Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Документы в бухучете: их виды и значение



2018-07-06 490 Обсуждений (0)
Документы в бухучете: их виды и значение 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Документация — обязательный признак (и метод) бухучета. Основные правила документирования и документооборота в силу их важности и обязательности определены нормативно.

Документ {в переводе с латинского языка означает свидетельст­во, доказательство) — это письменное свидетельство совершенной хозяйственной операции.

В документоведении и делопроизводстве документ определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с ре­квизитами, позволяющая ее идентифицировать. Юридическая сила документа — это официальное его свойство, сообщаемое законода­тельством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления.

Без документа не может быть произведена ни одна запись на бухгалтерские счета. Документ наделяет юридической силой учет­ные данные, выступает ценным источником доказательств (в том числе вещественным доказательством) по делам об экономических преступлениях, хищениях имущества, злоупотреблениях, взяточни­честве, арбитражных спорах и т.п.

Документ о совершенной хозяйственной операции должен быть: составлен своевременно, т.е. во время или сразу по окончании хозяй­ственной операции по установленной форме содержать необходимые реквизиты; отражать действительные и только законные операции.

Реквизитами документа, с помощью которых обеспечивается его юридическая сила, называют его обязательные информационные элементы. Современные требования к оформлению документов определяются на государственных стандартах, в частности правила оформления организационно-распорядительных документов зафик­сированы в ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы докумен­тации. Унифицированная система организационно-распорядитель­ной документации. Требования к оформлению документов». Госу­дарственными стандартами установлены не только состав реквизи­тов (всего их 29), но и зоны, последовательность их размещения на документах (т.е. формуляр документов)'.

Реквизиты документов бухучета также утверждены нормативно, в частности п. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Положением по ведению бу­хучета и бухгалтерской отчетности в РФ, приказом Минфина РФ«0 формах бухгалтерской отчетности» от 22 июля 2003 г. № 67н.

К реквизитам документа относятся:

  • его название (накладная, акт, счет-фактура и т.д.);
  • наименование и адрес организации, его составившей;
  • указание участников совершенной хозяйственной операции;
  • место и дата его составления;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции;
  • подписи лиц, совершивших хозяйственную операцию.

Основными частями учетного документа являются:

  • заголовок — реквизиты, дающие полные и четкие представ­ления о его виде и характере;
  • содержание в виде таблицы или текста;
  • оформление — дата его составления, подписи и утверждения; наименования должностных лиц, подписавших его, личные подписи и их расшифровка; соответствующие печати .

Многочисленные бухгалтерские документы классифицируются по различным основаниям (рис. 5.1). По назначению они бывают:

  • распорядительными — содержат задания на выполнение опре­деленных хозяйственных операций (наряд на работу, чек бан­ку и т.д.);
  • исполнительными — отражают совершенные хозяйственные операции (накладные, раздаточно-сдаточные ведомости, акты, квитанции и т.д.); являются основанием для отражения запи­сей на счетах бухгалтерского учета;
  • комбинированными — включают задание и данные об испол­нении;
  • учетного оформления — содержат распределительные и группировочные ведомости, справки, мемориальные ордера; составляются в бухгалтерии на основании первичных документов для подготовки и упрощения учетных записей в регистрах; • вспомогательного характера — сводные ведомости, доверенно­сти, сопроводительные и упаковочные листы, раскладки, яр­лыки, описи материальных средств, извещения, донесения и т.д.

По месту возникновения бухгалтерские документы делятся на внутренние (составленные в одном учреждении) и внешние (посту­пившие из других организаций). По объему содержания они класси­фицируются на первичные (непосредственно отражающие совер­шенную операцию) и вторичные сводные, объединяющие несколько операций, отраженных в нескольких первичных документах (авансо­вый отчет, отчет кассира, завскладом и т.д.).

По способу использования бухгалтерские документы могут быть разовыми (одним рабочим приемом оформляется один или несколь­ко хозяйственных процессов, например накладная, счет-фактура, раздаточная ведомость) и накопительными, в которых совершенные хозяйственные операции оформляются в несколько приемов, по­степенно (лимитная карта на отпуск материальных средств и т.д.).

По качеству бухгалтерские документы делятся на полноценные (доброкачественные) и неполноценные (недоброкачественные). Полноценные документы должны полностью отвечать предъявляемым к ним требованиям (реквизитам). Документы, в которых отсутствует хотя бы одно из предъявляемых требований, признаются неполно­ценными. Правоохранительным органам и судам следует обращать них особое внимание.

В целях более тщательного изучения и анализа неполноценные документы подразделяются на следующие группы:

  • неправильно оформленные — без необходимых реквизитов (без подписи, без даты), с лишними реквизитами (накладная с гер­бовой печатью и т.п.), с ненадлежащими реквизитами (чек на получение денег в банке, подписанный неправомочным лицом);
  • отражающие незаконные операции — составленные на хозяйст­венные операции, которые по существующим правовым нор­мам не должны совершаться (акт на списание материалов на капитальный ремонт с завышением их стоимости и т.п.);
  • отражающие операции, которые в действительности или не были совершены (бестоварные или безденежные) или были соверше­ны не в том объеме'.

Документы последней группы называются подложными. Они де­лятся на два вида: I) фальсифицированные (материальный подлог) и 2) содержащие заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог). Подложные документы в силу ст. 81 УПК являются веще­ственными доказательствами, так как сохраняют на себе следы пре­ступления или служили орудием преступления либо на них были направлены преступные действия.

Виды (категории) бухгалтерских документов, порядок их состав­ления и вопросы, относящиеся к документообороту, регулируются Законом о бухучете. Положением о документах и документообороте а бухучете, утвержденным приказом Минфина СССР № 105 за 1983 г. и действующим в части, не противоречащей законодательству, и некоторыми другими нормативными актами.

Бухгалтерские документы в зависимости от их происхождения и содержания заключенной в них информации делятся на три ка­тегории (Закон о бухучете): первичные учетные документы; регистры бухучета (ст. 9); документы бухгалтерской отчетности (гл. 3).

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, долж­ны оформляться оправдательными документами. Они служат пер­вичными учетными документами, на основании которых ведется бухучет.

Первичные документы принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм пер­вичной учетной документации, а документы, форма которых не пре­дусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные рекви­зиты: название документа; дату его составления; наименование ор­ганизации, от имени которой он составлен; содержание хозяйст­венной операции, ее натуральные и денежные измерители.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйст­венные операции с денежными средствами, подписываются руково­дителем организации и главным бухгалтером или уполномоченны­ми ими на то лицами. Они должны быть составлены в момент со­вершения операции, а если это невозможно — непосредственно по­сле ее окончания. Ответственность за оформление этих документов, достоверность содержащихся в них данных, обеспечивают лица, со­ставившие и подписавшие их.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность оформле­ния, заполнения реквизитов) и по содержанию (законность докумен­тированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйствен­ных операциях на основе первичных учетных документов составля­ются сводные учетные документы. Они, как и первичные, могут со­ставляться на бумажных и машинных носителях информации.

Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: дату записи в учетный регистр, другие отметки (оттиски печати). В приходных и кассовых ордерах исправления не допускаются.

Нормативно специально регламентируется возможность изъятия в необходимых случаях бухгалтерских документов и финансовой отчетности (ст. 9 Закона о бухучете. Закон об аудиторской деятель­ности, УПК, ГПК, АПК, Инструкцию о порядке изъятия должно­стным лицом государственной налоговой инспекции документов, утвержденная письмом Минфина России № 16/176 за 1991 г. и др.). Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, на­логовыми инспекциями на основании их постановлений в соответ­ствии с законодательством.

Ввиду особой значимости для любой организации ведения буху­чета первичных документов и для обеспечения его непрерывности законодательством предусмотрено, что главный бухгалтер или дру­гое должностное лицо вправе с разрешения и в присутствии пред­ставителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия (п. 8 ст. 9 Закона о бухучете).

Если изымаются недооформленные тома документов (не подшитые, не пронумерованные и т.п.). то с разрешения и в присутст­вии представителей органов, производящих изъятие, соответствую­щие должностные лица организации могут дооформить их (т.е. сде­лать опись, пронумеровать листы, опечатать, заверить своей подпи­сью, печатью организации).

При утрате (хищении) первичных документов руководитель ор­ганизации назначает приказом комиссию по расследованию причин происшедшего. В необходимых случаях для участия в ее работе приглашаются представители следственных органов, охраны и государ­ственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформ­ляются актом, который утверждается руководителем организации.

Регистры бухучета (сборные документы по типам операций) предназначены для систематизации и накопления информации, со­держащейся в принятых к учету первичных документах, для отраже­ния на счетах бухучета и в бухгалтерской отчетности. Регистры буху­чета ведутся в специальных книгах (журналах), ведомостях, на от­дельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных с по­мощью вычислительной техники, а также на дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухучета в хронологическом порядке и группироваться по соответствующим счетам бухучета. Они могут классифицироваться по назначению, содержанию, форме.

Документы бухгалтерской отчетности — это единая система до­кументальной отчетности на основе данных бухучета по установлен­ным формам (на базе документов двух указанных типов). Бухгал­терская отчетность как система показателей, группируется в опре­деленные формы и характеризует текущую, инвестиционную, фи­нансовую деятельность организации за отчетный период. По ее данным можно установить излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат, а также другие юридически значи­мые факты. Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возмож­ность оценить кредитоспособность организации, ликвидность ее активов, установить наиболее срочные обязательства.

 



2018-07-06 490 Обсуждений (0)
Документы в бухучете: их виды и значение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Документы в бухучете: их виды и значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)