Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К чему должен быть готов учитель



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
К чему должен быть готов учитель 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель по-настоящему может учить только тому, что любит сам…. На одном, любимом, материале можно научить очень многому, ищите! Полюбите и поймите весь тот музыкальный материал, который будет служить вам в протяжение года.

Чего не должны знать дети 1-го класса – никаких названий, абстрактных знаний типа – это опера, это балет, это – симфония… Часто учителя и родители считают, что такие знания не помешают ребёнку жить, он все равно запоминает всё, что встречает на своём пути. Но лишние, непрочувствованные, непроживаемые, а лишь заученные головой знания, только отягощают наши бедные головы, занимая драгоценные полки в мозгу, где могли бы храниться более необходимые для жизни знания. Сколько раз я видела, как дети на хитроумный вопрос взрослого начинают извлекать из своей памяти все слова, которые они запомнили по совету взрослого: авось какое-нибудь подойдёт…

Что должен знать учитель?Все о возрастных особенностях, т.е. о тех возможностях развития, которые ребёнок может воспринять именно в этот момент своей жизни. Каждое занятие должно быть тщательно продумано – ничего лишнего, что может только перегрузить голову ребёнка.К счастью, маленькие дети умеют пропускать мимо ушей недоступную для их уровня информацию!

Что должен понимать учитель о себе?Надо понять свой педагогический темперамент и уметь им управлять. Традиционно выделяют четыре темперамента: флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик. Чистых темпераментов нет. Бывает у одного человека по три, но один главенствует. [2] Темперамент даётся природой.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства.Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные же свойства темперамента могут проявиться так: у меланхолика — замкнутость и застенчивость, он слишком занят собой, мало реагирует на внешние факторы; у флегматика — безразличие к людям, равнодушие, сухость, такойучитель может действовать на детей удушающее, т.е. ребёнок у него может стать нервозным; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство -его воспитанники могут быть не достаточно жизнерадостны, с подавленной волей; у холерика — поспешность решений,возле напористого учителя дети чувствуют страх.

 

За долгую педагогическую практику у меня выработались пять ориентиров, которые помогают «держать курс» во время плавания на волнах урока. Вот эти ориентиры:

 

1. Необходимость вслушивания в звуки. Это прежде всего воспитание внимания, интереса к внешним проявлениям жизни, желания понять, почувствовать и принять «к свéдению»[3]. Это раскрывает возможности слуха, который по определению есть у всех людей, но не все им умеют пользоваться. Слух может стать «воспитанным»: может различать тембры, силу звука, движение звука, характер звука (см. «Игры на вслушивание»). Вслушиваниеспособствует выработке чистого и красивого пения. Помогает найти связи между умением слушать, умением говорить об услышанном и умением обращаться со звуком.Вслушивание и восприятие через деятельность – пение и игру в звуки – прекрасная возможность для развития слуха. Умение слушать – одно из важнейших компетенций нового образования.

 

 

2. Необходимость«одвиживания» музыки. У современных детей – усиленная тяга к движению. Как раз именно движение способствует восприятию звуков, и, наоборот, звуковое восприятие влияет на движения тела и их контролирует. Нарушение или отсутствие связи между движением, ритмом дыхания и способностью к активному слушанию затрудняет умственное развитие. И наоборот – если есть определенное соотношение, определенное равновесие между двигательной активностью, ритмом дыхания и актом вслушивания в звуки музыки или речи – развитие идет значительно успешнее. Для ребёнка очень важны жесты, интонации: дети не всё могут понять в речи взрослого, но по жестам, интонациям о многом догадываются, считывая настроение: радость, страх, удивление, испуг, ласку, заботу. Законы жизни и музыкальные законы тесно связаны.

Музыка существует в ритме, которым пронизаны все жизненные процессы в человеческом организме.Очень важны движения раскачивания. Музыкальная лестница, звукоряд, выводит человека из бренного тела, он мыслью обращается к высокому, к тому, что выше повседневности.Так же как семена выходят из тёмной земли и тянутся к свету, превращаясь постепенно в прекрасные цветы. (См. «Образно-двигательная музыкальная грамота»).

 

3. Необходимость играть со звуком. Это открывает пути к творчеству – эмоциональную отзывчивость, возможность импровизироватьи сочинять свою музыку. Вовлекает в групповые игры со звуком, где соединяется слушаемое и извлекаемое самостоятельно – приобретаются коммуникативные навыки.

