Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компоненты языкового образования



2018-07-06 3757 Обсуждений (0)
Компоненты языкового образования 4.75 из 5.00 4 оценки




ЛЕКЦИЯ 1. НАЧАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС

ПЛАН

1. Общая характеристика начального языкового образования. Цели и задачи обучения языку. Предмет обучения.

2. Компоненты языкового образования:

- языковая система;

- речевая деятельность;

- культура речевого поведения и др.

3. Критерии успешности языкового образования.

4. Русский язык как предмет изучения и обучения ему. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе.

5. Главные содержательные линии обучения русскому языку в начальной школе:

- формирование навыков чтения и письма;

- развитие речи;

- ознакомление учащихся с основами знаний о системе языка.

6. Требования к результатам усвоения курса русского языка.

7. Основные принципы построения программ по русскому языку:

- функционально-семантический;

- коммуникативно-деятельностный;

- системно-концентрический.

Общая характеристика начального языкового образования. Цели и задачи обучения языку.

Современный этап развития общества характеризуется глобальными изменениями во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании. Расширение информационного поля, технический прогресс, стремительное развитие экономики, интенсивные межкультурные контакты требуют подготовки квалифицированных кадров нового поколения – интеллектуально развитых, мобильных, творческих, способных быстро приспосабливаться к изменчивым условиям жизни и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В связи с необходимостью реализации данных задач в современном образовательном процессе наметились новые тенденции, среди которых основными являются:

-гуманизация (признание человека высшей социальной ценностью);

- гуманитаризация (развитие духовности, широты мышления, целостного восприятия мира);

- национальная направленность (ориентация в обучении на сохранение и обогащение национальных ценностей);

- индивидуализация (уход от строгой регламентации образовательного процесса, ориентация на личность обучающегося, полное раскрытие его способностей, воспитание чувства собственного достоинства);

- направленность на самореализацию и самообразование;

- непрерывность в обучении;

- неразрывная связь между обучением и воспитанием;

- творческая направленность (помогает ученику пережить ощущение собственного роста и развития, получить удовольствие от процесса обучения);

- деятельностный подход (переход с учебной деятельности на более продуктивную учебно-познавательную, учебно-развивающую, применение в связи с этим стимулирующих и развивающих методик – элементов разрешения проблемы, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействия учащихся) и т.д.

Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к языковому образованию ребенка. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной речевой деятельности.

В последнее десятилетие существенно изменилось обучение родному языку, в частности усилилась личностно-развивающая линия в его изучении, все более четкой становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития школьника сливаются в единый процесс (Т.Г. Рамзаева).

Языковое образование школьника представляет собой, по определению Т. Г. Рамзаевой, «процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя данного языка» [Рамзаева 2009, с. 3]. Иными словами, языковое образование – это деятельность, направленная на овладение языком и речью, а также становление ребенка как личности. Уровень языкового образования – это уровень готовности ребенка к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме.

Реализовать программу языкового образования, включающую языковой, речевой, личностно развивающий, воспитательный аспекты, может только квалифицированный педагог, который должен интенсивно и целенаправленно работать в данном направлении.

Характеристика языкового образования как процесса включает определение целей и задач обучения языку, содержания, методов и организационных форм обучения, выделение методических условий достижения поставленных целей. Цели и задачи языкового образования на любой ступени определяются основными функциями языка – коммуникативной (средство общения) и когнитивной (средство познания). Русский язык является предметом изучения и обучения ему (ученики должны узнать об устройстве языка, научиться пользоваться языком), средством изучения всех учебных дисциплин (ученики пользуются освоенными языковыми навыками в процессе обучения любому предмету).

Компоненты языкового образования

Полноценное овладение коммуникативной функцией языка, развитие способности к использованию языковых средств в соответствии с задачами и условиями общения – главная цель обучения русскому (родному) языку в школе. Этой целью обусловлено выделение в содержании языкового образования следующих компонентов:

-языковая система – совокупность лингвистических знаний в виде понятий, сведений, правил, а также формируемые на основе знаний языковые умения;

- речевая деятельность как реализация языка, включающая процессы чтения, письма, слушания, говорения;

- речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала;

- способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общеучебных умений;

- культура речевого поведения;

- культура народа-носителя языка.

Языковое образование на начальной ступени школы – начальное языковое образование – характеризуется особенностями, которые проявляются во всех его составляющих: содержании, методах и формах обучения. Процесс овладения языком при переходе ребенка к школьному обучению вступает в качественно новую стадию: ребенок впервые осознает язык как предмет изучения, начинает учиться читать и писать, знакомится с новыми сферами использования языка, получает представление о литературном языке и его нормах, начинает овладевать научной и деловой речью. Все эти особенности учитываются в содержании курса языка, в разработке методов обучения грамоте, чтению и письму, методических условий формирования языковых понятий.

Характеристика языкового образования как результата учебно-познавательной деятельности должна определять критерии оценки его успешности. Главным критерием является готовность учащихся решать практические задачи (грамматические, орфографические, лексико-стилистические, коммуникативные и т.п.) в учебных ситуациях и применять знания по языку и речеведению в жизненных условиях речевого общения.



2018-07-06 3757 Обсуждений (0)
Компоненты языкового образования 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Компоненты языкового образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3757)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)