Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип построения образовательных курсов



2018-07-06 353 Обсуждений (0)
Принцип построения образовательных курсов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Содержание образования

Перед содержанием образования в школе ставятся два обязательных условия:

первое – содержание образования школы должно вобрать в себя все исходные данные базовых образовательных (учебных) планов и программ; то есть ребёнок, окончивший начальную школу, должен владеть всеми теми знаниями, умениями и навыками, которые предъявляются детям начальных классов общеобразовательных школ;

второе – содержание образования в школе должно быть расширено, углублено, дополнено теми знаниями и видами деятельности, организовано в тех формах интеграции или дифференциации, которые отвечают основным положениям педагогики с большой буквы. Исходя из этого, ребёнок, завершивший курс начального образования в школе, должен обнаружить значительно более высокий уровень в духовно-нравственных и познавательных сферах. В гарантированном достижении целей и задач школы особая роль отводится своевременному или даже преждевременному развитию в детях до первоначального рабочего уровня некоторых важнейших глобальных умений и способностей. С их помощью ребёнок окажется в состоянии развернуть разностороннюю деятельность (познавательную, нравственную, общественную, трудовую, творческую и т.д.), проявить индивидуальные задатки и утвердить свою личностную направленность. Они приобщат ребёнка к высшим формам культурной жизни, выведут его на более широкие просторы личностной активности, углубят и расширят мотивационные источники деятельностей. Те же самые глобальные умения и способности помогут ему вести успешную познавательную деятельность на последующих ступенях образования и

заниматься самосовершенствованием.

На последующих ступенях образования ситуация изменится, знания приобретут ведущую роль, а их успешному усвоению будут способствовать глобальные умения и способности, развитие которых будет соподчинённым им явлением.

В формулировки основных образовательных курсов вводится также понятие Урок. Этим подчёркивается, что в школе уроки остаются как важнейшие ступеньки духовного, нравственного и познавательного восхождения детей.

 

Понятие Урока

Включением в название образовательных курсов понятия Урок подчёркивается также функциональная направленность знаний и умений, присваиваемых на уроках. Однако уроки в нашей школе резко меняют свою обычную структуру и направленность, приобретают качества уроков жизни и аккумулируют в себе жизнь ребёнка. Кроме того, нашу школу характеризует отсутствие классно-урочной системы.

 

Основы прочности обучения и учения

В чём проявляется качество обучения? Что такое «пятерка»? Что для этого нужно делать?

Чтобы нечто усвоить, нужно вначале это принять: услышать, прочитать, увидеть. А потом понять (или прожить, если это ситуация), а далее применить: воспроизвести, задать вопросы, решить задачи, включить как средство в другую деятельность, смоделировать аналогичную ситуацию, отрефлексировать, как это знание и умение у него получилось, и за счет этого приобрести опыт.

Таким образом, качественное овладение учебным предметом означает, что ученик не только может содержание этого учебного предмета пересказать, но и полученные знания применять. Это первое.

Когда все задачи в контрольной работе решены правильно – значит, знает на пять? А если при этом то, чему ученика обучают, он не может полностью и без искажений воспроизвести и обучить других? Разве это будет качественным усвоением предмета? Таким образом, если обучение качественно, то ученик в результате такого обучения может правильно и полно не только воспроизвести то, чему его обучали или он сам изучал, но и это сможет сам проверить у других, сможет этому обучить других. Это второе условие качественных знаний и умений.

 

Действительно верно известное положение: «Кто учит других, учится сам». Когда объясняешь, учишь, тогда и приобретаешь глубокое понимание. Именно тогда появляется знание во всех тонкостях и нюансах.

С другой стороны, формируется ответственность за себя и за другого: если после получения нового материала из учебника, от своих товарищей или от учителя, школьник вынужден каждую изучаемую тему излагать другим, становиться обучающим, то это требует более качественного изучения каждой отдельно взятой темы и всего учебного предмета.

 

Поставить каждого ученика в положение обучающего других – это, пожалуй, была главная реформаторская идея Я.А. Коменского, направленная на обеспечение гарантированного качества обучения и учения каждого школьника, т.е. на достижение главной цели учебного процесса. Я.А. Коменский пытался поставить каждого ученика в положение обучающего других во время классных занятий, когда ученики воспроизводили то, что для всех рассказывал и объяснял учитель. В условиях классных занятий это не может быть реализовано. Коменскому ничего другого не оставалось, как посоветовать упражняться в обучении других вне школы, во время отдыха или прогулок.

 

Школа, которая сейчас господствует в мире

1. Устройство классно-урочной системы

Сегодняшняя школа классно-урочная. Точнее сказать, классно-урочно-предметная:

● ученики группируются по классам;

● с каждым классом работают поурочно, по одной программе – как с единым целым;

● содержание обучения делится на большое количество узкоспециальных предметов;

● каждый предмет изучается в отдельности, например, алгебра, геометрия, физика, что требует соответствующих специалистов-предметников.

Поскольку ученики группируются по классам, то учитель вынужден с каждым классом работать так, чтобы все ученики класса были в одном состоянии: вчера изучали тему 1, сегодня изучают тему 2, завтра будут изучать тему 3.

Такая организация становится возможной, если основная форма учебных занятий – урок. Главным признаком урока является «общий фронт» – ситуация, когда все ученики класса в одно и то же время изучают одну и ту же тему, одним и тем же образом и одними и теми же средствами. Определяется общее для всех начало и конец занятий, их количество, длительность и время перерывов на отдых.

 

Это вынуждает программу всего предмета делить на части, с каждым классом изучать только свою часть. Программа представляет собой лестницу – линейную последовательность тем: программа 1 класса, 2 класса и т.д. Понятно, что для всех учеников класса определяется одна и та же последовательность изучения тем по предмету.

Хотя на практике существуют разные маршруты в изучении одного и того же предмета, но это маршруты для всего класса, а не для отдельных детей в нём.

На уроке работает один профессиональный учитель. Он является как носителем содержания обучения, так и управляет учебным процессом. Ученики только учатся.

 

2. Соответствует ли классно-урочная система вызовам нашего времени?

В античный период образовательные потребности общества были весьма скромны: для поддержания своего существования и для обеспечения дальнейшего развития обществу достаточно было иметь ограниченное количество образованных людей.

Но уже в средние века появилась общественная потребность обучать многих (но не всех). На этом уровне зрелости общества основным способом организации обучения стало взаимодействие по схеме «учитель – учебная группа».

 

В ХХ веке встал вопрос об обеспечении всеобщего образовательного уровня. Дальнейшее развитие общества тормозится его отсутствием. В последние десятилетия это проявляется особенно остро: в условиях современного технологического, информационного мира, когда от человеческого фактора зависит многое (если не всё), необразованные люди часто представляют собой опасность для общества. Современные технологии, например, ядерной физики, в руках дилетанта становятся опасностью не только для одного государства, но и для всего человечества.

 

«Общее образование» пока утвердилось в словах, требованиях общества к школе, но не в самой школе: вывеска у школы – «общеобразовательная», но сама школа общего образования не обеспечивает. К сожалению, организация классно-урочной школы не позволяет решить общественную задачу – обеспечить, чтобы носителем образовательно-воспитательного качества, соответствующего потребностям общества, стал каждый член общества. При этом по нашему мнению, участниками общего образования являются не отдельные субъекты, а всё общество в целом.

Понятно, что начиная с конца ХХ века, когда появилась общественная потребность давать среднее образование уже не только многим, а всем, классно-урочная школа стала давать серьёзные сбои. Хорошие результаты классно-урочная система обеспечивает, когда позволительно допускать массовый отсев: т.е. если из поступивших в первый класс среднюю школу заканчивает менее половины детей.

 

В чём это проявляется?

Первое. Одним из серьезных недостатков классно-урочной системы является «уравнительный подход». «Слабые», не поспевающие за общим продвижением класса, превращаются в отстающих, неуспевающих, второгодников, а «сильные» вынуждены топтаться на месте, не используя всех своих возможностей. Те и другие не приучаются работать напряженно и плодотворно, делать качественно то, к чему бы не приступили.

Индивидуальный подход по-настоящему обеспечить невозможно: например, ребёнок (Вася) не может решать задачи на движение из программы третьего класса, но зато успешно выполняет арифметические действия. Но в классно-

урочной организации мы не можем поступить действительно гуманно: предоставить ему возможность осваивать арифметические действия, но более высокой сложности (что заложено в программе 4 класса), а к задачам вернём Васю тогда, когда это будет в зоне его ближайшего развития.

 

Второе. Качество жизни людей с каждым годом всё более зависит от умений продуктивно взаимодействовать друг с другом, организовать совместную деятельность. Серьёзный недостаток сегодняшней школы – слабое развитие

подлинно коллективных форм учебной работы, отсутствует организованное общение между учащимися разных классов в процессе обучения.

 

С конца 70-х годов несоответствие между требованиями рынка труда и результатами школьного образования стало проявляться особенно резко. Освоение «жизненных навыков» очень трудно вписать в учебные предметы, построенные в идеологии «изучения основ наук». Требуются особые организационные формы, плохо вписывающиеся в урочную систему.

 

Третье. Да и сами учебные предметы осваиваются на очень низком уровне. Непредвзятые исследования свидетельствуют, что математикой, физикой и другими предметами овладевают только 20-30 % учащихся. Во всех странах, где господствует классно-урочная система, заканчивают с качественными знаниями начальную школу в лучшем случае 70-80% поступивших в первый класс, а среднюю школу – примерно 25-30%, в лучшем случае 35%.

 

Организация урока практически всюду строится так, что невозможно использовать главное средство для достижения высокого качества – систематическое выполнение функции обучающего. Практически никто из класса объективно не имеет возможности выполнять функцию обучающего по каждой изучаемой теме. Таким образом, при классно-урочной системе высокое качество может быть достигнуто сравнительно немногими, скорее, в порядке исключения, а поверхностные, неполные знания – это норма.

 

 

Концептуальные моменты школы не классно-урочного типа

«Уча других, мы учимся сами».

Л.А. Сенека

а). Концептуальные моменты школы не классно-урочного типа

На каких принципах, идеях можно построить иную систему обучения, школу, каждый выпускник которой отличается высоким уровнем обученности, образованности?

1. Начнём с основ педагогического мировоззрения, которые определяют подходы и поведение педагогов и остерегают их от сиюминутных, поверхностных рекомендаций организации педагогического труда.

Мы исходим из других основ педагогического мировоззрения, чем сторонники классно-урочной практики. Во-первых, наш первый постулат запрещает делить здоровых людей на тех, которые могут освоить любой учебный материал, и тех, которые не могут. К сожалению, в массовой практике низкие результаты объясняются несостоятельностью детей освоить тот или иной учебный материал, якобы только некоторые дети могут это сделать.

Во-вторых, индивидуальные особенности детей должны учитываться не в обозначении образовательных задач (одного ученика учить алгебре, другого – только счёту), а в вопросах выбора средств, путей и способов реализации этих задач.

В-третьих, включение в программу полезных сведений мало повышает эффективность обучения. Она обеспечивается, прежде всего, успешностью действий ученика в процессе освоения материала. То есть определяющим является не то, что изучается, а то, как изучается.

Таким образом, в первоочередном порядке надо заниматься не совершенствованием содержания материала (это тоже нужно), а обеспечением продвижения каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями.

 

2. Получить качественное образование может каждый ученик только в той школе, где каждый ученик обучается по своей, индивидуальной, гибкой программе, т.е. своим темпом осваивает материал, своим путём (маршрутом), с учётом своих возможностей и претензий. В голову приходит простой вариант: каждому ученику дать по отдельному учителю. Если имеется в виду, чтобы дать по профессиональному учителю, то ни одно государство на такие расходы не пойдет. А если каждого ученика поставить в позицию обучающего, проверяющего, тренирующего, как это советовал Коменский? Значит, новая школа должна позволить каждому ученику выполнять главную функцию, которая способствует качественному изучению всего учебного материала, – ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ. А обучая других, он учится сам и при этом интенсивно развивается.

И это еще не всё. Общеизвестно, что подлинное развитие и становление ребёнка происходит, когда он вступает во взаимодействие с людьми разных возрастов: младшими, равными, старшими.

Очевидно, что такая школа совсем не похожа на классно-урочную. В ней нет классов, нет уроков. А что есть? Есть разновозрастные учебные группы и коллективные учебные занятия. То есть это такие занятия, которые реализуют индивидуальный подход в условиях массового обучения, которым присущи сложные формы кооперации их участников, ученики вступают в различные взаимодействия с разными участниками учебного процесса. В том числе и учителя получают возможность работать индивидуально с каждым.

 

3. Таким образом, если основные признаки урока: «общий фронт», одинаковый маршрут для всех учащихся класса, постоянный состав класса, то основные признаки коллективного учебного занятия: отсутствие общего фронта, разные маршруты продвижения учащихся, на пересечениях маршрутов организуются временные объединения учащихся для выполнения конкретных задач. (Кстати, работа во временных объединениях учащихся может быть построена в логике, по техникам и приемам, на содержании любого педагогического направления, методики и т.п. В этом проявляется открытость коллективных занятий.)

Коллективные учебные занятия предоставляют объективные возможности для того, чтобы каждый ребёнок учился успешно, учился на «пять», учился за счёт средств и способов, соответствующих его индивидуальным особенностям. Учебный процесс является системообразующим, он обуславливает всё остальное в школе. Если в традиционной системе именно урок определяет всю организацию школы, то в разновозрастной учебной группе – коллективные учебные занятия.

4. Если основной принцип классно-урочной школы: «Через одного (т.е. учителя) дать для всего класса. Всем всё, а каждому ничего», – то принцип новой школы: «Всё, что делается в учебной группе, делается ради каждого (для всех) и через каждого (через всех)». Или иначе: «Каждый – цель, каждый – средство».

Указанные выше идеи позволяют сконструировать школу не классно-урочного типа на основе коллективных учебных занятий. (Почему мы добавляем «на основе коллективных занятий»? Потому что неклассно-урочными являются и другие школы, например, работающие по системе Монтессори. Они строятся на другой системе идей и ценностей.)

Перечислим основные моменты. В отличие от классно-урочной системы в не классно-урочной школе:

1) вместо автономно существующих классов функционирует единая разновозрастная учебная группа;

2) программа не делится на годы обучения – математика 5 класса, 6-го и т.д. – а является целостным программой в рамках нескольких лет обучения (1-4, 5-11, 1-11 и т.д.);

3) вместо уроков проводятся коллективные учебные занятия;

4) вместо традиционного расписания, когда в течение недели изучаются все предметы, – осуществляется, как правило, погружение в несколько предметов;

5) вместо учебно-тематических планов для классов – разные индивидуальные планы у разных учеников;

6) управление учебным процессом (т.е. сменой учебных ситуаций) осуществляют не только учителя, управленческие функции выполняются совместно учителями и учениками. Каждый ребёнок не только учится и учит, каждый включен в управленческую деятельность.

Подробнее остановимся на последнем моменте.

С одной стороны, на коллективных занятиях работают не учителя-предметники, действующие параллельно, а учительская кооперация – коллектив педагогов, который совместно проектирует и ведёт учебные занятия, распределяя между собой функции и обязанности, такие как учитель-организатор учебного процесса (или иначе, дежурный учитель), учитель-специалист по предмету, учитель-ассистент.

С другой стороны, если каждый ученик имеет свою образовательную программу, свой индивидуальный маршрут, темп продвижения и осваивает материал за счёт разнообразных взаимодействий с другими, то коллективные учебные занятия нуждаются в особом типе управления. И здесь недостаточно деятельности только учительской кооперации.

Каждый ребёнок не только учится и учит, но и каждый включен в управленческую деятельность. Только тогда он в полной мере является субъектом учебного процесса.

Для этого в не классно-урочной школе, кроме «пространства учебных занятий», есть специальное место для «рефлексии и программирования». За счёт рефлексии, программирования и проектирования и т.п., в которые включаются все – и это особо стоит подчеркнуть – все педагоги и ученики, происходит управление учебно-воспитательным процессом.

 

Ученики включены в организацию, рефлексию и управление учебным процессом через такие структуры, как постоянные отряды, совет командиров, общий сбор. Кроме этого, в самом учебном процессе они могут выполнять разные функции, например, вести учёт, помогать дежурному учителю, быть командирами сводных отрядов.

В традиционной же школе моменты рефлексии и проектирования возникают, как правило, для решения сиюминутных проблем и трудностей и заранее не планируются, для них не выделено специальное время и место.

 

Один день школы разновозрастного обучения

Подчеркнем ещё раз, что на коллективных учебных занятиях нет «общего фронта», у каждого учащегося свой маршрут продвижения. Следовательно, в один и тот же момент можно наблюдать самые разнообразные ситуации, которые постепенно изменяются, переплетаются. Если вся разновозрастная учебная группа и собирается вместе, то только эпизодически. В индивидуальной программе для каждого ученика указываются способы освоения учебного материала, очередность изучения тем. Для каждого отдельного ученика такая очередность своя. Ученик выполняет свою программу в разных сочетаниях организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой или коллективной (парах сменного состава).

 

Проиллюстрируем на примере одного ученика (назовём его Ваня), в какие структуры и процессы он попадает в течение дня.

Утро этого дня начинается с того, что Ваня идёт к доске объявлений, чтобы узнать свой первый шаг. Не найдя себя среди прочих ребят, он подходит к пульту управления; дежурный учитель смотрит в табло планирования и сообщает: Ване следует в паре с Таней изучить тему «Обособление деепричастных оборотов». При этом нужно изучить так, чтобы быть готовыми проверять по этой теме других ребят. Ваня здесь же, в холле, встречает Таню; они проходят в аудиторию, где осуществляется работа в парах. Здесь ребята и младше Вани, и старше. Одни в парах занимаются русским языком, другие биологией, а третьи – историей. У всех разные задания и способы работы. Если Ване предстоит со своим напарником совместно изучать, то есть пары, в которых ребята что-то обсуждают или проверяют, или обучают друг друга.

 

Оставим на время Ваню и Таню и посмотрим, что ещё происходит в их разновозрастной группе (РВГ). На этой неделе РВГ погружается в русский язык, биологию, историю. В одной аудитории ученики выполняют индивидуальные задания по данным предметам, в другой работают в парах (в ней находится как раз наш герой). В определённом кабинете учитель индивидуально обучает каких-либо школьников, которые приходят к нему согласно своему плану, а где-то учителя занимаются с группами, большими и малыми, например, читают 15-20-минутную лекцию.

Итак, что же делают Ваня и Таня? Ребята занимают свободную парту, открывают учебник русского языка, берут в руки вопросник-задание, полученный на пульте управления, обсуждают, что нужно им делать. Они читают по частям текст из учебника про обособление деепричастных оборотов, отвечают на вопросы, приводят примеры, задают друг другу вопросы, составляют план к каждому абзацу, потом переходят к выполнению упражнения: поочередно комментируют свои действия по поводу расстановки знаков препинания. И в заключение отвечают на итоговые вопросы. Т.е. делают всё то, что предусмотрено вопросником-заданием. Как только ребята убедились, что в теме разобрались, они идут на пульт управления.

 

Школьники сообщают, что задание выполнено и они готовы, чтобы их кто-нибудь проверил. Дежурный учитель сообщает, что вторым шагом им запланированы другие задания, каждому своё: Таня изучает самостоятельно из учебника новой истории § 27, а Ваню учитель биологии готовит в качестве своего «заместителя» по теме «Природные сообщества». А вот спустя несколько шагов у каждого из них проверят, как освоена тема про обособление деепричастных оборотов. Получив задание, Ваня 5-7 минут отдыхает, потому что его учитель ещё занят.

В аудитории, куда идёт Ваня, он будет вдвоём с учителем биологии, который до прихода Вани уже успел научить Галю теме «Строение листа». Вначале учитель нацелил Ваню на то, чему будет посвящено обучение, какой должен быть результат: Ваня должен быть в состоянии обучить данной теме другого (запланирована работа с Мишей). Потом учитель небольшими фрагментами излагал материал; во время объяснения фиксировал основные моменты, понятия, схемы в тетради своего ученика; задавал вопросы на понимание излагаемого, просил, чтобы сам ученик задал вопросы и привел примеры; слушал, как Ваня восстанавливает фрагменты, составляет к ним пункты плана.

 

Особый этап деятельности учителя с Ваней – анализ действий каждого из них. Это нужно, с одной стороны, чтобы ученик осваивал навыки учиться у другого. А во-вторых, чтобы Ваня смог научить этой теме другого; значит, нужно осваивать позицию «учителя». Чтобы обучение в дальнейшем было качественным, учитель обратил внимание на разные моменты процедуры обучения, дал необходимые рекомендации.

 

Выполнив свой второй шаг, Ваня возвращается на пульт управления, уточняет, может ли уже идти на лекцию «Политические реформы Петра I». Дежурный учитель сообщает, что этот шаг Ваня выполнить пока не может: часть ребят, нуждающихся в изучении этой темы, ещё не закончили работу в парах, через 15-20 минут они освободятся и лекция начнётся. Но Ваня не сидит без дела: хотя на лекцию идти пока не нужно, зато можно «перепрыгнув» через третий шаг, приступить к четвертому – проверить у Антона выполнение индивидуальных заданий N по русскому языку. Эти упражнения Ваня уже когда-то делал, получил за них «пятерку» (обо всём этом есть информация в специальном табло учёта на пульте управления).

 

Далее перечислим, чем ещё сегодня занимался наш ученик. Проверив Антона, он с другими 23 ребятами поработал на лекции по истории, сделал большой перерыв – пообедал в столовой, затем обучил Мишу теме «Природные сообщества», взамен учился у Миши теме «Экологические факторы». После чего по русскому языку по карточке начал индивидуально осваивать тему (для последующей передачи) «Обособление приложений». Ваня читал текст карточки по частям, после каждой части отвечал на вопросы и выполнял небольшие задания. Но тема большая и её предстоит завершить на следующий день; наверное, для Вани он с этого и начнётся. Наш ученик спешит на пульт управления отчитаться.

 

Но Ваня из школы пока не уходит, сегодня тот день, когда собираются постоянные отряды. В его отряде 9 человек разного возраста. В 13-55 все собрались, сели за круглый стол. Обсуждение в отряде организовал командир. Каждый из ребят по очереди говорил о выполнении своего индивидуального плана: о том, что сегодня ему удалось, какие были проблемы, чем они были вызваны, что нужно делать, чтобы их устранить, какие есть интересы, потребности; что каждому предстоит делать; кому сегодня помог, с кем сотрудничество было полезно, кто из ребят мешал; как должна быть организована жизнедеятельность в школе и т.д. Ваня тоже высказался, оказалось, у него была сложность при самостоятельном изучении темы «Обособление приложений»: карточка оказалась такой большой, что пока Ваня дочитал текст до конца, он забыл, о чём говорилось в начале. Командир зафиксировал вопросы и пожелания каждого члена отряда, чтобы рассказать об этом на совете командиров. Организовать плодотворное общение в отряде командиру помогал педагог – куратор.

 

Сбор отряда закончился, Ваня пошёл домой, но его интересы, боль не забыты. Командир его отряда теперь идёт на совет командиров. На совете он представляет весь отряд. Не тех, кого любит, а всех! В совет командиров входят командиры других постоянных отрядов, дежурный учитель. В его работе могут участвовать другие ребята, кураторы, учителя, даже родители.

 

На совете обсуждается всё, что произошло во время учебного процесса, учитывается, какие у кого есть проблемы и трудности, потребности и заявки, и кое-что планируется на дальнейший период.

 

Результаты работы постоянных отрядов, совета командиров, общих сборов являются материалом для работы учительской кооперации и используются для планирования учебного процесса. Ванина трудность по изучению обособления приложений тоже будет учтена: либо ему нужно будет совместно с кем-то изучать тему, либо требуется помощь специалиста (например, ученика, знающего тему), либо для Вани большую карточку следует разделить на несколько. Да и вообще, а у других ребят такое дидактическое средство не вызовет трудность? Учительская кооперация должна учесть общие представления и определить, что делать дальше и ответить на вопрос, над какими общеучебными умениями нужно работать педагогам с учеником.

 

Но вернёмся к Ване. Его пребывание на сегодня в школе ещё не завершилось. От своего постоянного отряда он включён в сводный отряд по подготовке конкурса «Семеро смелых». Вечером предстоит интересное дело. Но об этом в другой раз…

 

О ведущем принципе коллективных учебных занятий

«Всё, что делается в учебной группе, делается ради каждого (для всех) и через каждого (через всех)», – ведущий принцип коллективных учебных занятий. Т.е. каждый является целью для других и каждый используется другими как средство достижения своих целей.

Этот принцип не ценность, он по необходимости вытекает из самой сути коллективных учебных занятий, на его основе организуют деятельность ученики и учителя. Не реализован принцип – нет коллективных занятий. Рассмотрим аспекты проявления данного принципа.

 

Первое, организационный аспект. Успешное и плодотворное взаимодействие одного ребёнка с другим должно быть обеспечено организационно. Это значит, что при организации взаимодействия: 1) детей, 2) детей и учителей, 3) учителей – должна быть взаимная выгода, т.е. каждый субъект реализует свою программу за счет разных взаимодействий и в разных объединениях (кооперациях) с остальными участниками учебного процесса, позволяя другим за счёт себя решать свои цели. Сотрудничество появляется тогда, когда в учебной группе сознательно разделяются и меняются разные позиции (обучающий «ученик», управленец), функции, осваиваются разные темы.

Это приводит к появлению индивидуальных маршрутов, темпов и способов освоения учебного материала, а в дальнейшем – к стиранию границ классов и организации работы в разновозрастных группах. А временные кооперации учащихся (сводные группы, отдельные пары) – это организационно выделенные места, где интересы разных партнеров сходятся.

 

Второе, деятельностный аспект. Что значит, каждый – средство? Это значит, что всё делается руками других, особенно – руками школьников. А для этого их нужно учить:

● работать самостоятельно, в паре, в группе, переходить из одной оргформы в другую;

● совместно обсуждать и изучать тексты, учить другого, учиться у другого, проверять другого, проверяться у другого;

слушать и записывать лекции;

● действовать в структуре самоуправления.

 

Учитель действует внутри учебной группы (а не вне) наравне с учащимися, поэтому организовать коллективные учебные занятия невозможно руками только учителя. Подготовка учеников в качестве средств учебного процесса постепенно высвобождает учителя и позволяет ему быть именно там, где нет других средств, т.е. делать то, что другие делать ещё не могут. И каждый раз планка работы учителя повышается.

 

Итак, в данном аспекте «быть средством» – это «уметь содержание брать и давать». Но для этого нужно сначала «быть целью» – учиться содержание брать и давать. Когда качество работы зависит от самих детей, особое внимание должно уделяться требованиям к знаниям и качеству работы друг друга.

 

Третье, воспитательный аспект. Уважение друг к другу, учёт интересов остальных постепенно становится условием и нормой успешной работы каждого. Это постепенно формирует ответственность за качество работы. С одной стороны, ответственное выполнение собственной задачи приносит пользу всему коллективу, а с другой – ответственные действия одних участников являются основой для индивидуальных успехов остальных.

 

Четвертое, управленческий аспект. Поскольку на коллективных учебных занятиях наблюдается разнообразие планов, ситуаций, то всё это не возможно охватить и удержать в одной голове (пусть даже самого наиталантливейшего педагога). Чтобы судьба каждого не зависела от памяти и иных качеств педагогов, важно каждого школьника привлекать к

учёту, организации, анализу и проектированию собственной деятельности и деятельности других участников разновозрастной учебной группы. Таким образом, принцип «Каждый – цель, каждый – средство» позволяет как спроектировать и провести коллективные занятия, так и их проанализировать, понять, что происходит, в чём проблема, решить, что делать. По этому принципу можно отличать коллективные занятия от всех остальных.

 

Что такое разновозрастная учебная группа?

Здесь важно не подменить суть частным проявлением, лежащим на «поверхности». РВГ зачастую понимается буквально: мол, это дети разного возраста.

Представлять РВГ лучше в сравнении с классом.

 

Что такое класс? Класс – это учебная группа закрытого типа. Учитель работает с классом как с единым организмом: общие задачи, одно и то же содержание. Занимается одна и та же группа учащихся в практически неизменном составе на протяжении многих лет. Что значит, дети осваивают программу 3 класса? Они знают все вместе программу за 1 и 2 классы, осваивают все вместе программу за 3 класс. Как правило, в одном классе дети одного возраста. И мы говорим: «Программа такого-то года обучения». Понятно, что дело не в физических параметрах школьников, в традиционной школе под возрастом понимается, прежде всего, какой-то отрезок программы. «Возраст программы» – вот главная характеристика класса.

 

РВГ – это открытая учебная группа, в которой есть место для продуктивного обучения любому ребёнку: любого возраста, уровня. Дело и не в паспортном возрасте детей, и не в их уровне. Здесь ученики осваивают содержание

программы, которая не вмещается в один год. При этом одни фрагменты освоенных программ не вкладываются в другие по типу матрешки, как в классно-урочной системе. Они просто пересекаются, поскольку нет одной и той же последовательности в изучении предмета для всех школьников.

Таким образом, класс и РВГ характеризуются, прежде всего, масштабом изучаемой учащимися программы. В классно-урочной системе масштаб программы – это класс (один учебный год). В РВГ это масштаб изучаемой программы – несколько лет.

 

Если в некотором классе обеспечить каждому ученику индивидуальный темп освоения программы, пусть даже по одинаковой последовательности, ученики быстро дифференцируются: часть отстанет, другая обгонит; ученики одного «класса» рано или поздно выйдут за пределы программы одного года, «своего возраста». Такая группа школьников одного паспортного возраста тоже будет РВГ, правда, с ограниченными возможностями.

 

По сути РВГ – это группа, позволяющая каждому ученику с максимальной свободой: в разной последовательности, за разные промежутки времени, с разными людьми, в том числе и разными по возрасту – двигаться по всей программе предметной области.

Перечислим основные признаки РВГ, обусловленные тем, что в ней ведутся коллективные учебные занятия, и тем, что там одновременно осваивается вся программа, которая в традиционной школе изучается на протяжении нескольких лет обучения. В РВГ:

1. Коллектив учителей работает с коллективом учеников (это положение не относится к школам с одним учителем).

Педагоги совместно проектируют и реализуют учебный процесс, временно распределяя между собой разные роли и позиции. На практике наблюдаются ситуации, когда педагог в учебном процессе занимается организацией обучения другим предметам, выступая в роли ассистента, либо дежурного учителя. Во время учебных занятий каждый действует на основании предшествующих договоренностей на собрании учительской кооперации. Коллектив педагогов несёт равную ответственность за качество освоения учащимися содержания образования.

2. Нет деления программы на годы обучения.

3. У каждого учащегося свой предварительно составленный индивидуальный учебный план, где расписаны его шаги в течение некоторого времени (от 1 дня до нескольких недель): что изучает, как, с кем. Важным средством организации обучения в разновозрастной группе является индивидуальная образовательная программа. В настоящий момент идёт период становления как самого понятия, так и практики организации обучения на основе индивидуальных образовательных программ. Индивидуальная образовательная программа составляется учеником совместно с другими учениками и педагогами (возможно, и родителями).

4. Ведущий принцип: «Всё, что делается в учебном процессе, делается ради каждого (для всех) и через каждого (через всех)», – в полной мере реализуется именно в РВГ. Здесь меньше всего барьеров на пути индивидуализации обучения и организации самых разных учебных взаимоотношений.

 

Основные компоненты содержания образования в школе не классно-урочного типа: общие умения коммуникации и навыки коллективного труда

Новая организация учебного процесса требует и нового содержания образования, то есть того, чему надо учить школьников. Хотя на самом деле непонятно, что здесь «первично». Организаци



2018-07-06 353 Обсуждений (0)
Принцип построения образовательных курсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип построения образовательных курсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)