Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые основы аудиторской деятельности



2018-07-06 531 Обсуждений (0)
Правовые основы аудиторской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




7 августа 2001 г. Президент РФ подписал Закон об аудиторской деятельности, который вступил в силу поэтапно. С его принятием в стране начался новый этап цивилизованного развития аудита.

Аудиторская деятельность аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных пред­принимателей (ст. 1 Закона об аудиторской деятельности) Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству. Такое понятие сформулировано на основе международного опыта.

В соответствии со ст. 1 Закона об аудиторской деятельности под сопутствующими аудиту услугами понимается:

  • постановка, восстановление и ведение бухучета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование;
  • анализ обычной и прочей деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансов консультирование;
  • управленческое консультирование, в том числе связанное Щ реструктуризацией организаций;
  • правовое консультирование, представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  • автоматизация бухучета и внедрение информационных техно­логий;
  • оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • проведение научно-исследовательских и экспериментальных 1 работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и др.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Особенности правового положения аудиторских организаций; осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, устанавливаются Законом сельскохозяйственной кооперации».

Аудитором может быть физическое лицо, отвечающее квалифи­кационным требованиям, установленным уполномоченным феде­ральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. 1е менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны оставлять граждане России, постоянно проживающие на территории страны, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, их доля должна составлять, не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

В соответствии со ст. 5 и 6 Закона об аудиторской деятельности при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

  • самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  • проверять в полном объеме документацию, связанную с обыч­ной и прочей деятельностью аудируемого лица, а также факти­ческое наличие любого имущества, учтенного в этой доку­ментации;
  • получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудитор­ской проверки вопросам;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки или от выра­жения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтер­ской) отчетности в аудиторском заключении в случаях непред­ставления аудируемым лицом всей необходимой документации идти выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального ауди­тора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) от­четности аудируемого лица, и др.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

  • осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законо­дательством и Законом об аудиторской деятельности;
  • предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных ак­тах, на которых основываются замечания и выводы аудитор­ской организации или индивидуального аудитора;
  • в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых и состав­ляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их со­держание без согласия аудируемого лица и (или) лица, за­ключившего договор оказания аудиторских услуг, за исклю­чением случаев, предусмотренных законодательством, и др.
  • При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и {или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе: полу­чать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах, на которых основываются их выводы получить от них аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг.
  • при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
  • заключать договоры на проведение обязательного аудита с ау­диторскими организациями в сроки, установленные законо­дательством;
  • создавать аудиторской организации (индивидуальному ауди­тору) условия для своевременного и полного проведения ау­диторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осущест­вления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъ­яснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
  • не предпринимать никаких действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ау­диторской проверки;
  • оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе ауди­торской проверки нарушения правил ведения бухучета и со­ставления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (ау­диторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе когда выводы заключения не согласуются с позици­ей работников аудируемой организации, а также в случае не­полного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам, и др.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

организация имеет организационно-правовую форму откры­того акционерного общества;

организация является кредитной организацией, страховой орга­низацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государст­венным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством обяза­тельные исчисления, производимые физическими и юридиче­скими лицами, фондом, источниками образования средств ко­торого являются добровольные отчисления физических и юри­дических лиц;

объем выручки организации или индивидуального предпри­нимателя от реализации продукции (выполнения работ, ока­зания услуг) за один год превышает МРОТ в 500 тыс. раз или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года МРОТ в 200 тыс. раз; • организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйствен­ного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятель­ности. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Федерации финансовые показатели могут быть по­нижены.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организа­циями. Это позволит повысить качество проведения обязательного аудита, имеющего важное экономическое и социально-правовое значение. Кроме того, при проведении обязательного аудита в ор­ганизациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля госу­дарственной собственности или собственности субъекта Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудитор­ских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Пра­вительством РФ.

Большое значение как для аудитора, так и для аудируемого (проверяемого) лица имеет вопрос конфиденциальности информа­ции при проведении аудита (ст. 8 «Аудиторская тайна» Закона об аудиторской деятельности). В ст. 8 Закона об аудиторской деятельности детально расписан порядок использования информа­ции, получаемой в ходе проведения аудиторских проверок, а также при осуществлении контроля качества в отношении индивидуаль­ных аудиторов и аудиторских организаций. Предусмотрена ответст­венность за разглашение аудиторской тайны.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку ее осуществления, оформлению и оценке ка­чества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подго­товки аудиторов и оценке их квалификации (ст. 9 Закона об ауди­торской деятельности). Стандарты подразделяются на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние, дейст­вующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятель­ности утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении ко­торых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Во исполнение и в развитие положений Закона об аудиторского деятельности Правительство РФ приняло постановление «О вопро­сах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» 2002 г. № 80. В этом нормативном акте Минфин России определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регули­рование аудиторской деятельности.

Аудиторское заключение — это официальный документ, предна­значенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организа­ции или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии по­рядка ведения его бухучета законодательству (ст. 10 Закона об ауди­торской деятельности).

Заведомо ложное аудиторское заключение — это заключение, со­ставленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержа­нию документов, представленных для аудиторской проверки и рас­смотренных аудиторской организацией или индивидуальным ауди­тором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. Такое на­рушение влечет ответственность в виде аннулирования у индивиду­ального аудитора или аудиторской организации лицензии на осу­ществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, аннулирование квалификационного аттестата ау­дитора и привлечение его к уголовной ответственности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляе­мые к этим правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливает­ся уполномоченным федеральным органом, который может как прово­дить такие проверки своими силами, так и делегировать право на их проведение аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений. Уклоне­ние от проведения внешней проверки качества или непредставле­ние проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием анну­лирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудитор­ской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяю­щие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных может быть наложено взыскание, вплоть до аннулирова­ния у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннули­рования лицензии на осуществление аудиторской деятельности ин­дивидуального аудитора.

К числу обязательных требований, предъявляемых к претенден­там на получение квалификационного аттестата аудитора, отнесе­ны: высшее экономическое и (или) юридическое образование, по­лученное в российских образовательных учреждениях, имеющих го­сударственную аккредитацию; наличие стажа работы по экономиче­ской или юридической специальности не менее трех лет (ст. 15 За­кона об аудиторской деятельности). Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право аудиторской дея­тельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи должны опреде­ляться Минфином России.

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в тече­ние каждого календарного года (начиная с года, следующего за го­дом получения аттестата), проходить обучение по программам по­вышения квалификации, утверждаемым уполномоченным органом. Обучение осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуще­ствление образовательной деятельности.

В соответствии со ст. 16 Закона об аудиторской деятельности квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:

  • установлен факт получения квалификационного аттестата ау­дитора с использованием подложных документов;
  • вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской дея­тельностью в течение определенного срока;
  • установлен факт несоблюдения аудиторской тайны и незави­симости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуаль­ных аудиторов Закону об аудиторской деятельности;
  • установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодатель­ством или федеральными правилами (стандартами) аудитор­ской деятельности;
  • установлен факт подписания аудитором аудиторского заклю­чения без проведения аудиторской проверки;
  • установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
  • аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата ауди­тора принимается уполномоченным федеральным органом. Он вы­носит мотивированное решение об аннулировании квалификаци­онного аттестата аудитора. Лицо, квалификационный аттестат кото­рого аннулирован, вправе обжаловать это решение уполномоченно­го органа в суд в течение трех месяцев. Учитывая то, что лицензи­рование регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 г. № 128-ФЗ, в ст. 17 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приоста­новления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответст­вии с законодательством о лицензировании отдельных видов дея­тельности.

Институт аккредитованных профессиональных аудиторских объ­единений призван играть значительную роль в повышении участия профессиональных объединений аудиторов в процессе регулирова­ния аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля над качеством аудиторских услуг. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — это объединение аудито­ров, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством в целях обеспечения условий аудиторской дея­тельности своих членов, зашиты их интересов, действующее на не­коммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной дея­тельности и профессиональной этики, осуществляющее системати­ческий контроль над их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (ст. 20 Закона об аудиторской деятельности).

Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва ак­кредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональ­ных аудиторских объединений определяются уполномоченным фе­деральным органом с учетом требований Закона об аудиторской деятельности и рекомендаций совета по аудиторской деятельности. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

  • участвовать в аттестации на право осуществления аудитор­ской деятельности, проводимой уполномоченным федераль­ным органом;
  • в соответствии с квалификационными требованиями уполно­моченного федерального органа разрабатывать учебные про­граммы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
  • самостоятельно или по поручению уполномоченного феде­рального органа проводить проверки качества работы ауди­торских организаций или индивидуальных аудиторов, являю­щихся их членами;
  • по итогам проведенных проверок применять меры воздейст­вия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федepaльный орган с мотивированным ходатайством о наложе­нии взыскания на таких лиц;
  • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным орга­ном о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;
  • ходатайствовать перед уполномоченным органом о приоста­новлении действия и аннулировании квалификационного ат­тестата аудитора в отношении своих членов;
  • ходатайствовать перед уполномоченным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в от­ношении своих членов;
  • обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложе­ниями по регулированию аудиторской деятельности;
  • содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в России;
  • защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти России и субъектов Федерации, судах и правоохранительных органах;
  • разрабатывать и издавать литературу и периодические изда­ния по аудиту и сопутствующим ему услугам;
  • представлять интересы аудиторов в международных профес­сиональных организациях аудиторов, и др.

При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской [деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора они исключаются из состава всех аккредитованных профес­сиональных аудиторских объединений, которых состояли, без права повторного вступления как в эти аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более Трех лет со дня аннулирования лицензии.

Осуществление деятельности аудиторской организацией или; индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицен­зии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или ин­дивидуального аудитора в размере от 100 до 300 МРОТ. Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению влекут взыскание штрафа с организации и индивиду­ального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ.

Аудит выполняет в государстве важную социально-правовую функцию. Аудиторы (аудиторские организации) расширяют возмож­ности применения специальных бухгалтерских познаний, особенно в тех сферах, в которых эти познания использовались еще недостаточ­но, а именно в гражданском и арбитражном процессах.

Аудиторская (экономико-правовая) деятельность сама по себе яв­ляется правоприменительной, способствующей выявлению искажений финансовой отчетности, укреплению законности, правопорядка, укре­плению хозяйственной дисциплины разнообразных хозяйствующих субъектов, обеспечению их экономической безопасности.

С принятием Закона об аудиторской деятельности российские аудиторы получили высшую по юридической силе и современную правовую базу. Все иные источники нормативного и учебного ха­рактера (за исключением международных стандартов) претерпели изменения.

Эффективная реализация Закона об аудиторской деятельности должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению ауди­та в России, повышению его авторитета в мировом сообществе. Ус­пех в этой сфере зависит от совместной конструктивной работы ау­диторов (экономистов и юристов), профессиональных аудиторских объединений и заинтересованных государственных органов.

 



2018-07-06 531 Обсуждений (0)
Правовые основы аудиторской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые основы аудиторской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)