Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что должно быть в конце первого класса?



2018-07-06 336 Обсуждений (0)
Что должно быть в конце первого класса? 0.00 из 5.00 0 оценок




Эти записки – попытка написать как-то по-другому

учебный план, учебные задачи, программу работы учителя в первом классе…

Рокитянская Т.А. 2000-2018

====================================================================

Возрастные особенности и педагогические возможности в первом классе.

С семи лет начинается новый этап развития ребёнка – так называемый «кризис семи лет». (Начало этого периода связано со сменой зубов). До семи лет жизнь ребёнка представляет собой одно целое, он не может раздваиваться – думает, делает и чувствует одновременно. С семи лет ребёнок начинает разделять свои чувства и деятельность на внутреннюю и внешнюю – начинает разделять себя и мир. У него появляются серьёзные личные переживания, и в то же время он пробует вынести их во внешний мир, ищет связимежду своими поступками и переживаниями, и реакцией на них внешнего мира. Он хочет учиться у мира, хочет быть с ним в дружбе и понимании. Поэтому очень важно, чтобы ученик испытывал к учителю приязнь, доверие – учитель должен быть для ученика в этом возрасте абсолютным авторитетом. Авторитет устанавливается естественно, если учитель будет отвечать потребностям и запросам учеников, которые и рождаются из их возрастных особенностей. Такие отношения поддерживают изначальную, от природы присущую ребёнку потребность учиться.

 

К этому времени дети теряют своё былое очарование и непосредственность – становятся стеснительны, застенчивы, скрытны. Возникает новая, внутренняя жизнь переживаний. Эти переживания начинают жить отдельной, «своей жизнью» и влиять на внешнюю сторону – поведение ребёнка. Это время, когда ребёнку можно без насилия привить «хорошие манеры» в мыслях и действиях. Причём это можно делать очень легко и естественно при помощи подражания – столь хорошо действующего в возрасте от трёх до девяти лет. Поэтому учитель должен уметь делать красиво и правильно абсолютно все: говорить, петь, танцевать, ходить, рисовать, одеваться, играть на флейте и на гуслях!

 

В это время у детей формируется воображение, закладываются основы личности – нравственность,совесть. Эмоциональные, познавательные и телесные процессы ритмическисогласованы между собой. Речь, мышление почти нераздельны с двигательной системой организма, тонкой и грубой моторикой. Здесь важно не перегружать ребёнка лишними, «головными» знаниями – развитием интеллекта будем заниматься чуть позже, – а сохранять его силы для строительства здорового организма.

 

К семи годам у ребёнка возникает личное сознание – свои мысли – и они становятся более сознательными. В связи с этим ребёнок ищет новых отношений с обществом – отсюда стремление детей пойти в школу. Происходит перестройка отношений ребёнка с действительностью – так называемая социализация. Готовность к школьному обучению возникнет в полной мере тогда, когда пройдет период социализации, нахождения своего места в классе, контакта с учителем, осознания себя как ученика, нахождения смысла в поступках. Здесь важно понимание и принятие игр с правилами, умение договариваться. На это уходит первое полугодие.

 

Когда ребёнок мотивирован к познавательной деятельности, он начинает постигать разные языки познания мира: интеллектуальный, эмоциональный, художественный, тактильный и др. Его интерес направлен на установление дружеских отношений с внешним миром и на освоение человеческого опыта в познании мира и его культуры.

 

В музыкальном воспитании главный язык – это язык эмоций. Целью этого периода становится развитие и воспитание эмоциональной сферы учеников. Нередко дети в это время испытывают «эмоциональный голод», так как они теряют свою былую непосредственность, бывают застенчивы, плохо различают эмоции. С семилетнего возраста ребенок начинает интересоваться и понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой», «я недоволен» и т.д. – он начинает ориентироваться в собственных переживаниях.

 

Музыка, как ничто другое, способна влиять на самые глубинные чувства.Обнаруживая в себе эмоциональный отклик на музыку и на сам звук, ребёнок познает мир глубже и тоньше, чем при восприятии моральной проповеди или сухих правил, ничего не говорящих его сердцу. Воспитание через звук самым успешным образом развивает внутренний мир ребёнка, вырабатывая устойчивый познавательный интерес, умение учиться, навыки общения и самоконтроля, принятия социальных норм и нравственного поведения.

 

Итак, акценты психолого-педагогической работы в 1-м классе это –

адаптация к школе;

принятие внутренней позиции школьника;

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

социальные умения;

связь педагогического стиля учителя и развития его учеников.

 

Что должно быть в конце первого класса?

 

Мы должны подготовить ребёнка к долгому школьному пути: научить концентрироваться и расслабляться, быть внимательным и погружаться в тему, уметь находить поводы для радости, для печали, для деятельности и созерцания, уметь работать вместе с другими – детьми и взрослыми, отвечать за свои вольные и невольные действия. И конечно, для музыканта главное – открыть дверь в музыкальный мир, познакомить с музыкальным языком, который может всему этому научить. Детям предстоит долгая жизнь, и не надо спешить загрузить голову ребёнка всеми правилами и знаниями о музыке, пусть он научится наслаждаться ею, воспринимать её язык как возвышенный, всеобъемлющий, как язык своих чувств. И тогда ваши ученики смогут обращаться к музыке всю свою жизнь, на каждом её отрезке находя созвучное себе.

 

Какие качества и умения должны приобрести дети на уроках музыки в первом классе?

1. Внимательность, умение сосредотачиваться

2. Эмоциональная отзывчивость

3. Чувство слуха

4. Певческие навыки

5. Знакомство с музыкальным языком через образы и движения (ритмическое, мелодическое, тембровое)

6. Коммуникативные навыки

7. Умение работать по правилам

 

Если мы обращали внимание на эти семь пунктов, занимаясь музыкой в течение года, то в конце года ясно видны результаты ваших усилий:

Ваши дети любят музыку!

Умеют вас слушать, соблюдать дисциплину.

Эмоционально развиты.

Чисто поют вместе – почти все.

Красиво и ритмично двигаются.

Приобрели первоначальные ритмические навыки.

Умеют работать (играть!) друг с другом в хороводах и танцах.

Могут импровизировать (на пяти звуках флейты и металлофона)

Знают около 40 песен.

Исполняют не менее 10 песен на флейте.

Различают звуки различных материалов.

У них начал развиваться художественный вкус…

 

Собственно, это и является оценкой работы учителя: вложил ли он какие-то начатки «компетенций», подготовил ли почву для работы во втором классе?

 

 

Литература:

Выготский Л.С. Педагогическая психология. Глава VI. Воспитание эмоционального

поведения. Глава VII. Психология и педагогика внимания.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.

Вюнш В. Формирование человека посредством музыки.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник.

Соесман А. Двенадцать чувств. СПб, 2013

 

 



2018-07-06 336 Обсуждений (0)
Что должно быть в конце первого класса? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что должно быть в конце первого класса?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)