Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Налоговая система



2018-07-06 322 Обсуждений (0)
Тема: Налоговая система 0.00 из 5.00 0 оценок




 

[1]Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же государство ищет принципы и способы опти­мального налогообложения.

Налоги известны с давних времен, когда они действовали в фор­ме дани, подати. Так, подушный налог с граждан известен с XII века до н.э. (существовал в Китае). По мере развития обмена и экономи­ческой цивилизации неизбежность налогов стала настолько очевид­ной, что еще в 1789 г. Бенджамин Франклин, один из авторов Дек­ларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Возникновение налогов связано с необходимостью содержа­ния государства. На различных этапах своего функционирования оно решает различные задачи — политические, экономические, со­циальные и т.д., для осуществления которых необходимы соответ­ствующие финансовые ресурсы. При этом налоги и сборы являются одними из основных источников финансирования всех направле­ний деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Право государства взи­мать налоги и обязанность юридических и физических лиц их уп­лачивать вытекают из самой сути существования государства в интересах всего общества и отдельных лиц. По мере развития госу­дарства расширяются его функции, соответственно возрастает потребность в денежных средствах, а значит, возрастает и значение налоговых поступлений.

Налоги и налоговая система — это не только источники бюд­жетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы эко­номики рыночного типа.

[2]Налоговая система любого государства представляет собой:

-во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для фи­нансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

-во-вторых, систему законов, указов и подзаконных норма­тивных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей;

-в-третьих, систему государственных институтов, обеспе­чивающих принятие законов и иных нормативных актов, ад­министрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уп­латы налогов.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

[3]Наряду с понятием «налоговая система» в научной литературе часто используется и понятие «система налогов и сборов». Несмотря на кажущееся сходство терминов «налоговая система» и «система налогов и сборов» смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм. Под «системой налогов и сборов» же подразумеваетсясовокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ).

[4]В настоящее время налоговая система Российской Федерации состоит из следующих взаимосвязанных элементов — подсистем, формирующих ее структуру.

1. Правовая (законодательная) подсистема. Фундаментом нало­говой системы является законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, о полномочиях государственных структур, обеспе­чивающих функционирование налоговой системы, о правах и обя­занностях налогоплательщиков, законодательство субъектов Россий­ской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Федеральные законы принимаются двухпалатным парламентом и утверждаются Президентом РФ.

2. Подсистема налогов и сборов представляет собой совокупность федеральных, региональных, местных налогов и условий их установления и взимания, а также сборов и пошлин, утвержденных в за­конодательном порядке.

[5]Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

3. [6]Подсистема контроля соблюдения налогового законодательства включает налоговые органы Российской Федерации, внебюджет­ные фонды, таможенные органы. Единая централизованная систе­ма налоговых органов состоит из Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

Основными задачами налоговых органов являются контроль со­блюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных зако­нодательством Российской Федерации, а также валютный кон­троль, осуществляемый в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через та­моженную границу Российской Федерации в соответствии с тамо­женным законодательством Российской Федерации, Налоговым ко­дексом Российской Федерации и иными федеральными законами о налогах и сборах. В рамках данной подсистемы таможенные органы выполняют в том числе следующие функции:

* участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют ее;

* взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

* осуществляют валютный контроль в пределах своей компе­тенции.

4. Правоохранительная подсистема обеспечивает экономическую безопасность государства и включает федеральные органы внутрен­них дел и таможенные органы.

Задачами федеральных органов внутренних дел в лице Феде­ральной службы по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП России) являются:

· выявление, предупреждение и пресечение налоговых престу­плений и правонарушений;

· обеспечение безопасности деятельности государственных на­логовых инспекций, защиты их работников от противоправных по­сягательств при исполнении ими служебных обязанностей.

Таможенные органы в рамках правоохранительной подсистемы также выполняют следующие функции:

· защищают экономические интересы Российской Федерации;

· обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

· ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных пра­вил и налогового законодательства, относящегося к товарам, пере, мещенным через таможенную границу Российской Федерации;

· осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и та­моженное оформление.

5. Подсистема судопроизводства обеспечивает рассмотрение в арбитражных судах и судах общей юрисдикции налоговых споров между государственными органами и налогоплательщиками — ор­ганизациями и физическими лицами. Решения Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ в отношении дел, связанных с рассмотрением налоговых споров, яв­ляются обязательными к исполнению на всей территории Россий­ской Федерации.

6. Банковская подсистема обеспечивает через кредитные органи­зации и территориальные органы Федерального казначейства Ми­нистерства финансов Российской Федерации (Минфина России) перечисление и зачисление налогов и сборов, поступающих от на­логоплательщиков, на счета бюджетов разных уровней: федерально­го, территориальных и местных. Важная роль в обеспечении беспе­ребойности работы этой подсистемы отводится банкам. Открытие банком счета налогоплательщику производится только при предъ­явлении последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, нало­гового агента или иного обязанного лица на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также реше­ние налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очеред­ности, установленной гражданским законодательством.

[7]Все подсистемы налоговой системы взаимодействуют между собой, а налоговая система в целом взаимодействует с субъектом налогообложения в лице налогоплательщиков (внешней системой налогоплателыциков — организаций и физических лиц). Таким образом, без налогоплательщиков невозможно существование налоговой системы, иначе не с кого было бы взимать налоги и сборы. Однако налогоплательщики, являясь элементом внешней среды по отноше­нию к налоговой системе, активно воздействуют на налоговую сис­тему в своих интересах, как и последняя на них. Следовательно, связь между внешней средой и налоговой системой является, по су­ти, двусторонней.

Построение и структурное взаимодействие внутри налоговой сис­темы осуществляется в соответствии с организационными принципа­ми, закрепленными преимущественно в Конституции РФ и НК РФ. В настоящее время налоговой системе Российской Федерации соответствуют следующие организационные принципы:

· единства;

· подвижности (пластичности);

· стабильности;

· множественности налогов;

· исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Принцип единства закреплен в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Принцип подвижности (пластичности) предполагает, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответ­ствии с объективной необходимостью и возможностями государства.

Принцип стабильности предусматривает, что налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой рефор­мы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в ис­ключительных случаях и в строго определенном порядке.

Принцип множественности налогов включает несколько аспек­тов, важнейший из которых устанавливает следующее: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая соответствовала бы требованию перераспределе-ния налогового бремени по плательщикам.

Принцип исчерпывающего перечня налогов заключается в следующем: единое экономическое пространство Российской Федерации обусловливает политику государства на унификацию налоговых платежей. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня ре­гиональных и местных налогов, которые могут устанавливаться ор­ганами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По своей структуре и принципам построения российская нало­говая система, сложившаяся к середине 1990-х гг., в основном соот­ветствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам.

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыноч­ной экономикой характеризуется следующим:

· прогрессивным ха­рактером налогообложения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогообла­гаемой суммы);

· частыми изменениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране;

· наличием разнообразных налоговых льгот и скидок;

· определением начальных сумм, не облагаемых налогом.

Это делает налоговую систему гиб­кой, способствует ее дифференцированному использованию.

В Российской Федерации еще не создана полноценная рыноч­ная экономика. Одной из причин этого является торможение каче­ственных изменений в налоговом механизме, под которым понима­ется совокупность организационно-правовых норм и методов управ­ления налогообложением. Поэтому налоговая система Российской Федерации недостаточно эффективна и нуждается в совершенство­вании.

Список использованной литературы

 

1. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник / И. М. Алек­сандров. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 228 с.

2. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России:Учебник, изд. Дело, 2004 г. – 400 с.

3. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под общей ре­дакцией Д.И. Ряховского. — М.: Эксмо, 2006. — 336 с. — (Высшее экономическое образование).

4. «Налоги и налогообложение». Конспект лекций.

5. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2007.

 



2018-07-06 322 Обсуждений (0)
Тема: Налоговая система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Налоговая система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)