Инвентаризация как универсальный метод применения бухгалтерских данных
По различным причинам данные бухучета могут отличаться от действительного количества материальных ценностей, находящихся в распоряжении организации, и реально существующих обязательств. К ним можно отнести:
Часто встречающиеся причины расхождений — незадокументированное поступление материалов, товаров, готовой продукции на склад; отсутствие в системе учета данных об экономии материалов, вызванной завышенными нормами расхода, необоснованными списаниями «брака», возвратных отходов; неоприходования в кассу денежных средств (например, от сдачи площадей в аренду) и т.п. Все эти явления не могут быть выявлены в момент их совершения, они не поддаются учету, так как не охватываются документацией. Расхождения фактических и учетных данных определяются, только периодическими сверками, которые дают возможность дополнять и уточнять учетные данные. Инвентаризация — это проверка фактического наличия имущества и обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей и устранения возможных расхождений. Порядок проведения инвентаризации (их число в отчетном году, даты проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них) определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:
Рабочим нормативным документом, определяющим технические аспекты проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995г. Инвентаризации подлежат все активы организации, числящиеся на балансе, независимо от их местонахождения, материальные активы и денежные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся на счетах бухгалтерского учета, в том числе находящиеся на ответственном хранении, оперативном управлении, арендованные и Др. Кроме того, инвентаризации подлежат финансовые обязательства организации. В соответствии с нормами Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, организации самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения. Однако п. 1.5 данного Положения установлены случаи обязательного проведения инвентаризации. В ходе инвентаризации необходимо не только пересчитать количество и общую стоимость имеющихся в наличии материально- производственных запасов, денежных средств, прочих необоротных и оборотных активов, обязательств организации, но и проверить правильность их оценки, выявить задолженность и долги, погашение которых маловероятно и безнадежно к взысканию. Инвентаризация может проводиться не только по инициативе самой организации. С момента вступления в силу ч. 1 НК РФ, налоговые органы вправе осматривать любые объекты, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов, либо с содержанием объектов независимо от места их нахождения (производственные, складские, торговые и иные помещения и территории), проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (ст. 31 НК РФ). При проведении инвентаризации должны быть соблюдены следующие требования. 1. Внезапность. Это основное условие, обеспечивающее успех инвентаризации. При несоблюдении данного требования материально ответственное лицо может восполнить недостачу, избавиться от излишков, составить подложные документы на имеющиеся излишки и недостачу. 2. Комиссионность. Любой вид инвентаризации всегда должен проводиться комиссионно. При этом состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя с указанием сроков ее работы. Состав комиссии определяется в зависимости от вида инвентаризации. 3. Действительность. При проведении инвентаризации членами комиссии непосредственно проверяется фактическое наличие материальных активов. Следует иметь в виду, что не допускается заполнение инвентаризационной описи на основе остатков по книгам или карточкам учета, со слов материально ответственных лиц, без фактической проверки содержания коробок, упаковок и т.п. 4. Непрерывность. Инвентаризация проводится непрерывно. Если нет возможности провести инвентаризацию в течение дня, то применимо правило «ключа и пломбира». Суть его заключается в том, что помещение опечатывается комиссионно печатью председателя комиссии, а ключ от него остается у материально ответственного лица. 5. Участие материально ответственных лиц. Сущность требования заключается в том, что материально ответственное лицо обязательно присутствует при проведении инвентаризации (даже в случае задержания, либо избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста). Если материальную ответственность несут несколько лиц, то достаточно при наличии поручения остальных лиц при проведении инвентаризации присутствовать одному. Эффективность инвентаризации зависит от соблюдения установленного порядка ее назначения, проведения, оформления результатов. Условно процесс инвентаризации можно разделить на четыре этапа. 1. Подготовительный. В это время формируется состав инвентаризационной комиссии, издается приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации, определяются сроки начата и окончания работы по проведению инвентаризации. К началу работы комиссии бухгалтерия выводит бухгалтерские данные (остатки по книгам и карточкам) на каждую инвентаризируемую позицию. На этом же этапе инвентаризационная комиссия опечатывает помещения, места хранения материально-производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, прекращает доступ посторонних лиц на объект, проверяет правильность весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. 2. Основной (рабочий) или проверка фактического наличия материальных ценностей. На данном этапе комиссия в присутствии материально ответственного лица отбирает у него подписку о тем, что им сданы в бухгалтерию и предъявлены все документы по инвентаризируемым ценностям. Одновременно материально ответственное лицо подготавливает материальные активы к инвентаризации, т.е. может быть проведено разделение ценностей по наименованиям, осуществлена рассортировка товаров и оборотной тары, отделение бракованных и пришедших в негодность товаров и т.п. Комиссией производится проверка фактического наличия материально-производственных запасов, денежных средств и прочих активов путем подсчета, взвешивания, обмеривания. Полученные по результатам проверки фактического наличия ценностей данные комиссия вносит в инвентаризационную ведомость. 3. Документальное оформление результатов инвентаризации. На этом этапе посредством сравнения фактических данных и данных бухгалтерского учета (книжных остатков) выводятся и оформляются результаты инвентаризации. Комиссия оформляет инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Формы инвентаризационных описей, актов инвентаризации и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм по учету первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18 августа 1998 г. № 88) с дополнениями от 27 марта 2000 г., 3 мая 2000 г.). Результаты инвентаризации в зависимости от вида инвентаризируемых активов и финансовых обязательств могут быть оформлены одной из нижеперечисленных форм учетной документации: Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1); Инвентаризационная опись нематериальных активов (форма № И не-1а); Инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ-2); Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ-4); Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ-5); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма № ННВ-6); Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (форма № ИНВ-8); Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (форма № ИНВ-8а); Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (форма № ИНВ-9); Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10); Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма № ИНВ-11): Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15); Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма № ИНВ-16); Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17); ' Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме № ИНВ-17); Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма № ИНВ-18); Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19); Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ 22); 20 Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма № ИПВ-23); Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма № ИНВ-24); Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма № ИНВ-25); Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26). Если при проведении инвентаризации активов или обязательств, для которых в силу отраслевых особенностей специальные формы не предусмотрены, организация разрабатывает собственные акты описи или сличительные ведомости. Разработка организацией собственных форм актов и описей, как правило, осуществляется на основе типовых и при условии обязательного наличия всех необходимых реквизитов, позволяющих установить полноту и подлинность содержащейся в них информации. Перечень реквизитов, наличие которых в инвентаризационных описях и ведомостях обязательно, нормативными документами специально не установлен. По нашему мнению, к числу обязательных реквизитов относятся:
Предварительные результаты инвентаризации комиссия выводит немедленно, материалы инвентаризации передаются руководителю организации и главному бухгалтеру в тот же день. Окончательный результат инвентаризации оформляется в бухгалтерии актом результатов проверки ценностей или сличительной ведомостью. В акте по каждому виду ценностей (товарам, таре, денежным средствам в кассе) показывают остатки по учетным данным и фактические, естественную убыль и окончательные результаты инвентаризации — недостачу или излишки. Так, если по таре ведется количественно-суммовой учет, то результат оформляют в сличительной ведомости по каждому наименованию тары, количеству и сумме. По каждому случаю недостач и излишков материально-ответственные лица должны дать письменные объяснения. Заключительный этап. Проведение инвентаризации заканчивается тем, что руководитель организации принимает решение по ее результатам. На основании приказа (распоряжения) руководителя на счетах бухгалтерского учета проводят бухгалтерские записи, отражающие результаты инвентаризации. С точки зрения достоверности проведенных процедур должна быть осуществлена проверка правильности оформления материалов инвентаризации, включающая:
Недостачи и излишки, выявленные в сличительной ведомости, могут быть образованы в результате пересортицы, а также естественной убыли. Так, пересортица материально-производственных запасов имеет место в тех случаях, когда какие-либо однородные запасы, товары одновременно окажутся как в излишке, так и в недостаче пересортица может быть выявлена, если организацией при ведении аналитического учета применяется количественно-сортовой учет. Образование пересортицы возможно по следующим причинам: 1) ошибки материально ответственного лица при приемке, отпуске или хранении материально-производственных запасов как результат незнания, неопытности персонала; 2) злоупотребления материально-ответственных лиц — искусственно создается пересортица, суммовые разницы от нее накапливается постепенно, в несколько рабочих приемов, а к концу периода реализуются; 3) ошибочные записи в бухгалтерском учете — при установлении таких случаев виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности; 4) умышленное внесение неверных записей в бухгалтерские первичные документы с целью неправильного ведения аналитического учета, а следовательно, и количественно-сортировочного учета; злоупотребления материально ответственных лиц при приемке или отпуске материально-производственных запасов. Выявленные расхождения, возникшие в результате пересортицы. могут быть урегулированы путем взаимного зачета излишков и недостач. Однако это допускается в виде исключения, если пересортица возникла: § за один и тот же проверяемый период; § у одного и того же проверяемого лица; § в отношении материально-производственных запасов одного и того же наименования; § только в тождественных (одинаковых) количествах. Основанием для зачета пересортицы является приказ (распоряжение) руководителя по результатам проведения инвентаризации. При этом разница, не покрытая взаимозачетом, оприходуется (излишки больше недостачи) или относится на виновных лиц (излишки меньше величины недостач). Излишки и недостачи, возникшие в результате естественно убыли, оформляются сличительной ведомостью по тем товарам, которые подвержены усушке, раструске, выветриванию, распылу, утечке, разливу и т.д. При этом в нормы естественной убыли не включаются:
Поскольку материалы инвентаризации имеют доказательственную силу при правильном их оформлении, то они в процессе заполнения проверяются по существу их содержания. Методом такой проверки является сопоставление результатов инвентаризации с другими данными. Использование такого приема позволит выявить способы сокрытия недостач или излишков. Известны следующие способы сокрытия недостач. 1) Внесение в инвентаризационные описи несуществующих запасов, товаров, прочих активов. Применение методов восстановления количественного учета, контрольного сличения остатков или допросов лиц, принимавших участие в инвентаризации, позволяет выявить данный способ сокрытия. 2) Последующие дописки количества запасов, товаров, прочих активов в инвентаризационную опись. Методом обнаружения такого способа сокрытия является сопоставление различных экземпляров инвентаризационной описи. 3) Сопоставление бестоварных расходных накладных, выписанных на другую организацию. Методом обнаружения является проведение инвентаризации одновременно во всех организациях, установленных в ходе разбирательства. 4) Несвоевременное оприходование товаров, запасов, прочих активов. Данный способ временного сокрытия недостачи связан с неправильным составлением товарного (материального) отчета за день, предшествующий инвентаризации. Для обнаружения таких способов сокрытия выявляются первичные документы, приложенные к товарным отчетам, составленным после проведения инвентаризации. Их содержание сопоставляется с теми запасами или товарами, которые оприходованы после инвентаризации. Способы сокрытия излишков также разнообразны, и среди них наиболее часто встречаются следующие. 1. Невключение в опись фактически имевшихся в наличии запасов, товаров, прочих активов. Это могло быть осуществлено путем обмана членов инвентаризационной комиссии или по сговору с ними. 2. Составление бестоварных приходных накладных, что позволят уменьшить данные об излишках. 3. Последующие дописки штрихов и цифр в графе «количество запасов, товаров, прочих активов». Применение данного способа сокрытия возможно при наличии сговора с членами инвентаризационной комиссии бухгалтера или материально ответственного лица. Он может быть осуществлен до подсчета итоговых сумм по сличительной ведомости. 4. Несвоевременное (досрочное) оприходование товаров, запасов, прочих активов. Данная ситуация возможна в том случае, когда 5. по товарным (материальным) отчетам, составленным до инвентаризации, проводят приходные документы, поступившие позднее. 6. Несвоевременное проведение по счетам бухгалтерского учета и регистрам текущего учета расходных документов. Данный способ сокрытия излишков возможен в том случае, если расходные документы, учтенные до начала проведения инвентаризации, прикладываются к товарным (материальным) отчетам, составленным после ее окончания. Выявленные нарушения в виде сокрытия недостач или излишков характерны для искажения отчетности о доходах, подлежащих налогообложению. Например, с целью сокрытия дохода в организациях может быть не полностью оприходован товар, не пробит кассовый чек и т.д. Это позволяет материально ответственным лицам изымать часть выручки, что приводит к искажению величины облагаемого дохода. При принятии решения об использовании результатов инвентаризации должна быть проведена оценка полноты этих материалов, предусматривающих наличие следующих документов:
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |