Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок письма в конце третьего этапа букварного периода (все буквы уже изучены).



2018-07-06 821 Обсуждений (0)
Урок письма в конце третьего этапа букварного периода (все буквы уже изучены). 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема урока: «Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:

а) воспитание и развитие: воспитание внимания, орфографической зоркости, творческое развитие в составлении рассказа, в свободных высказываниях; воспитание любви к.родной природе, к Родине;

б) познавательная деятельность: формирование орфографического самоконтроля, умения находить и проверять орфограмму; оформление собственного предложения, его совершенствование и запись.

Оборудование урока: картины, «Рабочие прописи», наборное полотно, цветные мелки, кадоскоп и образцы записей для демонстрации; киноаппарат и фильм о родной природе.

Построение урока.

1. Каллиграфическая минутка. Анализ типичных ошибок в письме буквы ф и Ф с помощью кадоскопа. Демонстрация правильных образцов. Письмо букв ф и Ф и их соединений: с другими буквами (5 мин.).

2. Звукобуквенный анализ слов, содержащих сочетания ча, чу (часы, дача, хочу, чужой и т. п.) с помощью наборного полотна, а также в устной форме, без помощи зрительного анализатора. Запись слов по методу зрительно-слухового диктанта и по методу слухового диктанта. Составление предложений с записанными словами (устно). Выделение орфограмм (подчеркивание, устное проговаривание) (13 мин.)

3. Физкультминутка (2 мин.)

4. Демонстрация кинофильма о родной природе. Фильм подбирается цветной, продолжительностью в 5-7 минут (1 часть), с хорошими картинами леса, деревьев, парка и т. п. В случае если демонстрация фильма невозможна (например, из-за отсутствия в данный момент хорошей киноленты), то ее мощно заменить просмотром хороших картин о природе.

5. Беседа по кинофильму или по картинам (4-6 вопросов учителя). Вопросы составляются так, чтобы просмотренные картины связывались с наблюдениями учащихся, полученными во время экскурсий, на прогулках в природу. Беседа направляется так, чтобы одно из составленных предложений содержало слово на тему урока – с сочетаниями ча, чу (например: В лесной чаще много грибов; Я хочу в лес!; Лесное чудо и т. п.) (3-4 мин.).

6. Звукобуквенный анализ намеченного для записи предложения (с помощью наборного полотна или без него) и запись предложения как фрагмента связного рассказа о лесе (10 мин.)

7. Самопроверка, выделение орфограммы (с помощью учителя). (2 мин.)

8. Подведение итога урока.

Примерная структура урока чтения подготовительного периода:

1. Организационный момент, речевая разминка.

2. Повторение изученного материала.

3. Беседа на заданную тему или по сюжетной картинке.

4. Звуковой анализ, объяснение нового материала.

5. Закрепление нового материала, тренировочные упражнения.

6. Итог урока.

7. Задание на дом.

На уроках подготовительного периода предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценировка, творческие рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихотворений наизусть и т.д.

Примерная структура урока чтения знакомства с новыми звуками и буквами(время указано приблизительно):

1. 2-3 мин. Речевая разминка.

2. 3-5 мин. Повторение изученного, проверка домашнего задания.

3. 5 мин. Работа по предметным картинкам. Составление и анализ звуковых моделей.

4. 3 мин. Артикулирование и характеристика новых звуков.

5. 2 мин. Фонематические упражнения.

6. 2-3 мин. Знакомство с новой буквой.

7. 3 мин. Чтение слогов-слияний.

8. 3 -4 мин. Чтение слов в столбиках.

9. 1 мин. Физкультминутка.

10. 2-3 мин. Работа по сюжетной картинке.

11. 5-7 мин. Работа с текстом.

12. 1 мин. Физкультминутка.

13. 3 мин. Выполнение игровых и занимательных заданий.

14. 1-2 мин. Домашнее задание.

15. 1 мин. Итог урока.

Чередование этапов в структуре урока чтения менять нельзя, так как оно определяется звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, в соответствии с которым и была составлена их последовательность.

За уроком чтения строго следует урок письма, который является логическим завершением предыдущего. Структура урока письма по ознакомлению с новой буквой имеет следующий порядок:

1. 2 мин. Организационный момент:

а) проверка готовности к уроку;

б) повторение правил посадки;

в) подготовка руки к письму.

2. 2-3 мин. Работа со звуками:

а) установка внимания учащихся на цели предстоящей работы;

б) слого-звуковой анализ слов (выделение изученного нового звука и его характеристика);

3. 3-5 мин. Работа над новыми буквами:

а) звукобуквенный анализ слов;

б) ознакомление с начертанием новой буквы.

4. 3 мин. Усвоение последовательности начертания новой буквы:

а) показ учителем на доске с точными словесными указаниями;

б) подготовка к письму буквы (письмо в воздухе под счет, письмо влажной кисточкой на доске с комментированием);

в) письмо в тетради элементов букв (контроль, самоконтроль, взаимоконтроль);

г) показ учителем способов соединения элементов в букве;

д) повторный показ буквы учителем на доске.

5. 3 мин. Письмо буквы в тетради:

а) повторение правил посадки, держания ручки, положения тетради при письме;

б) рассматривание образца в «Прописи»;

в) самостоятельная работа.

6. 1 мин. Физкультминутка.

7. 5-10 мин. Письмо слогов, отработка соединений с новой буквой.

8. 5 -7 мин. Списывание слов.

а) чтение слов;

б) слого-звуковой анализ и составление звуковых моделей;

в) звукобуквенный анализ и печатание в кассах букв;

г) грамматико-орфографические наблюдения над словами;

д) составление предложений со словами (устно);

е) самостоятельная работа.

9. 1 мин. Физкультминутка.

10. 5 мин. Письмо под диктовку.

11. 5 мин. Конструирование предложений:

а) работа с деформированным предложением;

б) анализ структуры предложения;

в) запись предложения с комментированием.

12. Подведение итогов урока:

- Чему научились на уроке?

- Что вам запомнилось, понравилось на уроке?

Письмо проводится непосредственно за уроком чтения. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения. В последнее время распространяется практика проведения интегрированных уроков чтения и письма. Этапы уроков сохраняются. Однако учителю необходимо тщательно продумать их чередование. При этом последовательность этапов строго сохраняется, поскольку она определена звуковым аналитико-синтетическим методом.

 

Литература

 

1. Безруких М. М. Основы психофизиологии письма // Безруких М. М. Обучение письму. – Екатеринбург, 2009. – С. 187-216.

2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. СПб., 2006. Корнев А. Н. Психология формирования письменной речи у детей //

3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997. URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml

4. Лурия А. Р. Очерки психологии письма // Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М., 2002. – С. 10-77.

5. Маланов С. В. Психолого-педагогические условия обучения детей чтению // Нач. школа плюс До и После. 2006. № 4.

6. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

7. Панов М. В. Теория письма. Графика // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. – М., 1989. – С. 143-150.

8. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998.

9. Сильченкова Л. С. Графические ориентиры как лингвистическая основа обучения грамоте // Нач. школа плюс До и После. 2002. №8.

 

 

ЛЕКЦИЯ 4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН

1. Понятие «речь».

2. Периоды речевого развития человека.

3. Условия успешного развития речи учащихся.

4. Методика развития речи учащихся.

 

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, оттачивает меткость и выразительность своей речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно — в процессе своей речевой практики.

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

младенческий возраст — до 1 года — гуление, лепет;

ранний возраст — от 1 года до 3 лет — овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

дошкольный возраст — от 3 лет до 7 лет — появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;

младший школьный возраст — от 7 до 10 лет — осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятие о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст — от 10 до 15 лет — овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;

старший школьный возраст — от 15 до 17 лет — совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является, во-первых, создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания — это наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная забота о материале для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е., главным образом, слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития — это вооружение их средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка»4 на которое и опирается методика обучения.

Н. И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления; он писал: «При передаче сообщения вводится два вида информации — а) о предмете и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное» как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, т. е. через речь»1.

Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятия хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих весь необходимый языковой материал, с другой стороны, создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный' язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма — важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы — это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи.

К сожалению, эти цели далеко не всегда могут быть определены с такой же конкретностью и точностью, как, скажем, в грамматике, где программа указывает точную дозировку теоретического и практического материала по каждой теме. Поэтому очень важно выяснить, что именно входит в методическое понятие «работа по развитию речи учащихся».

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью.

Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология (с фразеологией и стилистикой), морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на логику,) литературоведение и на сравнительно молодую лингвистическую науку — лингвистику сложного синтаксического целого.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливает связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них — это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, и умение накапливать материал, и логические, и композиционные умения и т. п.

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового!), обеспечивающее движение вперед.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (и не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству, во внеклассных мероприятиях). Не случайно разделы программы для начальных классов названы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».

В зависимости от задач высказываний и от ситуации человек использует разные виды речи: от крика о помощи до выступления на митинге, от лаконичной телеграммы до многопланового романа, от ответа ученика на уроке до научного сообщения. Руководство развитием речи не может не учитывать особенностей речи и ее видов.

Речь в первую очередь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь — это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим чаще всего; внутренняя речь— это не произнесенная и не написанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе. Внутренняя речь лишена четких грамматических форм, она оперирует главным образом понятиями — отдельными знаменательными словами и целыми блоками, сочетаниями слов. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задач, обдумывание материала и подготовка к устным высказываниям и особенно к письму.

Школа развивает не только внешнюю, но и внутреннюю речь учащихся. Детей учат читать про себя и на уровне внутренней речи усваивать материал, про себя решать различные задачи (в том числе по языку), а главное — подготавливать свои высказывания, как устные, так и письменные (так называемый упреждающий синтез высказываний). В результате внутренняя речь становится более четкой, стройной, и это оказывает положительное влияние и на внешнюю речь, и на общее развитие. Школьник мысленно составляет предложения, даже мысленно проговаривает их, а затем произносит или пишет.

Детям дается задание подготовиться к сообщению на предложенную тему, подумать, о чем следует рассказать, какие слова употребить, подготовить предложения для рассказа. Такая внутренняя, мысленная подготовка повышает качество речи школьников, особенно письменной. При этом, во-первых, предупреждаются ошибки в построении речи, во-вторых, расширяется объем упреждающего синтеза речи. Следует стремиться к тому, чтобы объем упреждения составлял к III классу не менее пяти знаменательных слов.

Внешняя речь рассчитана на восприятие другими людьми. Поэтому она представляется как двусторонняя деятельность и предусматривает наличие двух сторон: «отправителя» и «получателя» речевых сигналов. «Отправитель» говорит или пишет, «получатель» слушает или читает.

Следовательно, и в методике развития речи должно быть уделено одинаковое внимание обеим сторонам процесса: нужно заботиться об умении не только хорошо выразить свою мысль, но и правильно «принять» чужую.

Внешняя звучащая, произносимая речь бывает монологическая и диалогическая.

Диалог — это разговор двух или нескольких человек. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик собеседника, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, так как их содержание дополняется мимикой, жестами, интонациями, а также ситуацией, обстановкой, всеми предшествующими репликами. Поэтому в диалоге много неполных и номинативных предложений, часты вопросительные и восклицательные предложения, обращения, частицы, междометия, встречаются поговорки, разговорная лексика; сложные предложения встречаются реже.

Искусственным, школьным вариантом диалога является беседа учителя с учащимися: здесь, как правило, используются полные предложения, происходит обучение правильному построению предложений, приобщение детей к литературной речи.

Практикуются также в школе диалоги между учащимися: обсуждение, споры, коллективные обсуждения и т. п.

В развитии диалога большое значение приобретает речевая активность детей: умение быстро сориентироваться, найти правильный, а если нужно — меткий, остроумный ответ, умение начать диалог — задать вопрос. Некоторые дети не проявляют активности из-за недочетов произносительных умений; поэтому очень важна, особенно в I классе, логопедическая работа, а также работа над дикцией.

Если дети в значительной степени овладевают диалогом в дошкольный период, то монологу их обучает школа. Школьные монологи — это пересказ прочитанного или услышанного, рассказ по картине, на основе жизненного опыта, сообщение по результатам наблюдений, выступление, письменное сочинение и т. п.

Монолог независимее диалога, он требует большой собранности, сосредоточенности говорящего или пишущего, хорошей предварительной подготовки, значительного волевого усилия, композиционных и логических умений. Монолог, как правило, не поддерживается ситуацией или вопросами (поддерживающими средствами могут служить картины, план, различные наглядные материалы). Материал для монолога иногда накапливается в течение длительного времени, обдумывается и записывается план, подбираются примеры, подготавливаются отдельные его фрагменты, отбирается лексика. В монологе необходима отработка внутренних связей — логических, композиционных, а также синтаксических.

В отличие от диалога, монолог, как правило, бывает адресован не одному человеку, а многим, причем иногда — совершенно неизвестным лицам. Следовательно, монолог должен быть составлен очень тщательно, чтобы он был понятен любому слушателю или читателю. Если диалог, как правило, вызывает у говорящих сомнений в своей целесообразности, то монолог нередко составляется школьниками без достаточной мотивировки: дети не заинтересованы работой, у них нет стимула, кроме, конечно, волевого стимула (дети составляют пересказ, рассказ потому, что этого требует учительница). Очень важно поэтому создавать такие ситуации, которые осмысливали бы составляемые школьниками тексты (монологи) в их собственных глазах, чтобы они чувствовали, осознавали пользу от своих рассказов, сочинений, сообщений. Решению этой задачи способствуют конкурсы на лучшие рассказы, сочинения сборники сочинений ведение дневников наблюдений, выпуск классной и школьной газеты, журналы отзывов о прочитанных книгах, устные выступления по школьному радио, перед классом, на утренниках и сборах.

Речь для учащегося должна быть не только упражнением, но и средством самовыражения, предметом радости и гордости.

Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения. Поэтому говорят об опережающем развитии устной речи. В начальных классах письменная речь лишь начинает развиваться, и устная речь оказывает на нее значительное влияние, но в старших классах школьники пользуются письменной речью настолько часто и широко, что роли меняются, и письменная речь оказывает все усиливающееся влияние на речь устную.

Устная речь — это звуковая речь, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи — ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.), может сопровождаться мимикой и жестами; говорящий устно может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации. У говорящего устно легче устанавливается контакт с аудиторией (или с собеседником), так как он видит ее реакцию и может вовремя перестроиться. Следовательно, устная речь, по сравнению с письменной, обладает большими выразительными возможностями, может оказать более сильное непосредственное воздействие на слушателей. В этом ее достоинства.

Недостатки устной речи определяются ее неподготовленностью. Как правило, говорящий устно не имеет времени для обдумывания композиции, плана своего высказывания, для отбора слов. Здесь нужна высокая оперативность, готовность речи, значительный объем оперативной памяти и развитая способность упреждающего синтеза.

Поэтому в устной речи синтаксис проще, размер предложения меньше, выше повторяемость слов, нередки ошибки: незаконченность начатых предложений, неправильное их построение, неточный выбор слова, неправильное образование морфологических форм и т. п. Не следует думать, однако, что устная речь — это некий недоброкачественный вариант письменной речи. Устная разговорная речь имеет свой синтаксис, свои специальные лексические ресурсы, свою стилистику.

Письменная речь, во-первых, всегда полнее и сложнее устной (особенно монолог): крупнее предложения, больше сложных предложений, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов. Как показали исследования, даже размер целого рассказа (сочинения) в письменном варианте в среднем больше в объеме, чем в устном варианте. Все это объясняется возможностью подготовить, обдумать письменное высказывание, причем эта подготовка протекает не только в форме внутренней речи, но и устно.

Письменная речь, особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Поэтому у некоторых детей сам процесс написания превращается в самоцель, и это отрицательно сказывается на содержании написанного сочинения. Следовательно, очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание, чтобы школьники постоянно искали наилучших форм выражения подготовленного содержания сочинения.

Во-вторых, в письменной речи невозможны паузы, логические ударения и другие вспомогательные средства, играющие столь важную роль в устной речи. Этот недостаток письменной речи компенсируется отчасти знаками препинания, делением текста на абзацы, выделением слов шрифтом и некоторыми другими средствами.

Огромную роль в письменной речи играет орфография и пунктуация (аналогичную роль в устной речи играет орфоэпия). В методике разработаны специальные приемы орфографической подготовки к сочинениям.

 



2018-07-06 821 Обсуждений (0)
Урок письма в конце третьего этапа букварного периода (все буквы уже изучены). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок письма в конце третьего этапа букварного периода (все буквы уже изучены).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (821)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)