел. Подробности распределения дел между департаментами будут установлены Королем в особом официально опубликованном регламенте. Из остальных трех членов Государственного совета без портфелей по крайней мере двое должны были прежде состоять на гражданской службе. 7. (1840–41). Все правительственные дела, кроме перечисленных в ст. 11 и 15, должны докладываться королю в заседаниях Государственного совета и там же им решаться. 8. (1840–41). Король не может принять никакого решения в делах, в которых для него обязательно выслушать мнение Государственного совета, иначе, как в присутствии по крайней мере трех, кроме докладчика, членов совета. Все члены Государственного совета, если нет законных к тому препятствий, должны участвовать в делах особо важного значения, которые, согласно заранее сообщаемому им порядку дня, подвергаются обсуждению в совете и которые касаются общей администрации королевства. Таковы – вопросы и проекты, относящиеся к изданию новых общих законов, к отмене или пересмотру действующих установлению новой организации различных отраслей администрации и прочие того же характера. 9. (1840—41). По всем делам, которые обсуждаются в присутствии Короля в Государственном совете, ведутся протоколы. Присутствующие члены Государственного совета обязаны, под личной ответственностью за свои советы и под угрозой, о которой подробно говорится в статьях 106 и 107, выражать и .излагать свои мнения, заносимые в протокол. Право решающего голоса, однако, сохраняется исключительно за Королем. Если, вопреки ожиданиям, решение Короля оказывается явно противоречащим конституции королевства или общему законодательству страны, обязанностью членов Государственного совета является представление против такого решения самых энергичных возражений. Лицо, особое мнение которого не занесено в протокол, ответственно за такое решение, как если бы оно склонило к нему волю короля. 10. (1840 — 41) Перед тем, как дела будут доложены королю в заседании Государственного совета, они подготовляются докладчиком, который имеет право для этой цели требовать все документы от соответствующих ведомств. 11. (1840 — 4I, 1876 и 1885). Министерские дела, т. е. касающиеся сношений королевства с иностранными державами, подготовляются в том порядке, который признает удобным Король, министром иностранных дел, сообщающим о них Королю и делающим ему о них доклад в присутствии государственного министра и какого-нибудь другого члена Государственного совета, или, если министр иностранных дел одновременно является и государственным министром, то в присутствии двух членов Государственного совета, с этой целью назначенных. В случае невозможности для министра иностранных дел присутствовать, Король назначает его заместителя в лице другого члена Государственного совета. В случае отсутствия министра иностранных дел, доклад делается членом Государственного совета, назначенным для этой цели Королем. После того, как король выслушал и велел занести в протокол мнения этих сановников, за которые они ответственны, он принимает решение, в присутствии советников; протокол ведется членом, специально для того назначенным. Король может доводить из этих решений до сведения Государственного совета то, что он считает необходимым, дабы и совет был осведомлен об этой отрасли управления. Bce сообщения по министерским делам, делаемые иностранным державам или аккредитованным при них представителям Короля, проходят, каков бы ни был их характер, через руки министра иностранных дел. 12. (1840 — 4I, 1876 и 1885). Король имеет право заключать договоры и союзы с иностранными державами по выслушании, как сказано в предыдущей статье, мнений государственного министра, министра иностранных дел и какого-нибудь другого члена Государственного совета, с этой целью назначаемого, или, если министр иностранных дел состоит в то же время государственным министром, то двух специально назначенных для того членов Государственного совета. 13. (1840 — 41). Если Король хочет объявить войну или заключить мир, он созывает всех членов Государственного совета в чрезвычайное заседание, излагает им мотивы и соображения, которые должны быть приняты во внимание, и спрашивает их мнения, которые подаются ими, каждым в отдельности, и заносятся в протокол под их ответственностью согласно ст. 107. Король имеет затем право принять решение, которое считает наиболее полезным для государства. 14. Король стоить во главе военных — сухопутных и морских — сил королевства. 15. Дела по командованию военными силами, т. е. те, которыми руководит непосредственно Король, как глава сухопутных и морских военных сил, разрешаются Королем, если он сам управляет, в присутствии начальника того военного департамента, к ведомству которого дела эти относятся. Этот последний под своей ответственностью обязан высказывать свое мнение о мерах, решенных Королем, когда эти дела обсуждаются, и, если он не согласен с решением Короля, занести свои возражения и мнение в протокол, подлинность которого Король удостоверяет приложением своей подписи. Если названный начальник департамента считает эти меры опасными или не отвечающими истинному положению и объему средств исполнения, он должен, кроме того, постараться убедить Короля в необходимости созыва военного совета из двух или нескольких высших военных чинов. Но за Королем сохраняется право принять любое решение относительно этого мнения, а также, если он ему последует, и относительно соображений созванного им военного совета, которые должны однако быть занесены в протокол. 16. Король должен охранять и покровительствовать справедливости и истине, противодействовать неправосудно и неправде, не вредить и не позволять другим вредить личности, чести, свободе, правам и интересам отдельных лиц, если они законным путем не уличены и не осуждены, не лишать и не дозволять лишать кого бы то ни было его движимого или недвижимого имущества без следствия и приговора, постановленного согласно шведским законам и статутам, не нарушать и никому не позволять нарушать неприкосновенность частного жилища, не высылать никого из одного места в другое, не оказывать давления и не позволять другим оказывать давление на чью-либо совесть, а покровительствовать каждому в свободном исповедовании религиозных убеждений, если только оно не нарушает общественного спокойствия и не угрожает общественной нравственности. Король приказывает судить каждого тем судом, которому он подсуден и руководствоваться при решении дела исключительно законом. 17. (1844 — 47, 1859—60, 1866 и 1897). Право суда, принадлежащее Королю, делегируется назначенным им юристам, в количестве не менee 12-ти и не болee 21-го, из числа лиц, удовлетворяющих условиям, предписанным законами для занятия судейских должностей, и обнаруживших на судейской службе знания, опытность и неподкупность. Они называются советниками юстиции и составляют верховный королевский суд. Их число не должно превышать двенадцати, пока Король и Риксдаг в форме, предписанной статьей 87, § 1, не решат, что Верховный суд должен быть разделен на отделения; число советников в вышеозначенных пределах и распределение дел между отделениями определяются тем же порядком. 18. Ведомству и решению Верховного суда подлежат вce ходатайства, с которыми обращаются к Королю о кассации приговоров окончательных или вступивших в силу вследствие истечения срока обжалования. 19. Ходатайства судов или должностных лиц об истолковании законов, обращаемые к Королю, равным образом, ведаются Верховным судом, от которого и исходит требуемое истолкование в тех случаях, когда оно вообще зависит от судебной власти. 20. (1815). В мирное время дела, рассмотренные в военных судах и поступившие по особым ходатайствам на pешeниe Короля, также докладываются и разрешаются в Верховном суде. Два высших военных чина, выбранных и назначенных специально для этой цели Королем, сменяемых и ответственных наравне с судьями и не получающих особого жалования, принимают участие в обсуждении этих дел в Верховном суде и в постановлении приговоров, причем однако число судей не должно превышать восьми. В военное время в этих случаях поступают по правилам военных законов. 21. Король имеет два голоса в верховном суде при докладе и обсуждении дел, во время рассмотрения которых он считает необходимым присутствовать. Все вопросы, относящиеся к истолкованию законов, должны быть представляемы на рассмотрение Короля, и его голоса должны быть отобраны и просчитаны, если даже он не присутствовал при обсуждении этих вопросов. 22. (1844 — 45, 1859—60). Предметы меньшей важности могут быт обсуждаемы и решаемы судом в составе пяти членов и даже четырех, если все согласны относительно наиболее серьезных возникающих при этом вопросов; по крайней мере, семь членов должны участвовать в составлении приговоров. Ни одно дело не может быть решено болee, чем восемью членами, кроме особых случаев, к которым применяются иные правила согласно ст. 87, § 1. 23. Bce постановления Верховного суда редактируются от имени Короля и снабжаются его подписью или печатью. 24. Низший королевский ревизионный суд подготовляет все судебные дела для доклада и решения их в Верховном суде. 25. Король имеет право миловать уголовных преступников, отменять смертную казнь, восстанавливать в правах и возвращать конфискованное имущество; однако, подобные ходатайства должны быть рассматриваемы Верховным судом, а самое решение Короля должно быть принято в заседании Государственного совета. Осужденному предоставляется отнынe право принимать королевское помилование или отказываться от него и подвергаться наказанию. 26. (1840 — 4I, 1876). Когда в Государственном совете докладываются судебные дела, то должны принимать участие в обсуждении их два советника юстиции, кроме министра юстиции и двух других членов совета. Мнения их должны быть занесены в протокол согласно ст. 9. 27. Король назначает канцлера юстиции из опытных и беспристрастных юристов, уже отправлявших судейские обязанности. Он, в качестве главного прокурора Короля, должен возбуждать обвинение, сам или через подчиненных ему прокуроров-фискалов, по всем делам, касающимся общественной безопасности и прав короны, равно наблюдать от имени Короля за отправлением правосудия и изобличать ошибочные действия судей и чиновников. 28. (1840 — 4I, 1853—4, 18б2—3 и 1870). Королю принадлежит право, в заседании Государственного совета, назначать природных шведов на все должности королевства, высшие и низшие, для замещения которых дается грамота, и давать им повышения; неприкосновенным остается право представления кандидатов лицами, имеющими на то право. Король, однако, имеет право, выслушав представление и мнение компетентных властей, назначать и повышать в должностях иностранцев, выделяющихся особыми заслугами, и исповедующих истинное евангелическое учение, поскольку дело идет о должностях профессоров университета (кроме кафедр теологии), преподавателей и иных лиц в учреждениях, посвященных наукам, промышленности,, искусствам и медицинe. Точно так же, Король может поручить военную должность иностранцу, отличающемуся редкими талантами, но последний не может быть назначен комендантом крепости. При всех назначениях Король должен обращать внимание на заслуги и таланты кандидатов, а не на их происхождение. Никто не может быть назначен на церковную должность или какую-либо иную, связанную с обязанностью руководить xpucтианским воспитанием или обучением теологии, если он не исповедует истинного евангелического учения. Bce остальные должности, за исключениями, указанными в статье 4 относительно членов Государственного совета, могут быть замещаемы приверженцами других христианских религий или моисеева вероисповедания; однако лица, непринадлежащие к евангелической церкви, не могут принимать участие в качестве чиновников или судей в обсуждении и решении дел, относящихся к вопросам веры, религиозного обучения или назначения в среде шведской церкви. Каждый глава министерства докладывает и излагает все дела, относящиеся к назначениям, повышениям, отпускам и отставкам всех чиновников его ведомства. 2. (1856 — 58 и 1866). Король имеет право натурализовать иностранцев в порядке и при условиях, установленных особым законом, изданным согласно ст. 87, § I. Натурализованный таким образом иностранец пользуется теми же правами и привилегиями, что и шведские уроженцы, однако без права быть назначаемым членом Государственного совета. 29. (1873). Архиепископ и епископы назначаются Королем из числа представляемых ему согласно законам евангелической церкви трех кандидатов. 30. Король назначает тем же порядком, который применялся до нынешняго времени, проповедников в коронные приходы. Так называемые консиcтopиaльные имущества сохраняются вместе с их правами по выборам. 31. (1862 — 63 и 1866). Жители городов, пользующиеся правом голоса при выборах в Риксдаг, могут представлять Королю трех кандидатов на должности городских голов и Король выбирает из них одного. Точно так же должно поступать относительно должностей советников и секретаря городского управления Стокгольма. 32. Посланники при иностранных державах и личный состав миссии назначаются Королем согласно предписаниям, установленным статьей и для обсуждения министерских дел. 33. Если назначения делаются Королем по предварительному представлению, то члены Государственного совета должны высказаться о талантах и заслугах кандидатов. Они также имеют право всеподданнейших возражений против назначений, совершаемых королевской властью на другие должности. 34. (1840 — 41, 1844 — 45, 1876). Государственный министр и министр иностранных дел являются высшими сановниками королевства; непосредственно за ними следуют члены Государственного совета; последниe одновременно не могут занимать другие должности и получать по ним содержание. Советники юстиции также не могут одновременно отправлять и другие функции. 35. (1815, 1840 — 41, 1856 — 58, 1876). Члены Государственного совета, президенты и главы коллегий или замещающих их других управлений, канцлер юстиции, начальники тюрем, землемерных работ, государственных железных дорог, управлений лоцманской частью, почтами, телеграфами, таможнями и лесами, начальники отделений в государственных департаментах, столичные губернаторы, вице-губернатор и начальник полиции, провинциальные губернаторы, фельдмаршалы, генералы и адмиралы всех степеней, генерал-адъютанты, обер-адъютанты, адъютанты главного штаба, коменданты крепостей, полковые командиры, полковники полков гвардейской кавалерии и пехоты и полков личной охраны, равно как начальники других военных отдельных частей, начальники артиллерии, инженерных и гидрографических войск, полномочные министры, посланники и коммерческие агенты при иностранных державах,. равно как и чиновники, состоящие при кабинете Короля для иностранной переписки или при миссиях — занимают доверенные посты, с которых Король может их уволить, когда признает это необходимым для блага государства. Король сообщает, однако, о своих решениях Государственному совету, члены которого имеют право представлять ему всеподданнейшие возражения, если считают их необходимыми. 36. Лица, занимающие судебные должности, высшие или низшие, равно как и все чиновники и должностные лица, кроме перечисленных в предыдущей статье, не могут быть уволены Королем иначе, как после следствия и суда, и не могут быть назначаемы на высшие должности или перемещаемы иначе, как по их просьбе. 37. (1828 — 30 и 1866). Король имеет право жаловать дворянство лицам, оказавшим своими честностью, добродетелью, способностями, познаниями, службой и рвением особые услуги Королю и королевству. Король имеет также право в награду за особенно значительные и выдающиеся заслуги возводить дворян в баронское, а баронов в графское достоинство. Дворянство и титулы барона и графа, пожалованные таким образом, принадлежат лиш тем, кто возведен в это звание, а после их смерти, старшему нисходящему в мужской линии и в старшем поколении; по смерти последнего, наиболее близкому мужскому наследнику главы семьи в старшем поколении и т. д. Если дворянство переходить по наследству к лицу, которое само обладает этим званием, или которое унаследовало его в более близких степенях родства, то его собственное дворянское звание теряет силу, если только оно не высшей степени; в этом случае дворянское звание от главы семьи переходит в наиболее близкую линию; если ее нет, линия считается вымершей. Если кто - либо отказывается от дворянского звания, оно переходит к тому, кто является согласно предшествовавшим правилам наиболее близким наследником. Регламент о дворянском сословии, который будет утвержден, по соглашение Короля с дворянством, урегулирует порядок дворянских собраний для решения общих дел. 38. (1840 — 41 и 1866). Bce акты и распоряжения Короля, кроме относящихся к военному командованию, для действительности своей должны быть снабжены королевской печатью и контрассигнованы тем из докладчиков, ведению которого подлежит данный предмет, и который является ответственным за точное сходство копий с занесенным в протокол оригиналом. Главы департаментов могут непосредственно адресовать, кому следует, предписания и инструкции, необходимые для исполнения принятых решений. Если докладчик считает какое - либо решение Короля противоречащим конституции, он должен сделать ему по этому предмету представление в заседании Государственного совета; если же Король все-таки настаивает на исполнении решения, то докладчик имеет право и обязан отказать в скрепе и выйти в отставку, пока его поведение не будет расследовано и одобрено Риксдагом. Временно он сохраняет свое содержание, равно как прочие доходы и оклады, связанные с должностью. 39. (1844 — 45 и 18б2 — 63). Если Король намерен отправиться в путешествие вне Швеции и Норвегии, он сообщает о своем желании Государственному совету in pleno и выслушивает его мнение согласно ст. 9. Если после этого Король решает предпринять путешествие и приводит свое решение в исполнение, то он уже не принимает участия в делах правления и в осуществлении королевской власти в течение всего времени, пока пребывает вне королевства; в отсутствие Короля королевство управляется от имени Короля принцем, предполагаемым наследником престола, если он достиг возраста, указанного в ст. 41. Этот принц управляет, как регент, со всеми королевскими правами и авторитетом, согласно настоящей конституции; однако он не может ни жаловать дворянского звания и титула, ни возводить в графское или баронское достоинство, ни даровать орденов; точно также все доверенные должности лишь временно исправляются теми лицами, которые назначаются регентом. Если нет принца, который являлся бы предполагаемым наследником престола, или если предполагаемый наследник престола не достиг совершеннолетия, указанного в ст. 41, или если болезнь или пребывание его вне Швеции и Норвегии препятствуют ему принять в свои руки бразды правления, то управляет королевством Государственный совет с теми же правами, как и регент. Меры, которые должны быть приняты в случае отсутствия Короля более, чем в течение 12 месяцев, указаны в ст.91. 40. (1862 — 63). Если Король заболевает и не может участвовать в делах управления, то должно поступать согласно указаниям предыдущей статьи. 41. (1815 — 18, 1862 — 63, 1866). Король, равно как и предполагаемый наследник престола, становится совершеннолетним в восемнадцать лет. Если Король умирает, до достижения наследником престола указанного возраста, то именем Короля управляет Государственный совет, пока не соберется Риксдаг, и пока регенты, назначенные Риксдагом, не возьмут в свои руки дел правления; Государственный совет сообразуется точнейшим образом с настоящей конституцией. 42. (1815, 1840 — 41, 1862 — 63, 1866). Если к несчастью вся королевская династия, имеющая право на престолонаследие, угаснет в мужской линии, то управляет королевством Государственный совет, пока не соберется Риксдаг, не выберет новую династию, а вновь избранный Король не вступит в отправление своих обязанностей. Во всех случаях, в которых Государственный совет осуществляет права королевской власти, согласно настоящей или трем предыдущим статьям, все члены его должны присутствовать и голосовать на заседаниях совета. 43. (1840 — 41, 1844 — 45 и 1862 — 63). Если Король отправляется на войну или в отдаленные провинции королевства или в Норвегию, он должен назначить трех членов Государственного совета, под председательством принца своей фамилии или специально призванного к тому члена Государственного совета, для заведывания указываемыми им делами правления. Относительно дел, которые решаются самим Королем, поступают согласно ст. 8. Сказанное о Короле применяется и по отношению к регенту во время осуществления им королевской власти. 44. Никакой принц королевского дома, будь то кронпринц или принц-наследник или всякий другой, не может вступить в брак иначе, как с ведома и с согласия Короля. Если он нарушает это правило, он теряет всё: наследственные права за себя, за своих детей и за свое нисходящее потомство. 45. Ни кронпринц, ни принц-наследник Швеции, ни принц королевского дома не получают ни уделов, ни гражданских должностей; однако им могут быть дарованы, по старинному обычаю, титулы князей и герцогов, но без всяких прав на земли, князьями и герцогами которых они считаются. 46. Государство разделяется на губернии, находящиеся под властью обычных провинциальных управлений. Не может быть в будущем организовано в королевстве генерал-губернаторств. 47. Королевские суды и все прочие трибуналы должны судить согласно законам и законным статутам. Административные советы королевства, провинциальные и всякие другие управления, высшие и низшие чиновники должны заведывать делами, относящимися к их служебным обязанностям, согласно изданным или имеющим быть изданными инструкциям регламентам и предписаниям; они повинуются приказам и повелениям Короля и будут помогать друг другу в исполнении их, а равно всего, что требуется благом государства, отвечая перед Королем, согласно законам, за небрежность, ошибки или незаконные действия. 