Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальность программы



2018-07-06 267 Обсуждений (0)
Актуальность программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследования визуальной культуры составляют неотъемлемую часть современного академического ландшафта, представляя собой наиболее продуктивную форму теоретического осмысления трансформаций, происходящих в культуре и обществе в последние десятилетия.

К числу таких трансформаций относится, прежде всего, связанное с пролиферацией визуальных образов изменение форм производства, дистрибуции и потребления информации. Визуальные образы и, соответственно, зрительное восприятие во все возрастающей степени влияют на жизнь современного общества. Производство и распространение знаний, формирование самосознания личности, социальная коммуникация сегодня обусловлены разнообразными визуальными средами, оказывающими непосредственное влияние на их характер и производимый ими эффект.

Разнообразные визуальные медиумы характеризуются специфическими семантическими и коммуникативными возможностями. Визуальное – это не факультативная иллюстрация «автономного» смысла, а особая генеративная среда, позволяющая производить и распространять интерсубъективные содержания способами, отличными от тех, что характерны для языковых средств.

Коммуникативная специфика и разнообразие визуальных сред (медиумов), а также преимущественно визуальный характер современной культуры ставят новые задачи перед исследованиями культуры, которые уже не могут оставаться в прежних дисциплинарных рамках. Ориентация на исторические науки, филологию, искусствознание и философию культуры, характерная для отечественной культурологии, не отвечает современным социокультурным процессам. Лингвистические/историко-филологические модели интерпретации современных культурных процессов игнорируют специфику их материальных визуальных сред, оказывающих всякий раз непосредственное и решающее влияние на способы доступа к ним, их специфическую «грамматику», а также производимые ими эффекты (когнитивные, коммуникативные, суггестивные).

Исследования образности и визуальности сегодня не могут ограничиваться сферой искусства и так называемой «высокой культуры». Феномен визуальной культуры как отличительной черты современности требует вовлечения в сферу систематического культурологического исследования широкого спектра тем и предметных полей, прежде не относившихся к объектам теории культуры. Речь идет о таких важных для современной культуры феноменах, как телевидение, интернет, кинематограф, реклама, дизайн, компьютерная техника, транспорт, городская среда, политика репрезентаций, повседневность, производство и трансляция научного знания и многие другие. Многообразию форм визуальных практик и их эффектов отвечает и многообразие теоретических подходов. Исследования визуальной культуры опираются на множество методических стратегий от семиотики до психоанализа, перечень которых остается открытым.

Принципиальной особенностью современной визуальной культуры является быстрый рост различных технологий визуализации, которые не только порождают новые сегменты визуальной культуры, но требуют существенного обновления компетенций в традиционных областях культуры. В частности, перед музейной отраслью встают новые задачи использования новых технологий оцифровки, что порождает новый спектр проблем – от технологических до экономических и правовых.

Открытие программы по визуальной культуре крайне актуально для Российской Федерации, культурологическое образование в которой во многом ориентировано на устаревшие образцы, игнорирующие современные социокультурные процессы и опирающиеся на устаревшие модели культуры.

Серьезный вызов для современной российской культуры – проблема визуальной грамотности. Формирование навыков визуальной грамотности является перспективным направлением работы в том числе по подготовке релевантных специалистов и продвижению новых образовательных продуктов в различные сегменты образовательных услуг.

В Российской Федерации, интегрированной в мировые процессы, тесно связанные с визуализацией социального мира (такие как медиализация, урбанизация и глобализация) ощущается дефицит экспертов, способных артикулировать эти процессы, что является базовой предпосылкой для продуктивной деятельности в различных областях культурного производства: от образования и искусства до рекламы и городского планирования. Кроме того, проникновение образных содержаний во все сферы современного общества делает «визуальную грамотность» (visual literacy) одним из ключевых факторов повседневной жизни и, соответственно, важным элементом массового образования.

 

Программа в национальном и международном контекстах:

Как исследовательское направление «визуальные исследования» сложились в 1980-х годах. В 1990-е ­– параллельно усиливающейся и глобализующейся визуализации и иконизации современной жизни – происходит динамичная институционализация визуальных исследований.

На сегодняшний день существует множество программ бакалаврского и магистерского уровня по визуальным исследованиям, прежде всего, в США, Канаде и Великобритании (Например, в университетах Гарварда, Хьюстона, Калифорнии (Беркли), Санта Круз, Торонто, Эдинбурга, Манчестера и многих других).

За последние полтора-два десятилетия вокруг проекта визуальных исследований сложилась развитая инфраструктура: система международных исследовательских институтов (например, Центры визуальных исследований в Гарварде, Пенсильвании, Вене), научных сообществ (например, International Visual Sociology Association); издаются международные англоязычные журналы: Visual Studies (Routledge), Journal of Visual Culture (SAGE), Visual Communication и другие. Визуальные исследования представляют собой сегодня интегральную часть современных социальных наук, в частности наук о культуре, которые уже не могут ориентироваться исключительно на историко-филологические модели культуры конца19-го – начала 20-го веков.

В этой связи открытие программы по визуальным исследованиям в НИУ-ВШЭ могло бы стать одним из эффективных каналов интеграции университета в мировое научное сообщество. Однако главное – это формирование предпосылок для рефлексивной реакции на процессы визуализации, в которые вне всяких сомнений вовлечено и российское общество.

При этом следует заметить, что в российской федерации на сегодня нет программ по визуальным исследованиям. Наиболее близкой по профилю следует признать магистерскую программу «Визуальный медийные искусства» (РГГУ). Однако она искусствоведческого профиля, что накладывает на нее соответствующие ограничения в тематике и постановках вопроса.

На постсоветском пространстве существует только одна аналогичная программа: в Европейском гуманитарном университете (Вильнюс). При этом следует отметить, что, в отличие от программы НИУ ВШЭ, она в большей степени ориентирована на проблематику политических импликаций визуальных репрезентаций нежели на анализ их смысловой и материальной структуры.

 



2018-07-06 267 Обсуждений (0)
Актуальность программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальность программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)