Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование бухучета и судебной бухгалтерии



2018-07-06 796 Обсуждений (0)
Правовое регулирование бухучета и судебной бухгалтерии 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормативную базу судебной бухгалтерии составляют источники различной юридической силы, пересекающиеся между собой на го­ризонтальном уровне. Это акты собственно бухучета, облеченные в правовую форму, а также нормативы, регулирующие предмет раз­личных отраслей права, взаимодействующих с бухучетом, поскольку в их рамках (пределах) собственно применяются положения судеб­ной бухгалтерии.

В мировой практике сложилось два подхода к установлению пра­вил ведения бухгалтерского учета. В англо-американской системе ре­гулирование осуществляется через профессиональные неправительст­венные организации. В континентально-европейской, к которой ис­торически относится и Россия, нормативные акты в области бухгал­терского учета издаются государственными органами власти. По­следние мировые тенденции развития системы бухгалтерского зако­нодательства отдают предпочтение профессиональному регулирова­нию, итогом которого стало создание в 1973 г. Комитета по между­народным стандартам финансовой отчетности. Однако международ­ные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране, т.е. возможность их использования зависит от законодательного закре­пления такой обязанности идя субъектов хозяйствования.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухучет находится в ведении Российской Федерации, поэтому был разработан и принят Закон о бухучете, устанавливающий единые правовые и методоло­гические основы организации и ведения бухучета в стране. Таким образом, «официальный» бухучет регулируется только актами феде­рального уровня.

В соответствии со ст. 3 Закона о бухучете правовую основу бухучета и судебной бухгалтерии составляет многозвенная система источников, иерархически выстроенная (исходя из их юридической силы) и распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Законодательство о бухучете (в широком смысле) состоит из Закона о бухучете, устанавливающего единые правовые и методоло­гические основы организации и ведения бухучета в стране, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Основными целями законодательства о бухучете являются:

1. обеспечение единообразного ведения учета имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций, осуществляемых организа­циями;

2. составление и представление сопоставимой и достоверной ин­формации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона о бухучете).

Формулировка первой цели нормативного регулирования, кото­рую ставит перед собой законодатель, подчеркивает значимость ин­формации, обобщаемой в системе бухучета на макроэкономическом уровне. Единообразное ведение учета следует понимать как обязан­ность субъектов по итогам отчетного периода формировать единые показатели. Обеспечение единообразия не означает унификацию и не предполагает каких-либо препятствий для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Более того, диспозитивный характер норм Закона о бухучете (п. 4 ст. 13) позволяет ор­ганизациям отступать от обязательных предписаний в случаях, «когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации». Эта норма яв­ляется следствием заимствования основного постулата англо-аме­риканского подхода к бухгалтерскому законодательству — «истинного и справедливого представления» информации.

Вторая цель ориентирована в основном на удовлетворение ин­тересов внешних пользователей, для которых бухучет формирует информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухучет не может разрешить все их информационные запросы в полном объеме и ориентируется на удовлетворение по­требностей, являющихся общими для всех групп пользователей.

Более широким, чем законодательство, является понятие норма­тивные акты о бухучете. К ним, помимо законов, относятся акты федеральных органов государственного управления, исполнитель­ной власти, акты исполнительных органов субъектов Федерации.

Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т.п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителям от­дельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, затрагивающие права, свободы, обязанности чело­века и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государст­венную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их по­ложений, содержащих сведения, составляющие государственную тай­ну, или сведения конфиденциального характера.

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, со­ставляющие государственную тайну, или сведения конфиденциаль­ного характера), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут юридических последствий как не вступившие в силу. Они не могут служить основанием для регулирования соответст­вующих правоотношений, применения санкций к гражданам, долж­ностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На эти акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной вла­сти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной, специальный порядок.

Особый порядок опубликования и вступления в силу имеют нормативные акты Банка России, поскольку последний не относит­ся к федеральным органам исполнительной власти. Они вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании Банка России («Вестник Банка России»), за исключением случаев, установ­ленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты Банка России, непосредственно затра­гивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств.

Законодательство о бухучете распространяется на все организа­ции, находящиеся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не преду­смотрено международными договорами России (ст. 4 Закона о бухучете). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. Любая организация, занятая предпринимательской деятельностью и зарегистрированная в установленном порядке, является юридиче­ским лицом и таким образом подпадает под действие законодатель­ства о бухучете.

В соответствии со ст. 4 Закона о бухучете граждане, осуществ­ляющие предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица, выведены из-под действия законодательства о бухучете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установ­ленном налоговым законодательством Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, также освобождаются от обязанности ведения бухучета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Общее методологическое и, следовательно, нормативное руко­водство бухучетом в России осуществляется Правительством РФ ст. 5 Закона о бухучете (в ред. 1 июня 2005 г.). В соответствии с Фе­деральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ Правительство РФ явля­ется органом исполнительной власти России.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглав­ляющим систему органов государственного управления и обеспечи­вающим их согласованную деятельность. В пределах своих полно­мочий Правительство РФ:

  • осуществляет управление экономическими и социально-куль­турными процессами, создает условия для свободного пред­принимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации пра­вового механизма рыночной экономики;
  • обеспечивает в соответствии с законами и указами Президен­та РФ нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти по защите прав собственности на всей территории России.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, руководствуясь законодательством, разра­батывают и утверждают в пределах своей компетенции обязатель­ные для исполнения всеми организациями на территории страны;

  • планы счетов бухучета и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) по бухучету, устанавливающие прин­ципы, правила и способы ведения организациями учета хо­зяйственных операций, составления и представления бухгал­терской отчетности;
  • другие нормативные акты и методические указания по вопро­сам бухучета.

В планах счетов бухучета, других нормативных актах и методи­ческих указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухучета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухучету, изда­ваемые органами, которым федеральными законами предоставлено

Организации, руководствуясь законодательством о бухучете, нормативными актами органов, регулирующих бухучет, самостоя­тельно формируют свою учетную политику исходя из своей струк­туры, отрасли и других особенностей деятельности.

В соответствии с Положением о Минфине России, утвержден­ным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в ред. от 26 июля 2006 г.), Минфин России:

  • осуществляет методическое руководство бухучетом и отчетно­стью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и при­нимает меры по его совершенствованию;
  • утверждает план счетов, типовые формы бухучета и отчетно­сти, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;
  • устанавливает порядок ведения бухучета и составления отчет­ности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;
  • устанавливает формы учета и отчетности по кассовому ис­полнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Феде­рации.

В пределах своей компетенции Минфин России на основе и во исполнение законодательства издает приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федераль­ными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами.

Минфин России издает в необходимых случаях совместно с дру­гими федеральными органами исполнительной власти ведомствен­ные нормативные акты.

Кроме положений по бухучету, действует более 2000 других нормативных актов и методических указаний по бухучету.

В соответствии с законодательством за Минфином России за­креплено право согласования с иными органами, которым феде­ральными законами предоставлено право регулирования бухучета, их нормативных актов и методических рекомендаций. К таким ор­ганам относятся, например, Минэкономразвития России, Феде­ральная налоговая служба. Федеральная служба по надзору в сфере связи, Минобороны России, Банк России.

 



2018-07-06 796 Обсуждений (0)
Правовое регулирование бухучета и судебной бухгалтерии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование бухучета и судебной бухгалтерии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)