48. Королевский двор находится под личным управлением Короля; последний делает всякие в этом отношении распоряжения по своему усмотрению; он может по усмотрению замещать придворные должности и увольнять всех придворных чинов. 49. (1815, 1844 — 45 и 1866). Риксдаг является представителем шведского народа. Права и обязанности, предоставленные действующими законами Генеральным штатам королевства, отныне переходят к Риксдагу. Он разделяется на две палаты, члены которых избираются согласно постановлениям органического закона. Палаты по всем делам обладают одинаковой компетенцией и одинаковым авторитетом. В силу настоящей конституции, Риксдаг должен собираться в обыкновенную сессию ежегодно 15 января или на следующий день, если указанное число падает на праздничный день. Король, однако, имеет право созывать Риксдаг в чрезвычайную сессию в промежутке времени между двумя обыкновенными сессиями. Во время чрезвычайной сессии, могут быть обсуждаемы лишь дела, послужившие причиной для созыва Риксдага, или сверх того предложенные Королем, равно как все, нераздельно связанное с этими делами. 50. (1866). Риксдаг собирается в столице королевства, за исключением случаев, когда приближение врага, чума или другие подобные серьезные препятствия делают собрание невозможным или опасным для свободы и неприкосновенности его членов. В подобных случаях, Король, по соглашению с делегатами Риксдага в банке и кассе государственного долга, назначает другое место для заседаний Риксдага. 51. (1862 — 63, 1866 и 1894). В тех случаях, когда Риксдаг созывается Королем, регентом или Государственным советом, время собрания устанавливается между 7-мым и 20-ым днями, после публикования о созыве в газетах. 52. (1862 — 63, 1866). Президенты и вице-президенты палат назначаются Королем. 53. (1815, 1853 — 54, 1866 и 1882). В своей обыкновенной сессии Риксдаг назначает для подготовления дел следующие комитеты: конституционный комитет — для выработки и рассмотрения предложений, относящихся к изменению конституционных законов, и для сообщения мнения о них Риксдагу, а также для разбора протоколов Государственного совета; финансовый комитет — для расследования и сообщения Риксдагу данных о состоянии средств, об управлении и о нуждах казначейства и государственного долга; комитет субсидий — для обсуждения вопросов об ассигновании средств; банковский комитет — для наблюдения за ведением дела в банке и за его состоянием и для принятия необходимых мер по управлению банком; наконец, законодательный комитет — для выработки проектов по усовершенствованию законов гражданских, уголовных, коммунальных, и церковных, переданных ему палатами. В своей чрезвычайной ceccии Риксдаг не может назначать больше комитетов, чем это необходимо для подготовления предложенных ему дел. 54. (1866). Если Король просит Риксдаг о назначении специальных делегатов для совещания с ним в делах, признаваемых им секретными, то эти делегаты избираются палатами; однако, они не имеют права принимать решения, но лишь сообщают Королю свое мнениe о данных делах. Они приносят, если того требует Король, присягу в соблюдении тайны. 55. (1866). Риксдаг, палаты или отдельные комитеты палат не имеют права ни обсуждать, ни решать какие-либо дела в присутствии Короля. 56. (1815, 1828 - 30, 1844 — 45, 1856 — 58 и 1866). Органический закон о Риксдаге установит формы, в которых должны обсуждаться и решаться в палатах предложения, исходящие от Короля или от депутатов. 57. (1866). Исконное право самообложения шведского народа осуществляется исключительно Риксдагом. Общинные законы, которые будут установлены сообща Королем и Риксдагом, определят размеры, в которых общинам разрешается облагать жителей на местные нужды. 58. (1866). В начале обыкновенной сессии Король представляет Риксдагу отчет о финансовом положении во всех его частях, о приходах и расходах, кредитах и долгах. Если, в силу договоров с иностранными державами, государство должно получать какие - либо доходы, то о них дается отчет в той же формe. 59. (1866). В качестве приложения к отчету о финансовом положении и о нуждах Государственного казначейства, Король представляет Риксдагу проект, относящийся к субсидиям, ассигнование которых является необходимым для покрытия государственных нужд, превосходящих обыкновенные доходы. 60. (1840 — 41 и 1866). Под субсидиями разумеются таможенные и акцизные сборы, почтовый и гербовый пошлины и налог на водку домашнего производства, равно как всякие другие налоги, специально устанавливаемые в каждую ceccию. Никакой общий налог, каковы бы ни были его название и природа, не может быть увеличен без согласия Риксдага, за исключением сборов с ввоза и вывоза зерна. Король не имеет права ни отдавать на откуп доходов государства, ни устанавливать монополии в свою пользу, в пользу государства, частных лиц или корпораций. 61. (1815, 1821 и 1866). Все налоги, установленные Риксдагом под вышеуказанными в предыдущей статье названиями, взимаются до конца того года, во время которого Риксдаг ассигновал новые субсидии. 62. (1866). Риксдаг имеет право, удостоверившись в финансовых нуждах, ассигновать соответствующие субсидии и одновременно указать назначение каждой отдельной суммы на тот или другой предмет, внесши под различными главами эти суммы в бюджет. 63. (1834 — 35, 1866 и 1894). Кроме того, на непредвиденные случаи должны быть установлены два достаточных специальных фонда, пополнение коих возлагается на кассу государственного долга: один из них употребляется в тех случаях, когда Король, выслушав мнение всего Государственного совета, сочтет это абсолютно необходимым для защиты страны или для другой цели чрезвычайной важности и неотложности; другой фонд употребляется Королем в военное время, по выслушании мнения Государственного совета in pleno, и по созвании Риксдага. Запечатанная ассигновка, данная Риксдагом на этот последний фонд, не должна быть однако распечатываема, а данная сумма не должна быть уплачиваема кассой государственного долга прежде, чем не будет опубликовано о созыве Риксдага в газетах. 64. (1866). Обыкновенные государственные доходы и средства, как и налоги, вотированные Риксдагом для нужд казначейства под именем субсидии или чрезвычайных сборов, находятся в распоряжении Короля для употребления их на дела, указанные Риксдагом согласно бюджету. 65. (1866). Эти средства не должны быть использованы иначе, чем это предписано; члены Государственного совета являются ответственными, если разрешат нарушить это правило, не внесши в протокол своих возражений, с ссылкой на предписания Риксдага. 66. (1866). Касса государственного долга остается под руководством, надзором и управлением Риксдага, и так как Риксдаг отвечает за государственные долги, которыми заведует касса, то он после должного исследования состояния и нужд кассы, доставляет, путем специальных ассигновок, средства, необходимые для платежей процентов и погашения по долгам, дабы охранять и поддерживать государственный кредит. 67. Делегат Короля в кассе государственного долга участвует в собраниях комиссаров лишь тогда, когда они выразят желание посоветоваться с ним. 68. (1866). Фонды, принадлежащие или предназначенные для администрации государственного долга, не могут быть ни под каким предлогом и ни при каких условиях изъяты или обращены на другие нужды, кроме тех, которые установлены Риксдагом. Всякое распоряжение, противоречащее этому правилу, недействительно. 69. (1815, 1828 — 30, 1856 — 58 и 1866). Когда предложения финансового комитета, касающиеся установления бюджета или совокупности субсидий, вычисленных в связи с последним, или приходов и расходов кассы государственного долга, или правил для управления означенной кассой, переходят на обсуждение Риксдага, то должно поступать согласно правилам, предписанным в органическом законе о Риксдаге относительно вотирования представляемых этим комитетом проектов. Если палаты принимают разное решение, и соглашение между ними не может быть достигнуто, то каждая отдельно вотирует решение, принятое той и другой палатой, и то мнение, к которому присоединится наибольшее число голосов, считая голоса членов общих палат, будет считаться решением Риксдага. 70. (1815, 1853 — 54 и 1866). Если палаты принимают разные решения по вопросам, касающимся руководства, управления, приходов и расходов королевского банка, то они вотируют, каждая в отдельности, в порядке, указанном в предыдущей статье. 71. (1853 — 54 и 1866). Точно также должно поступать, когда палаты не могут сойтись в вопросах об основаниях и порядке употребления или распределения субсидии. 72. (1866, 1873 и 1897). Королевский банк находится под гарантией и надзором Риксдага и управляется, во избежание упущений, комиссарами, назначаемыми для того палатами, согласно статутам, регламентам и предписаниям, изданным или имеющим быть изданными Риксдагом. Только Риксдаг имеет право выпускать при посредстве банка билеты, ко
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |