Предмет: окружающий мир
Тип урока: введение нового знания
Мотивация учащихся: применение ИКТ, проблемная ситуация
Цель урока: создать условия для развития представлений об этапах развития растений
Задачи урока для учителя:
- создать условия для ознакомления с разнообразием семян и их значением в жизни растения;
- способствовать формированию познавательной деятельности учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов, знания об условиях и последовательности развития растение из семян, создать условия для формирования представления о необходимых условиях для развития растения, о плодах – путешественниках.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: знать о разнообразии семян, их значения в жизни растения, условиях и последовательности развития растения из семян.
Личностные УУД: проявлять способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
Метапредметные УУД:
*Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.
*Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания.
*Познавательные: получают информацию с помощью рисунков , привлекают сведения из жизненного опыта ; сравнивают, выделяя общие и отличительные черты плодов растений, устанавливают причинно –следственные связи.
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок введения нового знания и формирования УУД.
Формы, приёмы и методы
Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические
Образовательные ресурсы:
Учебник, рабочая тетрадь
ТСО (компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику, презентация, разработанная учителем)
Доска, мел
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность
учеников
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
|
Предметные
| УУД
|
I.
Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-уточнить тематические рамки.
| Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Отвечают на вопросы учителя.
| Организует проговарива- ние правил поведения на уроке.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.
| Класс делится на три группы
(по выполнению предварительной работы).
Чтоб природе другом стать, Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать- Надо много наблюдать. Только вместе, только дружно, Изучать природу нужно!
|
| Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Коммуникативные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
|
II. Формулировка темы урока, постановка цели
(7 мин)
Цели:
-организовать формулировку темы урока детьми;
-организовать постановку цели урока детьми.
| С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель.
| Организует формулиров- ку темы урока детьми.
Организует постановку цели урока детьми.
| Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами.
Кто знает игру «Третий лишний»? Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (цветок, 2 птицы), (жимолость, 2 зверька),
(дерево, 2 насекомых)
Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (цветок, кустарник, дерево)
А как вы думаете, что у них общего? (корень, ствол, листья, цветы, плоды)
Давайте соберём наше растение.
(на доске собираем дерево).
С помощью чего размножаются растения? (семена)
Так, какая же тема нашего урока?
(Как развиваются растения)
А какая цель нашего урока? (…)
| Знание частей растений (учащиеся собирают части растений)
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
|
III.
Изучение нового
(15 мин)
Цель:
-организовать формирование знаний о развитии растений; умение определять стадию развития.
| Отвечают на вопросы.
| Организует формирование знаний о развитии растений.
| Стр. 76
1. Рассмотреть рисунки семян. Сравнить их по размеру, форме и окраске.
2. Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. - Как вы думаете, почему у каждого растения много семян? (Семена едят птицы, они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше, выше! Стр. 77
1. Для того чтобы растение росло, нужны определённые условия.
Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.
(Приложение 1)
Какое второе необходимое условие для роста растений? (Воздух).
| Знать стадии развития растений.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника
(Регулятивные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
|
Физминутка
(3 мин.)
|
|
| «С Вини-Пухом в лес шагаем»
(Приложение 2)
|
|
|
IV. Закрепление нового
(10 мин)
Цели:
-организовать закрепление знаний о развитии растений.
| Работают в группе.
| Организует закрепление знаний о развитии растений. Организует групповую работу.
| У вас на столах стоят горшочки, проросшие семена и вода для полива.
1.Берём картон, укладываем его на дно, засыпаем в горшочек землю.
2. С помощью палочки делаем углубление около 5-6 см.
3. Аккуратно кладём проросшую фасоль и засыпаем землёй. Слегка утрамбовать землю.
4. Полить горшочек с рассадой и поставить в тёплое и светлое место.
| Знать стадии развития растений.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Уметь работать по предложенному учителем плану
(Регулятивные УУД).
|
V. Контролирующее задание
(5 мин)
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
-организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.
| Выполняют задание на индивидуаль-ных досках.
Выполняют проверку и исправляют ошибки.
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.
Организует фронтальную проверку.
| Самостоятельная работа.
Выполнить тест.
(Приложение 3)
Фронтальная проверка.
|
| Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
|
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2 мин)
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Дают самооценку.
| Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
| -Какую цель ставили? Достигли цели?
-Какая тема урока была?
-Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
Продолжите предложения: - Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… -На следующем уроке мы…
Рефлексия «Светофор»
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (отлично), красный (опасность), жёлтый (что-то не понял).
|
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
|
Приложение 1
Опыты
Группа № 1:
«В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились» Итак, что необходимо для жизни растений? (Вода).
Группа №2:
В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян. (Воздух)
Группа №3:
Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли. Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений? (Свет и тепло).
Приложение 2
Физминутка
«С Вини-Пухом в лес шагаем»
С Вини-Пухом в лес шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Нам шагается легко.
Вдруг мы видим у куста-
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках убежим.
Приложение 3