Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы естественнонаучного образования школьников



2018-07-06 667 Обсуждений (0)
Проблемы естественнонаучного образования школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




http://www.netda.ru/fian/fian5.htm

 

…Выступая на конгрессе в январе 1990 года, президент США Буш провозгласил задачи реформирования американской средней школы, в числе которых основными были переход ко всеобщему среднему двенадцатилетнему образованию и выход на первое место в мире по глубине и качеству знаний школьников по математике и основам естественных наук. Для проверки эффективности реформы в плане достижения первенства по качеству школьного образования специальная служба США по тестированию (Educational Testing Service) за истекший период провела три международных сравнительных исследования качества знаний учащихся по математике и по предметам естествознания. Сравнение качества обучения в школе проводится на основе тестирования школьников каждой страны с доверительной выборкой школ и учащихся. Содержание проверочных тестов утверждается ответственными представителями стран — участниц — «координаторами». Это возможно в силу близкого совпадения содержания школьного образования по математике и предметам естествознания во всех странах. Таким образом, в определенном смысле можно говорить о международном стандарте среднего образования. Содержание теста разрабатывается таким образом, что по результатам его выполнения можно судить не только об уровне знаний, но и об общем интеллектуальном развитии учащихся.

В исследованиях принимают участие от двух десятков до пятидесяти и более стран.

В 1991 году, несмотря на стремительный распад Советского Союза, определение уровня подготовки тринадцатилетних учащихся (восьмого класса) массовой школы на основе международных тестов дало неожиданно высокие результаты. Наши школьники оказались на четвертом месте в мире по математике и на пятом месте по естественным наукам, в том числе по физике (4). (Заметим, что американцы оказались на тринадцатом месте!). Успех этот был неслучаен, вместе с блестящими победами наших школьников на международных олимпиадах три десятилетия подряд он свидетельствовал о традиционно высоком научном и педагогическом потенциале нашей страны.

Международные исследования, проведенные в 1997 году (TIMSS), ставили своей целью сравнение математической и естественнонаучной грамотности выпускников средних школ. По предметам естествознания тест включал 135 заданий (по физике и биологии 30%, по географии, геологии и астрономии 16%, по химии 14%, по методологии науки и экологии 10%). Задания с выбором ответа составляли 75% и со свободным письменным ответом 25%. Полученные результаты по России на фоне двадцати стран мира показали нам на этот раз грустную картину: во-первых, резкое расслоение школ и учащихся России по качеству знаний, а во-вторых, громадное снижение уровня знаний школьников. Ученики массовой школы (96%) показали очень низкие результаты.

В общем списке стран-участниц сравнительных исследований Россия оказалась на третьем месте снизу. Более низкие результаты показали школьники только двух стран: Южной Африки и Кипра. И только учащиеся специализированных школ показали по-прежнему высокие результаты, вошли в первую тройку стран наряду со Швецией и Норвегией.

Столь резкое снижение сравнительных показателей следовало ожидать, поскольку кроме бедственного положения, в котором оказались школы и учителя нашей страны, в России все годы после распада СССР происходил планомерный демонтаж годами отрабатываемой системы школьного образования, в том числе и прежде всего естественнонаучного. При этом особенно разрушительным было следующее:

— “Выжимание” предметов естествознания из учебного плана под лозунгом “гуманизации образования”. В частности, на физику с астрономией бюджет времени был уменьшен в 7-11 классах с 16 до 12 недельных часов, т.е. на 25% . В нашей нынешней девятилетке (основной школе) на изучение физики дается на один недельный час меньше времени, чем в семиклассном коммерческом училище царской России в 1913 году, когда о современном научно-техническом прогрессе, связанном с достижениями физики, и не помышляли.

Перегрузка школьников мелкими предметами, имеющими узко утилитарные цели. За истекшее десятилетие наша школа, изрядно американизировалась в плане прагматизма и снижения внимания к изучению основ наук. Положительный опыт, накопленный во времена министра просвещения М.А. Прокофьева в значительной мере утрачен. К сожалению, взят как образец устаревший американский опыт 60-ых годов и не изучен опыт современной реформы общеобразовательной школы в США, который весьма поучителен при оценке современной ситуации в нашей стране. Анархия и многопредметность учебного плана школы в ущерб изучению основ наук признана в Америке главным недостатком учебного плана школы. По словам современных американских реформаторов образования учебный план школы США напоминает «меню кафетерия, в котором вместо основных блюд подают аперитивы и закуски». Одной из причин происходящего снижения качества обучения школьников не только по естественнонаучным, но и по другим предметам является перегрузка учебного плана школы мелкими дублирующими предметами — однодневками. За время демократической перестройки школы число предметов во многих школах увеличилось почти в два раза и нередко достигает 30-33! Ничего, кроме распыления учебного времени, поверхностных знаний и перегрузки школьников это не дает.

Самое печальное в сложившейся ситуации состоит в том, что многие современные наши деятели образования, которые вершат судьбу школы, не видят ничего страшного в ухудшении естественнонаучного образования в стране и в уходе физики и других естественнонаучных предметов с передовых позиций в образовании; «Оборонка в стране разрушена, и физики теперь не нужны». Среди декларируемых приоритетов реформирования школы в связи с планируемым экспериментом по переходу средней школы на двенадцатилетнее обучение восстановление качества естественнонаучного образования, к сожалению, не обозначено. Зато одним из декларируемых приоритетов значится изучение английского языка, не иностранного, как у всех культурных народов, а именно английского по строгим правилам глобализации образования!...

 



2018-07-06 667 Обсуждений (0)
Проблемы естественнонаучного образования школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы естественнонаучного образования школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)