Компоненты языкового образования
ЛЕКЦИЯ 1. НАЧАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПЛАН 1. Общая характеристика начального языкового образования. Цели и задачи обучения языку. Предмет обучения. 2. Компоненты языкового образования: - языковая система; - речевая деятельность; - культура речевого поведения и др. 3. Критерии успешности языкового образования. 4. Русский язык как предмет изучения и обучения ему. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе. 5. Главные содержательные линии обучения русскому языку в начальной школе: - формирование навыков чтения и письма; - развитие речи; - ознакомление учащихся с основами знаний о системе языка. 6. Требования к результатам усвоения курса русского языка. 7. Основные принципы построения программ по русскому языку: - функционально-семантический; - коммуникативно-деятельностный; - системно-концентрический. Общая характеристика начального языкового образования. Цели и задачи обучения языку. Современный этап развития общества характеризуется глобальными изменениями во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании. Расширение информационного поля, технический прогресс, стремительное развитие экономики, интенсивные межкультурные контакты требуют подготовки квалифицированных кадров нового поколения – интеллектуально развитых, мобильных, творческих, способных быстро приспосабливаться к изменчивым условиям жизни и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В связи с необходимостью реализации данных задач в современном образовательном процессе наметились новые тенденции, среди которых основными являются: -гуманизация (признание человека высшей социальной ценностью); - гуманитаризация (развитие духовности, широты мышления, целостного восприятия мира); - национальная направленность (ориентация в обучении на сохранение и обогащение национальных ценностей); - индивидуализация (уход от строгой регламентации образовательного процесса, ориентация на личность обучающегося, полное раскрытие его способностей, воспитание чувства собственного достоинства); - направленность на самореализацию и самообразование; - непрерывность в обучении; - неразрывная связь между обучением и воспитанием; - творческая направленность (помогает ученику пережить ощущение собственного роста и развития, получить удовольствие от процесса обучения); - деятельностный подход (переход с учебной деятельности на более продуктивную учебно-познавательную, учебно-развивающую, применение в связи с этим стимулирующих и развивающих методик – элементов разрешения проблемы, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействия учащихся) и т.д. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к языковому образованию ребенка. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной речевой деятельности. В последнее десятилетие существенно изменилось обучение родному языку, в частности усилилась личностно-развивающая линия в его изучении, все более четкой становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового образования и речевого развития школьника сливаются в единый процесс (Т.Г. Рамзаева). Языковое образование школьника представляет собой, по определению Т. Г. Рамзаевой, «процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя данного языка» [Рамзаева 2009, с. 3]. Иными словами, языковое образование – это деятельность, направленная на овладение языком и речью, а также становление ребенка как личности. Уровень языкового образования – это уровень готовности ребенка к полноценной речевой деятельности в устной и письменной форме. Реализовать программу языкового образования, включающую языковой, речевой, личностно развивающий, воспитательный аспекты, может только квалифицированный педагог, который должен интенсивно и целенаправленно работать в данном направлении. Характеристика языкового образования как процесса включает определение целей и задач обучения языку, содержания, методов и организационных форм обучения, выделение методических условий достижения поставленных целей. Цели и задачи языкового образования на любой ступени определяются основными функциями языка – коммуникативной (средство общения) и когнитивной (средство познания). Русский язык является предметом изучения и обучения ему (ученики должны узнать об устройстве языка, научиться пользоваться языком), средством изучения всех учебных дисциплин (ученики пользуются освоенными языковыми навыками в процессе обучения любому предмету). Компоненты языкового образования Полноценное овладение коммуникативной функцией языка, развитие способности к использованию языковых средств в соответствии с задачами и условиями общения – главная цель обучения русскому (родному) языку в школе. Этой целью обусловлено выделение в содержании языкового образования следующих компонентов: -языковая система – совокупность лингвистических знаний в виде понятий, сведений, правил, а также формируемые на основе знаний языковые умения; - речевая деятельность как реализация языка, включающая процессы чтения, письма, слушания, говорения; - речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала; - способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общеучебных умений; - культура речевого поведения; - культура народа-носителя языка. Языковое образование на начальной ступени школы – начальное языковое образование – характеризуется особенностями, которые проявляются во всех его составляющих: содержании, методах и формах обучения. Процесс овладения языком при переходе ребенка к школьному обучению вступает в качественно новую стадию: ребенок впервые осознает язык как предмет изучения, начинает учиться читать и писать, знакомится с новыми сферами использования языка, получает представление о литературном языке и его нормах, начинает овладевать научной и деловой речью. Все эти особенности учитываются в содержании курса языка, в разработке методов обучения грамоте, чтению и письму, методических условий формирования языковых понятий. Характеристика языкового образования как результата учебно-познавательной деятельности должна определять критерии оценки его успешности. Главным критерием является готовность учащихся решать практические задачи (грамматические, орфографические, лексико-стилистические, коммуникативные и т.п.) в учебных ситуациях и применять знания по языку и речеведению в жизненных условиях речевого общения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3757)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |