Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники судебной бухгалтерии



2018-07-06 1097 Обсуждений (0)
Источники судебной бухгалтерии 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники судебной бухгалтерии можно классифицировать, ис­ходя из основного и значимого для практики критерия их юридиче­ской силы.

Первый уровень составляет федеральное законодательство. Этот самый высокий уровень представлен, например, следующими актами:

  • Законом о бухучете, устанавливающим единые правовые и ме­тодологические основы организации и ведения бухучета в стране;
  • Законом о Правительстве РФ;
  • федеральными кодифицированными актами процессуальных отраслей права (УПК, ГПК, АПК, КоАП);
  • иными федеральными законами комплексного и смежного ха­рактера, например «О Счетной палате Российской Федера­ции», «О финансово-промышленных группах», «О финансовой аренде (лизинге)», «Об акционерных обществах», БК, НК, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)», «О негосударственных пенсионных фондах», «Об ипоте­ке (залоге недвижимости)».

Из относительно новых специальных источников высшего по юридической силе уровня следует отметить федеральные законы «Об аудиторской деятельности» 2001 г. № 119-ФЗ и «О государст­венной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № УЗ-ФЗ.

Второй уровень образуют акты высших федеральных органов го­сударственной (исполнительной) власти, к которым принадлежат указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

В соответствии со ст. 5 Закона о бухучете общее методическое руководство бухучетом осуществляется именно Правительством РФ, которое на практике эту функцию осуществляет в основном через Минфин России.

Источниками второго уровня являются:

  • Указ Президента РФ «О внесении изменения в Указ Прези­дента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» Порядок во власти — порядок в стране. (О положении в стране и ос­новных направлениях политики Российской Федерации)» от 19 сентября 1997 г. № 1045;
  • СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3422.
  • СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.
  • Указ Президента РФ «О внесении изменения в Указ Прези­дента Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса» от 8 июля 2004 г. № 857;
  • постановление Правительства РФ «О судебно-экспертных уч­реждениях системы Министерства юстиции Российской Фе­дерации» 1994 г. № 1133;
  • постановление Правительства РФ «Об утверждении Положе­ния о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности» от 26 июля 2004 г. № 380;
  • постановление Правительства РФ «Об утверждении Про­граммы реформирования бухучета в соответствии с междуна­родными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283;
  • постановление Правительства РФ «О введении раздельного учета операторами связи доходов и расходов по видам услуг связи» от 11 марта 2001 г. № 173;
  • постановление Правительства РФ «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329, и др.

В связи с принятием Закона об аудиторской деятельности всем органам предложено привести свои прежде действовавшие норма­тивные правовые акты в соответствие с этим Законом (ст. 22).

Третий уровень представляют акты федеральных органов испол­нительной власти как нормативы, принимаемые на основе законо­дательства министерствами для обязательного применения на тер­ритории страны всеми организациями и гражданами.

Приказы и методические указания по бухучету этого уровня не должны противоречить нормативным актам ведущего в этой сфере органа исполнительной власти — Минфина России (ст. 5 Закона о бухучете)

К основным актам третьего уровня, являющимся, по существу, «настольными книгами» бухгалтеров, относятся:

Положение по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ;

  • План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;
  • приказ Минфина России «Об утверждении Инструкции о по­рядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизион­ными органами Министерства финансов Российской Федера­ции» от 14 апреля 2000 г. № 42н.

К числу активно используемых источников третьего уровня, на­зываемого подзаконной нормативной базой, также относятся:

  • приказ Минфина России «О внесении изменений и дополне­ний в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» от 30 марта 2001 г. № 27н:
  • утверждаемые приказами Минфина России положения и ука­зания по бухучету в части, касающейся отдельных учетных параметров и конкретных вопросов;
  • приказ Минфина России «О порядке публикации бухгалтер­ской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28 ноября 1996 г. № 101;
  • приказ Минфина России «Об утверждении Методических ре­комендаций по раскрытию информации о прибыли, прихо­дящейся на одну акцию» от 21 марта 2000 г. № 29н;
  • приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетно­сти» от 22 июля 2003 г. № 67н;
  • приказ Минфина России «О Типовых рекомендациях по ор­ганизации бухгалтерского учета для субъектов малого пред­принимательства» от 21 декабря 1998 г. № 64н:
  • Методические указания по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;
  • Приказ Минфина России «Порядок оценки стоимости чис­тых активов акционерных обществ» от 29 января 2003 г. № Юн и ФКЦБ № 03-6/ФЗ;
  • Приказ Минфина России «Указания об отражении в бухгал­терском учете операций по договору лизинга» от 23 января 2001 г. № 7н.

Помимо Минфина России, вопросы бухучета, отчетности и ор­ганизации судебно-бухгалтерской деятельности регламентируются в соответствии с предоставленной им компетенцией иными мини­стерствами, которые издают для целей своей деятельности соответ­ствующие нормативные акты, например:

  • приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Инст­рукции о порядке проведения документальных ревизий (про­верок) финансово-хозяйственной деятельности представи­тельств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах и Примерной про­граммы проведения документальных ревизий (проверок) фи­нансово-хозяйственной деятельности представительств Рос­сийской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах» от 14 октября 2003 г. № 315;
  • указание Банка России «О правилах составления и представ­ления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» от 16 января 2004 г. № 1375-У;
  • постановление Госкомстата России «Об утверждении порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности органи­заций и представления сводной информации органам госу­дарственной власти и местного самоуправления, а также дру­гим заинтересованным пользователям» 1995 г. № 157;
  • распоряжение Минэнерго России «О предоставлении инфор­мации о дочерних и зависимых организациях» 2001 г. № 71-р; приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России «О представлении негосударственными пенсионными фондами отчетности за 2000 г.» 2001 г. № 21; приказ ФСФО России «Об утверждении Методических указа­ний по проведению анализа финансового состояния органи­заций» 2001 г. № 16;
  • приказ Минсельхозпрода России «О специализированных фор­мах годового бухгалтерского отчета для сельскохозяйственных организаций за 1999 год» 1999 г. № 666;
  • письмо МНС России «Об использовании субъектами малого предпринимательства льгот по амортизации основных произ­водственных фондов» от 29 февраля 2000 г. № 02-5-10/32; распоряжение ФКЦБ России «О порядке представления фи­нансовых отчетов инвестиционных фондов, специализиро­ванных инвестиционных фондов приватизации, аккумули­рующих приватизационные чеки граждан, и отчетности управ­ляющих специализированных инвестиционных фондов при­ватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граж­дан» от 22 сентября 1997 г. № 1094-р;
  • письмо МНС России «О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профес­сионального бухгалтера» от 20 апреля 2001 г. № АС-6-16/332; письмо ФКЦБ России «О представлении бухгалтерской от­четности в составе ежеквартального отчета эмитента эмисси­онных ценных бумаг» от 4 августа 2000 г. № ИК-04/3906; указание Банка России «О сроках представления банковски­ми холдингами консолидированной отчетности» от 10 сен­тября 2001 г. № 1032-У;
  • приказ Минобороны России «О применении в Вооруженных Силах Российской Федерации Положения по ведению бух­галтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 5 декабря 1998 г. № 543.

К третьему уровню источников относятся ведомственные акты, регламентирующие деятельность экспертных учреждений и экспер­тов в стране, а именно приказы Минюста России:

  • «О примерном перечне нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих деятельность судебно-экспертных учреждений Минюста России» от 12 апреля 2001 г. № 13-109;
  • «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях сис­темы Министерства юстиции Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. № 347;
  • «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняе­мых в государственных судебно-экспертных учреждениях Ми­нистерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экс­пертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государ­ственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юс­тиции Российской Федерации» от 14 мая 2003 г. № 114;
  • «Об утверждении Положения об организации профессио­нальной подготовки и повышения квалификации государст­венных судебных экспертов государственных судебно-эксперт­ных учреждений Министерства юстиции Российской Федера­ции» от 15 июня 2004 г. № 112;
  • «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотруд­никами милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйст­венной, предпринимательской и торговой деятельности» от 2 августа 2005 г. № 636;
  • «Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах» от 16 мар­та 2004 г. № 177 (в ред. от 12 августа 2005 г. № 665).

Источниками информации о бухучете и судебной бухгалтерии также являются официальные разъяснения, инструкции и указания, включая руководящие разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, имеющие юридическую силу и обяза­тельные для правоприменителей.

Четвертый уровень образуют следующие акты:

  • письмо Банка России «О рекомендациях Базельского комите­та по банковскому надзору» от 10 июля 2001 г. № 87-Т;
  • письмо Управления МНС по г. Москве «Об экономическом показателе, используемом при нормировании расходов на рекламу предприятиями, осуществляющими торговую дея­тельность» от 19 апреля 2001 г. № 03-12/18215;
  • постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ «Спор о признании недействительным акта государственного органа (налоговой инспекции) был рассмотрен судьей едино­лично, тогда как он подлежал коллегиальному рассмотрению. Данное обстоятельство влечет безусловную отмену принятого решения» от 13 февраля 2001 г. № 800/00;
  • постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной экспертизе по уголовным делам» 1971 г. № I;
  • постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебном приговоре» 1996 г. № 1;
  • постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголов­ного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» 1997 г. № 8;
  • постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа о взыскании штрафа за уклонение от про­ведения обязательной аудиторской проверки от 23 февраля 1999 г. № А05-6473/98-412/10;
  • приказ Минюста России «Об утверждении Примерного пе­речня видов экспертиз, обязательных для производства в Южном региональном центре судебной экспертизы Мини­стерства юстиции Российской Федерации, и территориальной сферы обслуживания» от 11 января 2001 г. № 8;
  • письмо Минюста России «О примерном перечне нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих дея­тельность судебно-экспертных учреждений Минюста России» от 12 апреля 2001 г. № 13-109, и др.

Пятый уровень образуют источники бухучета и судебной бухгал­терии международного характера'. Одни из них носят обязательный характер, другие — лишь рекомендательный, что необходимо учи­тывать в практической деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ законодательство учитывает международные договоры, нормы международного права. Если международным договором (пактом, конвенцией) установлены иные нормативы, чем предусмотренные российским законодательством, применяются правила международных договоров.

Россия является участником большинства международных дого­воров о правах и свободах человека (в том числе в финансово-экономической и юридической сферах): из 22 основных пактов и конвенций, выделяемых Секретариатом ООН в этой области. Рос­сийская Федерация является участником 18. К числу таких норма­тивных источников можно отнести:

  • Федеральный закон «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» 1994 г.;
  • Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.;
  • Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам;
  • Конвенцию № 95 относительно защиты заработной платы Генеральной конференции МОТ 1949 г.;
  • Европейскую конвенцию Совета Европы о защите прав чело­века и основных свобод 1950 г. с девятью протоколами;
  • Конвенцию МОТ № 105 об упразднении принудительного труда 1957 г.;
  • Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  • Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров;
  • Европейскую конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.;
  • Конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г.;
  • Конвенцию о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действую­щих в определенных областях сотрудничества 1980 г.;
  • Конвенцию о юрисдикции и приведении в исполнение судеб­ных решений по гражданским и коммерческим делам 1988 г.;
  • Брюссельскую конвенцию по вопросам юрисдикции и при­нудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров 1968 г.;
  • Соглашение между государствами—участниками СНГ о со­трудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере 1999 г.;
  • Соглашения между Правительством РФ и Правительством Ко­ролевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с на­рушениями налогового законодательства 1997 г., между Прави­тельством РФ и Правительством Государства Израиль о со­трудничестве и взаимной помощи в таможенных делах 1997 г., Конвенцию между правительствами этих же государств об из­бежании двойного налогообложения и предотвращении укло­нения от налогообложения в отношении налогов на доходы 1994 г.;
  • Соглашение между Правительствами РФ и Румынии о со­трудничестве и обмене информацией в области борьбы с на­рушениями налогового законодательства 1999 г.

Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам учета, отчетности, юридической деятельности не являют­ся источниками национальной правовой системы, однако реализу­ются в отечественной практике при наличии экономических и гео­политических условий. Актами этого уровня выступают:

  • Рекомендация Комитета министров Совета Европы «Комитет ми­нистров — государствам-членам о роли прокуратуры в систе­ме уголовного правосудия» от 6 октября 2000 г. № R (2000) 19 (принята Комитетом Министров Совета Европы 6 октября 2000 г. на 724-м заседании представителей Министров);
  • Рекомендация Комитета министров Совета Европы «Комитет ми­нистров — государствам-членам относительно управления систе­мой уголовного правосудия»от 11 сентября 1995 г. № R (95) 12 ;
  • Декларация основных принципов правосудия для жертв пре­ступлений и злоупотребления властью, принятая резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН 1985 г.;
  • Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН в 1988 г.;
  • Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 г.;
  • Рекомендации Международного комитета по аудиторской дея­тельности Базельского комитета по банковскому надзору «От­ношение между органами надзора за банками и внешними ау­диторами»';
  • директивы Европейского экономического союза;
  • материалы XXIII Европейский конгресса бухгалтеров';
  • международные аудиторские стандарты

Внедрению этих рекомендаций в практику способствует нормотворческая деятельность исполнительной власти, о чем свидетель­ствуют следующие источники:

  • письмо Минфина России «Об интеграционном развитии го­сударств—участников СНГ в области бухгалтерского учета и аудита» от 23 декабря 1997 г. № 16-00-16-267;
  • постановление Правительства РФ «Об утверждении Про­граммы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283.

В последнем источнике определены: цель и задачи перехода на международные стандарты финансовой отчетности; основные на­правления реформы; План мероприятий по реализации Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стан­дартами финансовой отчетности.

Шестой уровень представляют источники не нормативного, а учебного и консультативного свойства, имеющие также характер на­учного толкования. Сюда входят учебники, монографии, коммента­рии законодательства, методические рекомендации профессионалов и т.д. Их не следует путать с официальными методическими указа­ниями и разъяснениями нормативного характера.

Таким образом, источники судебной бухгалтерии в зависимости от основного критерия систематизации — их содержания и юриди­ческой силы — условно можно представить в виде шести уровней:

1. федеральные законы, определяющие концепцию бухучета и судебной бухгалтерии на уровне правовой доктрины;

2. подзаконная нормативная база высших федеральных органов исполнительной власти (общесистемная и частная), которая детали­зирует источники первого уровня; ^

3. ведомственные и межведомственные нормативные акты;

4. методические рекомендации, руководящие разъяснения ве­домственного, судебного (официального) характера;

5. источники международно-правового характера — конвенционно-договорные (обязательные) и декларативно-рекомендательные;

6. источники неофициального уровня — профессиональные ре­комендации, комментарии, толкования, содержащиеся в работах научно-популярного, учебного, вспомогательного характера и не обладающие нормативной силой.

С учетом того, что любая классификация является относительной и условной, возможны и иные группировки, способы систематиза­ции источников бухучета и судебной бухгалтерии, в основу которых положены иные содержательные и формальные системообразующие критерии.

 



2018-07-06 1097 Обсуждений (0)
Источники судебной бухгалтерии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники судебной бухгалтерии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)