Правовые основы аудиторской деятельности
7 августа 2001 г. Президент РФ подписал Закон об аудиторской деятельности, который вступил в силу поэтапно. С его принятием в стране начался новый этап цивилизованного развития аудита. Аудиторская деятельность аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 1 Закона об аудиторской деятельности) Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухучета законодательству. Такое понятие сформулировано на основе международного опыта. В соответствии со ст. 1 Закона об аудиторской деятельности под сопутствующими аудиту услугами понимается:
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Особенности правового положения аудиторских организаций; осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, устанавливаются Законом сельскохозяйственной кооперации». Аудитором может быть физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. 1е менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны оставлять граждане России, постоянно проживающие на территории страны, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, их доля должна составлять, не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. В соответствии со ст. 5 и 6 Закона об аудиторской деятельности при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если: организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает МРОТ в 500 тыс. раз или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года МРОТ в 200 тыс. раз; • организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Федерации финансовые показатели могут быть понижены. Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Это позволит повысить качество проведения обязательного аудита, имеющего важное экономическое и социально-правовое значение. Кроме того, при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ. Большое значение как для аудитора, так и для аудируемого (проверяемого) лица имеет вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита (ст. 8 «Аудиторская тайна» Закона об аудиторской деятельности). В ст. 8 Закона об аудиторской деятельности детально расписан порядок использования информации, получаемой в ходе проведения аудиторских проверок, а также при осуществлении контроля качества в отношении индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Предусмотрена ответственность за разглашение аудиторской тайны. Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку ее осуществления, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации (ст. 9 Закона об аудиторской деятельности). Стандарты подразделяются на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Во исполнение и в развитие положений Закона об аудиторского деятельности Правительство РФ приняло постановление «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» 2002 г. № 80. В этом нормативном акте Минфин России определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности. Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухучета законодательству (ст. 10 Закона об аудиторской деятельности). Заведомо ложное аудиторское заключение — это заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. Такое нарушение влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к этим правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может как проводить такие проверки своими силами, так и делегировать право на их проведение аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений. Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора. В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных может быть наложено взыскание, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора. К числу обязательных требований, предъявляемых к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, отнесены: высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию; наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет (ст. 15 Закона об аудиторской деятельности). Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи должны определяться Минфином России. Аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года (начиная с года, следующего за годом получения аттестата), проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным органом. Обучение осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. В соответствии со ст. 16 Закона об аудиторской деятельности квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Он выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать это решение уполномоченного органа в суд в течение трех месяцев. Учитывая то, что лицензирование регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 г. № 128-ФЗ, в ст. 17 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений призван играть значительную роль в повышении участия профессиональных объединений аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля над качеством аудиторских услуг. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — это объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, зашиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль над их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (ст. 20 Закона об аудиторской деятельности). Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований Закона об аудиторской деятельности и рекомендаций совета по аудиторской деятельности. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской [деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора они исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которых состояли, без права повторного вступления как в эти аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более Трех лет со дня аннулирования лицензии. Осуществление деятельности аудиторской организацией или; индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 МРОТ. Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению влекут взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ. Аудит выполняет в государстве важную социально-правовую функцию. Аудиторы (аудиторские организации) расширяют возможности применения специальных бухгалтерских познаний, особенно в тех сферах, в которых эти познания использовались еще недостаточно, а именно в гражданском и арбитражном процессах. Аудиторская (экономико-правовая) деятельность сама по себе является правоприменительной, способствующей выявлению искажений финансовой отчетности, укреплению законности, правопорядка, укреплению хозяйственной дисциплины разнообразных хозяйствующих субъектов, обеспечению их экономической безопасности. С принятием Закона об аудиторской деятельности российские аудиторы получили высшую по юридической силе и современную правовую базу. Все иные источники нормативного и учебного характера (за исключением международных стандартов) претерпели изменения. Эффективная реализация Закона об аудиторской деятельности должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России, повышению его авторитета в мировом сообществе. Успех в этой сфере зависит от совместной конструктивной работы аудиторов (экономистов и юристов), профессиональных аудиторских объединений и заинтересованных государственных органов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |