Организация бухучета и отчетности в России
Без бухучета и контроля немыслимо вести борьбу с хищениями собственности, экономическими и коррупционными правонарушениями, взяточничеством, различного рода злоупотреблениями должностных лиц. Кроме того, бухучет является научной основой применения специальных бухгалтерских познаний как лично правоприменителем, так и опосредованно, в том числе в ходе судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным, гражданским и арбитражным делам. Главной задачей бухучета является обеспечение надлежащих условий для принятия оптимальных управленческих решений в интересах личности, общества и государства. Особенности бухучета состоят в следующем:
Принято подразделять бухучет на финансовый и управленческий. До недавнего времени в России не существовало этого деления бухучета. Бухучет понимался как единое целое и являлся информационной базой и для анализа хозяйственной деятельности, и для составления отчетности, принятия управленческих решений. Финансовый учет представляет собой систему сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию хозяйственных операций и их бухгалтерское оформление. Именно этот вид учета позволяет составить финансовую отчетность организации. Финансовый учет нужен для исчисления налогов и контроля над деятельностью организаций, а также для создания единого информационного пространства для инвесторов. Государство регулирует методологию финансового учета и регламентирует правила его ведения и подготовки отчетности. Управленческий учет, являясь составной частью бухучета, предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Любая организация нуждается в оперативной, достоверной и полной информации, позволяющей адекватно реагировать на изменения, происходящие как во внешней, так и во внутренней среде. Зарубежный опыт показывает, что данные управленческого учета являются тем фундаментом, на основании которого принимаются обоснованные управленческие решения, как в текущей деятельности, так и на перспективу. Изучение опыта западных компаний в области управленческого учета и применение его методов на практике с учетом национальных особенностей позволяют повысить эффективность управления в организациях, а значит, их функционирование. Управленческий учет предназначен для подготовки информации, необходимой для осуществления деятельности управленческого характера — принятия решения, планирования, контроля и регулирования. Для принятия управленческих решений не хватает финансового учета, а требуется еще управленческий. Эта необходимость вытекает из различных целей ведения финансового и управленческого учета. Управленческий учет позволяет менеджерам принимать управленческие решения, поэтому методология его ведения отвечает требованиям конкретной организации. Следовательно, создание системы управленческого учета индивидуально для каждой организации. Между управленческим и финансовым учетом существуют следующие различия. 1. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями {инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и т.д.). Финансовый учет аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации. Управленческий учет Предназначен для подготовки информации, необходимой для осуществления деятельности управленческого характера — принятия решения, планирования, контроля и регулирования. Для принятия управленческих решений не хватает финансового учета, а требуется еще управленческий. Этот вид учета предназначен только для внутреннего пользователя. 2. Финансовый учет ориентирована периодическое представление обязательной отчетности регламентированного вида. Управленческая отчетность представляется по необходимости, формы отчетов не регламентированы и могут различаться в разных организациях. Управленческая отчетность составляется только при условии, что выгода от ее использования больше затрат на ее сбор. 3. Информация для принятия управленческих решений требует быстрого сбора данных, поэтому может быть неполной. Приблизительной информации может быть достаточно для оперативного принятия управленческих решений, в отличие от информации финансового учета, которая должна быть предельно точной. 4. Управленческий учет может быть подробнее финансового настолько, насколько это необходимо для принятия управленческих решений. 5. Финансовые отчеты должны быть составлены в соответствии с правилами учета, определенными государством либо исходя из общепринятых норм учета, что позволит внешним пользователям сопоставлять и сравнивать. Управленский учет ведется по внутренним правилам, которые наиболее подходят для принятия управленческих решений. 6. Финансовые отчеты составляются на основе совершенных фактов хозяйственной деятельности организации, управленческие могут содержать прогнозные или еще не свершившиеся факты. Кроме того, последние содержат плановые показатели. 7. Управленческий учет не регламентируется нормативными актами и его данные являются конфиденциальными. Данные финансового учета не являются кoнфидeнциaльными, а в ряде случаев законодательство предусматривает обязательную публикацию финансовой отчетности в средствах массовой информации. Для ведения управленческого учета в целях управления предприятием требуются следующие системы: планирование бюджетов; планирование сметы движения денежных средств; планирование управленческого баланса; накопление информации на основе фактов хозяйственной деятельности в разрезе статей бюджетов, статей плана движения денежных средств и управленческого баланса; управленческая отчетность. Система управленческого учета предполагает группирование информации об издержках производства по видам, месту возникновения, носителям затрат. Между финансовым и управленческим учетом много общего. Можно сказать, что больше общего, чем различий, т.е. граница между ними весьма условна. Отсутствие в организации обособленного управленческого учета не означает, что он там не ведется. Функции управленческого учета выполняет финансовый учет. Это подтверждается многолетней практикой работы организаций. Постановка и ведение финансового учета в зарубежных западных странах в большинстве случаев относится к компетенции самой фирмы. Общепринятые нормы или правила лишь определяют рамки, в пределах которых фирме предоставляется широкая свобода выбора. Элементы свободы выбора для организаций в финансовом учете существуют и в российском законодательстве, хотя и в ограниченном виде. Так, в Плане счетов и в Положении по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрена возможность использовать различные варианты учета. Первый учетный стандарт в России — Положение по бухучету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, четко определяет, что учетная политика как совокупность способов ведения учета является внутренним делом каждой организации. Необходимость определения общепринятых правил и норм для западных компаний обусловлена потребностью в объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений различными группами пользователей: собственников компании, кредиторов, инвесторов, государственных учреждений, работников фирм и т.д. Для этой цели в различных странах разрабатываются так называемые стандарты учета. Так, в США это общепринятые принципы учета, в Великобритании — положения о стандартах ведения учета. Национальные правила, регулирующие ведение учета, существенно отличаются. Однако можно выделить группы стран, придерживающихся однотипных подходов к построению систем учета. Причем не существует двух стран, где правила учета были бы абсолютно тождественны. Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация учетных систем. Она включает модели британо-американскую, континентальную и южноамериканскую. Британо-американская система учета охватывает такие страны, как Австралию, Великобританию, Гонконг, Израиль, Ирландию, Исландию, Индию, Канаду, Кипр, Мексику, Нидерланды, Центральную Америку и др. Для нее характерны следующие финансовые основы учета;
Континентальная система учета применяется в Австрии, Бельгии, Греции. Египте, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Германии, Швейцарии, Швеции, Японии и ряде других стран. Эта система учитывает сильную зависимость от банковской системы и государства:
Южно-американская система учета применяется в Аргентине, Бразилии, Перу, Чили, Эквадоре и ряде других стран. Она характеризуется следующими чертами:
Развитие и реформирование системы налогообложения в связи созданием и укреплением рыночных хозяйственных отношений в России обусловили то, что правила бухучета все более зависят от налогового законодательства, а прикладной учет в различных сферах и отраслях хозяйственной деятельности регламентируется дополнительно и соответствующей отраслевой (ведомственной) нормативной базой (банковской, страховой и т.п.). Бухучет в организациях в зависимости от объема работы может осуществляться в четырех вариантах: 1. посредством учреждения бухгалтерской службы как структурного подразделения организации, возглавляемого главным бухгалтером; 2. введением в штат хозяйствующего субъекта должности бухгалтера; 3. передачей на договорных началах ведения бухучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; 4. путем ведения бухучета руководителем организации лично (ст. 6 Закона о бухучете). Вне зависимости от избранного варианта все виды юридической ответственности за организацию бухучета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут персонально руководители экономических субъектов. Ведение бухучета в организации возлагается на главного бухгалтера, который отвечает за формирование учетной политики, своевременное представление полной достоверной бухгалтерской отчетности, соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций, представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежн1>1е и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который принимает на себя всю полноту ответственности. Если руководители организаций и другие лица, ответственные за ведение бухучета (штатные бухгалтеры, бухгалтеры-специалисты и др.), нарушают порядок, установленный законодательством и нормативными актами компетентных органов, искажают отчетность, не соблюдают сроки ее представления и публикации, они в зависимости от фактических обстоятельств могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Об этом свидетельствует федеральное законодательство: НК, КоАП (административные правонарушения в области торговли и финансов), а также УК (лжепредприниматсльство — ст. 173, неправомерные действия при банкротстве — ст. 195, преднамеренное и фиктивное банкротство — ст. 196 и 197, уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций — ст. 198). Бухучет ведется в различных регистрах. Для учетной регистрации используются книги, карточки, ведомости, журналы-ордера и т.д. Внешний вид и порядок заполнения учетных регистров (документов обобщения, соединения) в бухгалтерском счетоводстве различны, что приводит к образованию разнообразных форм бухучета. Мемориально-ордерная форма состоит в том, что на каждую операцию или ряд однородных операций по первичным документам составляется мемориальный ордер, по которому разносятся операции по счетам и учетным регистрам, соблюдая правило двойной записи. Журнальная форма предполагает фиксацию хозяйственных операций непосредственно с первичных документов в журнал — Главную книгу. Такая форма применяется там, где счетов немного. Журнально-ордерная форма осуществляется путем собирания записей в накопительных ведомостях шахматного графления, называемых журналам и ордерам и. Итоги журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Механизированная (машинная, компьютерная) форма учета осуществляется в соответствии с разработанными программами на электронных носителях. В любом случае при наличии необходимых критериев, обусловливающих возможность использования того или иного метода ведения бухучета, выбор остается за организацией. Одним из обязательных методов бухучета является отчетность, представляющая собой подведение итогов хозяйственной деятельности организации за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год). Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухучета по установленным формам (ст. 2 Закона о бухучете). Отчетность основывается на первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета (ст. 9 и 10). Бухгалтерская отчетность должна обеспечить достоверную и полную информацию об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается отчетность, соответствующая правилам, установленным актами нормативного регулирования бухучета. Состав бухгалтерской отчетности и основные правила ее оформления, подробно регламентируются гл. 3 Закона о бухучете. Конкретизируются требования к годовой бухгалтерской отчетности в соответствующих положениях Минфина России. В них устанавливаются состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (кроме банков и бюджетных организаций). Для последних установлен специальный порядок бухучета. Организации (кроме бюджетных) должны представлять бухгалтерскую отчетность в соответствующие органы в строго определенные сроки: годовую — не позднее 90 дней после окончания отчетного периода, квартальную — не позднее 30 дней, а также месячную отчетность. Помимо передачи бухгалтерской отчетности в органы государственной налоговой инспекции по месту регистрации организации, а также учредителям (участникам) и собственникам хозяйствующих субъектов. С 1 января 1996 г. все организации (независимо от формы собственности) обязаны предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность в территориальные органы государственной статистики. Бюджетные организации направляют все виды отчетности в вышестоящие организации в установленные им сроки. Для определенной категории хозяйствующих субъектов (открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организаций, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств иди взносов), предусмотрено опубликование годовой бухгалтерской отчетность не позднее 1 июня года; следующего за отчетным. Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер организации (либо лицо, выполняющее эти функции). Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность подлежат обязательной передаче в архив. До передачи в архив организации эти документы должны находиться на хранении в бухгалтерии у ответственных лиц в специальных помещениях или закрывающихся шкафах. Бланки строгой отчетности хранятся в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. Для всех организаций предусмотрен определенный срок хранения различных видов бухгалтерских документов. Так, первичные учетные документы, регистры бухучета и бухгалтерская отчетность хранятся не менее пяти лет, рабочий план счетов бухучета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) — не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Ответственность за хранение несет руководитель организации. Более детально вопросы оформления бухгалтерской отчетности на основе анализа современной нормативной базы Минфина России анализируются в рекомендованной литературе, например в комментарии к гл. 3 Закона о бухучете'. С принятием Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ возможности применения компьютерных технологий в бухучете и в способах представления бухгалтерской отчетности расширяются.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |