Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 48. Бюджетирование в системе управления



2018-06-29 838 Обсуждений (0)
Вопрос 48. Бюджетирование в системе управления 0.00 из 5.00 0 оценок




Затратами предприятия

 

Бюджетирование - это распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений предприятия. Ключевыми моментами бюджетирования являются координация, адресность и оценка затрат. Бюджетирование базируется на системе бюджетов.

Бюджет (смета доходов и расходов) - финансовый план на конкретный период, согласованный с производственной деятельностью предприятия, цели которого выражены в показателях отчетности в денежном выражении во взаимосвязи с обязательствами, т. е. ответственностью каждого подразделения за достижение этих целей.

Бюджет текущей (операционной) деятельности - подробный план структуры доходов и расходов по центрам ответственности. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки идет снизу вверх.

В системе управления на основе разработанных бюджетов осуществляется координация различных видов деятельности предприятия, согласование деятельности всех его подразделений, контроль и оценки эффективности. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план или стандарт, формализующий ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце отчетного периода бюджет играет роль измерителя, позволяющего менеджерам управлять по отклонениям: сравнивать полученные результаты с запланированными и корректировать дальнейшую деятельность

Если разработка бюджетов и прогнозов основана на одном и том же комплексе исходных данных и предположениях о поступлениях, выплатах, величине товарно-материальных запасов, уровне деловой активности, то они будут соответствовать друг другу, и образуют взаимосвязанную систему.

В управленческом учете бюджеты классифицируются по ряду признаков (таблица 33).

Таблица 33

Классификация бюджетов в управленческом учете

Признаки Виды бюджетов
По срокам Текущий – год; Оперативный – квартал; месяц - Скользящий
По назначению Операционный Финансовый
По методам разработки Статичный (жесткий) ; Гибкий
По уровню детализации Главный (основной) - по предприятию в целом ; Частные - по центрам ответственности

 

Разработка скользящего бюджета состоит в добавлении бюджета на предстоящий период, как только истекает срок предыдущего периода, за счет чего обеспечивается непрерывность процесса планирования.

Составление бюджета является постоянным, динамичным процессом и не заканчивается с принятием годового бюджета. Например, квартальный бюджет в течение года может быть пересмотрен в результате появления новой информации. На основе сравнения фактических результатов осуществляется более реалистическое построение бюджетов на следующий бюджетный период. Независимо от того, составляется ли бюджет на годовой период или на основе скользящего бюджета, для контроля деятельности применяются месячные бюджеты.

Операционные бюджеты - бюджеты по центрам ответственности (ЦО), являются основой для разработки финансовых бюджетов.

Финансовые бюджеты (прогнозные финансовые документы) - план того, какой станет финансовая отчетность при условии выполнения бюджетов текущей (операционной) деятельности предприятия и удовлетворения его потребностей в финансировании. При их разработке не ставится цель получения бухгалтерски точных финансовых документов, важным является определение потребности в финансировании и оценка общего состояния предприятия на бюджетный период. Финансовые бюджеты включают разработку следующих прогнозных финансовых документов:

1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках - рабочий план формирования и использования текущего денежного потока, получение чистой прибыли и ее использование.

2. Бюджетный баланс отражает ожидаемое суммарное влияние плановых решений на финансовое состояние предприятия.

3. Бюджет денежных средств (кассовая консолидированная смета) - план получения и расходования кассовой наличности, притока и оттока денежных средств во взаимосвязи по времени с планируемой производственной деятельностью (т. е. с операционными бюджетами), инвестиционной и финансовой деятельности.

4. Статичный (жесткий) бюджет рассчитан на конкретный уровень деловой активности предприятия, т. е. доходы и расходы в нем планируются исходя из одного уровня реализации.

5. Гибкий бюджет - бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т. е. включает несколько альтернативных вариантов объема производства (реализации).

6. Главный (основной) бюджет - это скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для предприятия в целом.

7. Цель основного бюджета - объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений (ЦО) предприятия, называемые частными бюджетами.

Бюджетирование начинается с разработки главного бюджета, т. е. плана производственно-финансовых операций, составляющих деятельность предприятия на бюджетный период. Бюджет не имеет стандартизованной формы (в отличие от бухгалтерской финансовой отчетности). Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, чтобы его содержание было понятно пользователю. Бюджет может не содержать одновременно данных о доходах и расходах, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы. Например, в бюджете закупок материалов представлены сведения только о планируемых расходах сырья и полуфабрикатов. Структура бюджета зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Детализированные бюджеты составляются на один год с подразделением их на кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов.

Основными этапами процесса составления главного бюджета являются (см. табл. 34):

- рассмотрение текущей программы, включающей общие планы, направления и политику, предложения и ограничения, используемые при подготовке бюджетных оценок;

- составление бюджета продаж;

- подготовка других бюджетов менеджерами центров ответственности при поддержке (но не доминировании) персонала бюджетного отдела предприятия;

- переговоры по согласованию основного бюджета между менеджерами центров ответственности и руководителями предприятия, в результате которых возникают обязательства между ними;

- координация и корректировка по мере продвижения первоначальных бюджетов вверх по системе управления предприятием;

- утверждение высшим руководством и Советом директоров основного бюджета;

- рассылка утвержденного бюджета по центрам ответственности на нижние уровни предприятия.

Состав элементов главного бюджета, особенно его операционной части, во многом зависит от вида деятельности организации.

Главный бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей деятельности предприятия.

Таблица 34

Технология составления бюджета промышленного предприятия

N этапа Название этапа составления сводного бюджета Используемые планово-аналитические инструменты и методы планирования «Выходная» форма (отчет)
Этап 1 Определение целевого объема продаж 1) Анализ взаимосвязи «издержки-объем-прибыль» для определения: • физического объема продаж • уровня цен • динамики производственных и сбытовых затрат, которые обеспечивали бы максимальный уровень чистого (маржинального) дохода по продукту 2) Оптимизация структуры продаж с учетом планируемых величин маржинального дохода по отдельным продуктам и существующих ограничений по производственным мощностям     Предварительный (первичный) вариант бюджета продаж
Этап 2 Определение плана производства (товарного выпуска) и целевого (конечного) уровня запасов по номенклатуре выпуска   1) Оптимизационные модели, используемые для расчета наиболее обоснованного уровня текущих запасов готовой продукции (модель ЕРР и др.) для предприятий, работающих на заказ 2) Расчет физического объема и номенклатуры выпуска для предприятий серийного и массового производства Предварительный (первичный) вариант плана производства (товарного выпуска)
Этап 3 Определение объема валового выпуска   Метод условных единиц (для поточного и массового производства) Предварительный вариант плана валового выпуска
Этап 4 Определение потребности в основных материалах 1) Метод технологического нормирования материальных затрат для крупных и средних предприятий 2) Метод сравнительного анализа счетов для небольших предприятий     Смета расхода материалов по основному производству

Продолжение таблицы 34

Этап 5 Определение прямых затрат труда Метод технологического нормирования трудозатрат, тарификация (тарифная сетка стоимости трудочаса основных производственных рабочих в соответствии с разрядностью работ)   Первичный вариант бюджета прямых трудозатрат
Этап 6 Определение потребности во вспомогательных материалах. Определение общей потребности в материалах 1) Методы нормирования вспомогательных материалов в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска 2) Сметное планирование материальных затрат (в разрезе отдельных подразделений) Первичный вариант бюджета закупок
Этап 7 Расчет себестоимости списания материалов в производство, калькуляция суммарных прямых затрат Методы: • средневзвешенной • ФИФО • ЛИФО на основе величины начальных запасов материалов и производственной потребности Первичные варианты бюджетов прямых материальных затрат, прямых затрат
Этап 8 Определение совокупной величины общепроизводственных расходов (ОПР) Методы нормирования общепроизводственных расходов в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска (расчет плановой ставки начисления) Первичный вариант бюджетов обще-производственных расходов, производственных затрат
Этап 9 Расчет себестоимости выпуска Метод условных единиц (при поточном и массовом производстве) Калькуляция себестоимости выпуска
Этап 10 Расчет величины переменных коммерческих (сбытовых) расходов Методы нормирования переменных коммерческих (сбытовых) расходов в зависимости от объема продаж (расчет плановой ставки начисления) Первичный вариант бюджета переменных коммерческих (сбытовых) расходов
Этап 11 Расчет величины постоянных расходов Методы сметного планирования в разрезе подразделений (планирование «от нулевой точки», планирование «от достигнутого уровня») Первичный вариант бюджета постоянных расходов
Этап 12 Калькуляция себестоимости реализации по видам продукции Метод средневзвешенной на основе начального уровня товарных остатков (запасов) и баланса отгрузки по видам продукции (Начальные запасы + План выпуска - План отгрузки = Целевые конечные запасы) Сметы полных переменных затрат по реализованной продукции (себестоимость реализации отдельных видов продукции)

Окончание таблицы 34

Этап 13 Расчет конечных финансовых результатов   На основе этапов 1,11 и 12 Первичный вариант отчета о финансовых результатах
Этап 14 Расчет инвестиционных потребностей 1) Сметное планирование капитальных затрат 2) Составление долгосрочного «бюджета развития» (инвестиционного бюджета) Первичный вариант инвестиционного бюджета
Этап 15 Расчет величины финансовых поступлений и расходов Составление плановых балансовых таблиц: • движения дебиторской задолженности • движения кредиторской задолженности • прочих активных и пассивных расчетов Первичный вариант бюджета движения денежных средств
Этап 16 Составление прогнозного баланса на конец бюджетного периода На основе фактического баланса на начало бюджетного периода и • первичного проекта отчета о финансовых результатах (этап 12) • первичного варианта инвестиционного бюджета (этап 13) • первичного варианта бюджета движения денежных средств (этап 14) Первичный проект целевого баланса (на конец бюджетного периода)
Этап 17 Расчет величины первичного финансового дефицита Определение финансовых нормативов (коэффициентов) Первичный вариант отчета об изменении финансового состояния
Этап 18 Корректировка показателей сводного бюджета На основе финансовых нормативов (коэффициентов) Окончательные варианты: • операционного бюджета • инвестиционного бюджета • финансового бюджета
Этап 19     Окончательный вариант сводного бюджета на текущий период

 

По оценкам специалистов, из-за того что предприятия не формируют годовых бюджетов, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать методологию планирования.

 

 



2018-06-29 838 Обсуждений (0)
Вопрос 48. Бюджетирование в системе управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 48. Бюджетирование в системе управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (838)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)