Здесь же вырабатываются навыки деятельности по правилам.Если восприятие не развито, то и отдача будет не яркой, неинтересной, скучной (см. «Игры. Хороводы. Флейта»).Задача учителя тщательно подготавливать пространство игры, создавать тишину, настраивать на тему, т.е. задавать тон. Тогда можно делать коротенькие звуковые зарисовки погоды. Лучше пронаблюдать –потом озвучивать. Но можнои озвучивать картины, где есть один главный герой: снегопад, листопад, дождь, ручей, сосулька… Такие игры открывают пути для приобретения мыслительных и исследовательских навыков ребёнка – важнейших компетенций современной педагогики.

 

4. Необходимость приобретать умения в пении, во владении музыкальными инструментами.

Здесь происходит развитие моторики– тонкой моторики руки, зрительно-двигательной координации,координации движения. Формируются сложнокоординированные двигательные действия. Здесь приобретается художественный вкус, чувство красоты и гармонии.Происходит обогащение памяти через заучивание песен и мелодий наизусть,

восприятие и воспроизведение большого количества материала, на почве

которого в дальнейшем обучении начальной школы будет приходить осознанное

понимание, дающее возможность дальнейшего роста учеников.

Песни выбираются по календарю – этим осуществляется связь с действительностью, с жизнью. Наблюдения за жизнью природы, за деятельностью людей, за сложившимися традициями – все это проживаетсяс помощью музыкального языка. Это и народные бытовые песни, и песни о природе,(см. «Песня на все случаи жизни»)и инструментальные зарисовки.

Весь музыкальный материал сначала долго поётся с голоса учителя, без помощифортепиано. Учитель должен уметь чисто петь!Дети не скоро могут петьсамостоятельно, без помощи учителя – это не страшно.

 

5. Необходимость«воспитания чувств».Мы говорили о том, что в 1-м классе надо развивать эмоциональную восприимчивость; если на неё не обращать внимания – она может совсем отключиться и не участвовать в развитии. Что, конечно, сильно обедняет восприятие жизни, тормозит творческое, активное начало личности.Однако, если эмоции «бьют через край», не подчиняются разуму, не контролируются личностью, которая их переживает – то создаются сложности в поведении, восприятии и мышлении. Уместно поэтому в 1-м классе вызывать эмоциональную реакцию не от себя –мне плохо, мне больно, мне весело, мне страшно,– а от «других героев»:от лица животных, от образов природы. Дети в этом возрасте легко перевоплощаются и с удовольствием, и с яркой выразительностью переживают жизнь зайчика осенью, зимой, весной… Выражать и оговаривать свои эмоции им гораздо сложнее. У очень эмоционального учителяесть опасность навязать детям свои жесты, мимику, не прочувствованные лично ребёнком, не вызванные его внутренней потребностью. В театре – пожалуйста, – это роль. Отчасти поэтому, дети не любят репетировать, т.к. чувствуют фальшь…

 

Дело учителя – разглядеть, у кого надо будоражить эмоциональную сферу, а у когоприглушать… А в целом задача – обратить внимание ребенка на то, что у него есть такие возможности, что он может видеть и слышать что-то, может эмоционально реагировать на то, что видит. Например, на вопрос: «А камни могут плакать?» ребенок ответил так: «Могут! Когда я утром пришёл в лес, то камни были мокрые от слёз, им ночью было страшно…».Это уже предвосхищениеэмоционального состояния стихотворения «Ночевала тучка золотая».В возрасте до 9 лет очень важно личное восприятие внешних впечатлений, их проживание, вслушивание и вглядывание в них. И затем передача их изнутри, из себя обратно во внешний мир – в художественном отображении.Выражение эмоций через звуки инструментов подчёркивает чуткость и тонкость восприятия… Эмоциональный контроль – также одна из важнейших компетенций, которой надо уделять внимание с 1-го класса.

Способ преподавания

В семилетних детях еще очень жива способность к подражанию и впитыванию внешних впечатлений; учитель демонстрирует образцы правильного, красивого и гармоничного действия. Обучение происходит по модели – «Делай, как я». Эта форма обучения особенно важна при работе с пением: внимательно смотря на поющего, дети воспринимают пение мышечно– считывают мышечные движения горла и копируют их. Точно так же обучение происходит у птиц! Очень важно петь песню всегда от одного тона на каждом уроке; через какое-то время дети сами дают этот тон – их мышцы запоминают положение тона, и они без настройки начинают петь в той тональности, к которой они уже привыкли…Так обнаруживается наличие у ребёнка абсолютного слуха: пока он не знает названия какого-то конкретного тона, но уже ощущает, что у каждого тона есть своё местоположение на музыкальной лестнице[4].

При таком способе обучения очень важно, чтобы голос учителя по силе и простоте выражения не слишком отличался от голоса детей – им трудно повторять хорошо поставленный оперный, с вибрато голос. Иногда они даже начинают смеяться, или пугаются, или чувствуют, что это нечто чужое и далёкое. Детям естественно петь высокие звуки – не опускайте их на землю раньше времени. Учитесь сами петь тонко, высоко[5]. Самая естественная позиция в соль мажоре – работая по пособиям, вы убедитесь, что эта тональность самая удобная и для пения, и для постижения музыкальной грамоты, и для ансамблевой игры. Вспомните, что первый звук в гамме был ля – по нему до сих пор идёт настройка инструментов и ему присвоена первая буква алфавита – а. Но наше современное ля доходит до 444 колебаний в секунду, а когда-то было 390 колебаний, т.е. физически это был тон современного тона соль! (В до мажоре петь неудобно, удобно только рассматривать на фортепиано, где видны конкретные тона и полутона.На скрипке – свои любимые гаммы, которые строятся от открытой струны…).

Однако, есть и ограниченность системы обучения через подражание. Если учить только этим способом, то у обучающихся не работает собственная воля, они не прилагают своих усилий, как бы перекладывая работу на учителя.Подражание должно превращаться в собственные чувства и понятия. Поэтому игру по подражанию надо чередовать с самостоятельным исполнением – пением, игрой на флейте, импровизацией. А исполнение всей группой надо чередовать с исполнением соло – лучше на флейте, ксилофоне, т.к. сольное пение не всем подходит. Хорошо делить группу на две части – одна исполняет, другая слушает;так можно почувствовать две роли, которые в жизни каждого человека всегда присутствуют!

 

Образная подача материала в дошкольном и младшем школьном возрасте является мощным, универсальным методическим средством. Образ – это не отражение ощущений в сознании; имеется в виду художественный образ, метафора, иносказание, притча, сравнение, символ.Образ пробуждает фантазию, вызывает живое чувство[6]. Именно образы сказок, легенд, мифов, преданий и т.п. формируют характер, будоражат совесть, выявляют склонности, симпатии к доброму и антипатий к злому. Образ обращён к переживанию и затрагивает всего человека: мышление, чувство и волю.Образное преподавание помогает детям вырабатывать представления, необходимые при переходе к знаковым системам: нотной грамоте, письменной грамоте, чтению и счету.Поэтому в донотный период я использую свою методику «Образно-двигательная музыкальная грамота», которой посвящено отдельное методическое пособие[7].

Учитель вместе с учениками исследует жизнь природы, как образы и символы моральных, душевных и духовных качеств человека. Ученики воплощают художественные образы в своих импровизациях, театрализации, озвучивании – через пение, движение, игру на музыкальных инструментах. Художественный образ с семи лет становится основным инструментом деятельности.

Уроки можно проводить в разных стилях:урок-знакомство,урок-исследование,урок-размышление, урок-диалог, урок-навык, урок-игра, урок-репетиция (хотя именно репетиций дети не любят!),урок-концерт. Однако, если сделать весь урок размышлением – дети конечно завянут… Поэтому центральная задача урока должна быть не более 10-15 минут, а остальное время можно посвятить повторению или навыку, или игре.

 

 

Смысл и содержание преподавания

 

Смысл:

1. Раскрытие и развитие эмоциональной сферы ребёнка, т.е. восприятие, реакция, ощущение, понимание человеческих чувств (переживаний), высказанных музыкальными звуками.

2. Понимание эмоции другого человека – через словесное высказывание (рефлексию), через интонации.

3. Овладение языком звука, т.е. музыкальным языком – пение, игра на муз. инструментах (для выражения собственных переживаний и понимания эмоций другого).

 

Содержание:

1. Художественное переживание явлений природы:

День, ночь, вечер, утро

Осень, зима, весна, лето

Дождь, снег, листопад, вьюга, ветер, облака, тучи, свет солнца

Вода: течение, журчание, рокот, приливы и отливы, испарение, замерзание.

 

2. Художественное переживание событий года: праздник урожая, переживание поздней осени, приход зимы, Рождество, проводы зимы, встреча весны, время птиц, время сеять, летние работы.

 

3. Художественное переживание повседневности: забота о животных, забота о растениях, отношение к близким, к окружающим.

 

4. Художественное переживание праздника: создание праздничного, приподнятого над повседневностью настроения, переживание благодарности.

 

5. Личностные переживания: ощущения причастности, одиночества, защищенности, страха, любви, неприязни.

 

6. Выработка и закрепление основных универсальных учебных действий:

- умение быть внимательным, понимать смысл заданий

- умение наблюдать, вырабатывать образное мышление

- умение найти особенности, оттенки в наблюдаемом

- умение переносить наблюдаемое на собственное действие (в пении, пластике,

на музыкальный инструмент)

- умение рефлектировать, оценить результат своей деятельности, найти неточности,

ошибки, недостатки вглядывания, вслушивания, переносить неудачу достойно,

не отчаиваться

- умение понять язык: мелодию речи, пластику, интонацию другого человека

- умение доводить дело до конца – в данном случае до показа красоты и

смысла содеянного родителям или соученикам

- умение работать в паре, в группе

 

 

Порядок выстраивания содержания опирается на годовой цикл.

Первое полугодие музыкальный материал выбирается под задачи: знакомство, социализация, принятие внутренней позиции школьника, установление ритуалов, исследование инструментов, начало выстраивания унисона, начало занятий с флейтой.

В конце годаили вначале второго класса – начало занятий на гуслях.

Задача – привлечь внимание детей на орган слуха, исследовать, что может слух, научить играть в звуковые игры, во вслушивание.

 

Почему пентатоника? В XX веке европейская музыка почти не пользовалась пентатоническим ладом[8], сейчас интерес к нему велик, т.к. в частности, он дает много возможностей для импровизаций. Любой из пяти тонов пентатоники может выполнить роль основного звука; жесткой иерархии, как в семиступенных диатонических звукорядах – нет. Музыкальные философы сравнивают пентатонический лад с общинным строем, а современный мажоро-минорный – с тоталитарным строем(!..).

Ощущение квинты: начало любой музыкальной культуры. Это наше окружение, взгляд вовне, не возвышаясь над миром, но с ним вместе.Настроение квинты в пентатонике – бесстрастная, как блин плоская, так же как люди представляли землю плоской, так и пели. Октава появилась, когда узнали, что земля круглая!!!

В пентатонике главное– ощущение квинты. Главный тон в середине. Греческий лад шёл сверху вниз, в нашу эру с Р.Х гамма пошла вверх. В наше время пентатоника очень важна – свободное движение – духовное движение – духовная сила – структура. Свободное движение даёт цели, то есть возможность творить, идти к цели, просто видеть цель.Сейчас много агрессии у подростков – не видят целей для себя.

Для пения и флейты лучше всего подходит лад – си, ля, соль, ми, ре.Музыкальное чувствование у первоклассника очень острое – онс удовольствием ищет нюансы: силу удара по тарелке можно искать долго, если добиваться образа –«вечер пришёл», «принцесса спит».

 

Рассмотрим пример работы с песней «Белочки»:[9]

Осенью всё хочет спрятаться в норку, под одеяло – естественно движение вниз, к земле. А веснойхочется на улицу, прыгать и бегать, и чтобы крыши над головой не было. Хочется открытой квинты!

Если взять осенние песни, то их мелодии идут вниз, к земле. Весенние – вверх; все, как в природе.

 

Рассмотрим мелодии песни «Белочки»: интересно, что в первой её части больше пластического, т.е. такого, что больше действует в ребёнке до 7 лет: «Листики падают, осень пришла», ¾ – от внешнего: подвижный, плавающий ритм, наблюдение за природой. Мелодия падает до тоники, как бы сворачивается. Далее небольшая связка, это вопрос, попытка связать себя с миром природы: «Рыжие белочки, как у вас дела?». Вопрос останавливается на квинте – он открыт.

Во второй части – ответе белочек –больше ритмического, в такте на 2/4:«Мы набрали шишек, для своих детишек»; это от себя, своя деятельность. Начинает действовать «Сила ума-разума»,которая, в свою очередь, действует на душевные силы ребёнка.

Интересно, что эта песня не пентатоническая, но это не значит, что её нельзя петь в первом классе – она очень эмоциональна и хорошо рассказывает о смене времён года.

 



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
К чему должен быть готов учитель 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К чему должен быть готов учитель

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)