ЛЕКЦИЯ 10 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА.
10.1. Сущность, содержание и юридическое значение аудита Важнейшими функциями управления во всех сферах социальной жизни, включая экономическую и правовую, являются планирование (прогнозирование), регулирование и контроль. Аудит, аудиторская проверка (англ. auclil) в юридической литературе в самом общем виде определяются как форма финансового контроля. Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее за определенный период состояние системы бухучета и оценивающее достоверность данных бухучета. Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в конце XX в. в акционерных обществах Европы. В Англии в 1862 г. вышел первый закон об обязательном аудите. В настоящее время в каждой экономически развитой стране функционируют специализированные аудиторские организации: в США — Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров, в Великобритании — Институт присяжных бухгалтеров, в Германии — Институт аудиторов. Современный российский аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых вневедомственных проверок, анализу бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Аудит проводится наряду с иными разновидностями финансового контроля (ревизией, экономической, налоговой и иными тематическими проверками и др.). Аудит — сравнительно новый вид контрольной деятельности в России. Первые регламентирующие его временные правила были утверждены в 1993 г. Указом Президента РФ, а Закон об аудиторской деятельности был принят в 2001 г. В том же году он претерпел изменения и вводился в действие поэтапно. Ряд его норм являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В аудиторской деятельности еще много нерешенных вопросов и даже противоречий как на нормативно-правовом, так и на правоприменительном уровнях. Так, заключения аудиторов должны быть независимы, но их работа оплачивается теми, кого они проверяют; аудиторы несут ответственность за достоверность своих заключений, вплоть до уголовной (см., например ст. 202 УК), но ввиду сложности и массового характера объектов контроля проверка их деятельности затруднена; в процессуальном законодательстве фигура аудитора нормативно не определена, поэтому в судопроизводство он вводится проливариантно, в качестве иного участника процесса. Его заключение не всегда следует приравнивать к заключению эксперта. Многие вопросы аудита требуют своего дальнейшего нормативного регулирования, а в юридической литературе они заслуживают переосмысления и потому ныне излагаются зачастую достаточно скупо, поверхностно либо противоречиво. Тем не менее становление аудита активно продолжается. Осуществляется подготовка кадров по аудиторским специальностям в образовательных учреждениях и их предаттестационная подготовка. Налажена система аттестации (в стране аттестовано более 20 тыс. аудиторов)'. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет формы государственного финансового контроля хозяйственной и финансовой деятельности экономических субъектов, а разнообразит его альтернативные и поливариантные формы. Основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры, а объектами — собственность акционеров и инвесторов.
Большинство этих методов заимствовано из теории бухучета и носит выраженный нормативно определенный характер. При проведении современного аудита, основанного на новом законодательстве, необходимо соблюдать этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора с клиентом при оказании аудиторских услуг'. Они включают:
Аудитор должен соблюдать правила и требования поведения при исполнении профессиональных обязанностей: общие нормы морали и нравственности; требования аудиторских стандартов; законодательно закрепленные требования; требования внутрифирменных аудиторских стандартов. Взаимоотношения аудитора и клиента строятся на основе добровольности и возмездности. Конфликты между ними могут быть разрешены судом или арбитражным судом. Орган дознания и следователь, прокурор и суд (в том числе арбитражный) вправе дать индивидуальному аудитору или аудиторской организации поручение о проведении проверки экономического субъекта (любой формы собственности и любой организационно-правовой формы). Срок ее проведения по такому поручению определяется по договоренности и составляет, как правило, не больше двух месяцев. При необходимости органы следствия и суда обеспечивают личную безопасность аудиторов и членов их семей. Аудиторская проверка проводится по документам, изъятым (затребованным) органом дознания, следователем, судом. Оплата работы аудиторов проводится за счет средств проверяемого экономического субъекта. При отсутствии таковых оплата производится из средств федерального бюджета с последующим их возмещением экономическим субъектом. Не имеется никаких нормативных противопоказаний против привлечения аудиторов (представителей аудиторских фирм) к участию в юридических процессах в качестве трех возможных фигур (в зависимости от круга вопросов, подлежащих разрешению и иных обстоятельств): в качестве специалистов-бухга;1теров, ревизоров, экспертов-бухгалтеров. Статус аудитора в каждом конкретном случае будет определяться нормами процессуального законодательства с учетом характера той роли, которую он выполняет в конкретном виде судопроизводства. Между аудитом и ревизией много общего, однако есть отличия по целям, характеру действий, основам взаимоотношений с заказывающим органом, нормативному регулированию выполняемой процессуальной роли, управленческим связям и принципам оплаты труда. Главное же отличие — в юридических критериях. При использовании аудита в уголовно-процессуальной деятельности необходимо учитывать основанный на новом уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве двойственный (частный и публичный) характер современного уголовного преследования. Использование аудитора в гражданском и арбитражном процессах представляется более предпочтительным. Мировой и отечественный опыт аудита свидетельствует, что эта социально оправданная деятельность должна опираться на полноценную нормативную базу, т.е. быть подверженной государственно-правовому регулированию. Законодательно утвержденные нормативные требования к аудиторской деятельности должны подкрепляться профессиональными и морально-этическими принципами. Этот процесс продолжается в настоящее время в России.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |