Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



2018-06-29 345 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Лекции, беседы, дискуссии во внеучебное время
2. Индивидуальные собеседования по проблемам самоуправления
3. Руководство проблемной группой
4. Посещение со студентами учреждений культуры
5. Индивидуальная работа с инициативными и одаренными студентами
6. Дискотеки, вечера отдыха, КВН
7. Участие в художественной самодеятельности
8. Подготовка информационных стендов (стенгазеты, реклама и пр.)
9. Участие в спортивных состязаниях, работе спортивных секций
10. Участие в мероприятиях в общежитии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕРВОГО КУРСА

Содержание работы куратора студенческой академической группы в последние годы существенно изменилось и включает в себя:
- постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
- контроль за успеваемостью студентов;
- знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
- помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
- привлечение студентов к научно - исследовательской работе, изучение их научных интересов;
- приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
- индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в вузе, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин. Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения куратора;
- доведение до сведения деканата и родителей необходимой информации об успеваемости, посещении занятий и поведении в институте;
- этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству. Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка в институте.

Порядок и формы работы кураторов

Заочное знакомство с группой

Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа куратора, в этот период, заключается в подготовке списка группы, ознакомление с информацией карточки абитуриента, выявление потенциальных лидеров.

1 сентября. Девиз дня – «Мы вместе».

В первый учебный день куратор:
- присутствует вместе со студентами своей группы на торжественных мероприятиях (как факультетских, так и на общеинститутских);
- помогает разобраться с учебным расписанием;
- организует первое знакомство с группой;
- проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах факультета (института);
- настраивает студентов на серьёзное и ответственное отношение к учёбе, к жизни в вузе, на бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (аудитории, парты, техника и т.п.).

Знакомство с факультетом, институтом

Знакомство студентов с факультетом и вузом (историей, традициями, требованиями к студентам) необходимо начать с 1 сентября и продолжать в течение двух-трёх месяцев.
Примерная программа знакомства с факультетом, институтом:
- заочное знакомство: беседы с группой, лекции или просмотр фильмов об истории факультета, института;
- экскурсия по факультету, по наиболее интересным и необходимым местам в вузе (центр развития личности, главный корпус, профком студентов, и т.п.);
- знакомство со студенческой жизнью в институте: с системой студенческого самоуправления, художественной самодеятельностью, спортом;
- с подразделениями ректората: учебно-методическим управлением, отделом социально-воспитательной работы, Центром развития личности;
- ознакомление с Уставом СГПИ, разъяснение основных правил, прав и обязанностей студентов;
- участие в занятиях, где происходит знакомство с библиотекой, так как многие студенты не сразу усваивают правила пользования библиотекой.

Знакомство в группе. Вечер знакомств.
Хорошо подготовленное и проведённое знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, получить максимальную информацию о студентах.
Для того, чтобы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Я и Ты» и т.д.), но самым эффективным методом может оказаться проведение вечера силами Студенческого совета факультета (небольшая разница по возрасту, общность взглядов, установление патроната старших над младшими, владение методиками проведения вечеров…). Вечер знакомств предполагает специально организованное общение группы во внеучебное время в неформальной обстановке. Если на факультете не предусмотрено торжественное вручение зачётных книжек и студенческих билетов, то возможны совмещение знакомства и вручения документов.

Выбор актива группы.
Актив группы выбирается в сентябре. Актив группы состоит из старосты и профорга, которые избираются на общем собрании группы, причём староста, по должности, является членом Студенческого совета факультета.
Куратор должен организовать проведение выборов актива, в котором необходимо обязательное присутствие председателя или заместителя председателя Студенческого совета факультета, и по возможности, председателей секторов (информационный, научный, культурно-массовый, спортивный). До того как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что актив всегда можно переизбрать, а в конце учебного года он должен отчитаться о своей деятельности.
Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).

Час куратора.

Час куратора рекомендуется проводить один раз в неделю, а в первые месяцы учебного года несколько раз в неделю. Примерная тематика часа куратора:
- решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
- обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
- встречи с деканатом, знаменитыми выпускниками факультета, специалистами, представителями общественных организаций и др.;
- проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
- беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, факультета, в институте.

Деятельность куратора по адаптации студентов 1 курса
в институте.

Адаптация первокурсника в вузе - первая, наиважнейшая задача куратора. На этом этапе куратору необходимо:
• узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, по карточке абитуриента, потом во время встреч и бесед (можно привлечь Студенческий совет факультета для анкетирования);
• создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать актив группы (старосту, профорга);
• ознакомиться с условиями проживания студентов (особенно в общежитиях).
Второй задачей куратора является информирование студентов о возможности самореализации.
С помощью кураторских часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается основа патриотизма к своему вузу, факультету; происходит знакомство с богатыми традициями института.
Первая сессия для студента всегда стресс и проведение для первокурсников методического семинара «Моя первая сессия» (начало декабря) явилось бы большим подспорьем и снизило бы студенческие переживания.
Актуальность профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции не подлежит сомнению, и куратор при поддержке деканата и управления организации воспитательной работы со студентами может выступать с инициативой проведения лекций и бесед в группе силами специалистов по профилактике этих явлений.
В современных условиях гражданско - патриотическое воспитание студенчества целесообразно начинать с воспитания корпоративного сознания. Прививая любовь к своему факультету, институту, подчёркивая неразрывность интересов отрасли и государства, мы воспитываем патриотов своей Родины.
Работа всего коллектива института должна быть направлена на формирование этого мировоззрения, и здесь очень важна координация деятельности всех сотрудников и служб (посещение культурных мест города, области: музеев, выставок, театров; проведение юбилеев, тематических вечеров, встреч с выдающимися учёными, поездки по родному краю, конкурсы рефератов и т.п.). Немаловажно воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.

Помощь студентам в учёбе и профессиональном росте

Куратор студенческой академической группы обязан анализировать итоги экзаменационных сессий, после чего необходимо проводить собрания группы и беседы с отстающими студентами. Положительный эффект приносит практика оповещения родителей об успеваемости студентов: отстающие прилагают больше усилий по сдаче сессии, а выражение благодарности за учёбу студента мотивирует последнего на поддержание успеваемости или её повышение.
Возможно проведение заседаний выпускающих кафедр, на которых кураторы отчитываются за свою работу, на них же приглашаются и преподаватели общих кафедр. Таким образом, достигается координация усилий кураторов и преподавателей.

Отчёт куратора

По окончании каждого учебного семестра необходимо составить письменный отчёт и сдать его заместителю декана по воспитательной работе.
Схема отчёта:
I. Общие сведения о группе:
- факультет, специальность;
- количественный, половозрастной состав группы;
- социальная характеристика группы (городские/сельские, малообеспеченные, благополучные/неблагополучные семьи и т.п.);
- успеваемость студентов в группе, динамика успеваемости за год;
- достижения в спорте, культуре, общественной деятельности, данные об активистах, интересах студентов;
II. Проведённая куратором работа:
- периодичность работы с группой;
- план работы: мероприятия и дела, индивидуальная работа со студентами группы (если проводилась)
- анализ проведённой работы со студентами: какой эффект дали проведённые мероприятия, беседы, часы куратора, индивидуальная работа;
- работа с родителями (если проводилась, был ли эффект);
- выводы о проделанной работе, пожелания.
Отчёт составляется согласно схеме в произвольной форме (текстовый вариант, таблицы или графики…)

Предлагаемое распределение
основных мероприятий куратора академической группы первого курса на учебный год

№ Наименование мероприятия Месяц
1. Заочное знакомство с группой, составление списка, ознакомление с личными делами студентов август
2. Посещение общежитий сентябрь
3. День знаний сентябрь
4. Знакомство с факультетом сентябрь
5. Знакомство в группе (вечер знакомств) сентябрь
6. Выборы актива группы сентябрь
7. Экскурсия по институту и его корпусам
сентябрь-октябрь
8. Подготовка и участие в конкурсе художественной самодеятельности «Восходящие звезды» октябрь
9. Участие в Неделе студенческой молодёжи 10-17 ноября
10. Посещение театра, музея ноябрь-декабрь
11. Подготовка и проведение семинара: «Моя первая сессия» декабрь
12. Проведение Новогоднего вечера на факультете декабрь
13. Подготовка и участие в фестивале «Студенческая весна» март
14. Спортивный праздник «Институтские парни» февраль
15. День Победы май
16. За честь института июнь

Анкета для куратора

Уважаемые преподаватели, Вам предложены 12 вопросов, которые отражают различные факторы стиля работы со студентами. Пожалуйста, выберите вариант ответа, соответствующий Вашей воспитательной системе.
Ваши ответы, пожелания будут учтены при планировании и организации воспитательной деятельности в институте.

1) Как бы Вы обозначили роль куратора в группе:
а) воспитатель –
б) руководитель-
в) наставник –
г) друг –

2) Пожалуйста, распределите в порядке приоритетности для Вас следующие личностные качества куратора:
- Требовательность
- Уравновешенность
- Уважительность
- Профессионализм
- Доброжелательность
- Справедливость
- ________________

3) Выберите вариант ответа, соответствующий Вашей воспитательной концепции:
а) «Люби, пойми, помоги».
б) «Сначала научи, потом спрашивай, никаких нецелесообразных мероприятий».
в) «Уважай студента и этим научишь уважать других».
г) «Не навреди! Взращивай доброе в себе – взрастишь доброе в ребенке».
д) «Недостаток ребенка – это его такое достоинство, которому я пока не нашла применение».
е) _________________________________________________________

4) Выберите формулу, соответствующую Вашим взаимоотношениям со студентами:
а) «Мы» (демократическая);
б) «Я+Они» (авторитарная);
в) «Они-Я» (либеральная).
г) _____________________

5) Как Вы считаете, должны ли учебные занятия ставить и решать воспитательные задачи?
а) да, воспитание – дело коллективное;
б) в зависимости от темы занятий;
в) нет, это не классный час;
г) _____________________________

6)Как Вы думаете, может ли хорошо организованный классный час заменить систему воспитательных мероприятий в группе?
а) да, успех воспитания не в количестве, а в качестве мероприятий;
б) нет, успех воспитания вижу в системе работы;
в) воспитание – дело ни одного дня, это цепочка хорошо спланированных мероприятий;
г) _______________________________

7) Используете ли Вы в своей педагогической деятельности нетрадиционные формы организации внеурочной работы ( Ток-шоу, встречи за круглым столом, брей-ринги, посиделки и др.)
а) да, от этого классное дело только выигрывает;
б) нет;
в) _____________________________________

8) Какую роль Вы отводите индивидуальным формам работы со студентами?
а) индивидуальная работа – залог успеха всей воспитательной деятельности;
б) отдаю предпочтение групповым мероприятиям;
в) студенты – это взрослые люди и свои проблемы решают сами;
г) _____________________________________

9) Как Вы относитесь к утверждению «Воспитание – только на основе активности самого студента».
а) хорошее воспитание – это воспитание извне плюс самовоспитание;
б) студент не всегда адекватно оценивает свои возможности, лучше когда мне никто не мешает;
в) всякая активность хороша в меру;
г) _____________________________________

10) По каким критериям, на Ваш взгляд, можно оценить результативность воспитательной деятельности:
________________________________________
________________________________________
________________________________________

11) По каким направлениям воспитательной работы Вы бы хотели получить информацию, консультацию, методическую помощь?
_______________________________________
_______________________________________-
______________________________________

12) Какую оценку Вы бы дали воспитательной работе в институте?
А) «отлично»;
Б) «хорошо»;
В) «удовлетворительно»;
Г) «неудовлетворительно».

Спасибо за сотрудничество!

ГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНСТИТУТ

ЖУРНАЛ КУРАТОРА

студенческой группы _____________________
__ курса _____________________ факультета

______________________________________
ФИО куратора

 

200__ – 200__
учебный год

Правила ведения журнала куратора

1. Журнал ведётся куратором студенческой академической группы и является основным документом, свидетельствующим о его работе с группой.
2. Ведение журнала систематически контролируется заместителем декана по воспитательной работе.

УТВЕРЖДАЮ
проректор по социальным вопросам и воспитательной работе
___________________________
«___» ______________ 200__ г.

План работы куратора
студенческой группы
на 200__ – 200__ учебный год

Мероприятия Дата исполнения Отметка о выполнении

Список группы

№ Ф.И.О. Общественные обязанности в группе
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

АКТИВ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
Староста _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Студсовет____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Учебный сектор_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Профком_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Культурно-массовый сектор______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спортивный сектор_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Личный листок студента

_____________________________________________________________________________
Ф.И..О. студента
Дата рождения______________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Место работы родителей, телефон _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Адрес проживания студента на период учёбы, телефон_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Год окончания школы ____________________________________________________
Дата зачисления в СГПИ ____________________________________________________
Материальное положение________________________________________________________________
Получение стипендии____________________________________________________________________
Участие в общественной (научной) жизни института, общественная должность ___________
__________________________________________________________________
Поощрения и взыскания _________________________________________________
__________________________________________________________________________
Успеваемость ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Личностные качества __________________________________________________
__________________________________________________________________________
___Взаимоотношения с сокурсниками, положение в группе __________________________
______________________________________________
Взаимоотношения с преподавателями и администрацией ___________________________
_________________________________________________
__________________________________________________________________________
___Другая информация ______________________________________________________
__________________________________________________________________________

Результаты работы с группой. Аналитические заметки. ______________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

 

http://www.gubkin.ru/leisure/social_life/curators_board/plan.php

 

ТВЕРЖДАЮ:



2018-06-29 345 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)