Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Сущность налоговой политики государства



2018-07-06 362 Обсуждений (0)
Тема: Сущность налоговой политики государства 0.00 из 5.00 0 оценок




и содержание налогового механизма

 

В условиях мирового финансового кризиса многие государства пытаются помочь экономике преодолеть кризисные явления посредством налогового регулирования. Однако, до сих пор открытым остается вопрос о содержании налогового механизма и налоговой политики государства. Это часто приводит к разнонаправленным, невзаимосвязанным действиям государства в области регулирования налоговых отношений.

налоговая политика государства– это система мер органов государственнойвласти и местного самоуправления, носящая императивно-диспозитивный характер, являющаяся частью общей экономической стратегии государства, подразумевающая комплексное решение вопросов налогообложения в соответствии с исторически сложившимися интересами и целямиконкретного государства.В дополнение, для более полногопонимания сущности понятия «налоговаяполитика государства», рассмотрим состав субъектов и объектов государственной налоговой политики. При рассмотрении этого вопроса необходимо представлять себе отличия их от субъектов и объектов налогообложения. Так, к субъектам налогообложения, в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся, с одной стороны, хозяйствующие субъекты (физические и юридические лица) в виде налогоплательщиков или налоговых агентов, сдругой стороны, государственные органы в лице налоговых, таможенных, органов, органов государственных внебюджетных фондов. В последнем случае можно отметить преимущественный государственных характер отношений (без местного самоуправления). Участниками налоговых правоотношений являются также лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов; к ним относятся банки и сборщики налогов и сборов (включая исполнительные органы местного самоуправления) [5].

К объектам налогообложения, по ст.38 Налогового кодекса РФ, относятся операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога‖.

К субъектам налоговой политики государства физические и юридические лица относиться не могут по определению. В дефиниции мы указали, что это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, ограничение субъектов государственной налоговой политики органами власти, имеющими полномочия по установлению, изменению или прекращению налогов и сборов или их отдельных элементов, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, на наш взгляд, нецелесообразно, так как описывает только субъекты налоговой системы (или налогового законодательства). В составе налоговой политики государства могут существовать такие элементы, которые не закреплены в законодательстве. Поэтому субъектами государственной налоговой политики будут выступать различные государственные органы, имеющие возможность прямо или косвенно влиять на налоговую политику страны. Таким образом, к ним будут отнесены не только специальные министерства и ведомства, но и органы, и должностные лица, обладающие правом законодательной инициативы по вопросам налоговой политики, устанавливающим приоритеты государственной (в том числе налоговой) политики и так далее.

Объект налоговой политики шире, чем объект налогообложения, так как должен учитывает действие всех, не отдельных налогов и сборов, а также деятельность юридических и физических лиц, опосредуемо регулируемую налогами (то есть практически всю деятельность). Кроме того, объектом налоговой политики государства, на наш взгляд, не может быть сама налоговая система [2,с. 70]) из-за того, что последняя является лишь одним из инструментов государственного регулирования экономики и в отрыве от субъектов хозяйствования теряет смысл. Таким образом, к объектам государственной налоговой политики, относится деятельность хозяйствующих субъектов. В результате, мы можем исследовать такое сложное понятие, как налоговый механизм. Если понятие ―налог относится к экономической, в частности, чисто финансовой категории, то логичным будет утверждение о том, что налоговый механизм является одной из сфер финансового механизма как части общего экономического механизма функционирования экономики страны.

Как известно, в теории финансов под финансовым механизмом понимаетсятот набор инструментов, которым субъект отношений воздействует на объект отношений [13, с. 523]. Такой подход является достаточно широким. Некоторые учѐные экономисты определяют налоговый механизм в подобном русле:

―совокупность налоговых методов и инструментов (рычагов), обеспечивающих налогообложение в конкретный исторический период‖ [9, с. 28];

―совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением‖ [6, с. 52].

―организационно-правовые формы‖, которое употребляется для классификации юридических лиц и не связано с налогами.

Другие авторы определяют налоговый механизм через налоговые отношения:

―совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков‖ [7, с. 61].

Некоторые учѐные-экономисты сводят налоговый механизм к управлению налоговой системой:

―Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм… Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой‖ [8, с. 54-55].

Наиболее полно понятие налогового механизма отражено Р.Г. Сомоевым: ―представляет собой совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление широкой системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, регулирование социально-экономического развития общества, потреблений и накоплений субъектов хозяйствования‖ [11, с. 56].

В результате, структура налогового механизма выглядит следующим образом: характеристика системы налогов и сборов (совокупность всех видов налогов и сборов; принципы налогообложения; элементы налогов; способы и порядок уплаты налогов, учѐт и отчѐтность по налогам);регулирование налоговой системы (система управления налогами, планирование и прогнозирование налоговых платежей, налоговый федерализм, налоговый контроль); налоговое законодательство; информационное и кадровое обеспечение.

Кроме того, признаком элементов налоговойполитики является их полное соответствие налоговому законодательству страны. Наборы инструментов государственной политики, соответствующих иной отрасли права, будут формировать другие механизмы (например, в целом финансовый, а также кредитный, бюджетный). Данный признак помогает разграничить элементы налоговой политики, относящиеся и не относящиеся к налоговому механизму.

Итак, учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение налогового механизма государства:– это совокупность форм, методови способов организации и регулирования налоговых отношений, соответствующая исторически сложившимся целям и задачам налоговой политики государства и закреплѐнная в налоговом законодательстве.

В заключение можно указать, что налоговая политика государства должнабыть неразрывно связана с общей экономической стратегией развития страны. Кроме того, она должна учитывать исторические интересы и цели этого государства. К субъектам налоговой политики относятся только соответствующие государственные и муниципальные органы. К объектам же следует относить деятельность хозяйствующих субъектов на соответствующей территории.

Налоговый механизм состоит из следующих блоков: система налогов и сборов, регулирование налоговой системы, налоговое законодательство, информационное и кадровое обеспечение. В то же время, ключевым отличием элементов налогового механизма является их полное соответствие налоговому законодательству страны.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Барулин С.В., Макрушин А.В., Тимошенко В.А.Налоговая политика России. – Саратов: Сателлит,2004. – 167 с.

2. Горский И.В. К оценке налоговой политики //Вопросы экономики. – 2002. – №7. – с. 70-78.

3. Едронова В.Н., Мамыкина Н.Н. Сущность иэлементы налоговой политики // Финансы и кредит. – 2005. – №5. – с. 37-40.

4. Карп М.В. Налоговый менеджмент: Учебникдля вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 477 с.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части I и II). Официальный текст. – М.: ―ТД ЭЛИТ-2000‖, 2009.

6. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 5-е изд. – СПб.:Питер, 2006. – 496 с.

7. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г.Черник и др. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 415 с.

8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-еизд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.

9. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2005. – 752 с.

10. Сердюков А.Э. Теоретические основы налоговой политики современной России: [монография] / А.Э. Сердюков. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004. –142 с.

11. Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие. – М.: ―Издательство ПРИОР‖, 2000. – 176 с.

12. Финансы: Учебник для вузов / Под ред.проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. –527 с.__

13.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение.-М.: ИНФРА-М, 2007.

14.Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: Экзамен,2006.

 



2018-07-06 362 Обсуждений (0)
Тема: Сущность налоговой политики государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Сущность налоговой политики государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)