Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация бухучета и отчетности в России



2018-07-06 571 Обсуждений (0)
Организация бухучета и отчетности в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Без бухучета и контроля немыслимо вести борьбу с хищениями собственности, экономическими и коррупционными правонаруше­ниями, взяточничеством, различного рода злоупотреблениями должностных лиц. Кроме того, бухучет является научной основой применения специальных бухгалтерских познаний как лично правоприменителем, так и опосредованно, в том числе в ходе судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным, гражданским и арбитраж­ным делам.

Главной задачей бухучета является обеспечение надлежащих ус­ловий для принятия оптимальных управленческих решений в инте­ресах личности, общества и государства.

Особенности бухучета состоят в следующем:

  • централизованный и государственный подходы к учету;
  • сильная социальная политика с уравнительными тенденция­ми и круговой порукой;
  • максимально полный охват в учете каждого индивидуума как субъекта трудовых отношений и как налогоплательщика;
  • высокая точность взаиморасчетов между отдельными хозяйст­вующими субъектами и объектами;
  • приоритет обязательств перед вышестоящими хозяйствующи­ми субъектами и объектами;
  • максимальная экономия затрат;
  • скрупулезность при оформлении отчетных документов.

Принято подразделять бухучет на финансовый и управленческий. До недавнего времени в России не существовало этого деления бухучета. Бухучет понимался как единое целое и являлся информационной базой и для анализа хозяйственной деятельности, и для составления отчетности, принятия управленческих решений.

Финансовый учет представляет собой систему сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию хозяйственных опера­ций и их бухгалтерское оформление. Именно этот вид учета позво­ляет составить финансовую отчетность организации.

Финансовый учет нужен для исчисления налогов и контроля над деятельностью организаций, а также для создания единого ин­формационного пространства для инвесторов. Государство регули­рует методологию финансового учета и регламентирует правила его ведения и подготовки отчетности.

Управленческий учет, являясь составной частью бухучета, пред­назначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Любая ор­ганизация нуждается в оперативной, достоверной и полной инфор­мации, позволяющей адекватно реагировать на изменения, проис­ходящие как во внешней, так и во внутренней среде.

Зарубежный опыт показывает, что данные управленческого учета являются тем фундаментом, на основании которого принимаются обоснованные управленческие решения, как в текущей деятельности, так и на перспективу. Изучение опыта западных компаний в области управленческого учета и применение его методов на практике с уче­том национальных особенностей позволяют повысить эффективность управления в организациях, а значит, их функционирование.

Управленческий учет предназначен для подготовки информа­ции, необходимой для осуществления деятельности управленческо­го характера — принятия решения, планирования, контроля и регу­лирования. Для принятия управленческих решений не хватает фи­нансового учета, а требуется еще управленческий. Эта необходи­мость вытекает из различных целей ведения финансового и управ­ленческого учета.

Управленческий учет позволяет менеджерам принимать управ­ленческие решения, поэтому методология его ведения отвечает тре­бованиям конкретной организации. Следовательно, создание систе­мы управленческого учета индивидуально для каждой организации.

Между управленческим и финансовым учетом существуют сле­дующие различия.

1. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями {инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации. Управленческий учет Предназначен для подготовки информации, необходимой для осуще­ствления деятельности управленческого характера — принятия ре­шения, планирования, контроля и регулирования. Для принятия управленческих решений не хватает финансового учета, а требуется еще управленческий. Этот вид учета предназначен только для внутреннего пользователя.

2. Финансовый учет ориентирована периодическое представле­ние обязательной отчетности регламентированного вида. Управленче­ская отчетность представляется по необходимости, формы отчетов не регламентированы и могут различаться в разных организациях. Управленческая отчетность составляется только при условии, что выгода от ее использования больше затрат на ее сбор.

3. Информация для принятия управленческих решений требует быстрого сбора данных, поэтому может быть неполной. Приблизи­тельной информации может быть достаточно для оперативного при­нятия управленческих решений, в отличие от информации финан­сового учета, которая должна быть предельно точной.

4. Управленческий учет может быть подробнее финансового на­столько, насколько это необходимо для принятия управленческих решений.

5. Финансовые отчеты должны быть составлены в соответствии с правилами учета, определенными государством либо исходя из об­щепринятых норм учета, что позволит внешним пользователям со­поставлять и сравнивать. Управленский учет ведется по внутренним правилам, которые наиболее подходят для принятия управленче­ских решений.

6. Финансовые отчеты составляются на основе совершенных фактов хозяйственной деятельности организации, управленческие могут содержать прогнозные или еще не свершившиеся факты. Кро­ме того, последние содержат плановые показатели.

7. Управленческий учет не регламентируется нормативными ак­тами и его данные являются конфиденциальными. Данные финан­сового учета не являются кoнфидeнциaльными, а в ряде случаев за­конодательство предусматривает обязательную публикацию финан­совой отчетности в средствах массовой информации.

Для ведения управленческого учета в целях управления пред­приятием требуются следующие системы: планирование бюджетов; планирование сметы движения денежных средств; планирование управленческого баланса; накопление информации на основе фак­тов хозяйственной деятельности в разрезе статей бюджетов, статей плана движения денежных средств и управленческого баланса; управленческая отчетность. Система управленческого учета предпо­лагает группирование информации об издержках производства по видам, месту возникновения, носителям затрат.

Между финансовым и управленческим учетом много общего. Можно сказать, что больше общего, чем различий, т.е. граница между ними весьма условна. Отсутствие в организации обособленного управленческого учета не означает, что он там не ведется. Функции управленческого учета выполняет финансовый учет. Это подтвер­ждается многолетней практикой работы организаций.

Постановка и ведение финансового учета в зарубежных запад­ных странах в большинстве случаев относится к компетенции са­мой фирмы. Общепринятые нормы или правила лишь определяют рамки, в пределах которых фирме предоставляется широкая свобода выбора.

Элементы свободы выбора для организаций в финансовом учете существуют и в российском законодательстве, хотя и в ограничен­ном виде. Так, в Плане счетов и в Положении по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотре­на возможность использовать различные варианты учета. Первый учетный стандарт в России — Положение по бухучету «Учетная по­литика организации» ПБУ 1/98, четко определяет, что учетная по­литика как совокупность способов ведения учета является внутрен­ним делом каждой организации.

Необходимость определения общепринятых правил и норм для западных компаний обусловлена потребностью в объективной и со­держательной информации для принятия обоснованных решений различными группами пользователей: собственников компании, кредиторов, инвесторов, государственных учреждений, работников фирм и т.д. Для этой цели в различных странах разрабатываются так называемые стандарты учета. Так, в США это общепринятые принципы учета, в Великобритании — положения о стандартах ве­дения учета.

Национальные правила, регулирующие ведение учета, сущест­венно отличаются. Однако можно выделить группы стран, придер­живающихся однотипных подходов к построению систем учета. Причем не существует двух стран, где правила учета были бы абсо­лютно тождественны.

Одной из самых распространенных является трехмодельная клас­сификация учетных систем. Она включает модели британо-амери­канскую, континентальную и южноамериканскую.

Британо-американская система учета охватывает такие страны, как Австралию, Великобританию, Гонконг, Израиль, Ирландию, Исландию, Индию, Канаду, Кипр, Мексику, Нидерланды, Централь­ную Америку и др. Для нее характерны следующие финансовые ос­новы учета;

  • ориентация учета на нужды инвесторов и кредиторов;
  • наличие развитого рынка ценных бумаг;
  • высокий уровень профессиональной бухгалтерской подготовки;
  • наличие большого количества транснациональных корпора­ций и объединений.

Континентальная система учета применяется в Австрии, Бель­гии, Греции. Египте, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Гер­мании, Швейцарии, Швеции, Японии и ряде других стран. Эта сис­тема учитывает сильную зависимость от банковской системы и го­сударства:

  • тесные производственные связи с банками;
  • подробный юридический регламент учета и отчетности;
  • ориентация учета и отчетности и на интересы государствен­ного управления налогообложением;
  • макроэкономическое планирование, обусловленное сильным влияние Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Южно-американская система учета применяется в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, Эквадоре и ряде других стран. Она характе­ризуется следующими чертами:

  • высоким и колеблющимся уровнем инфляции;
  • жесткими требованиям государства по учету и контролю до­ходов фирм и населения;
  • унификацией принципов учета (нет свободы выбора системы и порядка учета, т.е. учетная политика жестко детерминирована).

Развитие и реформирование системы налогообложения в связи созданием и укреплением рыночных хозяйственных отношений в России обусловили то, что правила бухучета все более зависят от налогового законодательства, а прикладной учет в различных сфе­рах и отраслях хозяйственной деятельности регламентируется до­полнительно и соответствующей отраслевой (ведомственной) нор­мативной базой (банковской, страховой и т.п.).

Бухучет в организациях в зависимости от объема работы может осуществляться в четырех вариантах:

1. посредством учреждения бухгалтерской службы как структур­ного подразделения организации, возглавляемого главным бухгал­тером;

2. введением в штат хозяйствующего субъекта должности бух­галтера;

3. передачей на договорных началах ведения бухучета централи­зованной бухгалтерии, специализированной организации или бух­галтеру-специалисту;

4. путем ведения бухучета руководителем организации лично (ст. 6 Закона о бухучете).

Вне зависимости от избранного варианта все виды юридической ответственности за организацию бухучета и соблюдение законода­тельства при выполнении хозяйственных операций несут персо­нально руководители экономических субъектов.

Ведение бухучета в организации возлагается на главного бухгалтера, который отвечает за формирование учетной политики, своевременное представление полной достоверной бухгалтерской отчетности, соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству.

Требования главного бухгалтера по документальному оформле­нию хозяйственных операций, представлению в бухгалтерию необ­ходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежн1>1е и расчет­ные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и глав­ным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям докумен­ты по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распо­ряжения руководителя организации, который принимает на себя всю полноту ответственности.

Если руководители организаций и другие лица, ответственные за ведение бухучета (штатные бухгалтеры, бухгалтеры-специалисты и др.), нарушают порядок, установленный законодательством и нор­мативными актами компетентных органов, искажают отчетность, не соблюдают сроки ее представления и публикации, они в зависимости от фактических обстоятельств могут быть привлечены к администра­тивной или уголовной ответственности. Об этом свидетельствует фе­деральное законодательство: НК, КоАП (административные право­нарушения в области торговли и финансов), а также УК (лжепредприниматсльство — ст. 173, неправомерные действия при банкротст­ве — ст. 195, преднамеренное и фиктивное банкротство — ст. 196 и 197, уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государ­ственные внебюджетные фонды с организаций — ст. 198).

Бухучет ведется в различных регистрах. Для учетной регистра­ции используются книги, карточки, ведомости, журналы-ордера и т.д. Внешний вид и порядок заполнения учетных регистров (до­кументов обобщения, соединения) в бухгалтерском счетоводстве различны, что приводит к образованию разнообразных форм бухуче­та. Мемориально-ордерная форма состоит в том, что на каждую опера­цию или ряд однородных операций по первичным документам со­ставляется мемориальный ордер, по которому разносятся операции по счетам и учетным регистрам, соблюдая правило двойной записи.

Журнальная форма предполагает фиксацию хозяйст­венных операций непосредственно с первичных документов в жур­нал — Главную книгу. Такая форма применяется там, где счетов немного. Журнально-ордерная форма осуществляется путем собира­ния записей в накопительных ведомостях шахматного графления, называемых журналам и ордерам и. Итоги журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Механизированная (машинная, компьютерная) форма учета осуществляется в соответствии с разра­ботанными программами на электронных носителях.

В любом случае при наличии необходимых критериев, обуслов­ливающих возможность использования того или иного метода веде­ния бухучета, выбор остается за организацией. Одним из обязатель­ных методов бухучета является отчетность, представляющая собой подведение итогов хозяйственной деятельности организации за оп­ределенный период (месяц, квартал, полугодие, год).

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имуще­ственном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных буху­чета по установленным формам (ст. 2 Закона о бухучете). Отчет­ность основывается на первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета (ст. 9 и 10). Бухгалтерская отчетность должна обеспечить достоверную и полную информацию об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых ре­зультатах ее деятельности. Достоверной считается отчетность, соот­ветствующая правилам, установленным актами нормативного регу­лирования бухучета.

Состав бухгалтерской отчетности и основные правила ее оформления, подробно регламентируются гл. 3 Закона о бухучете. Конкретизируются требования к годовой бухгалтерской отчетности в соответствующих положениях Минфина России. В них устанав­ливаются состав, содержание и методические основы формирова­ния бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридиче­скими лицами (кроме банков и бюджетных организаций). Для по­следних установлен специальный порядок бухучета.

Организации (кроме бюджетных) должны представлять бухгал­терскую отчетность в соответствующие органы в строго определен­ные сроки: годовую — не позднее 90 дней после окончания отчет­ного периода, квартальную — не позднее 30 дней, а также месяч­ную отчетность. Помимо передачи бухгалтерской отчетности в ор­ганы государственной налоговой инспекции по месту регистрации организации, а также учредителям (участникам) и собственникам хозяйствующих субъектов. С 1 января 1996 г. все организации (не­зависимо от формы собственности) обязаны предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность в территориальные органы государствен­ной статистики.

Бюджетные организации направляют все виды отчетности в вышестоящие организации в установленные им сроки.

Для определенной категории хозяйствующих субъектов (откры­тые акционерные общества, банки и другие кредитные организаций, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, соз­дающиеся за счет частных, общественных и государственных средств иди взносов), предусмотрено опубликование годовой бухгалтерской отчетность не позднее 1 июня года; следующего за отчетным.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгал­терских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер организации (либо лицо, выпол­няющее эти функции).

Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчет­ность подлежат обязательной передаче в архив. До передачи в архив организации эти документы должны находиться на хранении в бух­галтерии у ответственных лиц в специальных помещениях или за­крывающихся шкафах. Бланки строгой отчетности хранятся в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позво­ляющих обеспечить их сохранность.

Для всех организаций предусмотрен определенный срок хране­ния различных видов бухгалтерских документов. Так, первичные учетные документы, регистры бухучета и бухгалтерская отчетность хранятся не менее пяти лет, рабочий план счетов бухучета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использова­ния) — не менее пяти лет после года, в котором они использова­лись для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Ответственность за хранение несет руководитель организации.

Более детально вопросы оформления бухгалтерской отчетности на основе анализа современной нормативной базы Минфина Рос­сии анализируются в рекомендованной литературе, например в комментарии к гл. 3 Закона о бухучете'.

С принятием Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ возможности применения компьютерных технологий в бухучете и в способах представления бухгалтерской отчетности расширяются.

 



2018-07-06 571 Обсуждений (0)
Организация бухучета и отчетности в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация бухучета и отчетности в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)