Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Крестьянская реформа 1861г.



2018-07-06 402 Обсуждений (0)
Крестьянская реформа 1861г. 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственный и общественный строй во второй половине 19 в.

Система центрального государственного управления.

1) В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган - Совет министров.

  • Совет министров не являлся правительством, имел только совещательное значение, никакой самостоятельностью в решении вопросов государственного управления не обладал.
  • Совет рассматривал государственные дела, материалы и отчеты о работе министерств и ведомств.
  • Председателем Совета министров был сам император.
  • Членами Совета министров являлись председатель Комитета министров, председатель Государственного Совета, министры, руководители главных управлений.

2) Высшим законосовещательным органом оставался Государственный Совет.

Функции Государственного Совета оставались прежними, но при нем были учреждены различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государствен­ного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия).

 

  • в 60-70-х гг. имел огромное значение при рассмотрении проектов законов по проведению различных реформ
  • В 80-х гг. в период правления Александра III значение Государственного Совета ослабевает (ему на нравилась их независимость и пожизненное назначение), он при решении большинства вопросов опирался на Комитет министров, который в это время является основным совещательным органом.

3) Отраслевое управление (министерства):

n В 1865 г. Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения.

n В составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждениев связи с проведением крестьянской реформы.

n В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

n Были упразднены дореформенные казенные кредитные учреждения и вместо них в 1860 г. был создан Государственный банк. В 1864 г. возник первый акционерный Санкт-Петер­бургский частный коммерческий банк, в последующие годы их число возросло.

n В условиях обострения классовой борьбы, активизации народнического движения в феврале 1880 г. правительство пошло на учреждение Верховной распорядительной комиссии, на которую возлагалась обязанность установления общественного спокойствия.

n III отделение Императорской канцелярии было ликвидировано а его функции переданы Департаменту полиции министерства внутренних дел, в состав которого входило семь делопроизводств. Важ­нейшим из них было Третье делопроизводство, занимавшееся политическим сыском и охраной царя.

n В системе МВД также были созданы Главное управление по делам печати и Главное тюремное управление.

Местное управление.

n Новое местное управление основывалось на "Положении о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г.

n Согласно которому создавались губернские и уездные земские учреждения, состоящие из распорядительных и исполнительных органов.

n Распорядительными органами земства были земские (губернские и уездные) собрания.

ü Члены земских собраний, или гласные, избирались по трем куриям: уездных землевладельцев, городских обществ и от сельских обществ.

ü Для уездных землевладельцев и городских избирателей, имевших высокий имущественный ценз, выборы были прямыми, то для крестьян, избиравших по третьей курии, выборы были многостепенными (через выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды).

ü От участия в выборах отстранялись женщины, учащиеся, народные учителя, находящиеся в услужении у частных лиц, рабочие и служащие частных предприятий, армия и полиция (считавшиеся вне политики), лица моложе 25 лет; находящиеся под уголовным следствием или судом; опороченные по суду или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

ü Гласные или земские собрания созывались раз в год на сессию для утверждения годовых отчетов исполнительных органов - управ, для рассмотрения дел земского хозяйства, доходов и расходов.

§ Исполнительными органами являлись уездные и земские управы, избиравшиеся на земских собраниях.

Сфера деятельности земских учреждений:

· содержание местных путей сообщения,

· строительство и содержание школ, больниц, приютов, церквей,

· организация медицинской помощи населению,

· страхование имущества и т.п.

§ Земства являлись всесословными учреждениями, но председа­телями земских собраний могли быть только предводители губер­нского и уездного дворянства. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостанавливать решение земств, если оно про­тиворечило "общим государственным пользам". Указы 1868-1874 гг. ограничили гласность, свободу прений в земских собраниях.

Городское самоуправление основывалось«Городовом положении» от 16 июня 1870 г.

Со­гласно данному закону екатерининское сословное городское управление, дей­ствующее с 1785 г., упразднялось и вводились всесословные городс­кие думы, члены которых - гласные, избирались на четыре года на основании имущественного ценза.

§ Городская дума избирала свой рабочий исполнительный орган - городскую управу, возглавляемую городской головой. Он был од­новременно и председателем городской думы.

§ Городской голова уездного города после избрания собранием утверждался губернатором, а губернского города - министром внут­ренних дел. Городская дума подчинялась Сенату.

§ К компетенции город­ского управления были отнесены вопросы благоустройства города, транспорт, канализация, водопровод, организация просвещения и об­разования, здравоохранения и др.

§ По новому "Городовому положению" от 11 июня 1892 г. значи­тельно возрос имущественный ценз для избирателей, что привело к исключению из состава избирателей низших слоев населения.

 

Крестьянская реформа 1861г.

Результатом деятельности секретного комитета, образованного в 1857 г. и преобразованного в дальнейшем в Главный комитет по крестьянским делам, становится утверждение 19 февраля 1861 г. Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, а также таких НПА как Общее положение о крестья­нах, вышедших из крепостной зависимости, Положение о выкупе и другие акты о Крестьянской реформе (всего 17 актов).

Законы от 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса:1) о личном освобождении крестьян; 2) о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; 3) о выкупе крестьянами своих земельных наделов; 4) об организации крестьянского управления.

С опубликованием Манифеста:

· прекращалось право помещиков распоряжаться личностью крестьянина, (т.е.продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить или выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать).

· Крестьяне получали личные и имущественные права, в том числе: на самостоятельное, без разрешения помещика вступление в брак,

ü заключение договоров;

ü свободное занятие торговлей и промышленностью;

ü ведение своих судебных дел

ü участие в работе органов общественного самоуправления;

ü по­ступление на службу, на учебу;

ü приобретение движимой и не­движимой собственности;

ü наследование имущества и т.д.

По законам:

  • устанавливался двухлетний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян, которые удостоверяли мировые посредники, призванные улаживать конфликты между помещи­ками и крестьянами. В течение этих 2-х лет крестьяне обязаны были отбывать прежние повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечи­тельства.

· С составлением уставной грамоты крестьяне получа­ли земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались временнообязанными и несли прежние повинности (барщину и оброк).

· с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьяне приобретали статус крестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей, но оставались податным сословием, т. е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

· Крестьяне при освобождении (во избежаниенежелательного скопле­ния в городах лишенных земли)в обязательном порядке наделя­лись землей - приусадебным участком и полевым наделом за исключением дворовых), от которого не могли отказаться или продать в течение9 лет после издания закона о реформе.

· В каждом регионе страны были установлены свои нормы наделения крестьян зем­лей, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне фактически пользовались до рефор­мы. Поэтому в ходе реформы у крестьян часть земли была от­резана.

· Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Таким образом, размер выкупного пла­тежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактиче­ски и стоимость личности крестьян.

· 20-25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75-80% помещики получали от государства путем кредитования крестьян на 49 лет под 6% в год.

· На основной части территории страны (Великороссии, большей части нынешней Украины и Белоруссии) сохранялась общинная форма землепользования. Община являлась собственником земли, так как она (а не каждый отдельный крестьянин) выкупала землю, и внутри общины эта земля периодически перераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и повинности, распределяла их между всеми членами.

· В тех регионах, где не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика, Се­вер, Сибирь и т. д.), устанавливался подворно-участковый по­рядок наследственного землевладения. Он давал возможность крестьянину более свободно распоряжаться землей.

· Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чем помещичьи кресть­яне.

· Органами крестьянского самоуправления в сельских общест­вах являлись сельские сходы, избиравшие сельских старост и других долж­ностных лиц. Сходы решали вопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания не­доимок.

· Сельские общества объединялись в более крупные единицы - волости с населением от 300 до 2000 человек. Избиралось Волостное управление – волостные старшины, волостные судьи - обеспечивали исправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. Их деятельность контролировали мировые посред­ники. Общее руководство деятельностью мировых посредников осуществляли губернские по крестьянским делам присутствия под председательством губернаторов.



2018-07-06 402 Обсуждений (0)
Крестьянская реформа 1861г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Крестьянская реформа 1861г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)